Путешествие в Страну правовых знаний
Оценка 4.7

Путешествие в Страну правовых знаний

Оценка 4.7
docx
26.05.2020
Путешествие в Страну правовых знаний
Путешествие в страну правовых знани1.docx

                               

Учитель МарфунинаТ.А.

Макеевская СШ №72

Путешествие в страну Правовых знаний

Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
 
Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
  Оборудование       иллюстрации к сказкам  "Нехочуха», «Три поросёнка», «Маша и Медведь»; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права

                                Ход мероприятия:

Звучит песня «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

Я – Человек!

Я право имел родиться,

Жить в семье и этим гордиться.

И с пеленок получил я имя –

Имею право. Стал я гражданином.

 

Я – гражданин! Я – Человек! Я – личность!

Хочу подняться в неба безграничность

И в вышине как туча распластаться,

Пролить на Землю теплый дождик счастья!

 

Пусть дети поднимают вверх ладошки –

Я подарю всем счастья понемножку.

Берите, несите и не расплещите,

Друг другу улыбки и радость дарите!

 

Я – Человек! И это навсегда.

В моих руках лежит страны судьба.

Я – человек, я – личность, гражданин!

Уверен – на Земле я не один!

 

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

 

 Ученик. Мы с тобою  не похожи

      Цветом глаз и цветом кожи.

      Разный цвет волос у нас-

      Мы с тобой из разных рас.

      Ну, так что же,

      Что с тобою мы ни капли не похожи?

      Мы ведь дети – ты и я,

      И у нас одна Земля.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости нашего мероприятия! Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на нашем празднике – путешествии в необычную, но очень нужную и полезную для всех людей страну – страну Правляндию!

 - Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.
 - Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране

- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
 - Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
 
- А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д.  Вам понравится? - Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!
 
- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности?  - Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
 
- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится?   

- Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
 
- Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям?   
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
 
- А какие права вы знаете?   У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.
 
- Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
         У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
          Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
 
- Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву?  
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.

Инсценировка сказки «Три поросёнка».

Автор: Жили братья поросята в
Дальнем сказочном лесу.
Не боялись поросята
Ни жару и ни грозу
Дружно братцы песню пели:

Все: Нам не страшен серый волк.
 Младший: Я построил не хоромы
Сделал домик из соломы
На полянке, за лугом
Быстро я построил дом.

 Средний: Веток много и уже
Я ребята в шалаше.
 Старший: Я работал, не сидел,
Я на братцев не глядел,
Лучше всех построил дом Чтобы жить спокойно в нём.

Автор: Стали жить в домах они
И не заметили беды.
А серый волк по лесу шёл
И дом соломенный нашёл.
Дунул трижды на него
Волк: Не осталось ничего.
   Братцы я в трубу полез!
Автор: Но упал он в кипяток
И пустился наутёк.
А три весёлых поросёнка
Пели песню звонко, звонко.
Все: Нам не страшен серый волк.
 .
Ведущий: Вы посмотрели сказку «Три поросёнка» внимательно, а теперь ответьте, кто вёл себя плохо? Чьи права на жизнь нарушил волк?
  А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на   жизнь. И у вас, ребята, тоже есть право на жизнь, и никто не имеет права лишить вас жизни.

 Инсценировка сказки «Маша и медведь».
 Медведь: Теперь не отпущу тебя!
Маша: Отпусти меня, медведь,
К дедушке, к бабушке.
Медведь: Нет! Будешь у меня жить,
Будешь печку топить,
Будешь кашу варить,
Меня кашей кормить.
Автор: Потужила Маша, погоревала,
Да нечего не поделаешь.
Стала она жить у медведя в избушке.
Ведущий: Вы посмотрели отрывок из сказки, а теперь скажите, чьи права были нарушены?
  А кто нарушил права Маши?
  Какое право он нарушил?

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
Ну, а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!”

Каждый ребенок имеет право на медицинский уход.

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться. У вас, ребята, есть не только права, но и обязанности. А какая главная обязанность ученика?
Ведущий: Какие обязанности вы ещё знаете?
 
1. Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.
2. Одевайся аккуратно
Чтоб смотреть было приятно.
3. Форму сам погладь, проверь
Ты большой уже теперь.
4. Приучай себя к порядку
Не играй с вещами в прятки

5. Каждой книжкой дорожи
В чистоте портфель держи.
6. На уроках не хихикай
Стул туда – сюда не двигай.
7. Педагога уважай И соседу не мешай.
8. Не дразнись, не зазнавайся
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей.

