Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—11 кл
04.04.2018
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция-родители не хотят отдавать своих детей с ОВЗ в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно. Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.Интегрированное обучение предполагает овладение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу..docx
Психологопедагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательной организации.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая
тенденцияродители не хотят отдавать своих детей с ОВЗ в закрытые учреждения
интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные
школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно. Одна из
приоритетных целей социальной политики России модернизация образования в
направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с
этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи,
меня как педагогапсихолога школы, о создании здоровьесберегающей среды, мы
вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения
детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий
процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей
(инклюзивное образование).
Интегрированное обучение предполагает овладение ребёнком с ограниченными
возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или
близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным
стандартом.
В школу приходят дети с ограниченными возможностями здоровья, такими как:
проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная
незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоциональноволевой сферы по
типу психофизического инфальтилизма,
соматическая ослабленность,
церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие
неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребёнка. Трудности,
которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания,
эмоциональноволевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации
и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических
процессоввосприятия,
памяти,
мышления,
негрубыми недостатками речи,
нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и
представлений об окружающем мире,
несформированностью операционных
компонентов учебнопознавательной деятельности.
В следствии этого была
актуализирована проблема, определена цель и намечены пути по достижению
ожидаемых результатов.
Цель: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными
возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
Создание без барьерной среды для обучения детей, имеющих особые
образовательные потребности.
Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми
возможностями.
Разработка нормативноправовой базы по проблеме.
Организация системы психологопедагогического сопровождения развития
детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо
консультативного, лечебнопрофилактического, социальнотрудового направлений
деятельности.
Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной
социализации детей в социуме.
Подзадачи
В работе с семьей: 1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве
активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с
детьми, организации совместной практической деятельности.
2.Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей
позитивными способами коммуникации.
3.Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального
пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Во первых при поступлении в школу проводится углубленная психолого
педагогическая диагностика учащихся и работа с медицинскими картами. Также выработана общая стратегия коррекционнопедагогического процесса всеми
участниками службы сопровождения. Комплексное изучение ребёнка, имеющего
проблемы в развитии, выбор наиболее адекватных проблеме ребёнка методов работы,
отбор содержания обучения с учётом индивидуальнопсихологических особенностей
детей осуществляет школьный психологомедикопедагогических консилиум (ПМПк).
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для интеграции
детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых сверстников. В
общеобразовательном учреждении целесообразно создать для детей с ОВЗ “Группу
развития”. Эти дети могут обучаться в “Группе развития” в течение 12 или 34 лет,
т.е. до достижения ими среднего школьного возраста. Это зависит от сложности
дефекта, скорости продвижения ребенка в процессе обучения и от желания родителей.
Основными задачами «Группы развития» являются:
1. систематическое отслеживание статуса ребёнка и динамика его психического
развития в процессе школьного обучения;
2.создание социально – педагогических условий для развития личности учащегося и
его успешного обучения;
3.обучение родителей психологопедагогическим технологиям сотрудничества со
своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и
оказания им психологической поддержки.
Интеграция привлекла, прежде всего, родителей проблемных детей. Именно
они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовой школе. Поиск
эффективных форм организации психологопедагогического сопровождения
родителей связан с проведением целенаправленной работы по повышению их
психологической компетентности через “Родительскую школу”.
Сама ситуация “Родительской школы” это ситуация взаимного обмена. Здесь
обращается внимание на некоторые возрастные особенности детей, что позволяет им
поновому взглянуть на развитие ребёнка, на отношения с ним и способствует
изменению взаимодействия в более конструктивную сторону. Кроме того, опираясь на
данные диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог
может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях,
имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты
обсуждаемой темы.
Встречи с родителями проходят в форме родительских чтений, бесед, круглых
столов, где не только специалисты школы дают советы и рекомендации родителям, но
и сами родители делятся своим положительным опытом. В последнее время
достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали
занимать родительские тренинги. Это активная форма работы. В родительских
тренингах должны участвовать по возможности оба родителя, а в некоторых случаях
можно предложить поучаствовать и детям.
Приведу пример заданий (упражнений) игрового тренинга для учащихся и
родителей 3го класса.
Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей,
агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.
Задание 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить,
кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.
Задание 2. Участники группы на большом листе ватмана рисуют коллективный
портрет своей группы.
Задание 3. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда
участников поет “взрослые” песни, а команда родителей поёт “детские” песни.
Участники исполняют песни по очереди до первого поражения.
Вариант ритуала прощания: члены группы получают маленькие сердечки из
бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какоето очень значимое
и важное для каждого человека слово, например, «Держись! Не робей! Будь добрее!»
и др.
Большое значение подобная тренинговая работа имеет и для классного
руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с
семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.
Говоря о новых формах организации психологопедагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья: (“Группа развития”, “Родительская
школа” и др.), необходимо отметить, что обобщение работы с ребёнком, его
достижения заносятся в карту индивидуального продвижения, где отмечаются (и
постепенно добавляются) основные понятия и умения для каждого этапа обучения и
уровень овладения ими конкретным ребёнком. Родители могут наглядно представить
продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми. Степень реализации вышеописанных форм организации психолого
педагогического сопровождения зависит от степени интеграции. Эффективно
осуществлять интеграцию проблемных детей возможно с учётом уровня развития
каждого ребёнка, выбирая полезную и возможную для него “долю” интеграции, т.е.
одну из нижеследующих моделей:
комбинированная интеграция, при которой несколько человек с уровнем
психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме на
равных воспитываются в массовых группах, получая постоянное
психолого
педагогическое сопровождение;
частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не
способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным
стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня;
временная интеграция, при которой все ученики с ограниченными
возможностями в здоровье вне зависимости от уровня психофизического развития
объединяются со здоровыми детьми не реже 2х раз в месяц для проведения различных
мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, викторинах,
отдельных занятиях и т.п.;
полная интеграция может быть эффективной для учащихся, которые по уровню
психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически
подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети
включаются в обычные классы массовой школы, при этом они должны обязательно
получать коррекционную помощь по месту обучения (например, дети с нарушениями
речи в логопункте школы), либо в группе кратковременного пребывания школы, либо в
специализированных центрах.
Важно подчеркнуть, что если полная и комбинированная модели интеграции
могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического
развития, то частичная и особенно временная формы интеграции для большинства
школьников с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует
гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации проблемных
школьников. Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность
для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии,
сохраняя за ними ежедневную адекватную психологопедагогическую помощь. А
также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в
развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин
(например, слышащие дети не слышащих родителей, дети из семей вынужденных
переселенцев и др.). Если преподавание и обучение станут более эффективными в
результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют и
здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными
возможностями здоровья и нормально развивающихсяотносительно новое явление в
образовании. Чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую
практику образования, необходимо помимо законодательного определения статуса
интегрированного ребёнка и образовательного учреждения, принимающего его,
проведение целенаправленной работы с общественностью по его подготовке к
принятию человека с ограниченными возможностями. Литература
1. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми
образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития.2012.
№ 3.,С. 3539.
2. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образовании в Москве //
Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. Ред. Т.Н. Гусева. Москва: Центр
«Школьная книга», 2010.Вып. 1.
3. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение
развития детей» // Лидеры образования.2004. №910.с. 9597.
4. Карпенкова И.В.
Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребёнка с
особенностями развития. Из опыта работы. М.: Издательство Теревинф, 2010.
.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в оу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.