Цель урока:
- расширить кругозор учащихся;
- развивать речь, навык составления публичного выступления, изучить его структуру и строить сообщение в соответствии с целью и ситуацией общения;
- учить выступать перед сверстниками на учебную тему
Иван Бунин
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
7.I.15 Москва
Это стихотворение написал замечательный поэт и прозаик Иван Бунин. Способность говорить делает человека человеком. Ни одно живое существо в мире не обладает этим даром. Слово несет информацию, является средством общения, отражает общую культуру человека. Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык. Особенно публичная речь.
Публичные выступления, представления и презентации - это важная часть в любом бизнесе, включая МЛМ (сетевой маркетинг) и инфобизнес.
Искусство подачи информации заключается в освоении основных этапов и правил публичного выступления.
Часто нам приходится выступать перед людьми с сообщениями, речами, докладами. Чтобы это сделать, нужно обязательно подготовиться по теме выступления: подобрать интересный материал, записать его с учетом того, перед кем вы будете выступать. В выступлении можно использовать мудрые изречения, интересные факты.
Что такое публичное выступление? (Выступление перед публикой, людьми.)
В каких случаях мы можем выступать перед аудиторией? (На школьной научной конференции, при защите доклада на уроке, на конкурсе, на заседании по самоуправлению в школе…)
Какой стиль речи нам понадобится при выступлении? (Научный или публицистический, в зависимости от темы выступления и ситуации общения.)
Типы публичных выступлений по цели высказывания:
протокольно-этикетные,
убеждающие,
развлекательные,
информационные.
Однако, цели могут сочетаться и тогда публичное выступление будет смешанного жанра.
Памятка оратора
1. Определи цель выступления.
2. Тщательно подготовься: продумай содержание. Речь должна быть интересной.
3. Говори просто и понятно.
4. Не говори быстро, не бойся пауз.
5. Не маши без надобности руками.
6. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей.
7. Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным всесторонне развитым человеком.
Памятка к подготовке публичного выступления
Способы привлечения внимания аудитории.
Механические
1.Хлопки, звонки.
2. Изменение высоты громкости голоса, темпа речи, усиление артикуляции, паузы.
Интеллектуальные
1. История.
2. Чтение стихотворения.
3. Шутка.
Составные
Вставание в начале урока.
Совместное пение или чтение.
Вопросы к залу или голосование.
Аплодисменты.
О чем же и как говорить? Какова структура основной части выступления. Здесь главный принцип – структурируй! То есть дели весь текст на пункты, пункты на подпункты, подпункты на пунктики, а пунктики…. (вот вы и улыбнулись).
5 основных правил публичного выступления:
1. Готовься и репетируй!
2. Не читай!
3. Не показывай волнения и не извиняйся!
4. Следи за временем!
5. Будь самим собой!
Чем закончить: В конце публичного выступления необходимо обобщить и повторить изложенное: « А теперь перейдем к выводам…», «Еще раз повторим…».
Человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми». В разных концах Земли принято клясться своим именем, т. е. убеждать другого в правоте того, о чем говоришь. Именами (фамилиями) уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое
«Астрологи с древних времен уделяли огромное внимание выбору имени рожденного ребенка. Конечно, в первую очередь это касалось богатых семей.
Бедные люди не могли позволить себе такой роскоши. Но все понимали, что имя дают как определенную защиту от превратностей судьбы, и если имя выбрано верно, можно надеяться, что судьба человека будет гораздо более успешной», - считает астролог М. Андреева.
ИМЯ – это слово, которое «живет» в языке по его правилам. В предложении оно является индивидуальным названием конкретного человека. Собственные имена произошли от нарицательных имен (Виктор – победитель), но им предписывается отказаться от нарицательного исторического значения. Поэтому мы Виктора воспринимаем как конкретного человека, даже если он в своей жизни не одержал ни одной победы.
Ученый лингвист А.А. Реформатский говорил, что русские имена многолики, но не многозначны. Например, Анюта, Аннушка, Нюся, Нюша, все они относятся к одному и тому же лицу, а в официальном документе будет записано полное имя Анна. В различных жизненных ситуациях ее будут звать по-разному, используя языковые формы. Социальные условия требуют определенных средств выражения. Нелепо выглядит имя Жора, написанное в паспорте. Также нелепо звучит официальное имя Георгий, обращенное к ребенку в детском саду.
В русском языке существуют личные имена, образованные от нарицательных – Вера, Надежда, Любовь, Лев. Употребляя их, мы соотносим их с конкретным человеком. Лексическое значение имени не соотносится со свойствами данного человека. Имя обозначает своим звучанием именуемого человека, а не смысловым содержанием. Нарицательное существительное мы проверяем при написании, например, котенок – кот. Имена собственные не проверяются. Их написание фонетическое. Поэтому многие русские имена пишутся по-разному: Ирина - Орина – Арина, Евстафий – Остафий. Обращение к словарю личных имен поможет работникам паспортных столов, загсов правильно написать имя и не допустить нелепых ошибок.
В мире существует огромное множество людей с одинаковыми именами – Николаи, Татьяны, Ольги. Однако слыша имя, мы имеем в виду одного конкретного человека. Родители выбирают имя для своего ребенка, оно будет закреплено за ним в индивидуальном порядке и записано в свидетельстве о рождении. ИМЯ – это индивидуальное название человека, его личное имя. Нарицательное имя – имя класса, отличающегося от прочих классов вещей. Есть класс столов, деревьев, школ (нарицательные имена), но нет класса Петров, Валентин, Степанов. Личные имена существуют внутри класса людей, где каждый отличается от другого, даже если зовут их одинаково.
Теперь нам предстоит составить план и подобрать начало выступления. Стиль выступления будет публицистический или научный.
План
1.Имя есть у каждого.
2.Меня зовут…(история о том, как мне имя выбирали.)
3.Происхождение моего имени.
4.Я стараюсь быть достойным своего имени.
Выбор начала для выступления
«Кладовая подсказок»
Имя есть у каждого, потому что без имени человек не может существовать.
«Без имени ребенок – чертенок», - гласит русская народная пословица.
«Никто его не видел, а каждого оно есть», - говорят в народе.
У вас есть имя? Конечно! Ведь человек без имени – никто. Не будете же вы обращаться друг к другу: «Эй, ты!»
В связи с тем, что пока вы находитесь на дистанционном обучении, мы не можем послушать ваши устные выступления. Работу я прошу выполнить письменно и прислать на почту класса. Но все ваши выступления мы обязательно послушаем, как только начнем учиться очно.
Домашнее задание:
Напишите небольшое сочинение о своем имени, используя данные фразы:
Оказывается, мое имя…
Я очень удивился, узнав, что…
К сожалению, я до сих пор не знал…
Было любопытно узнать…
Я могу поделиться с вами о …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.