Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе
Оценка 4.7

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Оценка 4.7
Семинары
docx
дефектология +1
Взрослым
02.04.2018
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе
На открытом семинаре педагогов школ села Богородское, села Николаевка и села Удельно-Дуваней "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе" поделились опытом работы учителя, работающие с обучающимися с ОВЗ. На мероприятии присутствовали члены муниципальной ПМПК.Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Открытый семинар.docx
МУЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  СЕЛА НИКОЛАЕВКА  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ РАЙОН  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе (из опыта работы) (выступление на открытом зональном семинаре педагогов) СУЛТАНГАРЕЕВА АННА ВАСИЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ПОЧЁТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 14.12.2017г. Психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе (из опыта работы) ...Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней  человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не  все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,  какая  бабочка  у  меня в  руках:  мёртвая  или  живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю,  скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую  атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, т.е. создать  психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя  спокойно, нет необходимости защищаться.                         1 Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической  комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех  стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в образовательной организации  и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя  “как дома”. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед  взрослыми, подавлении личности ребенка.  Как писал поэт Борис Слуцкий: Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит… Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и  усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к  конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание  атмосферы доброжелательности позволяют снять напряжённость и неврозы, разрушающие  здоровье детей. Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с  ребенком, имеющим дефект развития, является психологическая поддержка. Поддержать ребенка — значит поверить в него.      2             Инклюзия ­ пока не «включение», а скорее, «перемещение» в  общеобразовательную среду, в которой отсутствует сопровождение в том виде, в каком в  нем нуждаются ученики с ОВЗ. Инклюзивное образование до сих пор не решает проблемы  получения «равных прав и свобод», в этом случае ограничивается право ребенка на  сопровождение в процессе получения образования в соответствии с его образовательными  потребностями и возможностями.                           Так или иначе, в России уже завтра потребуется «распределить» по обычным классам все  1,3 миллиона детей, нуждающихся в специальных условиях обучения, в том числе 70 тысяч  учеников из почти двух тысяч наших коррекционных школ, да еще 40 тысяч надомников, да 140 тысяч учеников коррекционных классов, не говоря уже о детях, изолированных в  социальных психоневрологических интернатах, и об отказных ВИЧ­инфицированных  детях­сиротах из инфекционных больниц, и об упомянутых в декларации ЮНЕСКО  беспризорниках, детях иммигрантов и т.д. и т.п. Но понятно, что даже один такой ребенок  на школу, почувствовавший себя обузой — уже слишком много. Обратимся к сельской школе, в условиях которой обучаются все дети, проживающие на  территории, независимо от состояния их психофизического развития. В условиях сельской  среды, включающей сегодня три четверти школ страны, прогнозирование развития в  области психолого педагогического сопровождения 40 % учащихся имеет исключительно  важное значение. Проблема интегрированного обучения и воспитания приобретает здесь особую остроту в  связи с увеличением числа детей, неблагополучных с точки зрения физического здоровья,  психического состояния, социального положения, нуждающихся в квалифицированной  помощи и поддержке, и отсутствием условий для их специального образования и  дифференцированного обучения. В образовательном пространстве сельских школ инклюзия позволяет, в первую очередь,  решить ряд общепедагогических задач, соответствующих закону об образовании ­  увеличить контингент сельских школ за счет сохранения всех категорий детей в числе её  учеников, сохранить сельскую семью и в целом сельскую среду. В этом состоит одно из преимуществ инклюзии. Очевидно, что школьники с ОВЗ, которые  обучаются сегодня в общеобразовательных школах сельских поселений в условиях  вынужденной интеграции (от 17 до 38 %, Кобрина Л.