Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 33.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
1) Знакомство с выставкой иллюстраций к басням И.А. Крылова.
2) Рассказ о Крылове.
3) Чтение наизусть басен (по выбору учащихся).
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
2 4 2 3 1 2 3 4
1. Работа с текстом «Путешествие четвёртое».
1. Работа с текстом до чтения.
Беседа с учащимися после чтения заголовка:
– В какое время будет наше сегодняшнее путешествие? Что может означать
точно названная дата?
– Куда отправляемся? Что такое имение?
– С кем встретимся в имении? Знакомы ли вам эти имена?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение авторского текста (с. 93).
– Как выглядит имение? Где оно находится?
– Почему оно называется Погорельцы?
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 94. Что нового можете сказать об усадьбе?
(Имение – это помещичья усадьба в деревне.)
– Кто живёт в имении? Что мы узнали об Алексее Алексеевиче Перовском?
2) Чтение авторского текста (с. 94–95, диалог) вслух. Комментарии и
уточняющие вопросы по ходу чтения:
– О каком Александре Сергеевиче спросил мальчик?
– Почему вы думаете, что это Пушкин? Какие слова Алексея Алексеевича
подтверждают вашу догадку?
– Отчего счастлив Алёша?
– Чем же понравились его стихи знаменитому поэту?
– О чём ещё говорят племянник и дядя?
– Догадались ли вы, о какой сказке идёт речь?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
– Оля эту сказку не читала, но называет её чудесной. Почему?
3) Самостоятельное чтение текста до конца (с. 95–96).
– Что вы узнали об обитателях имения?
– Знакомо ли вам имя писателя Антония Погорельского? Как оно родилось?
– Что такое псевдоним?
– Зачем он требуется писателям?
– Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе псевдоним Нави Волырк
(написать на доске). Ответ: Крылов Иван.
– Что вы узнали о первой литературной сказке?
– Как она создавалась?
– Почему наше путешествие мы совершили именно в 1828 год?
– Какая получилась сказка? (Это волшебная повесть именно для детей.)
– Оле захотелось прочитать сказку, Игорю – узнать, чем она кончилась. А что
хотите услышать вы?
2. Чтение 1й части (читает учитель).
Здесь необходимы пояснения. Алёша живёт не дома, а в частном учебном
заведении – пансионе, где дети находились на полном содержании. Здесь они
жили, питались, учились. Домой приезжали только на выходные, праздники.
(Можно обратиться к полному тексту сказки и сообщить ребятам, что
Алёшины родители жили очень далеко, он вообще не мог бывать дома.
События происходят в очередные выходные, когда все разъехались и из всех
воспитанников в пансионе он остался один.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
© ООО «Баласс», 2014
3ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Дочитать до конца 1ю часть.
© ООО «Баласс», 2014
4