Муниципальное
образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом творчества
Илекского района
Оренбургской области»
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
Исследовательская работа
Номинация «Эколого-краеведческие путеводители»
Тема: «Путешествие по Илекскому краю»
Автор работы:
член СПО «Веду за собой» студент 2 курса,
Доброскокин Данила Александрович
Название учебного заведения/места работы:
МБУДО «Дом творчества Илекского района Оренбургской области»
Илекский филиал ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н.К.
Калугина» г. Оренбурга
Руководитель:
Желудкова Ульяна Юрьевна,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Илек
I. Введение ………………………………………………………3-4
II. Основная часть ………………………………………………5
Глава 1. Общая характеристика Илекского района………………..5
1.1 Природно- климатические условия …………………………..5
1.2 Памятники природы ………………………………….............5-7
1.3 Исторические личности ………………………………...............7-8
1.4 Достопримечательности района…………………………….........8
1.5 Многонациональный Илекский район……………………………8-9
Глава 2. Возможности развития туризма в Илекском районе……….10
2.1 Описание маршрута «Путешествие по Илекскому краю»………10-13
III. Заключение………………………………………………….....14
IV. Список используемой литературы ……………………….....15
Приложения ……………………………………………………………16
Земля моя, от пращуров в наследство
Ты мне дана, твоя надежда – я!
Здесь босоногое мое смеялось детство.
Горжусь тобой! Ты – Родина моя!
Соколова С.М.
Все мы любим свою Родину, родной край. Родной край – это частица нашей огромной России. Живём мы в Илекском районе, который входит в состав Оренбургской области. Красива наша Илекская земля, хотя ландшафты большей частью потеряли свой девственный облик. Вырублены вековые деревья, замелели и родники. Исчезают не только красивые, но даже обычные растения лесов и лугов. Меняется вся природа, но, к сожалению, не в лучшую сторону. И очень хочется надеяться, что мы, подрастающее поколение, сохраним эту красоту и сбережём для будущих поколений нашу землю илекскую во всей её красоте. Для любви своего края по – настоящему надо его знать. Но мало только знать про свою малую родину, эти знания необходимо передавать из поколения в поколение, чтобы и наши дети любили этот край не меньше, чем мы. И чтобы они тоже ощущали тепло от родимых мест и живущих здесь людей.
Мы родились здесь, живём на этой земле. И мы попытаемся составить эколого-краеведческий путеводитель и описать маршрут, знакомящий с историческим и природным наследием нашей малой родины. А начали мы с того, что узнавали у бабушек и дедушек, из литературы про наш край в прошлом. Нам очень хотелось знать, какими они помнили современные места в годы своей молодости. Затем составили список наиболее значимых объектов, посетили их, исследовали природу края, изучали литературу по краеведению. Чтобы пройти по сложенному нами маршруту потребуется 3 дня. Маршрут имеет длину примерно 120 км.
Актуальность темы в том, что в настоящее время у нас, молодого поколения, возрос интерес к изучению краеведения. Краеведение располагает богатейшими возможностями формирования у обучающихся патриотических чувств, вызывает живой интерес к природе родного края, к людям, традициям, культурным и другим ценностям малой Родины.
Цель: разработать эколого-краеведческий путеводитель «Путешествие по Илекскому краю», описать и указать объекты.
Задачи:
1. Собрать информацию о красивых местах Илекского района: географическое положение, природные и климатические особенности.
2. Обобщить материал о природных местах Илекского района.
3. Организовать работу, направленную на восстановление нарушенных природных объектов (организация экологических десантов).
4. Формирование единой рекреационной среды, создание маршрута.
5. Формирование толерантного сознания у обучающихся, местного населения.
6. Собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить виртуальный маршрут и разместить на сайте МБУДОДТ.
Социальная значимость экологического путеводителя: направлена на защиту и сохранение природных объектов, содействует организации экологического воспитания населения, способствует восстановлению природных объектов посредством повышения природоохранных и краеведческих знаний.
Гипотеза: я считаю, что изучение истории и природы малой родины способствуют воспитанию патриотизма среди подрастающего поколения.
Новизна моей работы в том, что я решил совместить исторические исследования с изучением природы и представить свою работу в виде туристического путеводителя.
