Путешествие в Древние Афины

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С античности начинают изучение истории студенты-первокурсники истфака. В своё время мне так повезло, что историю древнего мира нам преподавал Владимир Фёдорович Кутергин. К моему глубокому сожалению, его уже нет среди живых, но в сердце и памяти бережно хранятся его Уроки Античности. И я всегда с особым трепетом иду в класс к пятиклассникам - самым деятельным и любознательным ученикам... Моя презентация, представленная на конкурс, посвящена античной Греции. Описание методической разработки 1. Название "Путешествие в Древние Афины". 2. Учебный предмет: Всеобщая история (история Древнего мира). 3. Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев). 4. Форма учебной работы: Классно-урочная. 5. Краткая аннотация "Путешествие в Древние Афины" - это учебная разработка по теме: "Возвышение Афин в V веке до н.э. " для учащихся 5 класса. Она является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.
Иконка файла материала Путешествие в Древние Афины.doc
Путешествие в Древние Афины  С античности начинают изучение истории студенты­первокурсники истфака. В своё время мне так повезло, что историю  древнего мира нам преподавал Владимир Фёдорович Кутергин. К моему глубокому сожалению, его уже нет среди живых,  но в сердце и памяти бережно хранятся его Уроки Античности. И я всегда с особым трепетом иду в класс к  пятиклассникам ­ самым деятельным и любознательным ученикам... Моя презентация, представленная на конкурс,  посвящена античной Греции. Описание методической разработки 1. Название "Путешествие в Древние Афины". 2. Учебный предмет: Всеобщая история (история Древнего мира). 3. Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 5 классов общеобразовательной  средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев). 4. Форма учебной работы: Классно­урочная. 5. Краткая аннотация "Путешествие в Древние Афины" ­ это учебная разработка по теме: "Возвышение Афин в V веке до н.э. " для учащихся 5  класса. Она является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе. Тип учебного занятия ­ урок усвоения новых знаний. Форма проведения ­ компьютерная презентация. В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают основные вопросы темы: месторасположение Аттики и Афин, развитие  хозяйства и торговли, расцвет Афин в V веке до н.э., знакомятся с историческим и культурным наследием Древних Афин,  анализируют деятельность Перикла. Тема включает широкий понятийный аппарат и богатый фактический материал, который учащиеся отрабатывают в  течение всего урока и делают соответствующие записи в рабочих тетрадях; проверка и закрепление этих знаний  осуществляется в конце урока. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в  соответствии с их возрастными особенностями. Это позволяет пятиклассникам не только ярко представить тему, но и  активизировать их учебную деятельность. Учащиеся в 5 классе практически лишь только приступают к изучению вопросов истории, поэтому важно приобщить их к  культурному наследию разных народов мира, развить интерес к изучаемому предмету. Поэтому наряду с традиционными  уроками, не маловажную роль играют и нетрадиционные уроки: урок ­ игра, урок ­ путешествие, урок ­ эстафета, урок ­  соревнование и другие. Кроме того, компьютер на столе учителя уже давно вышел из разряда экзотики, и современные  информационно­коммуникационные технологии в сочетании с традиционными формами работы позволяют эффективно  решать учебно­воспитательные задачи. Оборудование:       компьютер; мультимедийный проектор; демонстрационный экран; учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой "История древнего мира", 5 класс. ­ М.: Просвещение,  1996; инструктивная карта учащегося; карта "Древняя Греция". Литература: 1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. ­ М.: Просвещение, 1996; 2. Всеобщая история: от античности до наших дней. ­ Брянск: Издательство БГПУ, 1998;3. История Древнего мира. Поурочные планы. ­ Волгоград: Учитель, 2004; 4. Хрестоматия по истории древнего мира. ­ М.: Просвещение, 1991 5. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. ­ М.: Издательство "Первое сентября", 2000. Слайд № 1. Тип урока: урок усвоения новых знаний, компьютерная презентация. Ход урока Слайд № 2 На этом слайде представлен план урока: Слайд № 3 Учитель: Многие знаменитые люди побывали в Афинах. На каждого из них город произвёл разное впечатление. Перед  вами слова Эрнеста Ренана: "Есть место, где существует совершенство. Это место ­ одно единственное, и оно здесь. Я в  жизни не мог себе представить ничего подобного. То, что я созерцал, было Идеалом, кристаллизовавшимся из  пентеликонского мрамора, ­ не меньше". Как вы думаете, какое впечатление произвели Афины на него? Какими словами вы можете подтвердить своё мнение? А сегодня вам предстоит составить о Древних Афинах собственное впечатление. На ваших партах лежат рабочие листы,  где вы, подобно Ренану и другим путешественникам, можете записывать свои мысли и составлять путевые заметки. Слайд № 4 Подумайте, чем Древние Афины были похожи на любой другой город, а чем отличались? Слайд № 5 Работа с картой. Учащиеся вспоминают географическое местоположение Аттики и Афин. Задание. Используя карту, дайте характеристику географического положения Аттики и Афин. Характеристика географического положения  На каком материке, или в какой части света находится?  Чем омывается?  С чем граничит? Крупнейшие реки?  Поверхность территории?  Главные города? Слайд № 6 На этом слайде выделены основные блоки информации. Слайд № 7 Карта­схема Афин. Слайды № 8­9. Порт Пирей Пирей ­ главный порт Афинского государства расположен в 5­6 км от Афин. С городом его соединяли Длинные стены,  возведенные на случай войны. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. Слайды № 10­11. Длинные стены В 461 г. до н.