Путешествие в средневековую Европу

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе Цель урока: повторить основные понятия темы, сделать обобщающие выводы, заинтересовать учащихся в углубленном изучении истории, развивать эстетический вкус. Ход урока 1. Путешествие (рассказ учителя) сопровождается показом презентации и вопросами. Ребята, представьте, что мы перенеслись в средние века. По дороге движется вооруженный купеческий караван, а с ним группа студентов, спешащих на занятия в одном из прославленных университетов Европы. Среди этих молодых людей и мы с вами. Студенты ведут горячий спор, о чем же он? Давайте прислушаемся. - Самый лучший университет в Европе - Болонский, - горячо убеждал юноша итальянец. Нигде так детально не изучают римское право. У некоторых знаменитых профессоров так много слушателей, что они вынуждены читать лекции на площадях города.
Иконка файла материала Путешествие в средневековую Европу.doc
Путешествие в средневековую Европу Повторительно­обобщающий урок в 6­м классе Цель урока: повторить основные понятия темы, сделать обобщающие выводы, заинтересовать учащихся в углубленном  изучении истории, развивать эстетический вкус. Ход урока 1. Путешествие (рассказ учителя) сопровождается показом презентации и вопросами. Ребята, представьте, что мы  перенеслись в средние века. По дороге движется вооруженный купеческий караван, а с ним группа студентов, спешащих  на занятия в одном из прославленных университетов Европы. Среди этих молодых людей и мы с вами. Студенты ведут  горячий спор, о чем же он? Давайте прислушаемся. ­ Самый лучший университет в Европе ­ Болонский, ­ горячо убеждал юноша итальянец. Нигде так детально не изучают  римское право. У некоторых знаменитых профессоров так много слушателей, что они вынуждены читать лекции на  площадях города. Итальянцу возразил немолодой уже человек, в одежде медика: ­ Много лет изучаю я медицину. Бывал и в Испании в знаменитом университете города, Саламанки, учился у  прославленных докторов университета французского города Монпелье. Но нет школы лучше и известней, чем итальянская медицинская школа в Салерно. Недаром только ей даровано королями право присваивать звание врача. В спор вступил юноша англичанин. ­ А я утверждаю, что нет университета лучше, чем Оксфордский в Англии. Где полнее, чем там, преподают математику,  астрономию и физику? ­ Мы напрасно спорим, ­ примирительно сказал молодой француз, ­ Каждый университет имеет знаменитых в своей  области науки профессоров, к которым стекаются многочисленные ученики, и прославленные факультеты. Вопрос: почему в одном университете могли обучаться люди разных национальностей? (Они понимали друг друга, т.к. говорили на латыни.) Загадочное слово “университет” вызывает в представлении огромное здание, профессора в мантии, проповедующего  знания с кафедры. Вопрос: что в средние века означало слово университет? (союз преподавателей и студентов) Путешественники приближались к городу. Лесистая дорога петляла по холму. Перед нами открылась панорама большого  города, опоясанного высокой каменной стеной. Над крепостными стенами возвышаются башни и шпили соборов. Город  царит над окружающей местностью. В город ведет подвесной мост, перекинутый через ров с водой. Мы проходим по нему и попадаем на узкую улицу. Задание: опишите средневековый город (кривые, грязные улицы, дома в несколько этажей, один нависает над другим) Улица вывела студентов на городскую площадь, где возвышается красивое здание с башней и часами наверху ­ ратуша.  Еще от одного здания невозможно отвести глаз ­ это собор. Он очень красив! Каменное кружево ­ вот подходящие слова!  Но какой нужен был труд простых людей, чтобы построить такую красоту. Вопрос: В каком стиле построен собор? (готический)Задание: Найдите исторические ошибки в тексте. Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице на  цеховое собрание. Старейшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела. Вдруг Вильгельма кто­то окликнул. Из окна второго этажа, где располагалась мастерская оружейника, выглядывал Ганс, подмастерье, недавно переселившийся в город. Подумать только еще 3 месяца назад он был зависимым  крестьянином, а сейчас – свободный человек! А вот и рыночная площадь. У городской стены недоверчивые покупатели взвешивают товар. Торговец посудой  подсчитывает прибыль. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает  торговца – прежде он тоже состоял членом союза, но более удачливые собратья по цеху переманили у него всех  заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласил устав. Но вот наконец и дом одного из старейшин, где обычно проходили цеховые собрания… Задание. Продолжи рассказ. Вызываются два человека. Они должны по одному предложению рассказать о  средневековом городе. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение стало последним. Задание. Отметьте здания, построенные в романском и готическом стилях. Обоснуйте, почему вы так думаете. Отдохнув после долгой дороги, студенты записались в университет. Давайте послушаем, чему обучались в университете. Но прежде, чем обучаться новичков посвящали в студенты, как это происходило. Не успели новички после лекции выйти на улицу, как их окружила шумная толпа студентов. Каждому из новеньких  нацепили на голову рога какого­нибудь животного ­ козла, барана, коровы ­ и с озорными шутками повели по городу. И  лишь вдоволь нагулявшись и насмеявшись, торжественно сняли рога ­ символ глупости. Так завершалось вступление вряды студентов. Праздник закончился угощением, и еще долго бродили студенты по улицам города, тревожа спящих  горожан криками и пением. Вопрос: по каким книгам обучались студенты? Как изготавливали книги? Кто впервые изобрел книгопечатание и когда? (1445 Иоганн Гутенберг) Смотрите ребята, а вот листы из книги со стихами. Задание. По отрывкам произведений определите, к какому виду средневековой литературы они относятся. 1. О славном парне будет речь, Он звался Робин Гуд. Недаром память смельчака  В народе берегут. Еще он бороду не брил, А был уже стрелок. И самый дюжий бородач Тягаться с ним не мог. 2. Почуял граф – приходит смерть ему, Холодный пот струится по челу. Идет он под тенистую сосну, Ложится на зеленую траву, Свой меч и рог кладет себе на грудь. К Испании лицо он повернул,  Чтоб было видно Карлу королю, Когда он снова с войском будет тут, Что граф погиб, но победил в бою. 3. Но скоро в злую кутерьму Хитро ввел друга своего: Монахом сделал я его И убедил его со зла Во всю звонить в колокола; Священник с сотней мужиков Приспел, и все давай орать, Да бить, ­ едва успел удрать. Потом его же на пруду Сидеть заставил я на льду… Вопрос: что способствовало развитию образования? (развитие хозяйства, ремесла, рост городов и торговли,  изобретение книгопечатания и т.д.) Задание. Соотнесите отрывки из сочинения Роджера Бэкона и современные технические открытия 1) Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие кататься с поразительной быстротой… 2) Летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья… 3) На невероятном расстоянии можно будет читать мельчайшие буквы, рассматривать звезды: где пожелаем,  скрытное станет видимым… 4) Можно построить приспособление для плавания без гребцов, так что самые большие корабли приводились бы в  движение силой одного человека…Вот мы и побывали в средневековом городе, а чтобы интереснее было возвращаться, проведем викторину. 1) По какой лестнице никто никогда не ходил? (феодальной) 2) Когда в истории воевали цветы? (война Алой и Белой розы в Англии) 3) В названии какой войны указывается ее продолжительность? (столетняя) 4) Два исторических деятеля жили в одном веке, в одной стране, имели одинаковые имена, боролись против церкви и  стали национальными героями? (Ян Гус и Ян Жижка, Чехия, 15 век) 5) Если в названии спортивного снаряда заменить букву, то получится состязание средневековых рыцарей. (турник ­  турнир) 6) Первый слог ­ крик барана, второй ­ часть игры. Вместе ­ английский ученый 13 века? (Бе ­ кон) 7) Первый слог ­ домашние птицы, второй ­ местоимение. В целом ­ участники борьбы против католической церкви в 15  веке в Чехии? (Гуси ­ ты) 8) Первый ­ бог солнца в Египте, второй ­ торжественное музыкальное произведение, третий ­ начальная буква алфавита. В целом здание совета в средневековом городе? (Ра ­ туш ­ а) 9) Первую часть поймет любой ­ это цыгане бредут толпой, затем союз, потом местоимение, в целом ­ участники  средневекового освободительного движения. (табор ­ и ­ ты) 10) Там, вверху, в каморке малой, мастер с длиной бородой  Резал буквы из металла, в ряд их складывал рукой.  Сверху мазал краской черной, зажимал винты станка,  Мысль работала упорно, и не мешкала рука,  Чтобы строчки выходили на листе в единый миг,  Чтоб легко и просто было напечатать много книг.  (Иоганн Гутенберг) Подведение итогов. Д/з. Составить кроссворд, нарисовать рисунки, мини­сочинение.