РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОГРН 1023201737459 ИНН/КПП 3210003290/321001001
242746 Брянская область, Дубровский район, д. Забелизна, ул. Заречная 66
Телефон: 8 (48332) 9 42 35
Природоохранный проект
«ПТИЦЕГРАД»
Выполнили:
Афонина Екатерина, Бадыкин Егор, Галкина Виктория, Костин Александр, Надареишвили Мария, Супрун Юлия, Шаникова Анастасия - обучающиеся 1 класса МБОУ Пеклинской СОШ
Руководитель: Евдокимова Т.С., учитель начальных классов.
2015 – 2016
Содержание
1. Актуальность.
2. Проблемный вопрос.
3. Цель и задачи.
4. Методы исследования.
5. Практические исследования.
6. Результаты исследований.
7. Реализация проекта.
8. Использованные ресурсы.
Актуальность
Нам не унять метели,
Не растопить снега,
Но, чтобы птицы пели –
Это в наших руках!
Наступила зима. Земля, вода и лес - все покрыто снегом. Кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком - спи крепко, смотри сладкие сны. А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра. Но, холод птицам не страшен, им страшен голод. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка на снегу - крепкая, жесткая, скользкая. Ее не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать пищу? Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2.
Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки.
Мы, обучающиеся 1 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Пеклинская средняя общеобразовательная школа, реши прийти на выручку пернатым обитателям нашей деревни.
Перед нами встал
проблемный вопрос: Как
помочь пернатым друзьям зимой?
Гипотеза: Если
постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный
период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега - то можно
сохранить их численность.
Цель: Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках и оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
2. Активизировать и расширять словарный запас по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
3. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
4. Формировать экологически грамотное поведение ребят по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Вид проекта: информационно-творческий
Участники проекта: обучающиеся 1 класса, родители, педагог.
Продолжительность: долгосрочный (5 месяцев)
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий по формированию у обучающихся целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность ребят совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование определенной системы природоведческих знаний, позволяющих осознать единство всей природы и место человека в ней.
Оптимальные пути решения проблемы:
- изготовление и развешивание кормушек для птиц;
- заготовка птичьего корма.
Этапы проекта:
I этап – организационный (поисково-теоретический)
• Обсуждение цели и задач проекта.
• Создание плана проекта
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Организация команды – друзья птиц.
II этап – основной (практический)
• Расширению знаний о зимующих птицах.
• Развешивание листовок, призывающих местных жителей помочь птицам.
• Работа с родителями: изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.
• Чтение художественной литературы по теме.
• Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья!»
•Просмотр мультфильмов, видеороликов о жизни птиц.
•Наблюдения за птицами на прогулках, экскурсиях.
• Создание презентации «Зимующие птицы нашей местности»
• Составление памятки «Как организовать подкормку птиц»
III этап - исследовательский
• Обработка результатов по реализации проекта «Птицеград».
• Вручение дипломов «Помощники птиц».
Пути реализации проекта
1.Поисково-теоретический этап «Зимующие птицы нашей местности»
Приступая к работе, необходимо было понять, кому необходима помощь и кого мы будем спасать. Для этого мы отправились в школьную библиотеку, где с помощью библиотекаря Бородиной Светланы Ивановны нашли много информации о птицах. С помощью атласов-определителей мы составили перечень птиц, остающихся зимовать на территории Дубровского района, наших будущих подопечных. В энциклопедии «Птицы мира» мы узнали, что по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на четыре группы: оседлые, полуоседлые, кочующие и перелетные.
К оседлым относятся птицы, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. К ним можно отнести воробья, голубя, галку. Они живут постоянно вблизи поселений человека.
Полуоседлыми называют птиц, которые после выведения птенцов выходят на поиски пищи за пределы своей гнездовой территории и проводят зиму в ближайших её окрестностях. Такие виды птиц живут всю зиму более или менее оседло, в одном или нескольких пунктах. В пределах нашей деревни к ним относятся сороки, вороны и др.
