Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе
Цель урока: повторить основные понятия темы, сделать обобщающие выводы, заинтересовать учащихся в углубленном изучении истории, развивать эстетический вкус.
Ход урока
1. Путешествие (рассказ учителя) сопровождается показом презентации и вопросами. Ребята, представьте, что мы перенеслись в средние века. По дороге движется вооруженный купеческий караван, а с ним группа студентов, спешащих на занятия в одном из прославленных университетов Европы. Среди этих молодых людей и мы с вами. Студенты ведут горячий спор, о чем же он? Давайте прислушаемся.
- Самый лучший университет в Европе - Болонский, - горячо убеждал юноша итальянец. Нигде так детально не изучают римское право. У некоторых знаменитых профессоров так много слушателей, что они вынуждены читать лекции на площадях города.
Путешествие в средневековую Европу
Повторительнообобщающий урок в 6м классе
Цель урока: повторить основные понятия темы, сделать обобщающие выводы, заинтересовать учащихся в углубленном
изучении истории, развивать эстетический вкус.
Ход урока
1. Путешествие (рассказ учителя) сопровождается показом презентации и вопросами. Ребята, представьте, что мы
перенеслись в средние века. По дороге движется вооруженный купеческий караван, а с ним группа студентов, спешащих
на занятия в одном из прославленных университетов Европы. Среди этих молодых людей и мы с вами. Студенты ведут
горячий спор, о чем же он? Давайте прислушаемся.
Самый лучший университет в Европе Болонский, горячо убеждал юноша итальянец. Нигде так детально не изучают
римское право. У некоторых знаменитых профессоров так много слушателей, что они вынуждены читать лекции на
площадях города.
Итальянцу возразил немолодой уже человек, в одежде медика:
Много лет изучаю я медицину. Бывал и в Испании в знаменитом университете города, Саламанки, учился у
прославленных докторов университета французского города Монпелье. Но нет школы лучше и известней, чем итальянская
медицинская школа в Салерно. Недаром только ей даровано королями право присваивать звание врача.
В спор вступил юноша англичанин.
А я утверждаю, что нет университета лучше, чем Оксфордский в Англии. Где полнее, чем там, преподают математику,
астрономию и физику?
Мы напрасно спорим, примирительно сказал молодой француз, Каждый университет имеет знаменитых в своей
области науки профессоров, к которым стекаются многочисленные ученики, и прославленные факультеты.
Вопрос: почему в одном университете могли обучаться люди разных национальностей? (Они понимали друг друга, т.к.
говорили на латыни.)
Загадочное слово “университет” вызывает в представлении огромное здание, профессора в мантии, проповедующего
знания с кафедры.
Вопрос: что в средние века означало слово университет? (союз преподавателей и студентов)
Путешественники приближались к городу. Лесистая дорога петляла по холму. Перед нами открылась панорама большого
города, опоясанного высокой каменной стеной. Над крепостными стенами возвышаются башни и шпили соборов. Город
царит над окружающей местностью.
В город ведет подвесной мост, перекинутый через ров с водой. Мы проходим по нему и попадаем на узкую улицу.
Задание: опишите средневековый город (кривые, грязные улицы, дома в несколько этажей, один нависает над другим)
Улица вывела студентов на городскую площадь, где возвышается красивое здание с башней и часами наверху ратуша.
Еще от одного здания невозможно отвести глаз это собор. Он очень красив! Каменное кружево вот подходящие слова!
Но какой нужен был труд простых людей, чтобы построить такую красоту.
Вопрос: В каком стиле построен собор? (готический)Задание: Найдите исторические ошибки в тексте.
Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице на
цеховое собрание. Старейшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.
Вдруг Вильгельма ктото окликнул. Из окна второго этажа, где располагалась мастерская оружейника, выглядывал
Ганс, подмастерье, недавно переселившийся в город. Подумать только еще 3 месяца назад он был зависимым
крестьянином, а сейчас – свободный человек!
А вот и рыночная площадь. У городской стены недоверчивые покупатели взвешивают товар. Торговец посудой
подсчитывает прибыль. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает
торговца – прежде он тоже состоял членом союза, но более удачливые собратья по цеху переманили у него всех
заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласил устав.
