Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения
Оценка 4.9

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
дефектология +1
Взрослым
02.03.2017
Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения
В статье" Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения" описывается система работы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья.Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения" раскрывает особенности работы педагогов с семьями учащихся с особыми образовательными потребностями
Статья.doc
1 Алёна Владимировна Белорыбцева,  заместитель директора по учебной работе  ГОКУ специальная (коррекционная школа)  г. Братска Психолого­педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения    В рамках введения  ФГОС  образования  учащихся с ОВЗ и учащихся с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   наиболее актуальной   проблемой   становится   роль   психолого­педагогического  сопровождения семей учащихся в условиях инклюзивного образования.  Под инклюзией понимается включение любого ребенка независимо от типа   и   степени   выраженности   нарушения   в   обучение   со   сверстниками, имеющими нормальный уровень развития.  Инклюзивное образование – это доступность общего образования для различных категорий детей.   Процесс сопровождения   семей, воспитывающих   детей   с   ограниченными   возможностями   ­   это   психолого­педагогического   целенаправленная,   организованная   система   деятельности   психологов, педагогов, специалистов­дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности   для   детей   в   соответствии   с   их   возрастными   и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья.  В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем­нибудь, находясь рядом, ведя куда­нибудь или идя за кем­нибудь». 2 Е.И. Казакова под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях   жизненного   выбора.   Она   считает,   что   носителем   проблемы является не только ребенок, но и его ближайшее окружение, так как   для детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль   семьи.   Семье   принадлежат   значительные   возможности   в   решении определённых   вопросов:   воспитания   детей,   включение   их   в   социальные   и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.  Но практика свидетельствует о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ   нарушает   сложившуюся   жизнедеятельность   семьи:   меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Действительно, наблюдения показывают, что родители ребенка с ОВЗ, с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   зачастую находятся в сложном эмоциональном состоянии,  испытывая чувство вины в связи   с   имеющимися   проблемами   развития   ребенка   и     недоверия   к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии. Недостаток   информации   или   ее   искажение   по   правовым,   психолого­ педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка.  Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ОВЗ:  1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья  «закапсулирована»   и   это   отрицательно   сказывается   на   социализации ребёнка. 3  2. Гиперопека и симбиоз. Часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В итоге дети часто окружены излишней   заботой   и   начинают   использовать   свою   ущербность,   становятся ревнивы,   либо   инфантильны,   часто   манипулируют   взрослыми,   требуют повышенного внимания. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих   детей   такими,   какие   они   есть.   Родители   испытывают   чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».  3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»), которая   проявляется   в   удовлетворении   любых   потребностей   без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.  4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством нарочитого лишения любви, либо посредством вызова чувства вины.   5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома. Кроме   того,   трудности   в   семье   (психологические,   межличностные, материальные), часто негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию.  Поэтому  специалистам образовательной   организации   важно   осознавать   необходимость   психолого­ педагогической помощи родителям.  Именно   помощь   в   решении   вышеперечисленных     проблем   является приоритетным   направлением   в   системе   психолого­педагогического 4 сопровождения   семей,   воспитывающих   ребенка   с   ОВЗ   и   является   первым шагом   на   пути   к   устойчивому   сотрудничеству   семьи   и   специалистов: психолога,   социального   педагога,   логопеда,   медработника,   учителя­ дефектолога. С   учётом   того,   что   в   последние   годы   количество   детей   с   ОВЗ, посещающих   школу,   увеличивается,   перед   всеми   специалистами   встаёт вопрос   о   поиске   новых   форм   психолого­педагогической   работы   с   такими детьми   и   их   семьями.   Кроме   того,   для   осуществления   психологического сопровождения семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования необходимо:  Изменение   представлений   и   профессиональных   компетенций участников образовательного процесса о возможности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;  Принятие   неоднородности   детского   коллектива   как   естественной реальности;   Учет интересов и потребностей сопровождаемых;  Междисциплинарное взаимодействие специалистов сопровождения;  Введение новых программ и принципов сопровождения.  Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях,   где   воспитываются   дети   с   ОВЗ,   была   определена   общая   цель психолого­педагогической   работы   с   родителями   таких   детей:   повышение психологической   и   социальной   компетенции   родителей   детей   с   особыми образовательными потребностями.  Для   достижения   цели   в   нашей   образовательной   организации   была разработана   программа   психолого­педагогического   сопровождения   семей, воспитывающих особых детей. 5   Программа   направлена   на   обеспечение   конструктивного взаимодействия   специалистов   образовательной   организации   и   родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.  Цель и задачи Программы: Цель программы –  обеспечение взаимодействия образовательной организации с   семьей,   воспитывающей   ребенка   с   ОВЗ,   привлечение   родителей   к коррекционно­развивающему и воспитательному процессу. Задачи программы:  обучение   родителей   коррекционно­развивающему   взаимодействию   с ребенком;  оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ;  формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,  формирование   позитивного   образа   ребенка,   его   будущего   через   изменение уровня родительских притязаний. Планируемый результат: Создание  благоприятных  условий  для  расширения  сотрудничества  со специалистами   образовательной   организации   по   вопросам   обучения   и воспитания детей.  Психолого­педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями): ­консультации по всем вопросам оказания психолого­педагогической помощи ребенку; ­просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка­инвалида; ­участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; 6 ­согласование   требований   к   ребенку   и   выбор   единых   подходов   к   его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; ­ помощь в создании для ребенка предметно­развивающей среды дома и в школе; ­выполнение   заданий, организации для занятий с ребенком в домашних условиях;   составленных   специалистами   образовательной ­участие родителей в работе психолого­медико­педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; Очень важна социально­правовая поддержка семей, включающая такие виды деятельности, как: проведение тематических встреч  для родителей  с целью   их   юридического   просвещения   по   вопросам   прав   и   льгот, ребенка­инвалида; предоставляемых воспитывающим     семьям,   индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам; помощь в составление   письменных   документов   (обращений,   заявлений,   ходатайств   и пр.) и др. Важно     в   самом   начале   сотрудничества   познакомить   родителей   с Уставом образовательной организации, Правилами внутреннего распорядка, режимом дня, установленным в школе и разъяснить им права и обязанности. Направления работы:  оказание психолого­педагогической помощи;  информационное сопровождение и просвещение;  проектирование и реализация адаптированной основной общеобразовательной программы (2 вариант)/СИПР;  социально­правовая поддержка;  организация участия родителей во внеурочных мероприятиях. Таким образом, Программа включает перечень возможных мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ, ТЕКУЩИЕ И ОПЕРАТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ 7 Направления  работы Психолого­педагогическая помощь  Мероприятия тренинги в группах; совместные психокоррекционные занятия; Информационное сопровождение просвещение родительские собрания; индивидуальные консультации  психолога индивидуальные   консультации   родителей   со   и специалистами; тематические  встречи; ведение   дневника   наблюдений   (краткие записи);   контакты   родителей   и регулярные специалистов   посредством   сотовой   связи, электронной   почты,   заполнения   дневника   и др.) в течение всего учебного года договор   о   сотрудничестве   (образовании) Проектирование и реализация адаптированной   основной общеобразовательной между   родителями   и   образовательной организацией; программы убеждение   родителей   в   необходимости   их участия   в   разработке   СИПР   в   интересах ребенка; посещение   родителями   уроков/занятий   в Социально­правовая организации; домашнее визитирование консультирование; поддержка;  обеспечение   единства посещение   родителями   уроков/занятий   в организации; требований   к   обучающемуся в семье  и в образовательной домашнее визитирование организации Организация   участия привлечение   родителей   к   планированию 8 родителей   во   внеурочных мероприятиях мероприятий; анонсы   запланированных   внеурочных мероприятий; поощрение активных родителей.   Формы   и   методы   взаимодействия   с   родителями     (законными представителями)  Открытые уроки  Индивидуальные   тематические   консультации   психолога,   социального педагога, учителей  Родительские собрания  Дни открытых дверей  Домашнее визитирование       Тематика родительских собраний  Семейные традиции и способность ребёнка трудиться (беседа)  Учебные   способности   ребенка.   