«Путешествие в царство воды»

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 19.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательная область: познавательно-исследовательская. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье. Тип: интегрированное. Возраст детей: 5-6 лет. Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, экспериментирование, решение проблемных ситуаций. Формы организации: группа. Задачи: - образовательные (расширять знания детей о воде, познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого.); - развивающие (развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом); - воспитательные (воспитывать у детей познавательный интерес, дружеские взаимоотношения между детьми, находчивость, самостоятельность, желание помочь друг другу; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому).
Иконка файла материала шалина наталия а. занятие.doc
Тема: « Путешествие в царство воды» . Подготовила :Шалина Н.А. Образовательная область: познавательно­исследовательская. Интеграция   образовательных   областей:  познание,   коммуникация, социализация, здоровье. Тип: интегрированное. Возраст детей: 5­6 лет. Формы   непосредственной   образовательной   деятельности:  беседа, экспериментирование, решение проблемных ситуаций. Формы организации: группа. Задачи:  ­ образовательные  (расширять знания детей о воде, познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого.); ­   развивающие  (развивать   организационные   умения:   понимать   цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом); ­   воспитательные  (воспитывать   у   детей   познавательный   интерес, дружеские находчивость, самостоятельность,   желание   помочь   друг   другу;   воспитывать   бережное, взаимоотношения   между     детьми,   заботливое отношение ко всему живому). Предварительная  работа:  вырезание   из   цветного   картона   фигурок животных   и   растений,   изготовление   эскиза   необитаемого   озера, отгадывание   загадок   о   воде,   водных   животных,   рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира. Материалы   и   оборудование:  компьютер,   проектор,   мультимедийная презентация   «Царство   Воды»,   аудио­запись   «Звуки   воды»;   инвентарь   для опытов:   стаканы   с   водой  (по   количеству   детей),   пустые   стаканы,   сахар,гуашь зеленого, синего и красного цвета, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, кувшин,   фужер,   чайник;   символы,   обозначающие   свойства   воды;   макет «Капелька»;   клей,   салфетки,   кисточки;   шаблоны   животных,   насекомых, растений и др, предварительно вырезанные детьми для аппликации; шаблоны капельки  (по   количеству   детей),   шаблон­тучка  (для   воспитателя); стульчики. 2Ход непосредственно образовательной деятельности. 1.Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности. Воспитатель приглашает детей в группу.  Звучит аудиозапись журчания ручья. Воспитатель: Ребята заходите в группу, у нас сегодня не совсем обычный день. К нам пришли гости, не волнуйтесь, а теперь давайте все вместе дружно  поздороваемся с ними.  Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, вы слышите необыкновенные звуки?  Дети: Да. Воспитатель: Присядьте поудобней, прислушайтесь и определите, что  это за звуки. Дети присаживаются  на стульчики, прислушиваются к звукам,  пытаются определить, что это за звуки. Дети: Плещется водичка, шумит река, течет ручей и др. Воспитатель: Действительно, это журчит ручей.  Дети: Вода. Воспитатель: Мы с вами отправимся в путешествие по Царству Воды. Вы согласны? Дети: Да. А теперь в путь. Воспитатель:  Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране Так ли это? Как вы думаете? Воспитатель: А откуда взялась вода, где она может быть?  Дети: Везде. В ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др. Просмотр мультимедийной презентации «Царство Воды». Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим те места, где путешествовала  наша вода, и назовем их.  3Смотрят фотографии и называют, что на ней изображено. Дети: Ручей, озеро, океан, водопад, болото, лужа, море, река. Воспитатель: Мы видели на картинках огромное количество воды.  Значит, капелька ­ это частичка чего? Дети:Воды. Воспитатель: А кому нужна вода?  Дети: Цветам, муравьям, слонам, бабочкам, лягушкам, рыбам, акулам и  др. Воспитатель: А может ли человек прожить без воды?  Дети: Нет. Воспитатель: Зачем ему нужна вода? Для чего? Дети: Чтобы пить, готовить еду, вытирать пыль, поливать цветы,  умываться и др. Воспитатель: Правильно. Ребята, вода необходима всему живому, без  воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода ­ это основа жизни. Как вы  думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода? Дети: Бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др Воспитатель: Ребята, а у вас в группе есть вода, где она находится? Дети: В водопроводном кране, в аквариуме, в кувшине, в стаканчике, в  душе и др. Воспитатель приглашает детей на физкультминутку, раздает  каждому ребенку капельки и тучку. Воспитатель: А сейчас мы превратимся с вами в капельки. Физкультминутка «Тучка и капельки» Дождик песенку поет: Кап, кап, кап. Только кто ее поймет Кап, кап, кап. Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы. И весенняя листва, И зеленая трава. Лучше всех поймет зерно ­ Прорастать начнет оно: 4Кап, кап, кап. Воспитатель: Ребята посмотрите на столы, что вы видите.  Дети: Стаканчики, ложечки, сосуды, лейку, чайник, кувшин и др. Воспитатель: Хотите поиграть и загадки отгадать? Дети: Да. Воспитатель: Давайте все вместе построим башню из кубиков и из воды. Дети строят башню из кубиков и определяют, смогут ли построить  башню из воды. Ответы детей….. 2. Затруднения в игровых ситуациях. Дети: Из кубиков построили, а из воды ­ нет, потому что мы не знаем, как построить башню из воды. Воспитатель: Давайте раскрасим картинку фломастерами и водой.  