М., 2006, 2010, 2012), не могут быть  распределены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения с  необходимыми условиями их воспитания и обучения. Кроме того, ПМПК работают не во  всех районных населенных пунктах, что позволяет считать обоснованность комплектации  специальных коррекционных учреждений в значительной степени условной. Таким образом, дети приходят в школу по месту жительства и естественным образом включаются в  общеобразовательную среду.       3                 Речь идет об интеграции, которая предполагает совместную жизнь детей с  отклонениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками в стенах  образовательного учреждения. Т.е. классы интегрированного обучения объединяют  детей, отличающихся друг от друга. На учителя такого класса ложится огромная  ответственность, ему важно понимать и принимать всех детей, учитывать их  индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть  личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие  качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий,  чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были  вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих  способностей был включен в общий учебно­воспитательный процесс. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом  принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере  возможности во фронтальную работу на уроке. Тем самым осуществляя принцип  индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными  образовательными возможностями. Не менее важно, чтобы обучение было связано с  реальной жизнью.                         4             Для активизации деятельности учащихся в том числе учащихся  с ОВЗ можно  использовать следующие активные методы и приёмы обучения (из опыта своей работы хочу сказать): ­ в учебной деятельности (коррекция)  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней  изображен «!»­ всё понятно, справился, с другой – «?»­ есть вопросы, надо помочь; круги разного цвета: красный­всё понятно, зелёный­есть вопросы, карточки с буквами: «П»­«Н»).  Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут  использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления  пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что  сразу видна работа каждого ребёнка. (5­6 классы) 2. Узелки на память(составление, запись на доске основных моментов изучения темы,  выводов, которые нужно запомнить, которые не стираются до конца урока). Запись на  полях тетради, обведение основных формул, правил в «рамочку»… Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения  итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении. 3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами  используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения  эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после  активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. Повторение правил, теорем, формул «про себя». Сюда можно отнести и проговаривание важного материала хором, по   несколько раз. 4. «Мнемонические правила»­не книжные, но запоминающиеся.  ­ Распределительный закон умножения a(b+c)=ab+ac, раскрытие скобок, умножение  одночлена на многочлен (5­7 кл.)­«о соседе и братьях»; ­ Действия с «­» и «+» числами: правильно 5­3=2, не правильно 3­5=­2, ­3­5=­8 сложили «­». ­ Обыкновенные дроби: приведение к общему знаменателю –рассматриваем  3 случая (1  знаменатель: на другой, знаменатели взаимно простые, знаменатели имеют общие  множители), «галки на палки»… ­ Неравенства: «рот открывается на больщий кусок торта», меньше < больше, изображение  решений неравенства на числовой прямой х>5, х<3 штрихуем в ту сторону куда  «стрелочка» показывает. ­ Свойства уравнений, применяемые при решении уравнений: «туда­сюда», «перешли  границу ­ меняем знак» «что мешает,  на то и делим» (примитивно, зато понятно). ­ Замена десятичной дроби обыкновенной: «как слышим так пишим, 0 целых не пишим»… 5. Карточки­подсказки:  ­ признаки = и подобия треугольников («если…одного треугольника соответственно =… другого треугольника, то такие треугольники =») ­ название компонентов действий, нахождение неизвестных компонентов (без этих знаний в  5­6 классах дети не могут решать уравнения): предлагаются карточки с терминами  «слагаемое», «вычитаемое», «частное»… и знаки действий, нужно составить верное  равенство (слагаемое+слагаемое=сумма, делитель=делимое:частное…) 6. «Найди ошибку»: разочаруются, если её нет, но ищут тщательно, особенно, если я прошу  проверить моё решение. Иногда даю подсказку: «часто 0 забываю ставить». 7. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока, видео­уроки. (И.В. Жаборовский, математика­5, кл., и здесь нашли ошибку). Внедрение ИКТ в школьную  практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. 8. Использование сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и  выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и от своей  деятельности во время работы на уроке. Они стараются. Ждут сюрприза. («домашнего  задания не будет», «молодцы», «привет от Деда Мороза»…) 9. Координатная плоскость: построить фигуру по координатам (дети с ОВЗ строят домики, флажки, когда другие более сложные фигуры). 10. Устный счёт, математичкские диктанты: обязательно включать задания, доступные  детям с ОВЗ, чтобы у них не пропал интерес к работе. 11. Котрольная работа: включаю тестовые задания, ответы на вопросы. 12. Моторика: обведи фигуру, скопируй и продолжи фигуру… 13. Использование наглядного материала для смены вида деятельности в ходе занятия,  развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса,  развития связной речи (урок­путешествие с рисунками – видами мест путешествия…) Практические работы: «измерить стороны прямоугольника, найти периметр и площадь»,  «найти объём, площади граней параллелепипеда, выполнив необходимые измеренея»,  изготовление фигур из бумаги и других подручных материалов… 14. Не жалеть время на уроках на физкультминутки, пусть не на каждом уроке! Учитель  чувствует, когда дети устали, когда при прохождении сложного материала начинаешь  «терять» детей, нужно их «разгрузить», «встряхнуть». Коррекция в учебной деятельности включает в себя индивидуальный подход,  дифференцированное обучение и интегрированные уроки (математика+физика, Пушкин и  математика, математика и экология, математика+профилактика (ЗОЖ), математика и  курение, уроки Мужества, посвящённые Дню Матери, Дню Победы, Дню защитника  Отечества (использование краеведческоо материала, материалов школьного музея).  Опытом работы делюсь в СМИ, печатаюсь, учавствую в конкурсах. Урок «Мастера  России»­1 премия в конкурсе «Я иду на урок», «История России и родного края на уроках  математики» ­лауреат конкурса на лучшую разработку в сфере образования, Урок  математики, посвящённый Дню Матери­Диплом 1 степени во Всероссийском конкурсе  «Педжурнал» (Номинация: Патриотическое воспитание в современном образовательном  процессе)… Задачи к урокам сочиняю сама, используя краеведческий материал, материал других  источников. На интегрированных уроках дела хватает всем, и детям с ОВЗ. Ведь им очень, больше  других даже, хочется узнать , например, фамилию и имя героя­дуванейца, который взорвал  последней гранатой себя и фашистов (Степан Зырянов). Кроме коррекции в учебной деятельности, необходима и ­ коррекция в воспитатеьной работе. Дети с ОВЗ не должны оставаться в стороне. Старота в моём 5 классе­девочка 7 вида,  справляется, хорошая помощница, ответственная, её признают(никто в классе не знает кто  со справками, даже родители). Девочке 8 вида, инвалиду, доверили уход за цветами, это  наша «гордость». Две ученицы 7 вида –сектор «Забота». Все дети принимают участие в  классных и школьных мероприятиях, в конкурсах («Безопасный Интернет», «Толерантный  мир», «Финансовая грамотность»), олимпиадах («Потомки Пифагора», «Всеолимп­ математика»). Почётую Грамоту  в «Птомки Пифагора» получила девочка 8 вида (тесты).  Чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно среди одноклассников, нужно не выделять  их, поручать дела по мере их возможностей, спрашивать как со всех. Иногда, даже на  уроках, не делать замечания за негрубые нарушения (они немного «не как все»), но  похвалить их при всех за малые достижения, поднять их «дух», поддержать. Недавно  проводила кл. час «Поговорим о братьях наших меньших», так Настя (7 вид) рассказывала  о своей кошке, что я даже не ожидала от неё такого красноречия! Заключение.   Инклюзивное образование в значительной мере способствует улучшению  качества жизни детей – особенно детей из социально уязвимых групп. Улучшение качества  жизни предполагает: сохранение детско­родительских связей и возможность полноценного  участия ребёнка в повседневной жизни своей семьи; получение качественного образования,  являющего фактором будущей социальной мобильности и конкурентоспособности на  рынке труда; обретение опыта позитивного социального взаимодействия со сверстниками и  взрослыми.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018