Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
развитие учеников – адаптированность обучающихся школы
в условиях внедрения ФГОС.
Психологическое сопровождение включает :
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического становления;
участие в создании социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
участие в создании социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии ребенка, обучении
Структуры службы здоровья:
Логопед – адаптация и коррекция речи и письма.
Валеолог – просветительная работа по сохранению здоровья детей.
Деффектолог - сопровождение детей , имеющих нарушения развития.
Социальный педагог – социальное благополучие детей (Питание и т. д.).
Психоневролог – наблюдение за неврологически ослабленными детьми.
Педиатр – наблюдение за условиями обучения детей.
Медсестра – поддержка ослабленных детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.
Основные направления работы:
психодиагностика индивидуальная и групповая (познавательных, эмоциональных, личностных и социальных психических особенностей);
психокоррекционная и развивающая работа со школьниками;
консультирование школьников, родителей, педагогов;
участие в социальной поддержке ребенка ( при решении социальных проблем, проблем со здоровьем - привлечение компетентных органов).
Информационная функция сопровождения:
способствует оповещению
всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения (учителей, администрации школы и родителей учащихся)
Направляющая функция сопровождения
обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка;
- предусматривает, что ведущей фигурой в этих действиях становится педагог-психолог школы
Развивающая функция сопровождения
задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка;
обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, использующих в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, дополнительные занятия с учащимися
Функции психолого-педагогического сопровождения
системная деятельность педагога-психолога на основе принципа взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности,
изучение личности ребенка только с целью оказания психологической помощи,
организационно-просветительский компонент:
осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы с использованием разнообразных форм активного полисубъектного взаимодействия всех участников
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гумманистичности : отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
Принцип комплексности: соорганизация различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.
Принцип превентивности:
обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип научности:
важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников, участия субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
Принцип «на стороне ребенка»:
защита прав и интересов ребенка при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса.
Принцип активной позиции ребенка:
самостоятельное решение проблем, создание способности
к саморазвитию (не решить проблемы за него).
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия:
совместная деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности:
выстраивание непрерывного психологического сопровождения как системной деятельности, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности:
использование форм и методов психологического взаимодействия и необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
индивидуальный;
групповой;
на уровне класса;
на уровне школы
Формы сопровождения:
консультирование;
диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
профилактика;
просвещение
Направления психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Выявление и поддержка одарённых детей.
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Приоритеты психологического сопровождения:
мотивирование и стимулирование потенциально успешных обучающихся;
формирование эффективной образовательной среды;
организация здоровьесберегающих условий обучающихся;
профилактика социальной дезадаптации и употребления психоактивных веществ;
профильное обучение.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
дифференцированные условия:
оптимальный режим учебных нагрузок;
психолого-педагогические условия:
коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса;
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
специализированные условия:
выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях;
здоровьесберегающие условия:
оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм
Условия педагогической поддержки:
Согласие ученика на помощь и поддержку.
Приоритет ребенка в решении собственных проблем.
Соблюдение принципа конфиденциальности.
Доброжелательность и безоценочность.
Защита прав и интересов ученика.
Формы поддержки:
Индивидуальные
Групповые:
Индивидуальные:
Беседы
Приемы коррекции эмоционального состояния и поведения детей:
игнорирование поведения,
поощрение мелкими знаками внимания,
негромкая речь,
инструктирование короткими фразами (можно пропеть),
алгоритмичность
Нетрадиционные приемы:
дисциплинарная свобода,
передразнивание,
введение ритуалов
Тревожных детей
не заставлять отвечать у доски,
не торопить с ответом,
не спрашивать в середине урока!
повышать самооценку
Групповые:
Работа учителя в период адаптации
Работа с группой детей, имеющих сходные проблемы
Включение обучающихся в коллективные творческие дела
Приемы создания ситуации успеха
Название приема:
Снятие страха
Скрытая инструкция
Авансирование
Персональная исключительность
Усиление мотива
Педагогическое внушение
Высокая оценка детали
Действия учителя:
Ничего страшного…
Ты же помнишь, что…
У тебя получится…
Только у тебя …
Нам это нужно для…
Только у тебя …
Нам это нужно для…
Название приема | Учитель | Обучающийся |
Принятие | Ты хороший … | Я хороший… |
Внимание | Я вижу тебя… | Я что-то значу… |
Уважение | Спасибо за … | Мои усилия заметили… |
Одобрение | Я знаю о тебе что-то замечательное… | Я состоятелен… |
Теплые чувства | Ты мне нравишься… | Кто-то заботится обо мне… |
Приемы для установления нормальных отношений обучающегося с учителем:
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения
Педагогическая эффективность:
отсутствие неуспевающих учащихся;
профессиональное самоопределение;
активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
отсутствие конфликтов с педагогами
Психологическая эффективность:
субъективное ощущение у обучающегося комфорта и уверенности в школе;
адекватная самооценка;
сформированность «Я» – концепции личности;
оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Медицинская эффективность:
сохранение психического и физического здоровья детей,
динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.