Путешествие по рассказам Сладкова Н.И. "Под шапкой-невидимкой":"Хочешь увидеть-стань невидимым!"
Оценка 4.7

Путешествие по рассказам Сладкова Н.И. "Под шапкой-невидимкой":"Хочешь увидеть-стань невидимым!"

Оценка 4.7
rtf
21.05.2020
Путешествие по рассказам Сладкова Н.И. "Под шапкой-невидимкой":"Хочешь увидеть-стань невидимым!"
«Хочешь увидеть – стань невидимым».rtf

С. В. Ламмерт

«Хочешь увидеть – стань невидимым»
(путешествие по рассказам Н. И. Сладкова из книги
«Под шапкой-невидимкой»)

Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Н. И. Сладкова; развивать речь, дикцию, память; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет Н. И. Сладкова, выставка книг, фотографии животных, палатка («шапка-невидимка»), «пеньки».

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы из книги «Под шапкой-невидимкой»; разучивают роли; готовят костюмы.

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Звучит лирическая музыка. Выходят трое учащихся.

1-й учащийся. Миллионы птиц возвращаются весной на родину. И каждая пичуга спешит. Гуси, бывает, кровяные мозоли под крыльями натирают. Летят птицы через моря и горы, пробиваются сквозь туман и тучи. Хлещут их неистовые дожди, швыряют свирепые ветры. Днем и ночью рядом с ними холод и голод. А они летят и летят.

2-й учащийся. Птицы летят, а охотники заряжают патроны. Порох-пыж, дробь-пыж – вот и готов патрон. Ничего не знают о патроне птицы, но кто-то из них будет убит.

Патрон – гусь, патрон – утка, патрон – вальдшнеп. Где-то пока они еще летят, торопятся в свои леса и болота, а патрон их уже ждет, и судьба их уже решена.

3-й учащийся. Охотник с ружьем выслеживает зверя. Выследил, высмотрел: вот он, зверь! Тут бы и рассмотреть его, познакомиться с ним поближе. Но гремит выстрел – встрече конец. Ружье у охотника не для добрых знакомств.

Учитель. Так начинается книга Николая Ивановича Сладкова «Под шапкой-невидимкой».

Автор берется за перо не только из желания познакомить читателя с малоизвестными явлениями в природе. Ему хочется показать, что жизнь во всех ее формах – самое удивительное явление, что ее надо беречь и уважать!

«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы».

«Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром – породило книжку «Подводная газета», для этого пришлось спускаться на дно рек и озер центральной полосы, высокогорных озер, морей – Белого, Черного, Каспийского, Аральского, Азовского. Увлечение пещерами дало книжку «Под каменным небом». Увлечение фотоохотой – «Смелый фотоохотник» и «Под шапкой-невидимкой». Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня». Шестнадцать лет я проработал в горах Кавказа и Закавказья, Ирана, Памира, Тянь-Шаня, Крыма, Урала – книгу об удивительном мире гор считаю ближайшей будущей книгой…»

– У Сладкова много увлекательных дорог, а хотели бы вы сегодня отправиться в путешествие вместе с героями Николая Ивановича?

– Вспомним совет писателя: «…чтобы увидеть – … (стань невидимым; сделай «шапку-невидимку»).

– Из чего Сладков сделал «шапку-невидимку»? (Четыре палки, плотная материя, четыре окошка, занавески-клапаны; «шапка» должна быть по моде. На какой цвет в твоем месте мода – такую и «шапку» шей.)

– Какие еще советы дает писатель?

1. Под «шапкой» должен быть пенек-оборотень: с виду пенек пеньком, а повернешь его так и сяк – он и обернется тебе то стулом, то скамейкой, то креслицем.

2. Не забудь взять «скатерть-самобранку»: чай в термосе, бутерброд.

3. Но главное – не забудь фоторужье. И все, что к нему полагается (запасные кассеты, перезарядный мешок, экспонометр, упор для руки).

4. Записную книжку.

– Ребята, вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся.

II. Путешествие с героями Н. Сладкова.

Картина первая

Раздаются «звуки леса», выносится «шапка-невидимка» (палатка), пеньки.

Выходят двое учащихся (один в костюме Лесовичка, другой – в костюме путешественника). Садятся на пеньки.

Путешественник. И откуда ты только все знаешь?

Лесовичок. Уж дело мое такое. Лесовичок ведь я!

Путешественник. Скажи, Лесовичок, почему горку, во-он ту, Козьей называют?

Лесовичок. Козы дикие там раньше были.

Путешественник. А озеро это почему Гусиным зовут?

Лесовичок. Все потому: гуси когда-то гнездились.

Путешественник. И болото потому Куропачье?

Лесовичок. И болото. Куропатки на нем водились.

Путешественник. А куда же теперь-то они подевались: козы, гуси да куропатки?

Лесовичок. Известно куда: охотники перевели.

Путешественник. А жалко тебе их небось?

Лесовичок. Еще бы не жалко! Бывало лесом идешь – на козу полюбуешься, на озере с гусями разговоришься, на болоте с куропатками пошутишь. А теперь? Ни поговорить, ни пошутить, ни полюбоваться. Скучно. Вот к тебе пришел – не прогонишь?

Путешественник. Мне что, иди. Вдвоем веселей.

