Тема: "Птицы осенью в гости прилетели"
Цель: ознакомление с жизнью птиц осенью, выяснение причины отлета птиц в теплые края.
Задачи:
расширить знания учащихся о птицах, закрепить знания о подготовке к зиме животных, научиться определять группы птиц.
Развивать устную речь, воображение, зрительную и слуховую память, способность анализировать и делать выводы.
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Оборудование: картинки птиц, карта мира полушарий, тест, игра "собери картинку".
Ход мероприятия:
Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, которые зимуют с нами и о птицах, которые прилетают в наши края с далекого севера.
Когда- то на Руси наши предки отмечали добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался «Синичкин день», и отмечался он 12 ноября. В народе даже говорили: «Невелика птичка, а свой праздник знает». С этим праздником связаны народные обряды кормления птиц. В этот день прилетали синички из лесов поближе к людям. Синички, как и воробьи весь год с нами. В наши края на зимовку прилетают так же и другие птицы. И люди помогают пернатым пережить тяжелую для них пору.
Какое время года изображено на картинке?
А почему вы так решили?
Какие приметы осени увидели на картинке?
Кому нравится время года осень?
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь эта же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобой родились
Живем мы с тобою на ней
Так будем же люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Вам понравилось стихотворение, которое я прочитала? о чем оно?
Почему люди должны относиться к природе по доброму?
Как вы понимаете это выражение по -доброму?
Что и кто относиться к природе?
2. Актуализация знаний.
Послушайте разговор лесных жителей, помогите ответить на вопросы и скажите какие изменения происходят в живой природе осенью. (сценка-игра)
Я буду Вороном, а вы будете лесными жителями.
Жители леса! Зима у лесного порога, а все ли готовы к ее "приходу"?
Дети :- Готовы, готовы!
Ворон:- А вот мы сейчас проверим. Во-первых, зима холоду напустит -Что делать станете?
Отвечайте звери: 1 ряд- (ответы детей)- картинки животных.
-Мы, белки, зайцы, лисицы в зимние шубки переоденемся.
-Мы, барсуки, еноты, в теплые норки спрячемся.
-Мы, ежи, летучие мыши, медведи, сном беспробудным уснем!
- А что будут делать птицы? 2 ряд отвечает.
- Мы, (перелетные) в теплые края улетим.
- Мы, (оседлые) останемся, пуховые телогрейки оденем.
Ворон -Во-вторых, зима последние листья снимет и снегом засыпет.
В-третьих -зима всех насекомых морозом прищелкнет. Что птицы будете делать?
Птицы- Шишки начнем шелушить. Ягоды рябины клевать.
Звери -А нам без мух -комаров будет спокойнее.
Учитель: Какие изменения происходят в живой природе осенью?
Таблички на доске вывешиваются, после ответов детей.
Выводы:
Животные одеваются в теплые шубки
Готовят к зиме теплые норки, берлогу
Исчезают насекомые
Птицы улетают в теплые края.
Сообщение детей о птицах.
Синицы.
-Синь-синь-синь… - кто-то тихо попискивает в зимнем лесу. Это синички. Вот за это « синь-синь-синь» и назвали синиц синицами. У большой синицы черная шапочка на голове с синим отливом, да и на крыльях у нее тоже синий оттенок есть .Но это не у всех синиц. А звук «синь-синь-синь» почти от каждой синички можно услышать. Они очень любят семечки подсолнуха и несоленое сало. А повесить кусочки сала надо на веревочку, чтобы их не утащили вороны и сороки.
Снегири.
Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра снег пойдет Почти всегда так бывает. Потому эта красногрудая птица и зовется снегирем. Снегири очень любят семена ясеня. Этих птиц часто можно видеть вблизи жилья человека, в поселках и городах.
Свиристели.
Рябину очень любят свиристели. Они тоже прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму. Окраска у них палево- розовая, иногда с рыжеватым оттенком. Крылья черные с яркими желтыми полосками. На голове красивый хохолок. Очень нарядная птица!
Клесты.
А есть птицы, которые в зимнюю стужу птенцов выводят. Это клесты. Клесты прилетают к нам с далекого Севера на зиму, когда в лесах хороший урожай еловых шишек. В феврале-марте у них появляются птенцы. Клестов не спутаешь с другими птицами. Ведь клюв у них особенный, ни у кого такого нет. Зачем клесту такой чудной клюв? Повиснет клест на еловой шишке, засунет свой загнутый клюв под чешуйку шишки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семечками и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.
1. Игра «Это - я!»
Учитель читает вопросы, дети, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это- я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчат.
- Кто помог замерзающей птице?
- Кто взял птенчика домой?
- Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
- Кто любит разорять птичьи гнезда?
- Кто на уроке считает ворон?
- Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
- Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?
-Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!
- Загадки о птицах. Деление на две группы (оседлые и перелетные). Дети работают в паре на местах на листе выкладывают названия птиц.
1.Черный жилет, 2. На одной ноге стоит
Красный берет, В воду пристально глядит
Нос, как топор Тычет клювом наугад
Хвост, как упор Ищет в речке лягушат
(Дятел) (Цапля)
Кто эта птица? 4. Непоседа пестрая
Никогда не строит для себя гнезда, Птица длиннохвостая,
Соседкам яйца оставляет Птица говорливая
И о птенцах не вспоминает. Самая болтливая.
(Кукушка) (Сорока)
Окраской сероватая 6. Спинкою зеленовата
Повадкой вороватая Животиком желтовата
Крикунья хрипловатая Черненькая шапочка
Известная персона. И полоска шарфика.
Это же (Ворона) (Синица)
- Загадки о воробье, скворце, ласточке.
- Проверка рабочих листов
- Почему вы так разделили?
- А почему же птицы улетают?
- А почему не все птицы улетают?
Вывод: Птицы улетают в теплые страны, потому что им нечего есть в нашей местности.
- А как вы думаете, в каком порядке улетают птицы? Почему?
Физминутка.
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой
Вот тогда придешь домой.
Рассказ учителя. (Карта полушарий)
Ученные точно определили, где именно зимуют разные птицы: Африка – ласточки, стрижи, жаворонки. Во Франции и Италии – утки, грачи, скворцы. Некоторый утки зимовали в Северной Америке. Для этого они надевали птенцам маленькие кольца. На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Так узнают о миграции птиц, местах их зимовки. Информация о передвижении птиц поступает через спутниковые системы.
Знакомство с зимующими птицами.
-Так почему остаются с нами такие птицы как воробей, ворона, голубь? (ответ детей).
Эти птицы всеядные они питаются тем, что найдут: это крошки, личинки, семена, ягодки.
Закрепление. Тест. «Выбери правильный ответ».
1. Птицы – это животные, тело которых покрыто:
А) чешуей
Б) шерсть
В) перьями
2. Выбери перелетных птиц:
А) дрозд
Б) дятел
В) скворец
Д) ласточка
Е) стриж
3. Что птицам страшнее:
А) голод
Б) жара
В) сильный мороз
Чтение стихотворения «Покормите птиц».
Почему птиц надо подкармливать зимой?
Итог урока:
- На какие вопросы мы нашли ответы
- Что узнали? Что хотите еще узнать?
Д/з: нарисуйте перелетную птицу и составьте маленький рассказ.
Рефлексия – О- красный О- желтый О- зеленый
Учитель:
Спасибо за урок!
Спасибо за старание.
Ведь главное желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.