Рабочая программа по внеурочной деятельности по программе "Перспектива" для обучающихся вторых классов. Программа разработана, учитывая требования к ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета» разработана для внеурочных занятий с обучающимися 1-4 классов на основе федерального государственного стандарта начального общего образования. Данная программа позволяет учащимся 1 – 4 –х классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения.
2. Этикет.
3. Этические нормы отношений с окружающими.
4. Этика отношений в коллективе.
10 Путешествие по этикету.doc
1 Рабочая программа внеурочной деятельности
«Путешествие по стране Этикета»
2 б класс
(1 час в неделю, 34 часа за год)
Организацияразработчик: ГБОУ школа №331 Невского района СанктПетербурга
Разработчик: Храбан Лилия Григорьевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №331
Невского района СанктПетербурга
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...2
1.1. Место занятия внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности..2
1.2. Описание учебно – методического комплекта……………………………..….. .24
1.3. Описание планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности………………………………………………………………………………....45
1.4 Виды и формы контроля планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности…………………………………………………………………..……..57
2. Учебнотематический план…………………………………………………………..8
2.1. Годовой учебнотематический план ………………………………………………8
2.2. Календарно – тематическое планирование ..........................................…. ………912
1.Пояснительная записка
деятельности
1.1 Место занятия внеурочной деятельности в плане внеурочной
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы №331 данная программа
рассчитана на преподавание курса внеурочной деятельности ««Путешествие по стране Этикета»
во 2 б классе в объеме 1 час в неделю.
Всего по учебному плану — 34 часа.
Календарнотематическое планирование составлено с учетом выходных, праздничных дней и
режимом работы ОУ на 20162017 учебный год (в соответствии с распоряжением Комитета по
образованию СанктПетербурга №838р от 14.03.2017) .
2 1.2. Описание учебно – методического комплекта
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 2 класса составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, программы А. И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных
классах».
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым
стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом
познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе,
окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся:
личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания
педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный образовательный
стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений
раздел « Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно – правовой и документальной основой Программы духовно – нравственного
развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон
Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно – нравственно развития и
воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями стандарта, Концепция и Программа духовно
нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех
разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д. С. Лихачева, «мы не выживем физически, если погибнем
духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику,
привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой
оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис
человека. А это, прежде всего, потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни.
Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана
необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить с нечто
более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления»
самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать
формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к
сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему
окружающему, Овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни
и умению найти свое место в ней.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван
помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать
путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс
учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей
действительности формируется в совместной деятельности учителя учащихся, а нормы
нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Курс «Путешествие по стране этикета» является неотъемлемой и необходимой частью
целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели:
«Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности
учащихся».
3 Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к
миру, людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное
доверие;
предоставить возможности ребенку проявить себя и свое отношение к
окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними
отношения;
прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может
объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1 – 4 –х классов познакомиться с основными
знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения.
2. Этикет.
3. Этические нормы отношений с окружающими.
4. Этика отношений в коллективе.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация
теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы
темы, либо в иде работы с таблицами – плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся,
появляются в процессе разыгрывания ситуационно – ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно – ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
походы в театр;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
Место проведение занятий:
школа;
городской парк;
городской выставочный зал;
городская школа искусств;
городской краеведческий музей;
дома культуры.
Методическое обеспечение.
Литература для учителя:
Белопольская Н.А. и др. Азбука настроения. М, 1995
Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками. М, Просвещение, 1982
Горбунова В.А. Классные часы. Волгоград, 2005
4 Костылева О.А., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. М, Чистые пруды, 2006
Пахомова О.А.Добрые сказки: Этика для малышей. М., Книголюб, 2006
Литература для учащихся:
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. Детская риторика в рассказах, стихах, сказках,
рисунках. М, Просвещение, 2000
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. М, АСТ, 2004г.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. М, АСТ, 2004г.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. М, АСТ, 2004г.
1.3. Описание планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций
партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
5 строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
1.4. Виды и формы контроля планируемых результатов
освоения программы внеурочной деятельности
1. Опрос.
2. Наблюдение.
3. Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
4. Анкетирование учащихся и родителей.
Содержание программы
«Путешествие по стране этикета»
2 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и
смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник
Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы хотел, чтобы поступали по
отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок – сюрприз, урок общения.
Тема 6. Делу – время, потехе – час.
6 Объяснение пословицы: «Дулу – время, потехе – час». Изготовление значка –
«вежливость». Работа в группах.
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в
отношениях. Заучивание волшебного правила «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?». Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач
по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Тема 9. Приглашение к столу.
Путешествие в страну этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где
действующие лица – сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 11. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с
правилами этикета в транспорте.
Тема 13 – 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на
речке.
Тема 15. В гостях у Вежи. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому
радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 17. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего
настроения.
Тема 18. Не стесняйся доброты своей.
Подарок Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты.
Тема 19. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему:«Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку – лесовичку».
Тема 20. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом».
Тема 21. Все на белом свете – солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака
«Двенадцать месяцев».
Тема 22. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогалерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим
другом». Советы – пословицы о доброте. Добрый совет другу.
Тема 24. Цени доверие других.
7 Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо Старичку –
лесовичку и гномику Пыху.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. беседа о том,
как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 26. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду
доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и девочек. составление требований к классному коллективу.
Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 28. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 30. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявит себя,
даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 31. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои
впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещается в газету.
Оформление газеты.