Пути   их   развития   на   уроке   и   во внеурочной деятельности.   Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.  Внешняя культура школьника – продолжение внутренней работы семьи (Вечер вопросов и ответов). Тематика консультаций для родителей  Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?  Грубость и непонимание в семье.  Вредные привычки. Как с ними бороться?  Что такое портфолио? Содержание работы педагогического коллектива с семьями обучающихся: Направления   работы 1. Изучение родительского  заказа  Содержание ­   Подбор диагностических методик.  Диагностика семьи психологом школы. и условий семейного  ­   Анкетирование родителей психологом воспитания 2. Пропаганда психолого­ 9 школы. ­   Визитирование семей, сбор информации  учителем индивидуального обучения,  обработка ее соц. педагогом. ­   Анализ воспитательного потенциала семей  учащихся. ­Организация групповой  психокоррекционной  педагогических знаний  среди родителей работы с родителями.  Разработка тренингов для родителей. Участие родителей в  разработке  и реализации СИПР Дифференцированная и  индивидуальная помощь  родителям ­   Разработка методических рекомендаций и  памяток для родителей по вопросам коррекции и воспитания в семье. ­   Участие родителей в заседаниях школьного  ПМПк  по актуальным вопросам помощи их  ребенку. ­   Согласование требований к ребенку и выбор  единых подходов к его воспитанию и обучению  всеми членами семьи и педагогами.  ­   Систематическое информирование семей о  траектории развития  ребенка специалистами  ­   Совершенствование работы школьного  ПМПк ­   Оказание индивидуальной психологической  помощи родителям. ­   Организация консультаций логопеда по  вопросам развития ребенка. ­   Организация консультаций дефектолога по  вопросам развития Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми 10 ребенка. ­   Проведение совместных мероприятий  ­   День знаний, ­   праздник «День матери»,  ­   спортивные праздники (веселые старты «Мы  ­  спортивная семья»,  ­   участие в семейной номинации школьных  творческих конкурсов, ­   «Мы разные  ­  мы равные», мероприятие в  рамках декады детей­инвалидов, выходы в  учреждения культуры города; Предполагаемые результаты: 1.Стабильно   функционирующая   система   взаимодействия   школы   и   семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ 2.Высокая   степень   удовлетворенности   родителей   деятельностью образовательной организации. 3.Родители   обучающихся   детей   владеют   навыками   коррекционно­ развивающего взаимодействия с ребенком. 4.Высокая активность родителей в совместных мероприятиях школы, семьи, воспитывающей ребенка с  ОВЗ и социума. 5.Улучшение психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. 6.Повышение   у   родителей,   воспитывающей   особого   ребенка,  мотивации   на взаимодействие со школой. 3. ЭТАПЫ  ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОПРОВОЖДЕНИЯ                                                                                      Психолого­педагогическое   сопровождение   родителей,   воспитывающих детей с ОВЗ, проходит поэтапно. 11 1 этап.  Первичная диагностика ребёнка и его семьи.  Семья   с   «особым»   ребенком   вследствие   психологической   нагрузки структурно   деформируется,   она   беспомощна,   ее   положение   можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно   действующей   психотравмирующей   ситуации.  Вся   семья   в  целом нуждается   в   психокоррекционной   работе.   Форма   работы   с   семьей определяется   мотивацией   родителей,   их   личностными   характеристиками. Приемлемы   как   индивидуальная,   так   и   групповая   работа.   Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации.  2   этап.   Обсуждение   проблем   родителей,   планирование   дальнейших          встреч.    Психолого­педагогическое   сопровождение   наиболее   целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1 фаза родительского кризиса).   Выраженность   стресса   больше   у   тех   членов   семьи,   которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я».  Родители   чувствуют   себя  беспомощными.  Задача   психолога  –  помочь членам   семьи   обрести   контроль   над   ситуацией.   Прежде   всего,   следует предложить   родителям   вспомнить   о   тех   их   сильных   сторонах,   которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше.  3 этап. Разработка основных направлений работы.  Использование   психокоррекционных   приемов,   направленных   на оказание помощи. Основные задачи психокоррекционной работы:  1) помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;  2) раскрыть собственные творческие возможности; 12 3) изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;  4) вооружить родителей различными способами коммуникации;  5) научить конструктивно помогать и поддерживать друг друга;  6) помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;  7) помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;  8) снятие тревоги и страха отвержения;  9) формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;  10) помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.  4 этап. Групповая работа.  Выбор  групповых  форм  работы  определяется  степенью  готовности  к сотрудничеству.   