э. по инициативе Перикла было начато сооружение огромных стен, соединивших город Афины с портом  Пирей. Длина их достигала 5­6 км. Длинные стены превращали Афины в хорошо защищённую крепость. Слайды № 12­14. Керамик Узкие немощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов. Горожане выливали все помои на эту  улицу. В однообразных домах жили и трудились искусные гончары и живописцы. В районе Керамика располагались гончарные мастерские. Мастера изготавливали изделия из обожжённой глины. Особенно ценились краснофигурные и чернофигурные вазы. В VI веке до нашей эры вазы украшали чёрнофигурным рисунком. Позже для фигур сохраняли естественный красноватый  цвет глины. Слайды № 15­16. Агора Главная рыночная площадь Афин ­ Агора. Её называли сердцем города. В рыночные часы здесь было многолюдно и шумно. В другой части Агоры находились административные здания и храмы. Ни один афинянин не представлял свою жизнь без  каждодневных посещений Агоры. Агора становится центром гражданской жизни древнего города. Это было место политических собраний, религиозных  празднеств, театра, музыки и соревнований атлетов. На Агоре можно своими глазами взглянуть на остатки тюрьмы, где  Сократ провёл свои последние дни. Слайды № 17­19. Театр Диониса Греки были страстными поклонниками театра. В Афинах важнейшие театральные представления происходили в театре  Диониса, который находился на склоне Акрополя. Театр Диониса ­ один из древнейших театров в мире. Ведь именно в Древней Греции родилось театральное искусство.  Афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей. Слайды № 20­21. Акрополь Город Афины был посвящён дочери Зевса ­ Афине, богине мудрости и войны. Согласно легенде, она вышла в полном  вооружении из головы отца. В её славу и был воздвигнут Акрополь. На Акрополь поднимаемся по священной дороге  Великих Панафиней, что вела к западному склону холма. "Мы любим красоту без прихотливости, а мудрость без изнеженности". В этих словах Перикла, на мой взгляд, передан нам не только идеал, но и ключ к пониманию греческой культуры. Слайд № 22. Пропилеи "Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень Что пены волн морских белее:" Д.Мережковский Входим через парадный вход ­ Пропилеи. Это два греческих портика, окруженные колоннами. Пропилеи ­ парадный вход на Акрополь. Здесь же располагалась пинакотека ­ собрание картин.Слайды № 23­25. Храм Ники Аптерос Справа на уступе находится маленький и изящный храм Ники Аптерос. Ника ­ крылатая богиня победы. В честь победы  над персами на Акрополе был построен храм, посвященный Нике Бескрылой. Афиняне хотели, чтобы победа навсегда  осталась в их родном городе. Слайды № 26­27. Храм Эрехтейон Этот небольшой храм строили во время пауз мира и удач в войнах. Храм отличается ассиметричным планом. Каждый из  его фасадов оформлен по­разному. Особенно живописен южный ­ вместо колонн там стоят 6 женских фигур ­ знаменитые  кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону. Слайды № 28­29. Храм Парфенон Перед вами ­ главный храм Афин, созданный под руководством великого Фидия. Большой Храм ­ так называли Парфенон  в древности. Это название он получил за идеальные пропорции и совершенные формы. Внутри Парфенона находилась 12 метровая статуя богини, украшенная золотом и слоновой костью. Автор скульптуры ­  Фидий. Всего на её изготовление пошло около 1200 килограммов драгоценного металла. Слайд № 30. Судьба исторических памятников Если бы люди решили где­то на земле устроить музей, экспонаты которого напоминали бы всем поколениям об  уничтожении памятников истории и культуры, то лучшим местом мог стать Акрополь. Нашему взору предстали бы  обезглавленные, искалеченные статуи, храмы. превращенные в руины. А как вы думаете, ребята, почему архитектурные памятники Афин так плохо сохранились? Учащиеся делают  предположения. Не только время и войны разрушают памятники, но и поражение, порабощение, установление власти завоевателей,  которые поощряют грабёж и уничтожение ценностей культуры побеждённого народа. "Христиане превратили Парфенон в церковь, мусульмане ­ в мечеть, турки устроили в храме пороховой склад, венецианцы ­ каменоломню. Они пытались выломать из западного фронтона колесницу Афины и разбили её. Лорд Элджин выломал и  увёз в Англию часть фриза:Нигде, как здесь, не поражает величие создателей и ничтожество разрушителей. И может быть,  потому эти руины так красноречивы, а чувство утраты так ощутимо и горько:" (Учитель приводит цитату Л.Любимова из  книги "Искусство древнего мира"). Глядя на разрушенные храмы Акрополя, невольно вспоминаешь слова Ле Корбюзье: "Настоящая архитектура прекрасна  даже в развалинах". Слайд № 31. Вот и подошло к концу наше путешествие. Афиняне очень гордились своим городом. Они говорили: "Если ты был в  Афинах и не восторгался ими, то ты ­ осёл". Что вас удивило и что разочаровало в Древних Афинах? Следует работа с таблицей и обсуждение. Учащиеся делают вывод. Слайд № 32. Закрепление материала Учащиеся называют основные памятники культуры Древних Афин и выполняют проверочный тест. Слайд № 33. Домашнее задание Составьте маршрут вашего путешествия в Древние Афины и подготовьте устный рассказ, поделитесь своими  впечатлениями. По желанию можно подготовить рисунки или мини­презентацию. Слайд № 34. Спасибо за урок! "Спасибо за урок!" древним грекам. У них можно поучиться любви к Родине, стремлению к гармонии, пониманию  красоты. "Спасибо за урок!" моим ученикам, которые помогают воплощать в жизнь творческие идеи и проекты. Рабочий лист к уроку по теме: "ДРЕВНИЕ АФИНЫ" Проблемный вопрос: Чем Древние Афины были похожи на любой другой город, а чем отличались?Чем были похожи на другой город Чем отличались от других городов         Что меня удивило в Древних Афинах Что меня разочаровало в Древних      Вывод: _________________________ Афинах