Конфликт - это некая перчинка в разрешении существенных противоречий, которые возникают в ходе взаимодействия субъектов конфликта, содержащийся в их противодействии, которому обычно сопутствуют негативные эмоции.
Конфликты меж детьми и родителями, которые регулярно встречаются в социальной среде, сопровождают взросление ребенка, формирование его личности. Почему зарождаются конфликты между детьми и родителями? Чтобы ответить на данный весьма острый вопрос нужно познать саму природу конфликта и понять, как его урегулировать.
В каждом противоборстве и столкновении интересов, а также в конфликтах взрослых и детей, любая сторона стремится упрекнуть в сложности взаимоотношений свою противную сторону: ребенок винит во всем родителей, родители винят ребенка в неуважении, нелюбви к ним. Создается безвыходная ситуация, которая многократно повторяется и не приводит к разрешению конфликта.
Существуют гармоничная и дисгармоничная модель внутрисемейных отношений.
Гармоничной модели отношений в семье характерны: взаимопомощь, сотрудничество, равноправие каждого члена семьи, гибкое оценивание и поведение обусловлено от ситуации и их состояния, становление семейного «мы», побуждение развития индивидуальности.
Такая модель семейных отношений побуждает взрослых быть ребенку товарищем, деликатно направлять его поведение, поощрять, хвалить, одновременно делясь советами, допускать обсуждение собственных распоряжений, не акцентировать свое положение руководителя.
Это семья демократического стиля воспитания ребенка .
Семье дисгармоничной модели свойственны: натянутые взаимоотношения, отчужденность, напряженность, сложность в подборе оптимального способа общения, длительное на рушение психологической среды. Не учитываются эмоции, чувства другого человека , держатся друг от друга на расстоянии. Такое невыносимое положение приводит к невротическому противодействию членов семьи, зарождению чувства непрестанного беспокойства у ребенка .
Родителям следует прийти к пониманию, что их дочь или сын - личности самостоятельные, исключительные, и им не следует проживать свою жизнь и совершать поступки, руководствуясь потребностями, ожиданиями, желаниями родителей.
Основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей.
споры родителей в вопроса х воспита ния - несогла сова нность, ха отичность, мора льна я дефективность;
опека , за прет во многих областях жизнедеятельности ребенка ;
завышение требований к ребенку, неоднократное использование упреков, угроз, выговоров.
Рассматрива ют та кие возрастные кризисы детей, ка к:
первый год жизни - младенчества - раннее детство;
«трех лет» - раннее детство - дошкольный возраст;
6—7 лет - дошкольный возраст - младший школьный;
половое созревание - младший школьный возраст - подростковый (12—14 лет);
подростковый 15—17 лет.
Нередко ребенок на претензии и неоднозначные действия взрослых реагирует та к:
-оппозиционна я реакция – акцентированные действия негативной направленности;
-реакция отказа - непокорность требованиям взрослых;
-изоляционная реакция - потребность уклониться от нежелательного общения с родителями, утаивание действий, сведений.
При урегулировании конфликта применяют неконструктивные и конструктивные методы.
Неконструктивные методы являют собой победу лишь одной стороны:
победа взрослого или победа ребенка .
Конструктивный метод являет собой победу обеих сторон.
Следовательно, профилактика конфликтов детей и родителей должна быть направлена :
На совершенствование педагогичной образованности родителей, которая позволяет учесть психологические особенности возраста ребенка, его переживания.
Объединение семьи на основе коллективности. Единые планы на будущее, общепринятый круг обязанностей, традиции взаимовыручки, совместные хобби являют собой основу вскрытия и устранения проявляющихся конфликтов.
Сопровождение вербальных просьб, притязаний, обстоятельства ми в ходе воспитания.
Проявление интереса к внутренней природе ребенка , его привязанностям, тревогам.
И самое важное - человек есть личность неповторима я, у каждого свое будущее, своя жизнь, необходимо помнить об этом. Так к ка кому же образцу семьи стоит стремиться? Наилучший образец семьи, где все ее члены - партнеры. Несомненно, данный способ взаимодействия детей и родителей является самым приемлемым, а не сверх забота , диктатура , симбиоз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.