Путешествие
по Cредневековью
Цели
урока:
- Систематизация
и контроль качества знаний обучающихся по изученному материалу.
- Продолжить
формирование умений сравнения, обобщения, анализа у учащихся.
План
игры
1.
Деление класса на команды учителем, объяснение правил игры.
2.
Этапы игры
- "Разминка"
- "Географический"
- "Расшифровка"
- "Грамотеи"
- "Четвертый
- лишний"
- " Кто
это?"
- "Хронологический"
- "Века и
события"
3.
Подведение итогов, выставление оценок.
Правила
игры.
- Игра
проводится в каждом 6 классе, участвуют 3 команды.
- На подготовку
отводится определенное время.
- Каждой
команде задается свой вопрос. Если команда не ответила, опрашиваются
другие команды. Если команды не могут ответить, ответ дает учитель.
- В случае
нарушения дисциплины членами команды с неё снимаются 2 балла.
- Побеждает
команда, набравшая наибольшее количество баллов.
I
этап "Разминка"
Дайте
определения следующим терминам
- Икона.
- Шедевр.
- Бюргерство.
- Реконкиста
- Инквизиция.
- Цех.
II
этап "Географический"
- Назовите
родину арабов. (Аравийский полуостров)
- На каком полуострове
расположена Португалия? (Пиренейском)
- Как
по-другому в Средние века назывался Стамбул? (Константинополь, до
завоевания турками- османами)
- Назовите
родину братьев-монахов, создавших славянскую письменность? (Болгария)
- Какой
полуостров заселили в Средние века южные славяне болгары, сербы, хорваты?
(Балканский полуостров)
- Какое море
стало внутренним морем Византии во времена её расцвета? (Средиземное море)
- Какой
полуостров в Европе завоевали арабы в Средние века? (Пиренейский
полуостров).
- Откуда родом
норманны? (Скандинавский и Ютландский полуострова).
- Где
находилась цель крестоносцев - Святая земля? (Палестина)
III
этап "Расшифровка"
- Команды
получают карточки со следующим заданием.
- "Назовите
слово, широко распространенное в Средневековье. Для этого необходимо
расставить в хронологической последовательности следующие события и точно
назвать их даты.
- Т.
Возникновение парламента в Англии.
- Е. Захват
крестоносцами Константинополя.
- Е. Раздел
христианской церкви на западную и восточную.
- Р. Первый
крестовый поход.
- К. Гибель
Византийской империи.
- И. Начало
Столетней войны."
(Е -
1054г.- 3
Р -
1096-1099гг. - 4
Е -
1204г. - 2
Т -
1265г. - 1
И -
1337г - 6
К -
1453г. - 5)
IV
этап "Грамотеи"
К
доске от каждой команды выходит один участник, под диктовку они пишут следующие
слова: Пиренеи, пергамент, мозаика, баллада, сеньор, вассал, коммуна.
За
каждое правильное слово - 1 балл.
V
этап "Четвертый - лишний"
Команды
должны назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.
VI
этап "Кто это?"
По
описанию должна назвать имя.
- Кто в истории
средних веков был прозван 'бичом божьим"? (Аттила, вождь гуннов)
- При этом
императоре в Византии был построен храм Святой Софии. (Юстиниан)
- Назовите имя
правителя, латинская форма которого дала слово "король". (Карл
Великий)
- Именно он
изобрел печатный станок для книг. (Иоганн Гутенберг)
- Этот король
короновался в г. Реймсе, за время своего правления созывал собрание
сословных представителей всего один раз, известен в истории Средних веков
под прозвищем " всемирный паук". (Людовик XI)
- Этот
багдадский халиф был современником Карла Великого, героем знаменитых
сказок " Тысяча и одна ночь". Его имя: (Харун ар-Рашид )
- Эти правители
завершили объединение своей страны, изгнав завоевателей- мусульман. Они
называли себя " католическими королями". (Изабелла Кастильская и
Фердинанд Арагонский)
- Профессор
Пражского университета возмущался торговлей индульгенциями, называл папу
римского мошенником, разработал грамматику чешского языка. За свои взгляды
и проповеди был сожжен на костре. (Ян Гус).
- Итальянский
поэт, первый гуманист. Его письма и книги читала вся образованная Европа.
В знак своих заслуг он был увенчан лавровым венком и титулом короля
поэтов. (Франческо Петрарка)
VII
этап " Хронологический"
Перед
вами даты событий средневековья. Восстановите правильный хронологический
порядок.
VIII
этап " Века и события"
Перед
вами таблица. Соотнесите правильно событие и век, в котором оно произошло.