 Команда 1 - Сценка

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Объясните Оле, в чём она не права.  Кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Команда 2 – Сценка

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности? И  другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Команда 3  - Сценка   

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?   Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Команда 4  - Сценка   

Серёжа. В школе пробыл я полдня

                  И теперь вот у меня

                   Просто буря в животе-

                   Мысли только о еде.

Мама.    Кто с порога – и за ложку?

                Руки вымыл бы, Серёжка!

            Серёжа.  Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

 Меня мыться заставляешь?

 Мою личность притесняешь!

Бабушка.  Ой, с давлением беда.

                    Ты, покушаешь когда,

                     То в аптеку, внук, сходи,

                     Мне таблеточек купи.

Серёжа.    Что ты, бабушка, детей

                      Эксплуатировать нельзя.

                       Одевайся потеплей

                       И иди скорей сама.

Мама.       Ну, тогда помой посуду,

                     Можешь это или нет?

Серёжа.     Что ты, мама, нет, не буду:

                      Ведь на детский труд запрет.

                      Право есть на отдых, кстати,

                      Поваляюсь на кровати.

Мама.     Прав у мам, как будто, нет!

                   Завтра сам готовь обед!

                   И задачу номер пять

                    Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.   Да и брюки завтра к школе

                     Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.       Твои права мы уважать,

                     Конечно же, должны.

Бабушка.    Но только должен ты узнать-

                        Права у всех равны.

Ведущий: А теперь пришла пора поиграть вам детвора.
(При правильном ответе все говорят «Это я, это я, это все мои друзья!», не правильном хлопают в ладоши).
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас из малышей
Ходит грязный до ушей?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
В классе кто из вас шумит
И листочками шуршит?
Кто обязанности знает
Каждый день их выполняет?


Исполнение песни «Чему учат в школе»

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И законы уважать,

Малышей не обижать.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

На учебу есть права

И на отдых есть права.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

На заботу есть права,

На работу есть права.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе, учим в школе, учим в школе.

Чтоб сумел их применять

Смог себя ты защищать.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

- А вот у права на отдых какая обязанность? Верно! Отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду
 Команда 5 - Сценка

Мама. Сынок! Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.  Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

 Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь,

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

 Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной;

Не быть рабом и пыток не терпеть,

 А песню жизни вдохновенно петь;

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом;

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту - поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник….

Досугу - час,

А школе - все внимание.

Использую я право

На образование.

 

  Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

И родные голоса

Ведущий:  А теперь Музыкальная перемена. Сейчас прозвучат отрывки  из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.

Звучат отрывки песен:  «Чему учат в школе» - право на образование

  «Ничего на свете лучше нету...»- право на свободу  передвижения, право на свободу мирных собраний

 «На крутом бережку»- право на отдых

«Такая – сякая сбежала из дворца..»- никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию.

   - Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны.

Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также  Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно  Эти документы помогают людям знать и защищать свои права.   

Мадам Декларация. Я, всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, всюду, везде! Мои юные друзья, я вас уже знакомила с моими помощниками – Статьями Декларации. Сегодня мы продолжим это необычное знакомство. Отправимся  в город Счастья.

Здравствуй, город  Счастья.

Ты один на свете,

Где всем управляют

Маленькие дети.

Здесь всегда спокойно,

Солнечно, тепло,

Жителям всем города

Очень повезло!-

И, конечно, очень рада детвора, Что здесь защищают детские права!

 Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

 Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

 Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.

 Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.

 Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!

 Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

 Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей –
Помогут они, держись веселей.

 До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?

 В общем – да!

Хотя пока еще мы дети,

Но знать права свои должны.

Узнали  много здесь, поверьте,

 И эти знания важны.

 

 


 

Учитель МарфунинаТ.А. Макеевская

Учитель МарфунинаТ.А. Макеевская

Разный цвет волос у нас-

Разный цвет волос у нас-

У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей

У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей

А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на жизнь

А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на жизнь

Не играй с вещами в прятки 5

Не играй с вещами в прятки 5

Просто буря в животе-

Просто буря в животе-

Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок?

Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок?

Команда 5 - Сценка Мама. Сынок!

Команда 5 - Сценка Мама. Сынок!

Человеку много нужно. Чтобы счастливо жилось,

Человеку много нужно. Чтобы счастливо жилось,

Очень повезло!- И, конечно, очень рада детвора,

Очень повезло!- И, конечно, очень рада детвора,

Путешествие в Страну правовых знаний

Путешествие в Страну правовых знаний