Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся, имеющих диагноз «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы. 1.Дефектное произношение 2-5 звуков, распространяющееся на одну –две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей , прошедших дошкольное коррекционное обучение , произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (смазанным). 2. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
Иконка файла материала конспект.docx
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального  обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточной сформированности  речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной  деятельностью. Нарушение фонетико­фонематического компонента речевой системы. 1.Дефектное произношение 2­5 звуков, распространяющееся на одну –две группы  оппозиционных звуков. У некоторых детей , прошедших дошкольное коррекционное обучение , произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным  (смазанным). 2. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: ­недостаточная сфомированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и  синтеза звукового состава слов; ­недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; ­трудности овладения письмом и чтением. Нарушение лексико­грамматического компонента речевой системы. 1.Лексический запас ограничен рамками обиходно­бытовой тематики, качественно  неполноценен. 2.Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные  синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях  простых и синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: ­недостаточное понимание учебных заданий, указаний учителя; ­трудности овладения учебными понятиями , терминами; ­недостаточное развитие связной речи; Психологические особенности 1.Неустойчивое внимание. 2.Недостаточная работоспособность по отношению к языковым явлениям. 3.Недостаточное развитие способности к переключению. 4.Недостаточное развитие словесно­логического мышления . 5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений .Следствие: ­недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению  полноценными навыками учебной деятельности; ­трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы;  определение путей и средств достижения цели). Основные направления работы. 1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом  составе слова развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза  слогозвукового состава слова. 2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: ­уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса  как путем накопления слов, относящихся к различными способами словообразования; ­уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и  совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми  словосочетаниями, связью слов в учениюпредложении. 3.Формирование связной речи: ­развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и  смысловой культуры высказывания; ­установление логики ; 4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: ­устойчивости внимания; ­наблюдательности; ­способности к запоминанию; ­способности к переключению; ­навыков и приемов самоконтроля; ­познавательной активности; ­произвольности общения и поведения; 5. Формирование полноценных учебных умений: ­предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала;  выделение главного ); 6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной  деятельности: ­ ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной  терминологии;­ ответы двумя­тремя фразами по ходу и итогам учебной работы; ­применение инструкций при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам  учебной работы; ­ употребление усвоенной учебной задачи с использованием новой терминологии; ­ обращение к учителю или товарищу по группе за разъяснением; ­пояснение инструкции , учебной задачи с использованием новой терминологии; ­формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; ­составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).