С. В. Ламмерт
«Хочешь увидеть – стань невидимым»
(путешествие
по рассказам Н. И. Сладкова из книги
«Под шапкой-невидимкой»)
Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Н. И. Сладкова; развивать речь, дикцию, память; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет Н. И. Сладкова, выставка книг, фотографии животных, палатка («шапка-невидимка»), «пеньки».
Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы из книги «Под шапкой-невидимкой»; разучивают роли; готовят костюмы.
Ход занятия
I. Вступительная часть.
Звучит лирическая музыка. Выходят трое учащихся.
1-й учащийся. Миллионы птиц возвращаются весной на родину. И каждая пичуга спешит. Гуси, бывает, кровяные мозоли под крыльями натирают. Летят птицы через моря и горы, пробиваются сквозь туман и тучи. Хлещут их неистовые дожди, швыряют свирепые ветры. Днем и ночью рядом с ними холод и голод. А они летят и летят.
2-й учащийся. Птицы летят, а охотники заряжают патроны. Порох-пыж, дробь-пыж – вот и готов патрон. Ничего не знают о патроне птицы, но кто-то из них будет убит.
Патрон – гусь, патрон – утка, патрон – вальдшнеп. Где-то пока они еще летят, торопятся в свои леса и болота, а патрон их уже ждет, и судьба их уже решена.
3-й учащийся. Охотник с ружьем выслеживает зверя. Выследил, высмотрел: вот он, зверь! Тут бы и рассмотреть его, познакомиться с ним поближе. Но гремит выстрел – встрече конец. Ружье у охотника не для добрых знакомств.
Учитель. Так начинается книга Николая Ивановича Сладкова «Под шапкой-невидимкой».
Автор берется за перо не только из желания познакомить читателя с малоизвестными явлениями в природе. Ему хочется показать, что жизнь во всех ее формах – самое удивительное явление, что ее надо беречь и уважать!
«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы».
«Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром – породило книжку «Подводная газета», для этого пришлось спускаться на дно рек и озер центральной полосы, высокогорных озер, морей – Белого, Черного, Каспийского, Аральского, Азовского. Увлечение пещерами дало книжку «Под каменным небом». Увлечение фотоохотой – «Смелый фотоохотник» и «Под шапкой-невидимкой». Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня». Шестнадцать лет я проработал в горах Кавказа и Закавказья, Ирана, Памира, Тянь-Шаня, Крыма, Урала – книгу об удивительном мире гор считаю ближайшей будущей книгой…»
– У Сладкова много увлекательных дорог, а хотели бы вы сегодня отправиться в путешествие вместе с героями Николая Ивановича?
– Вспомним совет писателя: «…чтобы увидеть – … (стань невидимым; сделай «шапку-невидимку»).
– Из чего Сладков сделал «шапку-невидимку»? (Четыре палки, плотная материя, четыре окошка, занавески-клапаны; «шапка» должна быть по моде. На какой цвет в твоем месте мода – такую и «шапку» шей.)
– Какие еще советы дает писатель?
1. Под «шапкой» должен быть пенек-оборотень: с виду пенек пеньком, а повернешь его так и сяк – он и обернется тебе то стулом, то скамейкой, то креслицем.
2. Не забудь взять «скатерть-самобранку»: чай в термосе, бутерброд.
3. Но главное – не забудь фоторужье. И все, что к нему полагается (запасные кассеты, перезарядный мешок, экспонометр, упор для руки).
4. Записную книжку.
– Ребята, вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся.
II. Путешествие с героями Н. Сладкова.
Картина первая
Раздаются «звуки леса», выносится «шапка-невидимка» (палатка), пеньки.
Выходят двое учащихся (один в костюме Лесовичка, другой – в костюме путешественника). Садятся на пеньки.
Путешественник. И откуда ты только все знаешь?
Лесовичок. Уж дело мое такое. Лесовичок ведь я!
Путешественник. Скажи, Лесовичок, почему горку, во-он ту, Козьей называют?
Лесовичок. Козы дикие там раньше были.
Путешественник. А озеро это почему Гусиным зовут?
Лесовичок. Все потому: гуси когда-то гнездились.
Путешественник. И болото потому Куропачье?
Лесовичок. И болото. Куропатки на нем водились.
Путешественник. А куда же теперь-то они подевались: козы, гуси да куропатки?
Лесовичок. Известно куда: охотники перевели.
Путешественник. А жалко тебе их небось?
Лесовичок. Еще бы не жалко! Бывало лесом идешь – на козу полюбуешься, на озере с гусями разговоришься, на болоте с куропатками пошутишь. А теперь? Ни поговорить, ни пошутить, ни полюбоваться. Скучно. Вот к тебе пришел – не прогонишь?
