Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена
Оценка 4.7

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +1
Взрослым
10.02.2019
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена
Нельзя забывать, что воспитание волевых качеств – одна из основных задач психологической подготовки спортсменов. В условиях соревнований, как юных спортсменов, так и уже более опытных, возрастает психическое напряжение состояния спортсмена, которое положительно или отрицательно может воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля.
волевые качества спортсмена.docx
Психолого­педагогическое сопровождение учебно­тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена. Пухова Анна Юрьевна, методист физкультурно­спортивного отдела  МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» (г.Ульяновск) Введение. Развитие   волевых   качеств   спортсменов   является   важным   компонентом   учебно­ тренировочного   процесса   и   спортивной   подготовки   в   целом,   направлено   на  повышение эффективности   спортивной   деятельности.   Волевая   подготовка   юных   спортсменов, несомненно, важна и для дальнейшего воспитания личности подрастающего поколения.  Нельзя   забывать,   что   воспитание   волевых   качеств   –   одна   из   основных   задач психологической   подготовки   спортсменов.   В   условиях   соревнований,   как   юных спортсменов, так и уже более опытных, возрастает психическое напряжение состояния спортсмена, которое положительно или отрицательно может воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля. В   последнее   время   наблюдается   повышенный   интерес   к   проблеме   волевой подготовки   спортсменов   с   появлением   технологии   индивидуализации   спортивной подготовки   и   личностно­ориентированного   воспитания   юных   спортсменов   с   целью изучения   их   волевых   качеств   как   одного   из   компонентов   методики   формирования готовности   обучающихся   в   детских   спортивных   объединениях   к   воспитанию   волевых качеств спортсменов. Очень   важно   в   процессе   учебно­тренировочной   работы   не   только   подготовить высококвалифицированного   и   успешного   спортсмена   с   точки   зрения   его   физических качеств и технико­тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его   характера,   совершенствование   мировоззрения,   духовной   сферы,   разносторонних интересов   и   т.п.   Важнейшим   фактором   развития   личности   служит   самовоспитание, организация которого должна направляться тренером. Понятие   воли   в   психологии   имеет   не   одно   значение.   В   нашем   случае,   воля   — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние   и   внутренние   препятствия,  следовательно,   волевое   поведение   ­   это   овладение собственным   поведением,   то   есть   самоконтроль   поведения,   целенаправленность, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий. Организация и методика исследования. В   2014­2015   учебном   году   впервые   проводилось   исследование   в   детских спортивных объединениях физкультурно­спортивного отдела муниципального бюджетного образовательного   учреждения   дополнительного   образования   детей   детского оздоровительно­образовательного   центра   «ОРИОН»   (далее   ­   МБОУ   ДОД   ДООЦ «ОРИОН»). Цель:  изучить   особенности   проявления   и   развития   волевой   сферы   личности спортсмена. Задачи: 1. Преодоление трудностей личностного роста. 2. Содействие   в   обретении   обучающимися   не   только   психологических   знаний,   но   и способности к умению ставить в жизни собственные осознанные цели и достигать их. 3. Содействие   педагогическим   работникам   и   родителям   в   воспитании   детей,   а   также формировании у них ответственности и уверенности в себе. 4. Создание диагностического банка дополнительного образования, ориентированного на исследование различных параметров развития. Основной   методикой   исследования   был   тест   самооценки   волевых   качеств, подготовленный   педагогом­психологом   МБОУ   ДОД   ДООЦ   «ОРИОН»,   основанный   на упорядочении волевых качеств по данным самооценки юных спортсменов. Основные направления работы за истекший период:  Психодиагностическая работа. Проведение тестирования спортсменов для определения самооценки силы воли.  Психопрофилактическая работа. Работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении.  Психопросвещение.   Психологическое   просвещение   по   реализации   образовательной программы и родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.  Консультативная работа. Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем   проведения   индивидуальных   и   групповых   консультаций,   проведением родительских собраний. Результаты. Обучающиеся   физкультурно­спортивного   отдела   МБОУ   ДОД   ДООЦ   «ОРИОН» прошли тестирование для определения самооценки обучающихся и самооценки силы воли.  В процессе исследования были посещены 17 детских спортивных объединения, 265 юных спортсменов.  