Кочующими называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров от своей территории. В отличие от оседлых, для кочующих птиц характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то ненадолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. Направление передвижений у кочующих птиц непостоянно. Посещая во время кочевок благоприятные в отношении пищи и других условий места, птицы могут неоднократно изменять путь своего движения в самых разнообразных направлениях, но чаще в сторону теплых климатических зон. К кочующим птицам, обитающим у нас, можно отнести синиц, поползней, снегирей, свиристелей и других.
Перелетными называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, удаленные районы. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло. Передвижение к зимовкам у перелётных птиц проходит не в форме кочевок, а в виде перелета. Направления перелета у разных видов птиц могут быть различными, но у обитателей северного полушария чаще всего в сторону южного полушария. Зимовки обычно отстоят от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров. К перелетным относится большинство птиц нашей области: дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, пеночки, славки и многие другие. Все эти птицы не могут в зимнее время найти обычные для себя корма в местах своего летнего обитания.
Изучив птиц, обитающих в нашем районе, а в частности в деревне Пеклино, мы определились с нашими подопечными:
1. Воробьи
2. Голуби
3. Вороны
4. Сороки
5. Синицы
6. Снегири
7. Свиристели
Конечно, мы не исключаем, что птицы других видов прилетят к нам на угощение, чему мы будем очень рады!
С интересом мы участвовали в конкурсе рисунков «Птицы – наши друзья!», собирали русские народные пословицы и поговорки о пернатых друзьях. Провели социальный опрос среди жителей деревни, с целью выяснить, какую заботу они проявляют к братьям нашим меньшим. (Приложение 1) Развесили листовки-обращения к односельчанам (Приложение 2). А ещё, мы выполнили презентацию «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и помогали выжить в холодное время года.
2. Практический этап
Акция «Кормушка». Определив
наших подопечных, мы приступили к самому трудоемкому этапу нашего доброго дела
– строительству столовых для них. Конечно, в силу своего возраста, мы не имели
возможности взять в руки пилы, топоры, рубанки, молотки и гвозди, но это смогли
сделать наши родители. Оказывается, это очень интересно, провести целый день с
папой, дедушкой, крестным или дядей, творя шедевр. Но это было спустя несколько
дней, а вначале…
Вначале, мы выяснили из чего лучше сделать кормушку, чтобы всем нашим гостям
было удобно? Нами были рассмотрены многие варианты:
1. Картонная кормушка своими руками.
Для создания такой кормушки нам понадобится любая пустая картонная коробка соответствующих габаритов. Канцелярским ножом в передней части коробки вырезаем небольшое отверстие, чтобы птичка свободно могла забраться внутрь. В нижней части коробки вырезаем отверстие для насеста, закрепив в нем плотный картон или небольшую деревянную планку. Чтобы привлечь внимание птиц, разукрашиваем ее фломастерами или декорируем цветным картоном. Воробьев такие раскачивающиеся кормушки отпугивают, а синицы будут посещать их с удовольствием.
2. Классическая деревянная кормушка для птиц своими руками.
Классический вариант кормушки для птиц в виде домика можно изготовить своими руками из дерева. Все детали конструкции соединяются между собой с помощью саморезов или клея. Углы деталей обязательно тщательно зашкуриваются. Круглая планка будет выполнять роль жердочки для птиц.
3. Кормушки для птиц из пластиковых бутылок. Проще всего смастерить самодельную кормушку из пластиковой бутылки. Если подключить к делу фантазию и смекалку, может получиться очень даже симпатично и неординарно.
Акция «Птичий корм»
Чтобы помочь
птицам, надо знать, чем они кормятся. Вот что мы выяснили:
Название птицы |
Чем питается в природе зимой |
Чем можно подкармливать |
Сизый голубь |
Семенами растений, зерновыми культурами. |
Пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья. |
Воробей |
Семена сорных растений, хлебные крошки. |
Овес и просо, а также крошки белого хлеба |
Сорока |
Мелкими животными, падалью и плодами. |
Крупы, семена арбуза, крошки белого хлеба. |
Синица большая |
Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых. |
Семена, мясо, несоленое сало, семечки подсолнечника. |
Дятел |
Семена сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых. |
Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало. |
Снегирь |
Семенами растений и ягодами. |
Ягоды рябины, бузины, боярышника. |
Свиристель |
Плодами рябины, калины, плоды можжевельника. |
Бусы из сушеных ягод шиповника и боярышника. |
При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
Мы составили памятку «Как организовать подкормку птиц». (Приложение 3)
Отметим, что если начали подкармливать птиц, нужно делать это в течение всей зимы, птички очень привыкают кормиться в одном месте и могут часами терпеливо ждать, когда положат еду, в результате могут потом уже не успеть найти ее в другом месте.