Объект изучения: природный материал края, легенды местных жителей
Методы исследования:
· Теоретический: изучение научной и научно-популярной литературы,
· Практический: экскурсия, наблюдение.
Сроки проведения: 2018 – 2019 годы.
Продолжительность: два года (может быть долгосрочным)
Ожидаемый результат:
- разработать буклет к путеводителю;
- разработать виртуальную экскурсию;
- создать карту и обозначить природные объекты родного края.
Глава 1. Общая характеристика Илекского района.
1.1 Природно-климатические условия.
Илекский район расположен в степной зоне в центре Евразии, климат здесь резко континентальный. Лето жаркое, знойное с недостаточным увлажнением с частыми и сильными суховеями. Зима холодная с морозами и частыми метелями. В этот период наблюдаются оттепели. Устойчивое залегание снежного покрова 130—140 дней с 25 ноября по 7 апреля. Средняя высота снежного покрова — около 20 см. Среднемесячная температура воздуха в июле составляет около +22 °C , в январе −14 °C. Разница между максимальной (+42 °C) и минимальной (-43 °C) температурой в году достигала 85 °C. Продолжительность безморозного периода 140 дней в году. Последние заморозки в первой-начале второй декады мая.
Среднегодовая сумма осадков колеблется от 273 до 363 мм, за теплый период (апрель-октябрь) выпадает 177—215 мм, в том числе за май-июнь — 66-75 мм. В районе преобладают ветры восточного и юго-западных направлений со средней скоростью от 2 до 5 м/с.
В сельском хозяйстве необходимо проводить особые агротехнические мероприятия: снегозадержание, орошение, лесонасаждение, подбор засухоустойчивых культур и др.
1.2 Памятники природы.
В Илекском районе много интересных памятников природы.
Таким интереснейшим геологическим памятникам является крутой обрыв над Уралом у
села Нижнеозерное. На одном из путевых рисунков А.С.Пушкина изображен этот
обрыв во время его пребывания в наших краях в 1833 году.
Обрыв высотой более 40 метров. Сложен слоями ярких коричнево-бордовых пород,
среди которых преобладают песчаники. В виде прослоев встречаются конгломераты и
аргиллиты. Породы относятся к блюментальской серии нижнего триаса. Все породы
имеют континентальное речное происхождение. Раньше обрыв имел оборонительное
значение, надежные стены защищали крепость со стороны реки.
Рядом в селе Рассыпное находится один из самых известных палеонтологических памятников области. В 1953 году в глинах были найдены кости и целые скелеты предков динозавров – псевдозухий. Псевдозухи были похожими на крокодилов животными, достигавшими в длину 2 метра. По степени сохранности скелеты псевдозухий из - под Рассыпного являются лучшими в России. Один из скелетов сейчас стоит в витрине Московского палеонтологического музея.
Очень привлекает жителей и гостей района урочище Белые ключи. Это ландшафтно-ботанический (лесной) памятник природы площадью 354 га. Самый крупный сыртово–водораздельный лесной массив района представляет собой нагорно–байрачную дубраву. Она растет на склонах и по вершинам логов, сложенных песками и галечниками юры. Родник Белый ключ привлекает людей неповторимой по вкусу водой. Своеобразна и очень многообразна растительность: зверобой, душица, земляника и многие другие лекарственные травы растут в урочище.
По территории района протекают две большие реки Урал и Илек, богатые разнообразной рыбой. По пойме рек растут леса, площадь которых составляет 22883 га. Богат лес плодово-ягодными растениями и животным миром. В поймах рек много больших и малых озер, что создает прекрасные условия для отдыха и охоты на пернатых птиц.
