Психолого-педагогический семинар: «Подростковый возраст»
Оценка 4.7

Психолого-педагогический семинар: «Подростковый возраст»

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
10.01.2017
Психолого-педагогический семинар: «Подростковый возраст»
Подростковый возраст – один из самых сложных, но в то же время один из самых значимых периодов в жизни наших детей. Подростковый возраст – период внутренних конфликтов с самим собой и другими где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя. А что делать нам? • Принять ребенка таким, каков он есть, безутешно влюбленного и агрессивного, самонадеянного и робкого, счастливого и несчастного, мечущегося и спокойного, такого разного и непредсказуемого. • Понять, подсказать и направить, чтобы разочарования были не такими болезненными. • Научить радоваться жизни во всех ее направлениях. Любая неудача оставляет свои следы, приносит свои «болезни». И « по выздоровлении» подросток с той же решимостью устремляется в водоворот жизни начинать все заново. Cтановление характера ребенка, его мировоззрение формируется в семье.Vfnthbfk j gjlhjcnrjdjv djphfcnt
Подростковый возраст.docx

 

Психолого-педагогический семинар:

«Подростковый возраст»
и профилактика агрессивного поведения у подростков.

Цель семинара:

  • обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;
  • обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми.

Ход семинара.

 

Доклад

 

Внимание – подросток!

        Подростковый возраст – один из самых сложных, но в то же время один из самых значимых периодов в жизни наших детей.

        Подростковый возраст – период внутренних конфликтов с самим собой и другими где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя.

        А что делать нам?

·        Принять ребенка таким, каков он есть, безутешно влюбленного и агрессивного, самонадеянного и робкого, счастливого и несчастного, мечущегося и спокойного, такого разного и непредсказуемого.

·        Понять, подсказать и направить, чтобы разочарования были не такими болезненными.

·        Научить радоваться жизни во всех ее направлениях. Любая неудача оставляет свои следы, приносит свои «болезни». И « по выздоровлении» подросток с той же решимостью устремляется в водоворот жизни начинать все заново.

А ради чего?

      Для постижения себя. Ведь именно в водоворотах эмоций, срывов и возрождений может родиться истинная личность.

Давайте вместе окунемся в эту пору еще раз, вспомним себя, свои промахи и победы, вспомним, чего мы сами ждали от наших родителей. И тогда посмотрим на наших детей другими глазами.

        Не стоит забывать о том, что, формируясь и развиваясь как личность, подросток приобретает не только положительные качества, но и недостатки.

        Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными. Это оказывается таким увлекательным занятием, что ребята просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. И тогда на первый план выходят ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА. Именно обретенному другу он будет доверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы. Высоко ценятся честность, верность, долг, помощь и поддержка. Не прощаются предательство, нарушение данного слова, измена, жадность, эгоизм.

 

        Часто ответственность за воспитание подростков перекладывают на воспитательные учреждения, во всех отклонениях в поведении винят воспитателей и преподавателей. На самом же деле становление характера ребенка, его мировоззрение формируется в семье.

Семейные отношения.

В период взросления отношения подростков с родителями крайне противоречивы. Их стиль определяют три потребности, которые одновременно развиваются у подростков:

·        Потребность в любви, внимании и поддержке со стороны родителей;

·        Потребность в освобождении от опеки, контроля (т.е. желание самостоятельности);

·        Стремление к равноправным отношениям.

Однако не стоит забывать, что:

От того, как родители сами хотят строить отношения со своим ребенком, будет в значительной степени зависеть стиль взаимоотношений в семье.

Основной формой воспитания ребенка является забота о нем.

Заботясь о ребенке, родители стараются его контролировать. Но подросток хочет, чтобы с ним считались, и тогда, взрослые добавляют еще одну функцию – требовательность.

 

Стили семейного воспитания.

Каждая семья имеет свой стиль взаимоотношений, который и формирует семейную атмосферу. Обычно семья относится к ребенку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

 

Демократические отношения.

        При таком стиле отношений родители понимают, что ребенок взрослеет и с ним необходимо считаться, права ребенка не ущемляются. Главный принцип демократической семьи – чувство самоуважения и готовность к сотрудничеству.

        Ребенок из такой семьи терпим к недостаткам других, уважает их право на собственное мнение и поступки, готов к компромиссам, достаточно ответственен, реально оценивает свои силы, умеет сам решать свои проблемы, зачастую и духовно высоко развит. Этот стиль взаимоотношений требует большого терпения.

 

Авторитарный стиль.

       Такого стиля придерживаются родители, которые привыкли с раннего детства жестко контролировать своего ребенка, предъявляя требования, причины которых не разъясняются. В такой семье допустимы и телесные наказания. Часто в такой семье главенствует кто-то один, а все остальные слушаются, боятся и заискивают одновременно.

        Зачастую подросток сопротивляется такому стилю отношений и это сопротивление может проявиться в двух линиях поведения:

1)     неподчинение и борьба

2)     неуверенность в себе, незрелость и несамостоятельность.

