Тема: Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов.
Цели: познакомить учащихся с жизнью поэта в южной ссылке, Михайловском, после ссылки; показать спасительную роль творчества в трагической судьбе поэта; совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения; развивать логическое творческое мышление, монологическую речь.
Задачи: прививать интерес к классической литературе; воспитывать любовь к творческому наследию своего народа; развивать творческое мышление при выполнении заданий.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Какова тематика произведений Пушкина в петербургский период (1817-1820 гг.)?
• В каких стихотворениях и как выражаются вольнолюбивые мысли автора?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Александр Сергеевич Пушкин жил в трудное для поэтов время. Чуткое сердце художника не могло не страдать, откликаясь на стенания русского народа: ведь здесь, на его земле, «везде бичи, везде железы, законов гибельный позор, неволи немощные слезы».
Современный литературовед и критик Ю. Прокушев пишет: «Есть подвиги ратные, есть подвиги великих открытий — они связаны с минутами озарения, минутами наивысшего духовного, нравственного подъема. но есть подвиги внешне как бы скрытые, неброские, сначала в них даже трудно распознать и почувствовать нечто особое, героическое. И только когда человек, совершивший такой подвиг, уходит от нас, мы начинаем сознавать, что вся жизнь его была подвигом». такой подвиг в русской литературе, точнее, в русской действительности, в русской общественной жизни XIX века совершил а. Пушкин.
И сегодняшний наш урок-семинар может это доказать.
IV. Работа над темой урока
1. творческая работа в группах
Используя главы учебника и подобранный дома материал, самостоятельно составьте схему опорных положений (схему-план или схему-тезисы) по одной из следующих тем:
1. Южная ссылка а. Пушкина (1820-1824);
2. А. Пушкин в Михайловском (1824-1826);
3. Годы странствий (1826-1830).
Для темы нашего семинара предлагаются групповые задания — анализ одного из стихотворений а. Пушкина: «Редеет облаков летучая гряда…», 1820; «К морю», 1824; «Вакхическая песня», 1825; «Арион», 1827.
1) Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения (если есть примеры — приведите), об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
2) раскройте тему, идею, композицию, строфику стихотворения.
3) Излагая содержание каждой части стихотворения (лучше всего делать это близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства, иными словами: рассказывая, о чём говорит поэт, какие чувства испытывают его персонажи, уточните, как он это делает, какие средства поэтического языка для этого использует.
4) Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?
5) Как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и всё в целом?
Примерный анализ одного из лирических стихотворений Пушкина
Тема, ИДЕЯ, КОМПОЗИЦИЯ, строфика стихотворения «К морю»
Искренний лирический тон обращения к морю делает стихотворение близким к жанру элегического послания: поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными думами и чувствами.
Композиция стихотворения основана на двух его идейно-художественных центрах: на образе моря и образе лирического героя.
Первая часть стихотворения — образ моря:
• прощание поэта со «свободной стихией» (строфы 1-2);
• воспоминания о прогулках на берегу моря и о своём «заветном желании» (строфы 3-7).
Вторая часть стихотворения — лирический герой делится с морем своими думами и желаниями:
• воспоминания о «гробнице славы», т. е. месте заточения наполеона (строфы 8-9);
• воспоминания о другом «властителе дум» — о Байроне (строфы 10-12);
• оценка «просвещения» и тирана (строфа 13);
• обещание не забыть торжественной красоты моря (строфы 14-15). Стихотворение написано «катренами» — четырёхстрочными
Строфами (только три строфы имеют по одному добавочному стиху и превращаются в пятистишия).
«К морю» — элегия, но еще Белинский указывал, что «грусть Пушкина не есть сладенькое чувствованьице нежной, но слабой души; нет, это всегда грусть души мощной и крепкой… Иногда, задумавшись, он как будто вдруг встряхивает головою, как лев гривой, чтобы отогнать от себя облако уныния, и мощное чувство бодрости, не изглаживая совершенно грусти, дает ей какой-то особенный, освежительный и укрепляющий душу характер…»
Действительно, стихотворение «К морю» содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд — и твердую силу, неукротимую гордость свободолюбивого поэта. Этот контраст выражен в ритмическом рисунке и в лексике…
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Общие признаки лирики как рода литературы нашли ярчайшее воплощение в стихотворениях Пушкина. Лирический мир поэта необычайно разнообразен и многогранен. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: «Все стало ее предметом… немеет мысль перед бесчисленностью его предметов». «Все волновало нежный ум»,— сам сказал поэт о себе. Весь красочный, пёстрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. Он сделал его своим, близким. нет, пожалуй, ни одного значительного этапа всемирной истории, который бы не отразился в лирике Пушкина. При всём этом сам Пушкин оставался европейцем русской национальности. В его лирике высокая человечность, «лелеющая душу гуманность», по выражению Белинского, питалась соками народной нравственности, исконного свободолюбия русского народа.
VI. Домашнее задание: выучить стихотворение Пушкина по выбору.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.