Раздаются «звуки леса». Лесовичок и путешественник уходят.

Картина вторая

Выходит путешественник, в руках у него «фоторужье» (фотоаппарат). Заходит в «шапку-невидимку», садится на пенек. Учащиеся инсценируют короткие произведения из книги «Под шапкой-невидимкой», путешественник «фотографирует».

Картина третья

Выходят лесовичок и путешественник.

Путешественник. Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А если отправиться в лес по загадки?

Лесовичок. Что там грибы или ягоды? Найдешь, соберешь и успокоишься. А уж коли загадки разыщешь – покой потеряешь.

Как загадку нашел – так отгадку ей подавай. Значит, снова в лес иди, отгадку ищи. Пока отгадку ищешь – две новых загадки по пути найдешь. И пошло-поехало – конца-краю не видно! Грибы съешь, ягоды съешь – на том и конец. Загадку разгадаешь – только начало.

Путешественник (обращаясь к учащимся). Ребята, расскажите Лесовичку загадки, которые вы встретили у Сладкова.

Ответы учащихся.

Физкультминутка

– Долго мы бродили по лесу, давайте немного отдохнем.

1. Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

2. Птички кушать захотели,

Поискали зернышек:

То присели, то взлетели.

Все клевали и клевали,

Пока сильно не устали.

Улеглись на солнышке.

3. Посмотрите на меня:

Чем не ласточка я?

Я лечу, лечу, лечу,

До небес достать хочу.

4. Ты летай, как бабочка,

Крылышками помаши.

Бабочка-порхалочка,

Ты ко мне спеши, спеши!

5. Из воды лягушка всплыла,

Вылезла на кучу ила.

Прыгала и так резвилась,

Что в болото провалилась!

Картина четвертая

Входят Лесовичок и путешественник.

Путешественник. А сказки, Лесовичок, слушать любишь?

Лесовичок. Страх сказки люблю, так бы и слушал, так бы и слушал…

Путешественник. А кто тебе их рассказывает в лесу?

Лесовичок. Лес рассказывает. Еще и показывает. Заслушаешься и засмотришься!

Путешественник. Так уж и засмотришься! В сказках и жар-птицы огненные, ожерелья и броши драгоценные, лешие и кикиморы. А в лесу? Одни пни да коряги.

Лесовичок. Ишь ты – пни да коряги… А ну-ка, взгляни вон туда!

Учащиеся инсценируют произведения, путешественник «фотографирует».

Картина пятая

Выходят Лесовичок и путешественник.

Лесовичок. Страшно подумать!

Путешественник. Что страшно подумать?

Лесовичок. Страшно подумать, что было бы, если бы в руках у тебя было не фоторужье, а просто ружье!

Смотрят друг на друга и согласно кивают головами.

Лесовичок. Помнишь того косача, что отплясывал на кочке?

Путешественник. Помню, как же не помнить.

Лесовичок. Привет тебе передавал. Жив-здоров. А медведицу с тремя медвежатами не забыл?

Путешественник. И медведицу не забыл. Всех и все помню. Все они у меня кто в альбоме, кто в пакетике, кто в сердце. Иные даже в книжку попали.

Лесовичок. И в книжку! Скажи, пожалуйста…

Путешественник. Косач-танцор первым попал.

Лесовичок. Да ну-у! А он и не знает. Вот обрадуется.

Путешественник. Многие в книжку попали.

Лесовичок. Скажи, пожалуйста… Живут и не знают, что на рас-сказ тебя надоумили, что столько людей о них читает. Скажи, пожалуйста!

Пауза.

Лесовичок. Страшно подумать!

Путешественник. Что и говорить.

Лесовичок. Так ты приходи еще к нам. Не забывай.

Путешественник. Что ты, разве я смогу вас забыть!

Лесовичок. Я ждать буду…

Лесовичок уходит.

Путешественник (кричит вслед). Приду, приду!

Лесовичок (издали). А меня не вставляй в книжку – все равно никто не поверит.

Путешественник. Думаешь, не поверят?

Лесовичок. Не поверят, не поверят, скажут, напридумывал все!

Лесовичок уходит.

Путешественник. Где ты сейчас, Лесовичок? А может, тебя и не было? Может, в долгие скучные часы ожидания я не с тобой разговаривал, а сам с собой? Может, не ты мне на ухо шептал, а листья и травы?..

Но я все равно по тебе скучаю. Вот схвачу свою шапку в охапку – да в лес.

До встречи, Лесовичок!

III. Подведение итогов. Работа с выставкой книг.

– Понравилось вам, ребята, такое путешествие? Что заинтересовало?

– Что нового вы узнали? Какие книги Сладкова хотелось бы перечитать или прочитать?

С. В. Ламмерт «Хочешь увидеть – стань невидимым» (путешествие по рассказам

С. В. Ламмерт «Хочешь увидеть – стань невидимым» (путешествие по рассказам

Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать

Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать

Лесовичок . Козы дикие там раньше были

Лесовичок . Козы дикие там раньше были

Долго мы бродили по лесу, давайте немного отдохнем

Долго мы бродили по лесу, давайте немного отдохнем

Учащиеся инсценируют произведения, путешественник «фотографирует»

Учащиеся инсценируют произведения, путешественник «фотографирует»

Путешественник. Где ты сейчас,

Путешественник. Где ты сейчас,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020