Родители,   в   силу   сложившихся   обстоятельств   («особое» состояние   детей,   занятость   родителей),   сомневаются   в   том,   что   смогут регулярно посещать группу встреч и поддержки. Работа в группе направлена на   снижение   тревоги   и   формирование   необходимости   получения   новой информации. Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия.    Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка, а все участники группы имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, найти выход из любой сложной ситуации и осваивают навыки конструктивного общения.. Кроме   того,   во   время   таких   встреч,     родители   детей   с   ОВЗ   имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг   другу   поддержку,   что   даёт   родителям   ощущение   того,   что   «они   не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только 13 личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.  Дополнительные формы работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ: 1. Беседы: коллективные и индивидуальные.  2.  Консультации:   коллективные,   индивидуальные,   по   заявке,   тематические, оперативные. 3. Родительские собрания в форме: «Ответы на вопросы»; тренинг ситуаций; в форме круглых столов.  4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.  5. Родительские сочинения.   6.Проведение   совместных   групповых   дискуссий,   игр,   инсценировок, развлечений, олимпиад, праздников, конкурсов.   В результате такой работы  родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;   формируется   активная   родительская   позиция   и   адекватная самооценка.  Таким   образом,   важнейшим   аспектом   реализации   сопровождения   семьи ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательной организации является тесное   сотрудничество   психологов   и   педагогического   коллектива   с родителями.  Психолого – педагогическое  сопровождение семьи ребенка с ОВЗ ­ это   обеспечивающая   актуализирующая   ресурсы   семьи, деятельность, эффективность   ее   функционирования,   особенно   в   периоды   кризисов, связанных   с   воспитанием   и   развитием   ребенка   с   ОВЗ.   Все   это   позволяет 14 создавать   соответствующее   возрасту   ребенка   коррекционно­развивающее пространство,   формировать   и   реализовывать   адекватные   потребностям ребенка   стратегии   воспитания, родительских установках и позициях по отношению к нему.    базирующиеся   на   конструктивных Можно   выделить   два   направления   психолого­педагогического сопровождения:  1)   актуальное,   ориентированное   на   решение   уже   имеющихся трудностей, возникших у ребенка и в его семье;  2)   перспективное,   ориентированное   на   профилактику   отклонений   в обучении и развитии детей с ОВЗ, внутрисемейных и социальных отношений.  Также можно разделить сопровождение по направленности на ребенка, родителей и семьи в целом. В центре внимания при сопровождении семьи находятся следующие цели: создание родительской компетенции и адекватной самооценки, корррекционно­развивающей среды, реалистичного отношения к особенностям   ребенка   с   ОВЗ;   обучение   установлению   необходимых социальных контактов, социальной адаптации, гармонизации внутрисемейных отношений   и   общения,   эффективной   внутрисемейной   коммуникации (возможность   получать   эмоциональную   поддержку,   активное   слушание, выражение   мыслей   и   чувств   от     первого   лица,   преодоление   кризисных ситуаций, стрессов и т.д.).  Также актуальными темами для семей с детьми с ОВЗ могут являться особые   случаи   (развод   родителей,   смерть   близкого   человека   и   др.). Психологическое   сопровождение   детей   с   ОВЗ   состоит   в   развитии психических функций; снятии нервно­психического напряжения; коррекции самооценки;   преодолении   пассивности;   формировании   самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. 15 При   сопровождении   родителей   используются   индивидуальные   и семейные   консультации,   семейная   психотерапия,   лекции,   психологические разминки,   тренинги,   родительские   собрания,   практикумы,   родительские вечера,   дискуссии,   круглые   столы,   информационные   бюллетени,   буклеты, памятки,   дискуссии,   игры,   совместная   деятельность,   обсуждение   и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков детей и родителей,   анализ   типов   коммуникативных   взаимоотношений,   анализ ситуаций, анализ видео­ и аудиоматериала, родительский киноклуб, группы взаимопомощи, посещение семьи и др. В   результате     психолого   –   педагогического   сопровождения   семей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые обучаются в условиях инклюзивного   возникает   гармонизация   семейных   взаимоотношений; образования, устанавливаются   правильные   детско­родительские   отношения;   адекватно оцениваются возможности ребенка (как физические, так и психологические); решаются  личные   проблемы  (чувство   неполноценности,  вины),  связанные   с появлением   аномального   ребенка.   Родители,   воспитывающие   детей   с   ОВЗ, обучаются элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п.), и готовы оказать помощь в  дальнейшем выборе профессии своего ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение  семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017