Илекский район |
|||
1 |
Красная круча |
2,0 |
В 12 км к югу от с. Краснохолм, на правом берегу водохранилища на р. Черной. К-з «Ленинский путь» |
2 |
Нижнеозерный крепостной утес |
2,5 |
Южная окраина с. Нижнеозерное. КДСП «Борьба за мир» |
3 |
Дубняк у с. Озерки |
14,0 |
В 6,5 км к ЮВ от с. Сухоречка. Привольное лесничество, кв. 281 (выд.16). Илекский лесхоз |
4 |
Медвежья ростошь |
107,0 |
В 4,5 км к западу от с. Нижнеозерное. Чесноковское лесничество, кв. 9. Краснохолмский лесхоз |
5 |
Курган на Урало-Илекской ровняди |
0,25 |
В 8 км к северу от с. Степное, в 10 км к югу от с. Кардаилово. АО «Луч» |
6 |
Урочище Белые ключи |
354,0 |
В 12 км к северу от с. Рассыпное. Илекское лесничество, кв. 1-3. Илекский лесхоз |
7 |
Кладбище псевдокрокодилов |
0,25 |
Восточная окраина с. Рассыпное. АО «Колос» |
8 |
Мазанский яр |
1,6 |
В 1 км к СЗ от с. Привольное. АО «Привольное» |
9 |
Царский курган |
0,25 |
В 6,5 км к СВ от с. Привольное. АО «Привольное» |
10 |
Нижнеозерный яр с дубняком |
30,0 |
В 1 км к ЮЗ от с. Нижнеозерное. КДСП «Борьба за мир» |
11 |
Дубрава на Большом Кордоне |
223,0 |
В 6,5 км к СВ от с. Нижнеозерное, Краснохолмский лесхоз |
12 |
Дубняк у Липовых озер |
20,0 |
В 3 км к северу от с. Краснохолм. Краснохолмское лесничеств, кв. 96 (выд.40). Краснохолмский лесхоз |
13 |
Урочище Осадное |
32,1 |
В 5 км к западу от п. Привольный. Привольное лесничество, кв. 261 (выд. 1,9,10,22). Илекский лесхоз |
1.3 Исторические личности
Великий дух вольного казачества, свободомыслие, ставшие причиной Крестьянской войны, привлекали сюда великих русских писателей и поэтов. Илекский край посетили Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Галактионович Короленко. Итогом их поездок стали знаменитые произведения: повесть «Капитанская дочка», «История Пугачева», очерк «У казаков».
Во второй половине 20 века гостями Илека были Александр Александрович Фадеев, Михаил Николаевич Алексеев, поэт Гарольд Регистан, автор учебников по истории России, Виктор Иванович Буганов, видный политический деятель России Виктор Петрович Поляничко, писатели Петр Николаевич Краснов, Николай Федорович Корсунов.
9630 илекчан участвовали в борьбе с фашизмом. Домой вернулись всего 4500 человек. Остальные полегли на огромном пространстве от Москвы до Берлина. Илекчане храбро защищали Москву, Ленинград и Сталинград, взламывали немецкую оборону на Курско-Орловской дуге, на Днепре и под Кенигсбергом, штурмовали Будапешт и Берлин, расписались в конце воины на стенах рейхстага.
Высокие достижения района обеспечивали замечательные люди — это Герои Социалистического Труда: Мороз Андрей Калинович - комбайнер колхоза «Память Ленина», Казанкин Петр Тимофеевич — первый секретарь райкома КПСС, Боков Петр Устинович — председатель ордена Ленина колхоза «Красный Октябрь», Хисамутдинов Усман Камалеевич– председатель колхоза имени Кирова, Бердбеков Камит Кажмуканович — животновод совхоза «Привольный», Зайцев Григорий Назарович — бригадир полеводческой бригады ордена Ленина колхоза «Красный Октябрь», Вьюгин Александр Михайлович — комбайнер колхоза «Россия».
Степан Сапожников — житель села Нижнеозерное возглавлял партизанский отряд во Франции, Герой французского движения сопротивления. Награжден высшей наградой Франции. Многие фронтовики награждены боевыми орденами и медалями. Все это говорит о том мужестве, о том геройстве и доблести, что проявили наши деды и отцы в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками.
Трое наших земляков — Георгий Иванович Кондратьев, Сахаутдин Саляхитдинович Белев, Александр Николаевич Климентьев были участниками Парада Победы в Москве.
1.4 Достопримечательности района.
Наш район известен уникальными археологическими находками. На территории района при раскопках Филипповских курганов были найдены уникальные и богатейшие находки второй половины V века до нашей эры. В августе 2013 года в результате проведения археологических раскопок Филипповских курганов обнаружены экспонаты сарматской эпохи, представляющие историческую ценность мирового масштаба.