3. Исследовательский этап
Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи, снуют голуби. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В сильные морозы появились снегири.
В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.
Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:
1) Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем
птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.
2) Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
3) В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.
4) Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.
Реализация проекта
Хотя мы и первоклассники, но приложили немало усилий для того, чтобы помочь нашим маленьким пернатым друзьям. Конечно, это было бы невозможно без помощи наших родителей, классного руководителя, библиотекаря. Мы благодарим их за понимание, за то, что они не отвернулись от нас и поддержали в реализации данного проекта. Благодаря им у нас получился настоящий Птицеград:
1. Мы сделали и развесили 7 кормушек для птиц.
2. Собрали корм для птиц: семян подсолнечника 0,5 кг; пшена 0,5 кг; кор-мовой смеси 1 кг; перловки 0,6 кг; овсяной крупы 0,4 кг; семян тыквы 0,3 кг.
3. Развесили листовки-обращения, призывающие односельчан помочь птицам.
4. Создали презентацию «Зимующие птицы нашей местности»
5. Составили памятку «Как организовать подкормку птиц»
Данный проект имеет
логическое продолжение в акции «Здравствуйте, пернатые», которая будет приурочена
к Международному Дню Птиц 1 апреля. Ребята нашей школы изготовили и с помощью
старшеклассников развесили скворечники на территории школы и в нашем школьном
лесничестве «Дубок».
Вывод: Зима
для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо
постоянно подкармливать их. На сооружение кормушки
из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить
птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших
к подкормке пернатых.
Заключение
Мы рады, что смогли позаботиться о братьях наших меньших и помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых. Заботясь о птицах, мы получили прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.
Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой! Приглашайте этих милых и забавных птичек к себе в гости, чтобы полюбоваться и досыта накормить в это трудное для них время! Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Используемая литература
1. Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе. Птицы. книга для учителя М; «Просвещение» 1993.
2. Баукина Л.В. Исследовательский проект «Зимующие птицы» Биология в школе 4/2007 с.34-38.
3. Волкова Т.В. Экологическая акция «Кормушка». Биология №41 2004 с.14-15
4. Резанов А.Г. Антропогенные инновации кормового поведения птиц. Биология в школе 4/2008 с.3-12.
5. Интернет-ресурсы:
Союз охраны птиц России http://www.rbcu.ru/
Национальный парк "Орловское Полесье" - особо охраняемая природная территория
http://www.polesie.ru/avis.htm
Экологический центр "Экосистема" http://www.ecosystema.ru/
Детская страничка "Удивительное путешествие по живой земле"
http://www.deti.religiousbook.org.ua/
Фотографии птиц
http://fotki.yandex.ru/tags/%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B/?ncrnd=162
Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Приложение
Приложение 1.
Социологический опрос
Забота о птицах
Наличие кормушек
Приложение 2.
Листовка-обращение
Уважаемые односельчане!
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно порой.
Поскорее поспешите,
Их бедняжек подкормите.
Крошки, семечки и сало
Вот чего им не хватало.
Ягоды рябины, орехи и пшено,
В кормушки положите,
Сделайте добро!
Сохранить природу, мы можем без труда,
Повесим лишь кормушки у своего окна.
Покормите птиц зимой, они нуждаются в нашей помощи!
Приложение 3
Инструкции
«Как организовать подкормку птиц»
Главные правила при подкормке птиц:
·Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
·Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
·Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
·Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
·По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
·Кормушку необходимо регулярно чистить!
«Чем накормить пернатых гостей?»
Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:
·Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли
·Шишки, желуди, орехи, например, арахис
·Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!)
·Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.
·Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины
·Крошки чёрствого пшеничного хлеба
·Семена клена и ясеня
·Кусочки несолёного сала, мяса и жира
·Яблоки
·Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.