Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Средневековой город в Западной Центральной Европы".
Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы XI-XIV веках", задание на карточках.
Информация по проведению: данный урок можно проводить в виде КВН или как настольная игра. Формируются две команды (5-6 человек); у каждой команды свои болельщики, которые могут, в случае затруднения, помогать с ответами и приносить своим командам дополнительные баллы. Организуются основные этапы:
1 этап. Работа по вопросам с болельщиками; команды готовят девиз и название;
2 этап. Путешествие по городу; работают команды, отвечая на вопросы на основных пунктах:
Путешествие в средневековый город
Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Средневековой город в Западной Центральной
Европы".
Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы XIXIV веках", задание на карточках.
Информация по проведению: данный урок можно проводить в виде КВН или как настольная игра. Формируются две
команды (56 человек); у каждой команды свои болельщики, которые могут, в случае затруднения, помогать с ответами и
приносить своим командам дополнительные баллы. Организуются основные этапы:
1 этап. Работа по вопросам с болельщиками; команды готовят девиз и название;
2 этап. Путешествие по городу; работают команды, отвечая на вопросы на основных пунктах:
1 пункт внешний вид города
2 пункт улицы города
3 пункт рыночная площадь
4 пункт ремесленная мастерская
5 пункт цех в жизни ремесленника и города
6 пункт управление города
7 пункт значение и роль городов в жизни средневекового общества.
3 этап. Поведение итогов.
Вопросы к основным этапам:
1 этап.
1. Каковы причины возникновения городов? Время появления первых городов в Западной Европе?
2. В каких местах появились первые города, примеры?
3. Основные категории городских жителей.
2 этап.
1 пункт.
1 конверт:
Внешний вид города ( описание картины).
2 конверт:
Почему при входе в город была стража? Что такое пошлина, кто и зачем ее платил?
2 пункт.
1 конверт:
После долгих объяснений со стражей вы наконец въезжаете в город. Перед вами разворачивается густая сеть
узких кривых улочек, которые имеют следующие названия: Кривая, Широкая, Суконная, Железная, Мясная,
Кузнечная, Парижская, Русская...
По какой системе образуются названия городских улиц?
2 конверт:
Почему по городским улицам иногда приходилось передвигаться на ходулях или деревянных башмаках?3 Пункт.
1 конверт:
Значение в жизни города рыночной площади.
2 конверт:
Что такое герб? Придумать, нарисовать и объяснить герб средневекового города, ремесленника.
4 пункт.
1 конверт:
Описание картины "Ремесленная мастерская". (Где находилась? Кто работал? Основные инструменты?).
2 конверт:
Объяснить словарные слова: мастер, ученик, подмастерье, шедевр. В чем отличие положения ученика от
подмастерья?
5 пункт.
1 конверт:
О чем свидетельствует данный документ?
"Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий... , ... не больше одного
ученика, но не меньше, чем на четыре года службы... Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в
середине... Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа... Подмастерье ткачи
должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве..."
2 конверт:
О чем свидетельствует данный документ?
"Цехи начинали дробиться. Так цех работающих по металлу разделился на оружейников, кузнецов, оловянщиков, и
медников. Оружейники разделились на панцирников, щитников, копейщиков, мечников. Кузнецы на изготовителей шпор,
уздечек, подков, стремян. У суконщиков возникли цехи валяльщиков шерсти, промывальщиков сукна, шерстобитов,
стригальщиков, красильщиков... Самым богатым стал цех раскройщиков сукна, имевших дело с уже готовым продуктом."
6 пункт.
1 конверт:
Управление городом. Объяснить схему. 1
2 конверт:
Ответить на вопросы к документу.
"Из городского права Бремена.
Если какойлибо мужчина или женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в просторечье
называется городской чертой, в течение года и дня и если ктолибо после этого вздумает оспаривать его свободу, то,наложив молчание на жалобщика, пусть будет представлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный
срок."
Какое доказательство должен привести человек, чтобы подтвердить свое право на свободу? Почему необходимо
"наложить молчание на жалобщика"?
7 пункт.
1 конверт:
Значение и роль городов в жизни средневекового общества.
2 конверт:
Докажите это утверждение: во многих отношениях город был враждебен всему укладу средневековой жизни. Но в
тоже время он был ее составной частью.
3 этап. Подведение итогов.