Но вот наконец и дом одного из старейшин, где обычно проходили цеховые собрания…
Задание. Продолжи рассказ. Вызываются два человека. Они должны по одному предложению рассказать о
средневековом городе. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение стало последним.
Задание. Отметьте здания, построенные в романском и готическом стилях. Обоснуйте, почему вы так думаете.
Отдохнув после долгой дороги, студенты записались в университет.
Давайте послушаем, чему обучались в университете.
Но прежде, чем обучаться новичков посвящали в студенты, как это происходило.
Не успели новички после лекции выйти на улицу, как их окружила шумная толпа студентов. Каждому из новеньких
нацепили на голову рога какогонибудь животного козла, барана, коровы и с озорными шутками повели по городу. И
лишь вдоволь нагулявшись и насмеявшись, торжественно сняли рога символ глупости. Так завершалось вступление вряды студентов. Праздник закончился угощением, и еще долго бродили студенты по улицам города, тревожа спящих
горожан криками и пением.
Вопрос: по каким книгам обучались студенты? Как изготавливали книги? Кто впервые изобрел книгопечатание и когда?
(1445 Иоганн Гутенберг)
Смотрите ребята, а вот листы из книги со стихами.
Задание. По отрывкам произведений определите, к какому виду средневековой литературы они относятся.
1. О славном парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.
Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок.
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.
2. Почуял граф – приходит смерть ему,
Холодный пот струится по челу.
Идет он под тенистую сосну,
Ложится на зеленую траву,
Свой меч и рог кладет себе на грудь.
К Испании лицо он повернул,
Чтоб было видно Карлу королю,
Когда он снова с войском будет тут,
Что граф погиб, но победил в бою.
3. Но скоро в злую кутерьму
Хитро ввел друга своего:
Монахом сделал я его
И убедил его со зла
Во всю звонить в колокола;
Священник с сотней мужиков
Приспел, и все давай орать,
Да бить, едва успел удрать.
Потом его же на пруду
Сидеть заставил я на льду…
Вопрос: что способствовало развитию образования? (развитие хозяйства, ремесла, рост городов и торговли,
изобретение книгопечатания и т.д.)
Задание. Соотнесите отрывки из сочинения Роджера Бэкона и современные технические открытия
1) Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие кататься с поразительной быстротой…
2) Летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья…
3) На невероятном расстоянии можно будет читать мельчайшие буквы, рассматривать звезды: где пожелаем,
скрытное станет видимым…
4) Можно построить приспособление для плавания без гребцов, так что самые большие корабли приводились бы в
движение силой одного человека…Вот мы и побывали в средневековом городе, а чтобы интереснее было возвращаться, проведем викторину.
1) По какой лестнице никто никогда не ходил? (феодальной)
2) Когда в истории воевали цветы? (война Алой и Белой розы в Англии)
3) В названии какой войны указывается ее продолжительность? (столетняя)
4) Два исторических деятеля жили в одном веке, в одной стране, имели одинаковые имена, боролись против церкви и
стали национальными героями? (Ян Гус и Ян Жижка, Чехия, 15 век)
5) Если в названии спортивного снаряда заменить букву, то получится состязание средневековых рыцарей. (турник
турнир)
6) Первый слог крик барана, второй часть игры. Вместе английский ученый 13 века? (Бе кон)
7) Первый слог домашние птицы, второй местоимение. В целом участники борьбы против католической церкви в 15
веке в Чехии? (Гуси ты)
8) Первый бог солнца в Египте, второй торжественное музыкальное произведение, третий начальная буква алфавита. В
целом здание совета в средневековом городе? (Ра туш а)
9) Первую часть поймет любой это цыгане бредут толпой, затем союз, потом местоимение, в целом участники
средневекового освободительного движения. (табор и ты)
10) Там, вверху, в каморке малой, мастер с длиной бородой
Резал буквы из металла, в ряд их складывал рукой.
Сверху мазал краской черной, зажимал винты станка,
Мысль работала упорно, и не мешкала рука,
Чтобы строчки выходили на листе в единый миг,
Чтоб легко и просто было напечатать много книг.
(Иоганн Гутенберг)
Подведение итогов.
Д/з. Составить кроссворд, нарисовать рисунки, минисочинение.