Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.
Оценка 4.9

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
чтение
7 кл
02.06.2018
Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках». Действительно, в руках педагогов всё, а самое главное –это развитие личности:Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках».
Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников..docx
Психолого­педагогические основы  формирования УУД  у школьников. Жил   мудрец,   который   знал   всё.   Один   человек   захотел   доказать,   что мудрец   знает   не   всё.   Зажав   в   ладонях   бабочку,   он   спросил:   «Скажи, мудрец,   какая   бабочка   у   меня   в   руках:   мёртвая   или   живая?»   А   сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках». Действительно,   в   руках   педагогов   всё,   а   самое   главное   –   это   развитие личности:  любознательной   интересующейся   активно познающей мир  умеющей учиться  способной к организации собственной деятельности  уважающей   и   принимающей   ценности   семьи   и   общества,   историю   и культуру каждого народа  доброжелательной  умеющей слушать партнёра   уважающей своё и чужое мнение  готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть   современному   педагогу   для   развития   личности   –   ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей? Начальная   школа   –   самоценный,   принципиально   новый   этап   в   жизни ребёнка:   начинается   систематическое   обучение   в   образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется   социальный   статус   и   увеличивается   потребность   в самовыражении. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий)   определено   Федеральным   образовательным   стандартом   второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые   социальные   запросы   определяют   цели   образования   как общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие   учащихся, обеспечивающие   такую   ключевую   компетенцию   образования   как   «научить учиться». Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что­то новое. Однако   нельзя   воспринимать   его   как   «сосуд»,   куда   «сливается»   опыт человечества. Поэтому   основными   движущими   силами   развития   человека   остаются самовоспитание   и   самообразование,   ведущие   в   конечном   итоге   к самосовершенствованию.   Но   чаще   всего   именно   в   процессе   обучения   и воспитания,   когда   педагогам   удаётся   в   комплексе   развивать   общеучебные умения  и навыки  школьников,  у  последних  возникает  стремление  учиться, формируются УУД. Ребёнку,   впервые   переступившему   порог   школы,   нужно   многому научиться: слушать и слышать, правильно себя вести на уроках и переменах общаться со сверстниками и взрослыми. Овладение этими и многими другими учебными   задачами   происходит   на   протяжении   всего   периода   начального обучения. Главное при этом – сохранить все навыки и умения и позднее, при переходе в основную школу. Особенностью   содержания   современного   начального   образования является   не   только   ответ   на   вопрос,   что   ученик   должен   знать,   но   и формирование   универсальных   учебных   действий   в   личностных, коммуникативных,   познавательных,   регулятивных   сферах,   обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В чем теперь заключается роль начальной школы? Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение   данной   цели   становится   возможным   благодаря формированию   системы   универсальных   учебных   действий   (УУД).   Сегодня УУД  придается  огромное  значение,  т.к. УУД  –  это  навыки,  которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Определение понятия "универсальные учебные  действия". В   широком   значении  термин   "универсальные   учебные   действия" означает   умение   учиться,   т.е.  способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию   путем   сознательного   и   активного   присвоения нового социального опыта.  В   узком   значении  (собственно   психологическом   значении)   ­ совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков   учебной   работы),   обеспечивающих   его   способность   к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.   В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий, соответствующих   ключевым   целям   общего   образования,   можно   выделить четыре блока:  1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию   учащихся   (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание   моральных   норм   и   умение   выделить   нравственный   аспект поведения)   и   ориентацию   в   социальных   ролях   и   межличностных отношениях.  Применительно   к   учебной   деятельности   следует   выделить   три   вида личностных действий:  ­ личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; ­   смыслообразование,   т.   е.   установление   учащимися   связи   между   целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает   деятельность,   ради   чего   она   осуществляется).     Ученик   должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него.  ­ нравственно­этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия   обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.  К ним относятся: ­  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  ­ планирование  ­ определение  последовательности   промежуточных  целей  с учетом   конечного   результата;   составление   плана   и   последовательности действий;  ­   прогнозирование   ­   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения,   его временных характеристик;  ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­ коррекция ­ внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  ­  оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  ­   волевая   саморегуляция   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии; способность   к   волевому   усилию     ­   к   выбору   в   ситуации   мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий. Познавательные   универсальные   учебные   действия   обеспечивают способность   к  познанию  окружающего  мира:   готовность   осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.   Общеучебные универсальные действия:  ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   ­ поиск и выделение необходимой информации;  ­   применение   методов   информационного   поиска,   в   том   числе   с   помощью компьютерных средств: ­ знаково­символические действия: замещение, кодирование, моделирование ­ преобразование объекта из чувственной формы в модель и   преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; ­ умение структурировать знания; ­ умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  ­  выбор   наиболее   эффективных   способов  решения   задач   в  зависимости   от конкретных условий;  ­ рефлексия способов   и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  ­   смысловое   чтение   /как   осмысление   цели   чтения   и   выбор   вида   чтения   в зависимости от цели/;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов   различных   жанров;   определение   основной   и   второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,   публицистического   и   официально­делового   стилей;   понимание   и адекватная оценка языка средств массовой информации; ­  постановка и формулирование проблемы,  ­  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.    с   целью   выделения   признаков   (существенных,  Универсальные логические действия:  ­   анализ   объектов   несущественных)  ­   синтез   как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  ­   выбор   оснований   и   критериев   для   сравнения,   сериации,   классификации объектов;  ­ подведение под понятия, выведение следствий;  ­ установление причинно­следственных связей,   ­ построение логической цепи рассуждений,  ­ доказательство; ­ выдвижение гипотез и их обоснование.  Постановка и решение проблемы: ­ формулирование проблемы; ­   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем, интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Видами  коммуникативных действий являются:  ­   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   ­ определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  ­   постановка   вопросов   ­   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации;  ­   разрешение   конфликтов  ­   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  ­ управление поведением партнера ­ контроль, коррекция, оценка действий партнера; ­   умение   с   достаточно   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  ­ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие   системы   УУД   в   составе   личностных,   регулятивных, познавательных   и   коммуникативных   действий,   определяющих   развитие психологических   способностей   личности,   осуществляется   в   рамках нормативно­возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс   обучения   задает   содержание   и   характеристики   учебной деятельности   ребенка   и  тем   самым   определяет   зону   ближайшего   развития указанных   универсальных   учебных   действий   ­     их   уровень   развития, соответствующий нормативной стадии развития.             Критериями   оценки   сформированности   УУД  у   учащихся, соответственно, выступают: 1.Соответствие возрастно­психологическим  нормативным требованиям; 2.Соответствие   свойств   требованиям.          Возрастно­психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.   универсальных   действий   заранее   заданным Успешность   обучения   в   начальной   школе   во   многом   зависит   от сформированности   УУД.   Универсальные   учебные   действия,   их   свойства   и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения   знаний,   формирование   умений,   образа   мира   и   основных   видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие   УУД   обеспечивает   формирование   психологических новообразований   и   способностей   учащегося,   которые   в   свою   очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Список литературы 1. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. 2.Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962. 3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд­во "Логос", 2002. 4.Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд­во СГПУ, 1998. 5.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008. 6.Особенности личностного и профессионального развития субъектов  образовательного пространства в современных социально­экономических  условиях.  Под ред. Л.М.Митиной М., 2010. 7.Психолого­педагогическое обеспечение национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010. 8.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные  действия. М, 2010. 9.Интернет­портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для  всех”». Подготовила : Габараева Н.Х.

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников.

Психолого-педагогические основы  формирования УУД у школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2018