Тема 32. Доброта – что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
2. Учебнотематический план
2.1. Годовой учебнотематический план
2 класс 34 часа
№ Раздел (тема, модуль, глава) курса
1 Этика общения
2 Этикет
3
Этические нормы отношений с
окружающими
4 Этика отношений в коллективе
№ уроков
(в плане)
Колво
часов
17
815
1624
2534
7
8
9
9
Всего по учебному плану
34
8 9 1.2. Календарно – тематическое планирование
№
занятия
Дата
проведения
Название темы
и содержание
учебного
материала
Кол
во
часов
Тип/форма
занятия
Планируемые результаты обучения
Предметные
Метапредметные
Виды и
формы
контроля
( если есть)
Примечание
1
2
3
4
5
6
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
Если песни петь,
с ними веселей
Добрым жить на
белом свете
радостно
Добро творить –
себя веселить
Подумай о
других
Подарок
коллективу
Делу – время,
потехе – час
1
1
1
1
1
1
Этика общения (7 часов)
Круглый стол Познавательная
Диспут
Проектная
деятельность
беседа. Игра
Путешествие в
сказку. Конкурс
рисунков
Посещение
выставочного зала.
Рисунки
Проектная
деятельность
Круглый стол Познавательная
беседа. чтение
отрывка из сказки.
Инсценирование
Урок – сюрприз.
Игры
Работа с
пословицами.
Практическая
работа. Работа в
группах.
Клубное
мероприятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Личностные
результаты:
ориентация в
нравственном
содержании и смысле
как собственных
поступков, так и
поступков
окружающих людей;
Познавательные
осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы,
энциклопедий,
справочников
10 7
17.10
Чего в другом не
любишь, того и
сам не делай
1
Диспут
Познавательная
беседа. Игра
8
24.10
По правилам
этикета
Этикет (8 часов)
1
Круглый стол Беседа.
Путешествие по
лабиринту
этикетных правил.
Решение задач.
Инсценирование
(включая
электронные,
цифровые), в
открытом
информационном
пространстве, в том
числе
контролируемом
пространстве
Интернета
Коммуникативные
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой
коммуникации;
Регулятивные
Умение планировать
свои действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации
Личностные
результаты:
знание основных
моральных норм и
ориентация на их
выполнение
опрос
наблюдение
опрос
диагностика
11 9
14.11
Приглашение к
столу
10
21.11
11
28.11
12
05.12
1
1
1
Общественно
полезные
практики
Общественно
полезные
практики
Общественно
полезные
практики
Вот школа, дом,
где мы живем
Вот магазин,
куда идем
Дороги,
транспорт,
пеший путь
1
Общественно
полезные
практики
Практическое
занятие.
Разыгрывание
ситуаций. Игра
Сценки
миниатюры
Познавательная
беседа.
Разыгрывание
ситуаций.
Посещение магазина
Познавательная
беседа. Игра.
Практическое
занятие на улицах
города
Путешествие на
лесную полянку
Познавательные
строить сообщения в
устной и письменной
форме
Коммуникативные
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Регулятивные
учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия
в новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
наблюдение
опрос
опрос
опрос
опрос
13 14
12.12
19.12
15
26.12
Лес, речка, луг,
где можно
отдохнуть
В гостях у Вежи
2
1
Общественно
полезные
практики
Общественно
Праздник
анкетирование
полезные
практики
Этические нормы отношений с окружающими (9
часов)
16
17
16.01
23.01
Подари другому
радость
От чего зависит
настроение
1
1
Конференция Познавательная
беседа. Игра
Круглый стол Познавательная
беседа. Игра
Личностные
результаты:
эмпатия как
понимание чувств
других людей и
сопереживание им
опрос
опрос
12 18
19
20
30.01
06.02
13.02
21
20.02
22
23
27.02
06.03
Не стесняйся
доброты своей
Мой дом – моя
семья
В труде человек
хорошеет
Все на белом
свете –
солнышкины
дети
Поздравляем
наших мам
Со взрослыми и
сверстниками
1
1
1
1
1
1
Диспут
Познавательная
беседа. Игра
Круглый стол Дискуссия
Круглый стол Познавательная
беседа.
Практическое
занятие
Круглый стол Путешествие в
сказку. Просмотр
мультфильма
Клубное
Праздник. Рисунки
мероприятие
Диспут
Познавательная
беседа. Игра.
Работа с
пословицами
24
13.03
Цени доверие
других
Круглый стол Познавательная
беседа.
Путешествие на
детский остров
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Познавательные
строить сообщения в
устной и письменной
форме
Коммуникативные
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Регулятивные
вносить необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на основе
его оценки и учёта
характера сделанных
ошибок
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
25
20.03
Как здорово, что
все мы здесь
сегодня
собрались
1
Круглый стол Познавательная
беседа. Игра
диагностика
Личностные
результаты:
знание основных
моральных норм и
13 2627
28
29
30
31
3233
34
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
29.05
Советуем друг
другу
Общее и
особенное для
мальчиков и
девочек
Поговорил бы
кто со мной
Путешествие по
весеннему лесу
Подарок
коллективу
Делаем газету
Презентация
газеты
2
1
1
1
1
2
1
Круглый стол Познавательная
беседа. Просмотр
отрывка сказки
Познавательная
беседа. Игра
Научное
общество
Круглый стол Путешествие в
весенний парк.
Практическая
работа
Экскурсия
Экскурсия
Урок сюрприз
Общественно
– полезные
практики
Общественно
– полезные
практики
Познавательная
беседа. Игра.
Посещение
типографии
Круглый стол Презентация
ориентация на их
выполнение
Познавательные
строить сообщения в
устной и письменной
форме
Коммуникативные
строить сообщения в
устной и письменной
форме
Регулятивные
учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия
в новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
14
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Путешествие по стране Этикета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.