Урок – исследование.
Тема урока: Обучающее изложение по коллективно составленному плану
«Март в лесу» (по Н. Соколову – Микитову)
Тип урок: открытие нового знания
Цель: Формирование умения строить повествовательный текст описание.
Задачи:
- развивать умение правильного оформления текста, с выделением его частей,
-формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.
- развивать орфографическую зоркость, внимание.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, карточки «Вставь букву»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Организационный момент
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Итог урока
Д\з |
Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.
- Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга.
Сегодня у нас особая миссия! Мы – исследователи. Что мы исследуем на уроках русского языка? -Послушайте стихотворение и определите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (чтение стихотворения учителем) Слайд1
- Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»? - Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки? - капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. - В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои приметы, которые сложились из многолетних наблюдений. - Народная мудрость гласит, что в природе 3 весны. Прочитайте и объясните, почему каждый из месяцев получил в народе такое название. (Работа в парах) Слайд Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета - Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая. (просмотр слайдов – картины природы слайды ))
СИТУАЦИЯ: Весной в школе проводился конкурс литературного творчества «Весна идёт, Весне дорогу!» по нескольким номинациям. Аня и Ваня решили принять участие в номинации: «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня призадумалась и стала собирать материал: зарисовки русских писателей и поэтов о весне, иллюстрации, поговорки…
А Ваня, не задумываясь, написал текст и представил его Ане: (Чтение с экрана Слайд )
«Дело было весной. Мы с друзьями решили пускать кораблики по ручьям. Кораблики сложили из старых газет. Вышли на улицу. Ручей оказался слишком узкий. Мы с мальчишками взяли лопатки и раскопали ручей пошире. Нам было очень весело».
Аня внимательно прослушала текст описание Вани и сказала: «Такой текст не является описанием на тему: «В окно повеяло весною». Ваня удивился и стал возражать, что он описывал именно приход весны.
- Ребята, можно ли согласиться с Ваней? Как вы думаете, кому из ребят нужна помощь? Есть ли у вас желание научиться писать текст описание о наступлении весны, чтобы помочь Ване? Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
Работа с текстом изложения (Приём прогнозирования) (Слайд ) - Прочитайте название текста. Что можно предположить? О чём поведает нам автор в своём произведении? - Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания. (просмотр видеоотрывка Слайд )
1. Работа над композицией текста. - Какое настроение вызывает у вас услышанное произведение? - Какова главная мысль в тексте? (Весна приходит постепенно) - Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование?) (Слайд )
Работа по учебнику с 101 №4 -Прочитайте текст. - Определите тему текста. - Сколько частей в тексте? - Кому захотелось запомнить текст? Почему? -Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать и увидеть красоту весеннего леса: -звонкая барабанная трель; - лучи мартовского солнца; - Пахнет весной; -лесной музыкант; - Для чего автор использует данные словосочетания? - Кто издаёт эти звуки? (дятел)
Работа с текстом после чтения (групповая работа) (Слайд ) - Поработаем в группах. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует пробуждение весеннего леса. - Как вы себе представляете весенний лес? Сможете изобразить? Попробуете? Можно ли сказать, что эти звуки весеннего леса мелодичны? - Как по-разному автор называет дятла в рассказе? Почему птиц называют барабанщиками?
1.Вот почти над самой головою послышалась ____________________. 2.Так барабанщики_____________________.
1. С каждым днем_______________________. 2.Чуткое ухо ___________________________.
1.Вот под лучами_______________________. 2.Издалека доносится___________________.
1.Это долбит___________________________. 2.Деревья в лесу________________________.
- Найдите предложения, в которых автор говорит о том, что не каждый может услышать эти звуки. - Как вы понимаете выражение чуткое ухо? (Словарь Ожегова: Чуткое ухо - быстро и легко воспринимающее что-нибудь). - Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны. Физминутка (слайд )
- Назовите основные части текста. (Слайд )
- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?
III. Работа над текстом (по частям), составление плана на доске, выбор опорных слов. - Прочитайте первую часть текста. - О чём первая часть? - Как озаглавим первую часть? - Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.) Попробуем вместе выявить опорные слова __________________________________________________________________________________
- Перескажите первую часть близко к тексту.
б) – Прочитайте вторую часть текста. - С чего начинается вторая часть? - Озаглавьте вторую часть текста. - Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные предложения из второй части текста __________________________________________________________________________________
Перескажите эту часть друг другу. - Прочитайте третью часть текста. - Озаглавьте третью часть. - Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Аналогично 4 часть
VI. Орфографическая работа. - Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм. Вставить в тексте пропущенные орфограммы Проверка (Слайд )
Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.
Что нового мы узнали на уроке? Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать? Что для этого необходимо? Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Соколов- Микитов, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Дома написать изложение о красоте весеннего леса. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами. |
Выполняют задание
Ответы детей (слова, предложения, тексты).
О весне
Ответы детей
Ответы детей
Каких писателей можете назвать. Кто писал о природе? Действительно, основной темой творчества писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова была природа. Восход и заход солнца, лес, ледоход – обо всём этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы. Книги И.С.Соколова – Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире.
Научиться составлять текс описание…
Ответы детей
Ответы детей: повествование, описание, рассуждение. Зависит от речевой задачи. Отвечает на свой вопрос. Состоит из композиционных частей.
Текст описание
Работа с этимологическим словарём.
- Для того, чтобы мы запомнить текст, употребить в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.
Работа со словарем
Вступление, основная часть, заключение (концовка). Ответы детей
Чтение вслух Ответы детей с опорой на текст
Ответы детей с опорой на текст
Запись плана изложения в тетради
Опорные слова: пересказ
Чтение шёпотом Ответы детей с опорой на текст Чтобы не было повторов Запись плана изложения в тетради Работа по карточке «Вставь букву» (Приложение 2)
|
Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.)
Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах __________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах __________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах __________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах __________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах __________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Работа в парах ________________
Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета
|
Задание для 1 группы |
Задание для 3 группы |
Задание. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует звуки весеннего леса. Ответьте на вопрос. |
Задание. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует звуки весеннего леса. Ответьте на вопрос. |
2.Так барабанщики_______________.
- Как вы её себе представляете? Сможете изобразить? Попробуете? |
1. Вот под лучами солнца _________________. 2.Издалека доносится_______________.
- Можно ли сказать, что эти звуки мелодичны? |
|
|
Задание для 2 группы |
Задание для 4 группы |
Задание. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует звуки весеннего леса. Ответьте на вопрос. |
Задание. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует звуки весеннего леса. Ответьте на вопрос. |
1. С каждым днем _______________________. 2.Чуткое ухо________________________.
- Как по-разному автор называет дятла в рассказе?
|
1. Это долбит ___________________________. 2.Деревья в лесу__________________.
- Почему птиц называют барабанщиками? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.