Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Оценка 4.8
Повышение квалификации
ppt
психологическая работа +1
9 кл
04.07.2017
Презентация в помощь педагогу-психологу, методисту,руководителю центров ПМСС. В материалах представлены основные виды деятельности педагога-психолога в рамках профориентационной деятельности начиная с 7-го класса до 11 класса.Можно использовать для обучения специалистов узкого профиля в ПМСС -центрах сопровождения обучающихся школ,учреждений среднего профессионального обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение.ppt
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Психологопедагогическое
Психологопедагогическое
сопровождение
сопровождение
профориентационной
профориентационной
работы в ОУ
работы
в ОУ
Педагогпсихолог,учитель
Педагогпсихолог,учитель
начальных классов
начальных классов
Андреева Г.А.
Андреева Г.А.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Представленный в Концепции
модернизации образования образ
выпускника школы в полной мере
характеризует личность, способную
сделать правильный
профессиональный выбор, т.е.
готовую к профессиональному
самоопределению.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Профессиональное
самоопределение рассматривается
как процесс выбора профессии,
осуществляемый человеком в
результате анализа внутренних
ресурсов и путем соотнесения их с
требованиями профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Профориентационная работа –
это система мероприятий,
направленная на оказание помощи
человеку в разумном выборе
профессии, наиболее
соответствующей его способностям,
личностным особенностям и
индивидуальным возможностям
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
1.
Дошколь-
ники
-выбор кружков
(часто выбирают
родители);интерес к
наиболее ярким
профессиям (которые
«на виду»);
- интерес к
профессии своих
родителей;
- стремление
попробовать себя (в
игровой
деятельности).
-помощь в выборе
кружка (работа с
родителями);
- увлекательные
рассказы (с
примерами) об
интересующих
профессиях и
профессиях родителей
(не стоит в этом
возрасте «навязывать»
знания о неинтересных
профессиях);
- проигрывание
профессий (с целью
осознания смысла и
общественного
значения этих
профессий).
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
3.
Учащиес
я 8-9-х
классов
-более
конкретный
интерес к
профессиям;
- появляется
интерес к
профессиональн
ым учебным
заведениям;
- выбор
подготовитель-
ных курсов;
- интерес к
своей
профпригод-
ности.
-первичная
профдиагностика;
- профконсультационная
помощь в выборе
подготовительных курсов
и профиля учебного
заведения;
- помощь в самопознании
(но без окончательной
рекомендации о
профессиональной
непригодности);
- больший акцент на
ценностно-смысловые
стороны
профессионального труда;
- профинформационная
работа: знакомство с
особенностями
профессий и учебных
заведений.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
2.
Учащ
иеся
1-7-х
клас-
сов
- интерес к
модным
(ярким)
профессия
м;
-
стремлени
е увязать с
профессия
ми
учебные
предметы;
- выбор
кружков,
секций
-увлекательные рассказы об
интересующих профессиях;
- постепенное расширение
представлений о мире
профессионального труда (по
принципу сходства
отдельных элементов труда в
разных профессиях,
например, элементы
самодемонстрации в
профессиях артиста и
продавца);
- помощь в выборе увлечения.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
4.
Учащиеся
10-х - 11-
х классов
- выбор профессии;
- выбор учебного
заведения;
- выбор
подготовительных
курсов;
- интерес к
ценностно-
смысловым и
нравственным
аспектам будущей
трудовой жизни;
- главное -
стремление к
более конкретному
выбору
- профдиагностика с
целью осознанного
выбора профессии;
- основной акцент на
ценностно-смысловую
сторону
самоопределения
(дискуссии, обсуждение
разных позиций);
- профинформационная
помощь (больший акцент
на особенности
поступления в
профессиональные
учебные заведения);
- проигрывание
различных вариантов
выбора (для сравнения,
для большей
ориентировки
подростка).
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
• профдиагностика;
• профконсультирование;
• коррекционная и развивающая
профориентационная работа;
• психологическое просвещение
педагогов и родителей;
• психологическое просвещение
учащихся;
• информационно-аналитическое
обеспечение органов управления
образованием.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
в рамках профориентационной
работы направлено на сообщение
сведений о требованиях,
предъявляемых профессией к
психологическим и физиологическим
качествам личности.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
• «Как выбрать профиль обучения»;
• «Формула профессий и ты»;
• «Проектируем жизнь»;
• «Склонности и интересы и проблема
выбора профессии»;
• «Секреты выбора профессии»;
• «Возможности личности в
профессиональной деятельности»
и др.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Неправильный выбор профессии,
обусловлен рядом причин, но главной
из них является несоответствие
профессиональных способностей,
индивидуальных особенностей
человека требованиям, которые
предъявляет к человеку профессия.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
• стимулирования потребностей учащегося
• принятия решения о характере
к самопознанию и
самосовершенствованию в русле
подготовки к своему профессиональному
труду в будущем;
• выявления недостатков, пробелов в
развитии тех или иных качеств,
способностей, которые важны для
будущей профессиональной деятельности;
коррекционной и развивающей работы с
целью подготовки к будущей профессии;
• осуществления контроля за развитием
требуемых качеств, способностей после
коррекции или тренинга;
• определения ограничений в выборе сфер
профессиональной деятельности,
предъявляющей жесткие требования к
психофизиологическим особенностям
индивида.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Профдиагностика
Профдиагностика
в первую очередь призвана исследовать
профессиональные способности
(определенные целостные комплексы
взаимо связанных и взаимно
усиливающих друг друга свойств,
имеющих определенную структуру:
способности и склонности, личностные
особенности и мотивация).
