Учитель МарфунинаТ.А.
Макеевская СШ №72
Путешествие в страну Правовых знаний
Цель: создание условий для формирования у младших
школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным
обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей;
подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Оборудование иллюстрации к сказкам "Нехочуха»,
«Три поросёнка», «Маша и Медведь»; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА,
ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права
Ход мероприятия:
Звучит песня «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».
Я – Человек!
Я право имел родиться,
Жить в семье и этим гордиться.
И с пеленок получил я имя –
Имею право. Стал я гражданином.
Я – гражданин! Я – Человек! Я – личность!
Хочу подняться в неба безграничность
И в вышине как туча распластаться,
Пролить на Землю теплый дождик счастья!
Пусть дети поднимают вверх ладошки –
Я подарю всем счастья понемножку.
Берите, несите и не расплещите,
Друг другу улыбки и радость дарите!
Я – Человек! И это навсегда.
В моих руках лежит страны судьба.
Я – человек, я – личность, гражданин!
Уверен – на Земле я не один!
Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.
Ученик. Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости нашего мероприятия! Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на нашем празднике – путешествии в необычную, но очень нужную и полезную для всех людей страну – страну Правляндию!
- Сегодня мы с
вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в
страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.
- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране
- Да, с одной
стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку,
стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
- А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть,
читать, спать, смеяться и т.д. Вам понравится? - Нет, в такой стране нам тоже
не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!
- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? -
Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с
названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной
столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что
же будет, если все будут делать только то, что им нравится?
- Да, плохо жить в
стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он
должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней
кроме прав есть и обязанности.
- Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям?
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют
отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
- А какие права вы знаете? У каждого человека есть право на жизнь,
семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.
- Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий,
поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого
человека.
У каждого человека есть свои
обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем
больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые
разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное -
помнить о своих обязанностях и выполнять их.
- Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь.
Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву?
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
Инсценировка сказки «Три поросёнка».
Автор: Жили братья поросята в
Дальнем сказочном лесу.
Не боялись поросята
Ни жару и ни грозу
Дружно братцы песню пели:
Все: Нам не страшен серый волк.
Младший: Я построил не хоромы
Сделал домик из соломы
На полянке, за лугом
Быстро я построил дом.
Средний: Веток много и уже
Я ребята в шалаше.
Старший: Я работал, не сидел,
Я на братцев не глядел,
Лучше всех построил дом Чтобы жить спокойно в нём.
Автор: Стали жить в домах они
И не заметили беды.
А серый волк по лесу шёл
И дом соломенный нашёл.
Дунул трижды на него
Волк: Не осталось ничего.
Братцы я в трубу полез!
Автор: Но упал он в кипяток
И пустился наутёк.
А три весёлых поросёнка
Пели песню звонко, звонко.
Все: Нам не страшен серый волк.
.
Ведущий: Вы посмотрели сказку «Три поросёнка» внимательно, а
теперь ответьте, кто вёл себя плохо? Чьи права на жизнь нарушил волк?
А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на
жизнь. И у вас, ребята, тоже есть право на жизнь, и никто не имеет права лишить
вас жизни.
Инсценировка сказки «Маша и медведь».
Медведь: Теперь не отпущу тебя!
Маша: Отпусти меня, медведь,
К дедушке, к бабушке.
Медведь: Нет! Будешь у меня жить,
Будешь печку топить,
Будешь кашу варить,
Меня кашей кормить.
Автор: Потужила Маша, погоревала,
Да нечего не поделаешь.
Стала она жить у медведя в избушке.
Ведущий: Вы посмотрели отрывок из сказки, а теперь скажите,
чьи права были нарушены?
А кто нарушил права Маши?
Какое право он нарушил?
Добрый доктор
Айболит!
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
Ну, а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!”
Каждый ребенок имеет право на медицинский уход.
- Право на
образование подкрепляется обязанностью учиться. У вас, ребята, есть не
только права, но и обязанности. А какая главная обязанность ученика?
Ведущий: Какие обязанности вы ещё знаете?
1. Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.
2. Одевайся аккуратно
Чтоб смотреть было приятно.
3. Форму сам погладь, проверь
Ты большой уже теперь.
4. Приучай себя к порядку
Не играй с вещами в прятки
5. Каждой книжкой
дорожи
В чистоте портфель держи.
6. На уроках не хихикай
Стул туда – сюда не двигай.
7. Педагога уважай И соседу не мешай.
8. Не дразнись, не зазнавайся
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей.
Команда 1 - Сценка
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!
Объясните Оле, в чём она не права. Кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.
Команда 2 – Сценка
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Кто разъяснит Иванову его права и обязанности? И другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Команда 3 - Сценка
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров? Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Команда 4 - Сценка
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
Ведущий: А теперь пришла пора поиграть вам детвора.
(При правильном ответе все говорят «Это я, это я, это все мои друзья!», не
правильном хлопают в ладоши).
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас из малышей
Ходит грязный до ушей?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
В классе кто из вас шумит
И листочками шуршит?
Кто обязанности знает
Каждый день их выполняет?
Исполнение песни «Чему учат в школе»
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И законы уважать,
Малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На учебу есть права
И на отдых есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На заботу есть права,
На работу есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Свод законов есть большой,
Вместе мы его с тобой
Учим в школе, учим в школе, учим в школе.
Чтоб сумел их применять
Смог себя ты защищать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- А вот у права на отдых какая обязанность?
Верно! Отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не
мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду
Команда 5 - Сценка
Мама. Сынок! Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь;
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
Ведущий: А теперь Музыкальная перемена. Сейчас прозвучат отрывки из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.
Звучат отрывки песен: «Чему учат в школе» - право на образование
«Ничего на свете лучше нету...»- право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний
«На крутом бережку»- право на отдых
«Такая – сякая сбежала из дворца..»- никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию.
- Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны.
Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно Эти документы помогают людям знать и защищать свои права.
Мадам Декларация. Я, всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, всюду, везде! Мои юные друзья, я вас уже знакомила с моими помощниками – Статьями Декларации. Сегодня мы продолжим это необычное знакомство. Отправимся в город Счастья.
Здравствуй, город Счастья.
Ты один на свете,
Где всем управляют
Маленькие дети.
Здесь всегда спокойно,
Солнечно, тепло,
Жителям всем города
Очень повезло!-
И, конечно, очень рада детвора, Что здесь защищают детские права!
Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.
Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.
Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.
Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.
Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!
Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?
Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей –
Помогут они, держись веселей.
До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?
В общем – да!
Хотя пока еще мы дети,
Но знать права свои должны.
Узнали много здесь, поверьте,
И эти знания важны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.