Среди всего многообразия археологических памятников Илекского района, безусловно, стоит выделить два археологических комплекса – 1-й Филипповский и 2-й Кардаиловский могильники, относящиеся к раннему железному веку (I тыс. до н. э. - начало I тыс. н. э.). Этот период истории оренбургских степей неразрывно связан с ираноязычными кочевниками-сарматами и их предками. В конце V - IV вв. до н. э. на участках открытой плакорной степи, на высоких водоразделах рек возникают грандиозные некрополи сарматских князей, состоящие из десятков больших курганов, достигающих в диаметре 100-150 м, в высоту -8-10 м.
Археологическое наследие Илекского района входит в золотой фонд мировой культуры. Кроме Филипповского могильника, на территории Илекского района насчитывается более 70 памятников археологии.
1.5. Многонациональный Илекский район
Наш район – особый, он – приграничный. Шесть из 15-ти муниципалитетов расположены непосредственно на границе с Казахстаном, протяженность которой у нас составляет более 150-ти километров. Функционирует международный автомобильный пункт пропуска.
Помимо представителей русского народа (74%), территория современного Илекского района издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь свои традиционные корни и нуждающихся в соответствующем обеспечении своих этнокультурных потребностей. Татары составляют почти 13% проживающего населения, казахи – 9%, украинцы – около 2%; остальные жители представлены еще 19-ю национальностями, это - мордва (238 чел.), армяне (122 чел.), корейцы (109), белорусы (73), немцы (47) и др.
Общественные религиозные организации представлены православными, мусульманскими и баптистской организациями, служение которых в последнее время выходит за рамки исключительно богослужебной деятельности, приобретая все больше социальный характер. Это и благотворительность, и работа с детьми (воскресные школы и летние площадки), и патриотическое воспитание молодежи, и др.
Илекский район специфичен своей многонациональностью и поликонфессиональностью. Несмотря на это, в целом этнополитическая обстановка стабильная, ведь этому способствует совместная работа органов власти и общественных институтов, направленная на гармонизацию сферы межнациональных и этноконфессиональных отношений, удовлетворение этнокультурных потребностей жителей области, предупреждение межнациональных конфликтов.
Илекский район богат не только своей историей. Сегодня это современное, экономически развитое муниципальное образование.
Основной отраслью здесь было и остается сельское хозяйство. И именно от ее эффективности зависит благосостояние всего населения.
Благодаря большой силе воли и настойчивости потомков илецкого казачества сохраняется богатейшая история края. С годами люди не утратили быт и культуру своих предков, а, наоборот, восстанавливают утраченное, помнят тех, кто беззаветной преданностью Родине, мужеством и отвагой, не щадя жизни, защищали ее во все времена от внешних врагов, кто и сегодня, несмотря ни на какие трудности и изменения в общественной жизни делает все возможное и невозможное для нормальной жизни человека.
Итак, изучив научную и справочную литературу, я постарался ответить на вопрос своей исследовательской работы, поставленной в цели. И моя гипотеза подтвердилась, что изучение истории и природы малой родины способствуют воспитанию патриотизма среди подрастающего поколения.
Почему нужно охранять памятники природы? Я решил провести анкетирование обучающихся Илекской школы №1 с 3 по 9 классы.
При опросе были заданы вопросы:
1. Что такое памятники природы?
2. Какие памятники природы вы знаете в вашей местности?
3. Нужно ли охранять памятники природы?
По результатам опроса я составил таблицу 1(Приложение 1).
Из результатов таблицы 1, я сделал вывод, что из 65 опрошенных обучающиеся 36 не только не знают что такое памятники природы, но и не видели их. 40 обучающихся не смогли назвать памятники природы нашей местности. Зато 51 обучающийся знают, что памятники природы нужно охранять.
Тогда я решил проанализировать результаты опроса обучающихся по классам. И поместил свои результаты в виде диаграммы на рисунке 1(Приложение 2).
Из рисунка 1 видно, во-первых, что чем младше обучающиеся, тем они меньше знают о памятниках природы. Значит им нужно больше о них рассказывать.