Особое   значение   для   юных   спортсменов   имеет   самооценка,   так   как   у   них эмоциональная сторона преобладает над рациональной, борьба идет за всё. И здесь только тренеру­преподавателю   под   силу   помочь   юному   спортсмену   выработать   чувство собственной значимости, повысить его уверенность в себе. Это и условие успеха во время учебно­тренировочного   процесса,   и   залог   достижения   желаемых   результатов   на соревнованиях. По   результатам   тестирования   педагогом­психологом   составлена   таблица исследований   уровня   развития   исследуемых   качеств   –   психологической   модели спортсменов. Таблица 1 Спортивное Кол­во Самооценка (%) Сила воли (%) объединение тестируе Высока Средня Низка Высока Средня Низка мых 128 27 15 23 18 11 13 я 22 12 27 30 11 0 30 я 64 81 67 52 83 73 62 я 14 7 6 18 6 27 8 я 50 30 33 43 28 82 38 я 48 70 60 52 66 18 62 я 2 0 7 5 6 0 0 Кудо  Косики­каратэ Киокусинкай  Велоспорт, спортивный туризм Баскетбол, футбол Бокс  Художественная гимнастика Результаты   диагностики   волевых   качеств   показывают,   что   большинство обучающихся   спортивных   объединений   обладают   высоким   и   средним   уровнем самообладания,   настойчивости,   уверенности   в   себе,   смелости.   Это   говорит   о   хорошей волевой подготовленности спортсменов.  Именно   развитие   волевых   качеств   обеспечивает   спортсменам   оптимальное психологическое   состояние   во   время   соревнований,   о   чем   свидетельствуют   победы   в соревнованиях на различных уровнях. Информация по количеству соревнований за учебный год Уровень соревнований Таблица 2 муниципа льный городс кой облас тной регион альный всеросс ийский межреги ональны й межд унаро дный чемпион ат  России чемпи онат  ПФО первенств о Мира 34 14 9 5 4 3 1 1 1 1 Мониторинг призовых мест за учебный год призовое место 1 место 2 место 3 место Таблица 3 муниципальный городской областной региональный всероссийский межрегиональный международный чемпионат России чемпионат ПФО первенство Мира 28 52 41 4 ­ 6 2 1 1 1 27 43 27 3 ­ 9 ­ 1 ­ ­ 26 35 19 ­ ­ 5 ­ 2 ­ ­ Заключение. Подводя   итоги   всему   вышеизложенному,   можно   сделать   вывод,   что   в   процессе воспитания волевых качеств спортсменов основную роль играет преодоление трудностей в тренировочных   занятиях   и   на   соревнованиях.   Это,   безусловно,     заставляет   проявлять упорство, волю к победе, целеустремленность, настойчивость, создает уверенность в своих силах.  Таким образом, следующий этап психологической работы заключается в повышении и оптимизации уровня эмоциональной устойчивости По данным проведенной диагностики и анализа полученных результатов определены следующие   направления   и   задачи   психологической   работы   с   детскими   спортивными объединениями:  Повышение уровня эмоциональной устойчивости путем изучения основных свойств нервной системы и темперамента как составляющих эмоциональной устойчивости спортсменов.  Повышение   уровня   мотивации   достижения,   формирование   мотивационной установки на достижение успехов в спортивной деятельности.  Развитие самообладания и волевого самоконтроля обучающихся.  Повышение уровня смелости, настойчивости.  Развитие уверенности в себе. Основными   методами   в   воспитании   моральных   качеств   является   разъяснение, поощрение и наказание, одобрение, убеждение и, несомненно, наглядный пример. Тренер­ преподаватель   должен   быть   сам   воспитан,   организован,   дисциплинированным.   Только благодаря этому у него получится организовать в своем коллективе традиции, дисциплину, доверие к себе и дружбу со своими обучающимися, взаимопонимание и взаимопомощь. Психологическая   подготовленность   —   это   умение   владеть   собой,   способность полностью   сосредоточиться   на   выполняемом   упражнении,   несмотря   на   посторонние раздражители,   в   любых   условиях   осуществлять   максимальные   усилия   без   нарушения координации   движений,   не   поддаваться   отрицательным   воздействиям,   быть   готовым   к борьбе с более сильными соперниками.  Нельзя   забывать,   что   каждый   человек   обладает   большими   потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Их раскрытию требуется мощный эмоциональный подъем, любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли. Список использованной литературы. 1. И.А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. ­ В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978 2. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. ­ М. : Сов. энцикл., 1983.­ с. 90­91. 3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.­ 1981.­ №1.­ с. 32­35. 4. Ильин Е.П. Психология воли. ­ СПб., 2000.­ с.114­254. 5. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пунин. ­ М. :  ФиС, 1979. ­ 143 с. 6. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. ­ М., 1977.­ с. 23 7. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. ­ М., 1973. ­с. 26 8. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.  ­ Рязань, 1992. ­с.13

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена
Скачать файл