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Склонности – это побуждения, имеющие
Склонности
в своей основе активное, созидательное
отношение к объекту.
Способности – это такие
Способности
психологические особенности человека,
от которых зависит успешность
приобретения знаний, умений и
навыков, но которые сами к наличию
этих знаний, умений и навыков не
сводятся
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Личностные особенности учащегося
Личностные особенности
(темперамент, черты характера)
входят в комплекс профессиональных
способностей и позволяют сделать
вывод о наличии профессионально
необходимых установок или
противопоказаний для выбора
профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Темперамент
Темперамент
индивидуально-своеобразные свойства
личности, ее психики, определяющие
динамику психологической
деятельности человека, которые
одинаково проявляются в
разнообразной деятельности
независимо от ее содержания, целей,
мотивов и остаются постоянными в
зрелом возрасте.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Характер
Характер
совокупность индивидуально-
своеобразных психических свойств,
которые проявляются в типичных для
данной личности способах
деятельности, обнаруживаются в
типичных обстоятельствах и
определяются отношением личности
к этим обстоятельствам.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Мотивация –
Мотивация
совокупность причин психологического
характера, объясняющих поведение
человека, его начало, направленность и
активность.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Личность формируется в процессе
постоянных взаимоотношений с
людьми. Все особенности, присущие
личности, социально обусловлены.
Поэтому ценностные ориентации
можно определить «как
направленность личности на
усвоение (создание) общественных
ценностей в соответствии с
конкретными потребностями».
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
профдиагностики
В рамках профдиагностики
необходимо изучить способности и
склонности подростка к той или иной
деятельности, личностные
особенности, ценностные ориентации
и особенности мотивов выбора
профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Итоги психологической диагностики
Итоги психологической диагностики
профессиональной направленности
профессиональной направленности
личности учащихся 9 классов ОУ
личности учащихся 9 классов ОУ
Старорусского муниципального
Старорусского муниципального
района.
района.
Педагог-психолог ГОУ ЦПМСС № 15
Васильева В.С.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
В исследование приняли участие
151 учащийся 9-х классов:
МАОУСОШ №1, №4, №5, №8, «Гимназия»,
МАОУСОШ д. Залучье, п. Новосельский,
д. Нагово, д. Сусолово, д. Взвад,
МАОУООШ д. Дубовицы.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
выявить уровень сформированности
структуры профессиональных
задатков учащихся;
определить эффективность обучения
в целом и по профилю и
соответствие профиля обучения и
сформированности
интеллектуальных задатков;
осуществить прогноз
комплектования профильных классов
на 2010-2011 учебный год.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Методы исследования :
методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и
профилактика проблем обучения,
социализация и профессиональное
самоопределение старшеклассников»
предварительные сведения о выборе
профессии учащимися.
Объектом психологического анализа являлись
учащиеся 9-х классов.
Предметом психологического анализа являлись
индивидуально-психологические особенности,
определяющие интеллектуальное развитие
личности учащихся, мотивацию их учебной
деятельности и профессиональную
направленность личности.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
сформированность структуры
профессиональных задатков;
эффективность обучения учащихся;
влияние профиля на выбор профессии;
прогноз соотношения открытых
профильных классов в ОУ и способностей
учащихся к разным профессиям.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Профессиональные
способности
9 кл
60%
Cформированность способности более
чем к 5 направлениям профессиональной
деятельности
9 кл
Профессиональны
е способности
Интеллектуальная
база
12%
30%
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Составляющие сформированности
профессиональных способностей
Достаточно
сформированные
способности
9 класс
Интеллектуальная база (при норме
100%)
Нейродинамическая
готовность
Личностная
зрелость учащихся
Внимательность
эстетическое
развитие
коммуникативные
способности
Прагматизм
Радикализм
77%
67%
61%
82%
100%
64%
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Уровень
9 классы
выше среднего
средний
ниже среднего
49%
11%
40%
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Достаточный
уровень
эффективнос
ти обучения
с учащимися,
имеющими
потенциальн
ые
способности
выше
среднего
Достаточный
уровень
эффективнос
ти обучения
с учащимися,
имеющими
средние
потенциальн
ые
способности
Достаточный
уровень
эффективнос
ти обучения
с учащимися,
имеющими
потенциальн
ые
способности
ниже
среднего
9 классы
20%
33%
30%
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Недостаточный уровень
сформированности учебных навыков
Осведомле
Абстракт
-ное
н-ность
мышлени
е
Понятий-
ное
логическ
ое
Математ
и-ческие
навыки
9
классы
9%
30%
26%
16%
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
математический (физико-математический).
