Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 37.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихов А.К. Толстого (по желанию учащихся).
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
2 4 2 3 1 2 3 4
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
1) Анализ подзаголовков путешествия.
– Почему так точно назван год? О чём это может говорить?
– Куда мы попадём во время путешествия? Знаете ли вы чтонибудь об истории
Царского Села? Что можно предположить, исходя из названия?
– Что такое бал? С кем мы встретимся на балу?
– В чём необычность поэтического состязания? Какие ещё могут быть
состязания?
2) Исследовательская работа учащихся.
– На большинство вопросов мы получим ответы, прочитав рассказ о
путешествии. Но, чтобы путешествие наше получилось более ярким,
ознакомимся с историей Царского Села подробнее.
Идёт работа учащихся с различными источниками, можно организовать её
как групповую. В результате они объясняют происхождение названия,
рассказывают историю возникновения, прослеживают связь с этим местом
Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой и др., знакомят с
сегодняшним днём Царского Села и пр.
Работа должна занимать не более 5–7 мин.
Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение текста «Путешествия» – с. 112.
– Почему Игорю и Оле потребовалось переодеться перед тем, как отправиться в
путешествие?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
– Как они, повашему, оделись?
– Встречи с кем мы ждём вместе с близнецами?
2) Чтение текста на с. 112–114 (заканчивая утверждением «Сказка – это
для простолюдинов»).
– Рассмотрите репродукцию картины П. Геллера. Узнаёте ли вы Н.В. Гоголя?
В.А. Жуковского? А.С. Пушкина?
– Что вы знаете о каждом из них?
– Согласны ли вы с утверждением, что «сказка – это для простолюдинов»
(черни)?
3) Самостоятельное чтение текста на с. 114–115 (разговор писателей).
– Что нового вы узнали?
– Каким представляете вы В.А. Жуковского? Почему он начал писать сказки?
Для кого?
– О каком состязании идёт речь?
– Почему сочинение сказок на народные сюжеты В.А. Жуковский называет
поэтическим состязанием?
– Отличается ли от позиции В.А. Жуковского позиция А.С. Пушкина? Для кого
писал он?
– Кого советует почитать А.С. Пушкин? Знакомы ли вам эти писатели?
– Сравните оценку Н.В. Гоголем сказок Жуковского и Пушкина. Чьи сказки, по
мнению Гоголя, труднее понять читателю?
– Объясните его мысль: «Александр Сергеевич никогда не подставляет
лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии».
– Что для вас осталось непонятным? Какие вопросы возникли?
4) Самостоятельное чтение текста на с. 116–117.
Работа с текстом после чтения.
– Итак, похож ли бал 1831 года на современный бал?
© ООО «Баласс», 2014
3– Кого из гостей бала вы запомнили?
– Какие сказки написали А.С. Пушкин и В.А. Жуковский в ходе поэтического
состязания?
– Читали ли вы эти сказки? Если читали, то подумайте, легко ли было судить
это состязание? Почему вы так думаете?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
Вспомнить прочитанные ранее сказки А.С. Пушкина, найти красочное издание
«Сказки о царе Салтане...», рассмотреть иллюстрации к сказке, запомнить имя
художника.
Историческая справка для учителя.
Первоначально село называлось Сарским. Название пришло от наименования деревни, из которой позднее и образовалось
Царское Село. Пофински деревня именовалась Саари Мойс – Верхняя мыза. С середины XVIII в. село было загородной
резиденцией русских царей и превратилось в Царское. Находится оно в 26 км от Петербурга. Расцвет села начался при
Елизавете, дочери Петра I, она превратила его в прекрасный архитектурный ансамбль из дворцов, парков, украшенных
фонтанами и скульптурами, место отдыха членов царской семьи, их гостей. С тех пор пошла традиция устраивать балы в
Царском Селе.
В 1811 г. именно здесь был открыт первый в России лицей для дворянских детей. Одним из первых поступивших в него
учеников стал А.С. Пушкин. За 6 лет лицейской жизни в гостях у будущего поэта не раз бывал В.А. Жуковский. Сам
Пушкин в свою очередь навещал жившего подолгу в Царском Селе историка и писателя Н.М. Карамзина. После
© ООО «Баласс», 2014
4революции село было переименовано в Детское. В 1937 г., в годовщину смерти великого поэта, Детскому Селу было
присвоено имя Пушкино. Сейчас это известный на весь мир город Пушкин.
С Царским Селом связана жизнь многих выдающихся представителей русской культуры: поэтессы А. Ахматовой,
художника ПетроваВодкина и др.
© ООО «Баласс», 2014
5