Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе
Составила Кабакова И. М.
-Сегодня мы отправимся на остров Сокровищ. Нас ждёт увлекательное морское путешествие, нам надо собрать ключи, чтобы открыть сундук с сокровищами. Помогут нам знания об имени существительном.
-Помните, что вы должны быть одной командой и помогать друг другу. В путь!
По морям и океанам.
-Сколько всего океанов на планете? (5)
С помощью глобуса выписать на доску названия всех океанов. (2 ученика работают у доски)
-К нашему борту волна вынесла бутылку с просьбой о помощи, но имена размыты. Попробуйте восстановить текст (работа в паре).
См . Приложение.
-Каким правилом пользовались при записи слов? (Имена собственные пишутся с большой буквы).
- Молодцы! (1 ключ)
-На пути нас подстерегают опасности, чтобы их преодолеть, надо соединить пары слов, т. е. подобрать антонимы.
-Какие слова называем антонимами? (Противоположные по значению).
У доски соединяет пары слов ученик:
шторм восход
закат тишина
шум штиль
-Попробуйте сами подобрать антонимы (работа в паре).
См. Приложение.
- Молодцы! (2 ключ)
- В штормовую погоду несложно потерпеть кораблекрушение.
Нам удастся его избежать, если отгадаем тайну этого слова. Какое это слово? (Сложное)
-Образуйте новые сложные слова. См. Приложение
- Какие гласные помогут соединить 2 основы? (о, е).
Работа в паре.
- Молодцы! (3 ключ)
Кто самый смелый? Выделить основы, корень, подчеркнуть соединительные гласные.
Взбунтовалось море слов:
Лист. пад и птиц.лов,
Земл.пашец, мор.ход,
Хлеб.роб, вод.провод.
- Найти в стихотворении слова синонимы. Какие слова называем синонимами? (С противоположным значением). Подберите синонимы.
См. Приложение
- Найдите сравнение в стихотворении. (Море слов)
- В таком море каждый мечтает быть капитаном.
(Дети выполняют танец под музыку «Капитан»)
- Смотрите, впереди архипелаг!
- Что означает это слово? Где можно найти значение слова? (В толковом словаре). Ученик находит значение слова в толковом словаре.
- На островах М С Ж путаница. По какому принципу объединяем слова? (На магнитной доске прикреплены слова разных родов. 3 ученика распределяют в три столбика по родам).
- Почему 2 слова выделены другим цветом? (Пальто и метро – неизменяемая форма)
- Молодцы! (4 ключ)
- Отплываем дальше.
-Изменяются ли по родам имена существительные? (Нет)
- Как изменяются? (По числам и падежам).
-Смотрите, ребята, чемодан плывёт, да не пустой. Здесь ключ, но чемодан откроется, если вы догадаетесь, как разбить на 2 группы слова?
См. Приложение.
(Сельскохозяйственные орудия труда, инструменты)
- Что общего у этих слов? (Форма множественного числа).
- Молодцы! (5 ключ)
Приведите свои примеры имён существительных, изменяемых по числам.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы КТО? и ЧТО?
Отвечать оно должно.
Правда это или нет?
Обоснуйте свой ответ.
(Нет, имена существительные отвечают ещё на вопросы косвенных падежей).
- Как называют изменение имён существительных по вопросам? (Склонением).
- Сколько падежей в русском языке?
- А склонений?
-Назовите, какие слова относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Молодцы! (6 ключ)
- Наше путешествие продолжается по волнам загадок.
- Угадайте, о каком падеже идёт речь?
Я спрошу КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону. (Д. п.)
Не люблю я обвинять,
Буду всё перечислять!
ЧТО? увижу и КОГО?
Назову до одного:
Вижу речку, вижу сад-
Называю всё подряд. (В. П.)
КТО? Ребёнок играет.
ЧТО? Машинка стирает.
Поворот судьбы удивительный
Знаем мы падеж …именительный.
- Определите падежи (3 ученика у доски)
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял. (Р. П.)
Я мечтаю о короне,
Буду в ней сидеть на троне. ( П. п.)
Лист украсил я с трудом.
Лесом, тучкой над прудом. ( Т. п. )
- Молодцы! (7 ключ)
- Мы добрались до острова Сокровищ!
Пират похищает ключи:
- Ага, не отдам ключи.
- Но как же так, мы так долго добирались до сокровищ.
- Ладно, ладно, но с одним условием. Объясните, что обозначают эти 7 фразеологизмов:
1. За семью замками (под надёжной охраной)
2. Быть семи пядей во лбу (очень умным)
3. Семь пятниц на неделе (кто-либо часто меняет своё мнение)
4. Вынести на своих плечах (на себе испытать какие-либо трудности)
5. Галопом по Европам (не вдаваясь в детали, наспех)
6. Ходячая энциклопедия (человек, у которого можно справиться по любому вопросу)
7. Книга за семью печатями (что-либо непонятное, недоступное).
Открывается замок на сундуке с сокровищами.
-Снова загадка?
- Что лучше богатства? (Здоровье, счастье, дружба и т. д)
Подсказка:
Сокровища откроются тому
Кто добивается всего трудом упорным
Учись, давая новое уму,
Получишь знания бесспорно.
- Что же лучше богатства?
ЗНАНИЯ !
- Вы молодцы – настоящая команда!
Вручение всем детям призов (шоколадных монеток) из сундука, дополнительно- словари самым активным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.