Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Учитель: Гавтадзе Танзиля Азамат-Гериевна
МБОУ «Гимназия №18»
г. Черкесска
Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс (1-4)
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Цель: - Обобщить знания учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
- развивать ум, сообразительность, логическое мышление;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство взаимовыручки.
Текстовый материал: морская лексика. Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 3 класс».
Оборудование: доска, на доске из цветной бумаги сделать сказочный океан и в нем острова (каждый остров соответствует части речи), корабль, скалы, пираты, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги). Остров располагается в центре доски.
I. Организационный момент. (слайд 1 )
У. Ребята, разве любы нам хмурые лица,
Или чья то сердитая речь?
Вы улыбкой умейте делиться
И ответную искру зажечь.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу.
- Проверьте, все ли у вас есть на парте для работы? Садитесь.
II. Постановка задачи урока. (слайд 2 )
У. - Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Частей речи.
Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.
На каждом корабле есть бортовой журнал, в котором записывается все, что происходит во время путешествия. У каждого из вас есть свой журнал. Первое, что записывается в журнале – это дата. Мы тоже с вами запишем сегодняшнюю дату на первой строке (слайд 3)
III. Чистописание.
У. - Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться. Начнем с разминки для пальцев.
Пальчиковая гимнастика.
- На второй строчке запишите однокоренные слова с корнем –мор-
(море, моряк, морской) (слайд 3 - щелчок )
- Выделите корень.
- Почему эти слова называются однокоренными?
- Как еще можно их назвать?
- Проверьте и оцените свою работу. (Самооценка выполняется на последней строке, где выполнялась запись.)
-
IV. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
У. - Итак, в путь!
- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать. Отгадки запишите на новой строке.
(слайд 4, после каждой отгадки - щелчок )
Работа у доски – ученик, отгадавший загадку, на доске записывает слово, ставит ударение, подчеркивает орфограммы
Загадки.
1) Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице». (морковь)
2) Огородное растение с крупными семенами – горошинами (горох)
3) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова». (капуста)
4) Висит на веточке синьор,
Розовощёкий … (помидор)
5) Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым. (огурец)
6) Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле. (картофель)
- Проверьте и оцените словарную работу.
Словарь: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.
V. Проверка домашнего задания.
У. - Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Сейчас проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом?
(повторить правила о частях речи).
- Какие части речи вы знаете?
(ответы детей)
- Хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива. Вот и сейчас подул ветер и хочет нам помешать. Мы не должны этого допустить. (слайд 5)
Устная работа. (слайд 6)
Разделите слова на три группы.
ученик слушает внимательный
тетради пишут аккуратные
- По какому принципу вы их разделили?
- Что такое имя существительное? (глагол, имя прилагательное), что обозначает? на какие вопросы отвечает?
( после каждого ответа по щелчку на экране появляется соответствующая запись)
VI. На острове Имени существительного.
Распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Правило большой буквы.
У. - Мы в Океане частей речи, (слайд 7) приближаемся к острову Имя существительное. (слайд 7, щелчок)
- Что вы знаете об имени существительном?
- На этом острове живут два добродушных веселых дельфина. Одного из них зовут Кто?, а другого Что? (слайд 7, щелчок)
- Эти дельфины очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных.
- Поможем им?
- Распределите имена существительные в два столбика; (у доски работает 1 ученик, остальные на местах) (слайд 8, по щелчку появляются слова)
На доске и в тетради.
Кто? Что?
чайка, берег, дельфин брызги, океан, киУ.
- Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
- Что обозначают одушевленные имена существительные?
- Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
- Я думаю, что дельфины остались довольны нашей работой.
- Как пишутся их имена?
- Почему?
Физминутка
VII. На острове Имя прилагательное.
Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных.
(слайд 9)
У. - Плавание продолжается. На нашем пути остров Имя прилагательное. (слайд 9, щелчок)
- Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только наши знания. (слайд 9, щелчок)
- Что вы знаете об имени прилагательном?
(слайд 10, щелчок) - Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения: (работа по рядам)
Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие.
Запись предложений в тетради по рядам:
(Предложения записаны на экране с пропусками, для проверки по щелчку появляется соответствующее слово).
…рыбки скользят у самого дна.
Рыщет по морю … селедка.
Вылезает из-под камня … краб.
- Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
- Что же такое имя прилагательное?
VIII. На острове Глагол. (слайд 11)
Распознавание глаголов в тексте.
У. - Смотрите, вот еще один остров! (слайд 11, щелчок)
- Я знаю, что жители этого острова очень часто забывают его название.
- Как он называется?
- Что вы знаете о глаголе?
Задание: (слайд 12)
Выпишите из текста глаголы. (самостоятельная работа)
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг ему протянет руку!
- Проверяем. (слайд 12, щелчок) (Верит, чувствует, не упадет, не пропадет, споткнется, встать, протянет.) (Самооценка)
X. Подводные камни – предлоги. (слайд 13)
Определение роли предлогов в речи.
У. - В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни.
- Эти камни в нашем океане называются … (слайд 13, щелчок) Как?
- Но чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что такое предлог? Для чего служит предлог?
(слайд 14)
- Перед каждым из вас лежит лист, на котором записан тексУ.
- Найдите в тексте предлоги и обведите их зеленой ручкой. (слайд 14, щелчок)
- С какими словами они связаны?
- Молодцы, ребята, справились с заданием и мы смогли обойти все подводные камни. (слайд 15)
XI. Остров Безграмотландия.
Самостоятельная работа.
У. - Побывав на всех островах, мы отправляемся домой, но на нашем пути очень коварный остров Безграмотландия. (слайд 15, щелчок)
- Здесь живут пираты, которые не знают правил русского языка.
Они предлагают вам самостоятельно списать предложение и обозначить сверху части речи. (слайд 16)
- Вы должны быть очень внимательны, потому что пираты допустили ошибки.
Исправь ошибки пиратов с острова Безграмотландия.
Агромные волны бются а скалы. (задание выполняется самостоятельно)
Взаимопроверка. (слайд 17, щелчок)
- Я думаю, пиратам стало стыдно, что допустили ошибки и теперь они начнут учиться.
XII. Домашнее задание.
У. - А вот дома я предлагаю вам самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в четырех столбиках.
- Слова должны быть на морскую тему (кроме предлогов).
XIII. Подведение итога урока.
У. - Дорога домой проходит через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой. (слайд 18)
- Какие части речи вы знаете?
- Что вы о них знаете?
XIV. Рефлексия. (слайд 19) Выберите фразу и закончите предложение.
- Сегодня на уроке…
- я вспомнил (а)…
- я повторил (а)…
- мне понравилось…
- мне было трудно…
Все задания выполнены, все испытания прошли успешно и мы возвратились домой. (слайд 20)
У. Оценки за урок.
- УРОК ОКОНЧЕН.
- Спасибо всем. (слайд 21)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.