При таком варианте часто вырастают инфантильные дети, привычка подчиняться силе у него в крови. В их поведении отмечается агрессивность, или, напротив, демонстрируют униженность, пассивность, за которой стоит неуверенный подросток. Последствия: неврозы, ограниченность развития.

 

Жесткий контроль при недостатке эмоциональности.

        Часто такой стиль отношений возникает, если ребенок неосознанно отождествляется у родителей с каким-то неприятным значимым моментом в их жизни. И тогда воспитание происходит по типу «Золушки».

        Подросток чувствует себя брошенным и ненужным. Такой ребенок не знает, что значит любить, сострадать, жалеть. Потребность в любви и эмоциональном контакте дети из таких семей компенсирует общением со сверстниками. Они становятся тусовщиками и завсегдатыми всех сборищ и компаний у подъезда. Подростки из таких семей могут начать увлекаться наркотиками. Многие из них совершают правонарушения и мелкие кражи, т.о. они подсознательно пытаются привлечь к себе внимание.

 

Отсутствие контроля при недостатке душевных отношений.

        Эти отношения дают ощущение вседозволенности, поэтому они лишены полноценной родительской заботы и ответственности за ребенка, родители думают только о себе. Ребенок является просто раздражающим фактором. Он чувствует себя лишним и нелюбимым. Отсюда и частые уходы из дома и прогуливание уроков. Девочки могут начать искать «приключения» на стороне, потому как падки на ласковые слова. Мальчики могут самоутверждаться за счет слабых, и проявлять жесткость.

        Эгоизм и конфликтность – вечные спутники таких детей. Их нетерпимая требовательность будет выражаться в выражениях «Я так хочу! Я так сказал!», провоцируя в ответ агрессивную реакцию.

 

Сильная опека при сильном эмоциональном контакте.

        Подросток в такой семье окружен заботой и находится под пристальным вниманием своих родителей. Они думают за него, решают, что и как делать, водят за ручку. Со временем у детей, воспитанных таким образом, возникают трудности в общении, они пассивны, неуверенны в себе. В основном они так и остаются инфантильными «малышами».

 

Высокие ожидания родителей.

        При таком стиле отношений родители предъявляют к ребенку массу требований, претензий, записывают во многие секции и вообще пытаются слишком разносторонне развивать. При этом желания самого ребенка не очень-то учитываются. Английский, музыка, теннис, шахматы, плавание, танцы – вот лишь неполный перечень родительских амбиций. Кроме т ого, ребенок должен хорошо учиться, во всем помогать родителям по дому, на даче и т.д. Сами родители и половины из этого списка не умеют, но это их ничуть не смущает.

Ребенок становится «реализатором» жизненных планов родителей.

        При таком стиле воспитания у подростков формируется тревожность, страхи, боязнь неуспеха и избегание неудач.

 

        У каждого стиля есть свои достоинства и недостатки, и каждая семья старается выработать свой собственный стиль. В семье может существовать одновременно несколько стилей общения. Главное, чтобы эти отношения приносили радость и ощущение комфорта всем членам семьи.

        Конечно, идеальных семей и отношений не существует, и в основу стиля воспитания должны быть положены два принципа:

1)       постараться обеспечить ребенку чувство защищенности, а семья должна быть для него надежным тылом;

2)       помочь ребенку научиться учитывать разные планы человеческих чувств и поступков, по-взрослому строить отношения внутри семьи.

В семье ребенок приобретает опыт взаимоотношений. Ведь семья – отражение, модель большого мира.

 

Основные тенденции формирования внутренних установок ребенка.

 

607E39EB

 

607E39EB

 

 

 

 

Вопросы, для анкетирования учащихся.

 

вопросы

ответы

1.

Есть ли у тебя настоящий друг?

 

2.

Часто ли вы меняете друзей?

 

3.

Как часто беседуют  с вами родители или близкие вам люди на интересующие вас темы?

А)часто   Б)  редко    В)  иногда

 

4.

Общаетесь ли вы с родителями, и как часто?

 

5.

Достаточно ли вам общения с близкими?

 

6.

Делитесь ли вы своими секретами, проблемами и с кем:   

А) с родителями   Б)  с друзьями   В)  еще с кем-либо

 

7.

Какое физическое наказание вы испытывали от своих родителей, близких?

 

8.

Считаются ли с вашим мнением в семье?

 

9.

Как вы думаете, любят вас в семье?

 

10.

Как, где и с кем вы любите проводить свободное время?

 

11.

Просите ли вы прощения за свои проступки?

 

12.

Говорите ли вы неправду и как часто?

 

 

 

Актуальность проблемы.
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучена мало теоритически, но не потому, что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому, что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с агрессией, однозначно никто не смог.

Не секрет , что с подросковаой  агрессией мы сталкиваемся часто, видим это и в теленовостях, замечаем на улицах, и не исключение сталкиваемся в колледже.

По проведенным исследованиям   в колледже  из выборки подростков 16-17 лет  (80 человек) -20% имеют высокую склонность, 40%-  склонны  к проявлениям девиантных форм поведения .  Агрессивное поведение -  это одна из форм девиации.
Сегодняшний семинар вызван необходимостью поведения профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми, для предотвращения последствий агрессивного поведения.