Во-вторых, раз обучающиеся сейчас не знают что такое памятники природы, что они даже расположены рядом с нами, в нашей местности то, конечно же, о них не будут знать и наши потомки. Просто-напросто им нечего будет показывать, некуда их будет водить.
2. Описание маршрута «Путешествие по Илекскому краю»
При проведении мероприятий самым важным для активистов районной пионерской детской общественной организации «Радуга» является практико-ориентированная деятельность: не только услышать исторические сведения о родном районе, но и увидеть своими глазами, побывать в конкретных историко-краеведческих местах, встретиться с очевидцами событий, и самим стать причастными к истории своей малой родины.
Разработан туристический веломаршрут «Путешествие по Илекскому краю». Данный маршрут отличает разнообразие экскурсионных объектов. При этом композиционный принцип построения экскурсии – тематический, все выбранные объекты показа отражают жизнь в Илекском районе. Экскурсанты познакомятся с историей Илекского района, с героями района, участвовавшими в Великой Отечественной войне, увидят природные памятники и достопримечательности. Текст экскурсии составлен на основе краеведческого материала, собранного как в краеведческом музее села Илек так и активистами районной пионерской детской общественной организации «Радуга» и волонтерскими отрядами района в процессе исследовательской деятельности по изучению родного края.
Прежде всего, мы определили возможности МБУДО «Дом творчества Илекского района Оренбургской области», учитывая его территориальную расположенность, а также природно-климатические, географические, экологические, культурно-исторические особенности нашего района. Для этого проведена большая работа по изучению исторических, культурных, природно-ландшафтных мест территории Илекского района.
Для реализации намеченных задач учитывали ряд физиологических и психологических особенностей детского организма и возможностей применения указанного средства.
Педагог дополнительного образования т/о «Юные туристы» осуществляет физическую подготовку детей к туристским походам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту, проводит беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, о способах оказания первой медицинской помощи. Родители принимают активное участие в подготовке к туристическому походу.
К организации туристского похода нужно иметь следующее:
1. рюкзаки для каждого участника похода.
2. палатки, компас, лупа, тетрадь, карандаш. Карты – схемы, дневники наблюдений, экспериментов заполняются вместе с воспитателем.
3. спальные мешки.
4. продукты питания.
5. личные вещи и принадлежности для личной гигиены.
Был запланированы и организован туристический веломаршрут «Путешествие по Илекскому краю» продолжительность 7 дней из которых: 3 дня похода, 1 день отдыха и 3 дня продолжения похода.
Маршрут 1. Илек- Затонное- Привольный –Сухоречка- Озерки- Филипповка- Димитровский
Протяженность: 120 км.. Длительность: 3 дня.
Цель: демонстрация туристических знаний, умений и навыков детей.
Во время похода дети проводят работу над проектами «Моя малая Родина» и «Поклонимся великим тем годам…». Цели проектов – воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с Илекским районом во время туристского похода «Путешествие по Илекскому краю»
Основные аспекты:
1. Природоведческий аспект
представления о родном крае как о природном комплексе с разнообразными ландшафтами, многообразием животного и растительного мира;
элементарные сведения об охране природы и сохранении богатства родного края доступные пониманию детей;
использование природных материалов в художественной деятельности;
осознание оздоровительной, познавательной, эстетической и практической ценности окружающей среды.
2. Исторический аспект
общие представления о родном крае;
история возникновения, развития сел района;
трудовая слава;
достопримечательности сел и памятники войнам ВОв.
3. Народоведческий аспект
Элементарные представления об улицах;
представления о народах заселяющих села района, фольклор, праздники и традиции и обычаи.
Привал 1 день: с. Димитровский
Маршрут 2. Димитровский- Краснохолм – Кардаилово- Подстепки- Красный Яр- Илек
Протяженность: 120 км.. Длительность: 3 дня.
Цель: демонстрация туристических знаний, умений и навыков детей.
Для реализации проектов были проведены следующие мероприятия:
тематические экскурсии,
туристические походы по маршрутам,
посещение краеведческого музея.
Работа над проектами позволит нам добиться активизации познавательного интереса детей, т.е. видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности, формировать экологическую культуру поведения на природе, бережного отношения к ней, систему краеведческих знаний, развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности и в конечном итоге воспитать патриотов, способных гордиться своей малой родиной, бережно относиться к окружающему миру, к природе.
