Интеллектуальная игра
“Путешествие по экологической тропе”
Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна
Цель: формировать познавательный интерес к науке- экологии.
Задачи: развивать умение логически мыслить, проявлять смекалку и находить верное решение при работе в группе; расширять знания о природе родного края; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
I. Постановка цели.
- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие по экологической тропе! Что такое экология? (природа)
-Может кто-то мне скажет, годом чего объявлен 2017 год в России? (экологии). Вот по этой причине мы проводим нашу сегодняшнюю игру. Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зелёной от лесов, синей от океанов, жёлтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от рождения жизни до грядущих судеб человечества.
1 чтец:
Мы речь свою ведем о том
Что вся Земля наш общий дом
Наш добрый дом просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем
Еще о том ведем мы речь
Что мы наш дом должны беречь
Давайте докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
2 чтец:
Природа – это дом, в котором мы живем
И в нем шумят леса, текут и плещут реки
Под сводом голубым под светом золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
3 чтец:
Взрослые и дети!
Природу берегите.
К её богатым недрам
Рук жадных не тяните.
Заботою и лаской
Её вы одарите
Она ответит тем же.
Вы только помогите!
Все что нас окружает: растения, животные, насекомые, воздух, вода- это и есть экология. Школьный двор и будет нашей экологической тропинкой, по которой вы пройдёте 10 этапов. Последовательность прохождения этапов показана в маршрутной карте. После каждого пройденного этапа команды получают определённый жетон: красный-5 баллов, зелёный-4 балла, коричневый-3 балла.
В завершении игры по количеству набранных жетонов мы сможем определить победителей. Желаю вам удачи!
II. Игра на природе.
1 команда.
«Друзья природы»
Девиз: «Природы верные друзья! Дружны мы, как одна семья!
В игру пришли мы поиграть, чтоб больше о природе знать!»
2 команда.
«Лесной дозор»
Девиз: «Мы ваш отдых охраняем,
Будет круто – обещаем!»
1. Станция “Жалобная книга природы”
Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек берёт у природы. К сожалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает природу. Вот так у природы появилась своя жалобная книга. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь:
1. Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы. /Муравей/.
2. Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу. /Белая кувшинка/.
3. Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост. /Ящерица/.
4. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят, глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. /сова/
5. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. /лягушка/
6. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. /волк/
Эмоциональные ситуации: «Обними дерево»
Известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является… а вот какое дерево, попробуйте отгадать загадку
Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой. Найдите это дерево на нашей площадке и обнимите его.
2. Станция “Экологический светофор”
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
· Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
· Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
· Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
3. Ребята огородили муравейник. (с)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
15. Дети вешают кормушку. (с)
3. Станция “Логическая цепочка”
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, сосна, ясень,
клен – это лиственные деревья.
4. Голубь, воробей, дятел, скворец, синица – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка -
впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей,
соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник,
крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.
4. Станция “Где чей дом?”
На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.
Ответственный за этот этап называет животных и растения. Воробей, кувшинка, цапля, медведь, щука. Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей-небо, цапля-болото)
Отдыхательная пауза
Физкультминутка – игра – “Да, нет”.
Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.
- Я мусорю на улице
- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
- Я берегу воду и закрываю кран
- Бабочку я отпускаю на волю
- Бумагу трачу попусту
- Овраги - это хорошо
- Охрана природы приносит пользу
- Я люблю нюхать выхлопные газы
- Планета Земля наш общий дом
5. Станция “Экологический показ мод”
В нашем показе главное- не название и предназначение костюмов, а то, из чего они изготовлены. Изготовить костюм из утильсырья, из мусора (старые газеты, полиэтилен, бутылочные пробки, фантики и шоколадные обёртки, природный материал и т.д.) и его презентовать нам. Для этого у вас 5 минут времени.
Мы приглашаем вас на демонстрацию новых моделей из коллекции “Эко-мода”. Изготовлены все модели из того, что сначала было чем-то, потом стало утильсырьём, а потом возродилось из мусора в новом качестве.
1.
«Пикник на обочине».
Вашему
вниманию предлагается модель вечернего костюма «Пикник на обочине». Если вы на
выходных выехали на природу, и вам вдруг звонит подруга и приглашает на
вечеринку – вы сможете сделать костюм из пластиковых тарелок, стаканчиков,
вилок и ложек прямо на месте. Вам не придется срочно бежать домой в поисках
подходящего наряда, а природа не будет загрязнена следами вашего пикника.
2. «Оригами - в помощь маме»
А теперь перед вами легкое, элегантное платье
для летних пеших или конных прогулок. Оно не сковывает движений, удобно в
употреблении. Обратите внимание на оригинальные цветочные принты. Модель
доступна каждому, кто способен дотянуться до антресолей и вытащить оттуда пачку
старых газет. Изготовление платья из газет необременительно для семейного
бюджета, плюс ко всему мама будет очень довольна такой трудолюбивой и
чистоплотной дочкой.
6. Станция “Экомячик”
«Экомячик» передают друг другу мяч:
«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.
1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?
2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?
4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.
- Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу.
7. Станция “Зелёная аптека”
Вопросы и загадки о травах, которые применяются для лечения различных заболеваний.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Ответ: подорожник)
Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли “Матерью всех трав” за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.
Только тронь
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
(Ответ: крапива)
В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Ответ - одуванчик)
Используют корни, понижает температуру, желчегонное и слабительное средство.
Белоствольные
красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Ответ: берёза)
Березовый сок – полезный напиток, хорошее общеукрепляющее средство, как мочегонное средство при заболевании сердца и почек.
8. Станция “Знатоков песен о природе”
По очереди команды поют пару строчек из песен о природе. Та команда, которая последняя исполнит песню и выигрывает в этом конкурсе.
9. Станция «Творческая»
Задание: каждая команда должна сделать с помощью шишек, веточек, желудей и любого природного материала какое - либо очень необычные животное, и придумать ему название
(дополнительное задание: охарактеризовать животное: размер, место обитания, питание (травоядное, хищник) и т.д.
10. Станция “Друг природы”
Я знаю, вы умеете отлично рисовать.
Свои таланты можете сейчас вы показать.
А для этого вам понадобятся цветные мелки.
Жду от вас красивых, ярких рисунков на экологическую тему и их обосновать.
Чтецы:
1. Мы с тобой всегда должны беречь природу,
Чтоб поднимались чувства к небосводу,
Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,
И тогда потомки скажут нам: «Спасибо!»
2. Мы хотим, чтоб всюду бабочки порхали,
Чтоб они луга собою украшали,
Чтоб чистый дождик поливал из тучи,
Чтоб сад весною пеной цвел кипучей!
3.И пускай цветет моя Земля,
И леса, и реки, и поля.
Мы за все сейчас в ответе,
Если жить хотим на планете!
III. Подведение итогов.
От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.
Вот вам несколько добрых советов:
- Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
А в завершении нашего мероприятия экологические частушки.
Всем беречь природу надо -
Это вовсе не наказ,
Это просьба к вам, ребята,
Слушайте вы наш рассказ!
Раз - деревья охраняем –
Это, чтоб для чистоты.
Два - животных защищаем -
Это, чтоб для доброты!
Чтоб вода текла из крана,
Чистая, пречистая,
Берегите вы озёра
И речушки быстрые!
Птиц ребята уважают,
Строят им кормушки,
Чтобы пели в нашей роще
Разные пичужки!
Мы частушки сочиняли
Не для развлечения,
А беречь природу надо
Всем, без исключения!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.