У 22% учащихся сформированы способности к
программированию, инженерной, бухгалтерской
деятельности, работе в сфере экономики;
Для 9% подростков необходимо открыть
гуманитарные классы и включить в
образовательный процесс мероприятия,
направленные на развитие эстетических
способностей учащихся;
У 13% девятиклассников сформированы
способности к профессиям естественно-
научного профиля;
У 10% учащихся сформированы способности к
профессиям общественно-научного профиля.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
У 22% учащихся сформированы
способности к маркетингу (социально-
экономический профиль с
углубленными предметами математика,
информатика, история).
В связи с тем, что у 13% девятиклассников
нет интеллектуальной базы для
формирования способностей к какой либо
профессии необходимо наличие классов с
беспрофильным обучением.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
это система оказания действенной
помощи в трудовом самоопределении
учащихся, основанная на изучении
личности. В основном, акцент в
профессиональной консультации
школьников и молодежи делается на
развитие автономности и
самопознания.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Психологическое сопровождение
выбора профессии в целом, а тем
более развивающая работа с целью
подготовки к будущей профессии,
должна строиться на нормах и
законах психического развития
человека.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Развивающие технологии
Развивающие технологии
(психологические практикумы,
психотренинги и т.д.)
должны быть обращены к личностным
механизмам, регулирующим
активность субъекта, формирующим
позитивное самоотношение, готовность
к изменениям и способность видеть
альтернативы, принятие на себя
ответственности, ориентацию на
свободный выбор и изменение в
направлении будущего.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Тренинги повышения уровня
Тренинги повышения уровня
самосознания на этапе выбора
самосознания на этапе выбора
профессии, направленные на:
профессии
- развитие представлений о себе, о
своем месте в мире, о своих правах
и обязанностях;
- содействие осознанию личностной
позиции учащихся;
- развитие коммуникативной
компетентности как основы
профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Тренинги делового общения,
Тренинги делового общения
направленные на:
- развитие способности
конструктивно строить свои
взаимоотношения с окружающими;
- формирование навыков анализа
ситуаций, мотивов и поступков
других людей;
- совершенствование навыков
понимания себя и отношения к
себе, своей жизни с должным
уважением.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Тренинг личностного роста,
Тренинг личностного роста
основные задачи которого:
- развитие способности
конструктивно строить свои
взаимоотношения с окружающими;
- формирование психологической
культуры учащихся;
- развитие уверенности в себе, в
своих способностях и возможности
быть эффективным в избранных
сферах деятельности;
- развитие социальной активности.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Тренинги профессионального
Тренинги профессионального
- формирование адекватного
самоопределения, направленные на:
самоопределения
представления учащихся о своем
профессиональном потенциале на основе
самодиагностики и знания мира
профессий;
современного рынка труда, правилами
выбора и способами получения
профессии.
- ознакомление со спецификой
Тренинг активного слушания, основные
Тренинг активного слушания
задачи которого:
- развитие критичного подхода у участников
к собственному информационному потоку,
- развитие умения быстро отсеивать
поступающую второстепенную
информацию и выделять главное.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
профориентационные игры
(«Пришельцы», «Три ветерана»,
«Остров», «Спящий город» и т.д.);
- проблемно-ознакомительные игры
(«Ассоциации», «Угадай профессию»,
«Вакансия» и т.д.);
Виды игр:
- ценностно-нравственные
- игры-прктикумы, где отрабатываются
навыки принятия решений и поведения
пр ответственных собеседованиях
(«Профконсультация», «Приемная
комиссия», «советчик» и т.д.).
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
1. Профпросвещение педагогического
коллектива.
• Просветительская работа должна
реализовываться через
рассмотрение психологических
аспектов профессионального
самоопределения подростка. Она
может проводиться на семинарах,
круглых столах, в форме тренингов.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
2. Работа с семьей в рамках
профориентационной работы.
• Важным звеном в системе
профориентации учащихся является
работа школы с родителями.
Практика показывает, что родители
обычно принимают активное участие
в определении жизненных и
профессиональных планов своих
детей.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Информационно-аналитическое
обеспечение системы управления
образованием - система мер,
направленных на профилактику и
устранение факторов негативного
воздействия образовательной среды на
развитие личности учащихся,
социально-психологический
мониторинг и анализ развивающего
характера образовательной среды,
эффективности образовательных
(обучающих, воспитывающих,
развивающих) программ.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
1. Формирования профильных классов,
2. Оценки результативности работы
образовательного учреждения по
подготовке учащихся к
профессиональному выбору,
3. Оценки результативности
профильного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
При формировании профильных
классов необходимо учитывать
наличие у учащихся сформированных
специальных способностей, интерес
учащихся к выбираемой научной
сфере, успеваемость по профильным
предметам.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОУ
Оценка результативности
профильного обучения может быть
сделана в конце 11 класса.
Показателями результативности могут
быть:
- количество учащихся, имеющих
сформированные специальные
(профессиональные) способности,
соответствующие профилю обучения,
- динамика изменения количества
учащихся, имеющих сформированные
специальные (профессиональные)
способности, соответствующие
профилю обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.