Путешественник. Мне что, иди. Вдвоем веселей.
Раздаются «звуки леса». Лесовичок и путешественник уходят.
Картина вторая
Выходит путешественник, в руках у него «фоторужье» (фотоаппарат). Заходит в «шапку-невидимку», садится на пенек. Учащиеся инсценируют короткие произведения из книги «Под шапкой-невидимкой», путешественник «фотографирует».
Картина третья
Выходят лесовичок и путешественник.
Путешественник. Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А если отправиться в лес по загадки?
Лесовичок. Что там грибы или ягоды? Найдешь, соберешь и успокоишься. А уж коли загадки разыщешь – покой потеряешь.
Как загадку нашел – так отгадку ей подавай. Значит, снова в лес иди, отгадку ищи. Пока отгадку ищешь – две новых загадки по пути найдешь. И пошло-поехало – конца-краю не видно! Грибы съешь, ягоды съешь – на том и конец. Загадку разгадаешь – только начало.
Путешественник (обращаясь к учащимся). Ребята, расскажите Лесовичку загадки, которые вы встретили у Сладкова.
Ответы учащихся.
Физкультминутка
– Долго мы бродили по лесу, давайте немного отдохнем.
1. Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
2. Птички кушать захотели,
Поискали зернышек:
То присели, то взлетели.
Все клевали и клевали,
Пока сильно не устали.
Улеглись на солнышке.
3. Посмотрите на меня:
Чем не ласточка я?
Я лечу, лечу, лечу,
До небес достать хочу.
4. Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши.
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши, спеши!
5. Из воды лягушка всплыла,
Вылезла на кучу ила.
Прыгала и так резвилась,
Что в болото провалилась!
Картина четвертая
Входят Лесовичок и путешественник.
Путешественник. А сказки, Лесовичок, слушать любишь?
Лесовичок. Страх сказки люблю, так бы и слушал, так бы и слушал…
Путешественник. А кто тебе их рассказывает в лесу?
Лесовичок. Лес рассказывает. Еще и показывает. Заслушаешься и засмотришься!
Путешественник. Так уж и засмотришься! В сказках и жар-птицы огненные, ожерелья и броши драгоценные, лешие и кикиморы. А в лесу? Одни пни да коряги.
Лесовичок. Ишь ты – пни да коряги… А ну-ка, взгляни вон туда!
Учащиеся инсценируют произведения, путешественник «фотографирует».
Картина пятая
Выходят Лесовичок и путешественник.
Лесовичок. Страшно подумать!
Путешественник. Что страшно подумать?
Лесовичок. Страшно подумать, что было бы, если бы в руках у тебя было не фоторужье, а просто ружье!
Смотрят друг на друга и согласно кивают головами.
Лесовичок. Помнишь того косача, что отплясывал на кочке?
Путешественник. Помню, как же не помнить.
Лесовичок. Привет тебе передавал. Жив-здоров. А медведицу с тремя медвежатами не забыл?
Путешественник. И медведицу не забыл. Всех и все помню. Все они у меня кто в альбоме, кто в пакетике, кто в сердце. Иные даже в книжку попали.
Лесовичок. И в книжку! Скажи, пожалуйста…
Путешественник. Косач-танцор первым попал.
Лесовичок. Да ну-у! А он и не знает. Вот обрадуется.
Путешественник. Многие в книжку попали.
Лесовичок. Скажи, пожалуйста… Живут и не знают, что на рас-сказ тебя надоумили, что столько людей о них читает. Скажи, пожалуйста!
Пауза.
Лесовичок. Страшно подумать!
Путешественник. Что и говорить.
Лесовичок. Так ты приходи еще к нам. Не забывай.
Путешественник. Что ты, разве я смогу вас забыть!
Лесовичок. Я ждать буду…
Лесовичок уходит.
Путешественник (кричит вслед). Приду, приду!
Лесовичок (издали). А меня не вставляй в книжку – все равно никто не поверит.
Путешественник. Думаешь, не поверят?
Лесовичок. Не поверят, не поверят, скажут, напридумывал все!
Лесовичок уходит.
Путешественник. Где ты сейчас, Лесовичок? А может, тебя и не было? Может, в долгие скучные часы ожидания я не с тобой разговаривал, а сам с собой? Может, не ты мне на ухо шептал, а листья и травы?..
Но я все равно по тебе скучаю. Вот схвачу свою шапку в охапку – да в лес.
До встречи, Лесовичок!
III. Подведение итогов. Работа с выставкой книг.
– Понравилось вам, ребята, такое путешествие? Что заинтересовало?
– Что нового вы узнали? Какие книги Сладкова хотелось бы перечитать или прочитать?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.