 

 Что такое агрессия?

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Цель агрессии – причинение вреда  окружающим ( людям, животным,  имуществу)

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Существуют различные точки зрения по вопросу природы агрессивности:
- агрессивность – врожденное, инстинктивное свойство человека;
- агрессивность – поведенческая реакция на фрустрацию;
- агрессивность – характеристика поведения, формирующаяся в результате научения.
В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Виды агрессии ( проявление агрессии) Категории агрессии по А. Бассу


Тип агрессии

Примеры

Физическая – активная - прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая – активная - непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая – пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая – пассивная - непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная – активная - прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная – активная - непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная - пассивная - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная - пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 

Агрессия в подростковом возрасте (13-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении  рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из-за нее в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

 

Практический блок. Психологический портрет агрессивного ребенка.

Все участники семинара делятся на 2 группы.
Ведущий говорит о том, что все вместе будут составлять портрет агрессивного ребенка. Для этого в группах должны быть обсуждены вопросы:

1. Какие внешние проявления характерны для агрессивного ребенка (особенности поведения)?

2. Какие внутренние переживания свойственны агрессивному ребенку?

(что он чувствует)
Ведущий раздает листочки  бумаги и маркеры двух цветов: синий – для внешних проявлений и красный – для внутренний переживаний. Участники на бумаге записывают варианты.
(Для обсуждения дается 7-10 минут.)

На стене в это время ведущий вывешивает ватман, на котором нарисован силуэт человека. Затем лидер группы предлагает характеристики, после, чего проводится общее обсуждение. Ведущий дает возможность каждому участнику высказаться, выразить свою точку зрения. Предложенные характеристики прикрепляются на ватман с нарисованным силуэтом.

В итоге работы ведущий еще раз обращает внимание участников на все характеристики, свойственные агрессивному ребенку, и на его психологический портрет.

 

 Дискуссия   Причины агрессивного поведения

Какие причины способствуют тому, что ребенок растет агрессивным.               ( ответы фиксируются на ватмане, заранее приготовленном)

1.       Часто теряет контроль над собой.

2.       Часто спорит, ругается со взрослыми.

3.       Часто отказывается выполнять правила.

4.       Часто специально раздражает людей.

5.       Часто винит других в своих ошибках.

6.       Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.       Часто завистлив, мстителен.

8.       Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его…

 

В итоге еще раз обращается внимание участников на перечень причин, на необходимость их учета в работе с агрессивными детьми.

 Практический блок    Коррекционная работа с агрессивными детьми

В работе с агрессивными детьми следует придерживаться двух линий коррекций поведения.

  • Работа непосредственно во время приступа агрессии.
  • Более длительная, скрытая работа, строящаяся на знании причин агрессии.


 Работа проводится по двум группам записываются способы поведения педагога:

  1) непосредственно во время приступа агрессивного поведения ( можно использовать Приложение 1)

2) работа по профилактике агрессивного поведения подростков

Заслушиваются решения обеих команд + дополнения

 

Подведение итогов:

Сегодня на семинаре мы с вами вместе  вспомнили что такое агрессия и агрессивность. Определили какими бывают причины проявления агрессии в поведение подростка. Составили ( совместными усилиями) психологический портрет агрессивного подростка.  И конечно обсудили вопрос как же быть  и в случае  внезапного приступа агрессии  , и  какие меры принять по профилактике агрессивного поведения в подростковой среде. Получили памятки  по правила экстренного вмешательства при агрессивных проявлениях

Но все же главное , что бы мы с вами были детям примером, положительным примером доброжелательного, отзывчивого  педагога. Как бы нам не было плохо, как бы не хотелось сорваться   

Всегда помните    «Агрессия -рождает агрессию»

Литература

1.      Андросова, Ю. Вирус сквернословия / Ю. Андросова // Школьный психолог. − 2008. − № 20.

2.      Соковня, И. Профилактика агрессивных и террорестических проявлений у подростков / И. Соковня. −  М. :Просвещение, 2005.

 

 

Приложение 1

Памятка для педагога:

Правила экстренного вмешательства при агрессивных проявлениях.

Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать
силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали",
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

 Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самогоребёнка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка
- публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.


 

Психолого-педагогический семинар: «Подростковый возраст» и профилактика агрессивного поведения у подростков

Психолого-педагогический семинар: «Подростковый возраст» и профилактика агрессивного поведения у подростков

В период взросления отношения подростков с родителями крайне противоречивы

В период взросления отношения подростков с родителями крайне противоречивы

Подросток чувствует себя брошенным и ненужным

Подросток чувствует себя брошенным и ненужным

В семье ребенок приобретает опыт взаимоотношений

В семье ребенок приобретает опыт взаимоотношений

Вопросы, для анкетирования учащихся

Вопросы, для анкетирования учащихся

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное

На стене в это время ведущий вывешивает ватман, на котором нарисован силуэт человека

На стене в это время ведущий вывешивает ватман, на котором нарисован силуэт человека

Приложение 1 Памятка для педагога:

Приложение 1 Памятка для педагога:

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное…

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017