Таким образом, организация похода показывает большую эффективность туризма в воспитании у детей духовно-нравственных качеств, экологической культуры. В туристических походах, проявляется самостоятельность, любознательность детей, тяга родителей к здоровому образу жизни, воспитывается любовь к малой родине, формируется поисковая деятельность. Кроме того, повышается двигательная активность, что важно растущему организму.
Практическая ценность проекта заключается в разработке маршрута экскурсии по памятным местам района, который может быть востребован обучающимися и не только ими. Реализация данного маршрута позволяет обучающимся изучить историю своего села. Экскурсионная группа может передвигаться на велосипедах, делая остановки по маршруту. Материал к проведению экскурсии и презентация к проекту позволяет проводить также заочную экскурсию. Экскурсию «Путешествие по Илекскому краю» можно будет проводить ещё не один год, что позволит сохранить природные объекты, содействует организации экологического воспитания населения, способствовать восстановлению природных объектов посредством повышения природоохранных и краеведческих знаний.
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
III. Заключение
Лучшей формой отдыха является туризм. В туристском путешествии трудящиеся укрепляют свое здоровье, приобретают необходимые навыки. Путешествия, организуемые с применением активных средств передвижения, воспитывают волевые качества, дисциплинируют человека, прививают ему чувство коллективизма, товарищества, преданность Родине. Воспитывается благородное желание открывать новое, неведомое, приносить пользу.
Подводя итог, хочется отметить, что в новом тысячелетии туризм станет одним из важнейших факторов развития человечества в целом и экономики в частности. Специфический подход туризма, отличающий данную дисциплину от других, состоит в том, что ее интересует не комплексное исследование природы, населения и хозяйства и не установление характера взаимодействия между обществом и географической средой, а изучение и описание тех особенностей природы, климата, ландшафта, флоры и фауны региона, которые делают ее привлекательной в качестве туристского объекта.
Мы проанализировали потенциал Илекского района и выявили возможности развития видов туризма: пешеходного, велосипедного, познавательного, водного.
Развитие туризма окажет стимулирующие воздействие на развитие других отраслей экономики района, повысит привлекательность района для сферы предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока инвестиций, что даст возможность реализовать ряд масштабных проектов в области развития туризма.
Но самое замечательное, мы проложили экологические маршруты и посетили все эти места. Мы гордимся красотами своего края, хотим рассказать о них всем. Вот для чего необходим экологический путеводитель. Очень часто бывает так: мы знаем о красивых наших местах, но варварски относимся к ним, забывая об экологической культуре или, не подозреваем о том, что нас окружают дивные места. А так хочется, что бы каждый с гордостью говорил: «Мой край самый красивый, самый уникальный».
IV.Список используемой литературы
1. Илекский район Оренбургской области: Краеведческий атлас / А. А. Чибилёв, А. А. Соколов. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007. — 36 с. ISBN 978-5-7689-0181-3
2. Моя добрая малая родина (Из истории Илекского района). ГУП "РИД «Урал», 2006. — 314 с.
3. Природное наследие Оренбургской области / А. А. Чибилёв — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. — 384 с. ISBN 5-88788-015-5
Примечания
1. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года - www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm
2. Органы местного самоуправления - www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/power/municipal/3-53-219-1.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
Классы |
3 класс |
4 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||
Вопросы |
З |
Н |
З |
Н |
З |
Н |
З |
Н |
З |
Н |
З |
Н |
1. Что такое памятники природы |
1 |
8 |
7 |
4 |
6 |
14 |
3 |
5 |
6 |
4 |
7 |
1 |
2. Какие памятники природы вы знаете в вашей местности |
1 |
8 |
3 |
8 |
7 |
13 |
2 |
6 |
5 |
5 |
8 |
- |
3. Нужно ли охранять памятники природы |
5 |
3 |
10 |
1 |
13 |
7 |
5 |
3 |
10 |
- |
8 |
- |
З – знают
Н – не знают
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1
Приложение 3
Старый Илек
Изучение материала в районной библиотеке и краеведческом музее
Фестиваль казачьей культуры
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Путешествие по Илекскому краю
село Привольное
Село Сухоречка
Село Озерки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.