Раскрашивают картинку фломастерами и пытаются раскрасить  водой. Воспитатель: Получилось? Дети: Фломастерами раскрасили, а водой ­ нет, потому что мы не знаем,  как раскрасить картинку водой. Воспитатель: Давайте определим вкус того вещества, что находится в  предложенных стаканчиках.  Пробуют вещество в стаканчиках и пытаются определить его вкус. Дети: В двух стаканчиках сладкое вещество, а в остальных стаканчиках у нас не получается определить вкус. Воспитатель: Определите, чем пахнут жидкости в предложенных  стаканчиках. Определяют запах жидкости в предложенных стаканчиках. Дети: В двух стаканчиках жидкость пахнет елью, а в остальных  стаканчиках у нас не получается определить запах. Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас провести интересные  эксперименты с водой и узнать, почему у вас появились затруднения в ходе  игр. 3.Открытие нового знания или умения  Опыт №1. «Вода ­ это жидкость» Воспитатель: Что такое вода? Ее можно налить во что­нибудь?  5Дети: Можно налить в стакан, в ведро, в вазу, лейку, банку, кувшин,  чайник и др. Воспитатель: А вылить? Перелить из одного сосуда в другой?  Дети: Да. Воспитатель: Давайте проверим. Воспитатель раздает детям различные сосуды, заранее  приготовленные на столе, затем в эти сосуды наливает воду, а потом  предлагает детям перелить воду из одного сосуда в другой.  Дети берут  сосуды, в которые Воспитатель наливает воду. Затем начинают  переливать воду из одной емкости в другую. Воспитатель: Итак, делаем вывод: вода – это жидкость. А как вы думаете почему?  Дети: Потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др. Воспитатель: Правильно, потому что ее можно вылить, перелить, налить. Воспитатель: А чтобы вы запомнили, я приготовила вот такой символ.  Воспитатель закрепляет первый символ на магнитной доске. Воспитатель: Ребята, так почему же у вас не получилось построить  башню из воды? Дети: Потому, что вода это жидкость. Опыт №2. «Вода бесцветная» Воспитатель обращает внимание детей на второй стол для опытов.  На втором столе для опытов стакан с водой, стакан с молоком,  ложечка. А что на этом столе? Молоко, что ли? Интересно для чего оно  здесь…  А вот для чего. А сейчас ребята, мне понадобится ваша помощь. Помоги  мне опусти, пожалуйста, ложечку в молоко. Ребенок опускает ложечку в  молоко. Воспитатель: Ребята, видно ложечку?  Дети: Нет. Воспитатель: А теперь опусти ложечку в воду. Ребенок опускает  ложечку в воду. 6Воспитатель: Теперь видно ложечку?  Дети: Да. Воспитатель: Какого цвета молоко?  Дети: Белого. Воспитатель: А вода, какого цвета?  Дети: Нет цвета, прозрачная. Воспитатель: Правильно, у воды нет цвета, она бесцветная.  Воспитатель выбирает ребенка для закрепления следующего символа  на доске.  Воспитатель: Так почему же не получилось раскрасить рисунок в игре? Дети: Потому, что вода бесцветная. Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет.  Хотите в этом убедиться? Дети: Да. На столе у воспитателя два стакана с водой, гуашь зеленого и синего  цвета. Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку, и мы  посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода?  Дети: Да. Воспитатель: А теперь я добавлю в воду другую волшебную капельку.  Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Дети, Воспитатель: Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в  зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная. Воспитатель: Давайте немного отдохнем и немного разомнемся. Воспитатель приглашает детей на физкультминутку. Физкультминутка «Лодочка» Две ладошки прижму, И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, ­ Это лодочка моя. Паруса я подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там, Плывут рыбки тут и там. 7Опыт №3. «Вода без вкуса» Воспитатель: Что­то пить хочется. Ребята, а давайте водички попьем.  Дети пьют воду.  Вода, которую вы пили, была сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? А  какая на вкус? Дети: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.  Воспитатель: А чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого  свойства.  Отдают символ детям. Прикрепляют на доску. Воспитатель: Ребята, почему у вас не получилось определить вкус в  остальных стаканчиках? Дети: Потому, что там была вода, а вода не имеет вкуса. Воспитатель: Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан с водой  вещество (сахар), которое находится у вас на столе. Ребята берут по одному кубику сахара, кладут в стакан с водой и размешивают. Воспитатель: Размешайте, а теперь попробуйте воду.  Воспитатель: Какая она стала на вкус?  Дети: Сладкая. Воспитатель: Как вы думаете, что мы добавили в воду? Дети: Сахар. Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества,  которое в нее положили. Но на самой деле у воды нет вкуса. Опыт №4. «Вода без запаха» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода  чем­нибудь? Дети нюхают воду, пытаются определить есть ли запах у  воды. Дети: Нет. Воспитатель: Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет? Дети: У воды нет запаха. Воспитатель предлагает закрепить символ этого свойства на  магнитной доске. Ребенок закрепляет символ на доске. Воспитатель: Ребята, почему у вас не получилось определить запах  вещества в остальных стаканчиках? 8Дети: Потому, что там была вода, а вода не имеет запаха.  4.Воспроизведение нового в типовой ситуации. Дидактическая игра  «Найди место» Воспитатель: А сейчас ребята, наше путешествие продолжается, и мы все вместе оказались на берегу голубого озера. Слышите, как плещется водичка?  Но озеро оказалось необитаемым, ни рыбок, ни лягушек, ни растений. Давайте оживим это озеро, теми животными и растениями, которые нуждаются в  чистой воде. Воспитатель: Как мы можем сделать цвет озера ярче с помощью воды? Дети: Раскрасить подкрашенной водой, или налить воду в краску, чтобы  ее разбавить. Воспитатель: Давайте попробуем это сделать. Дети берут шаблоны животных и растений и приклеивают на лист,  раскрашивают озеро подкрашенной водой. Воспитатель: Молодцы, теперь у животных и растений появился новый  дом, и это место перестало быть необитаемым. Ребята, а когда пойдет  дождик, то озеро разольется, выйдет из берегов, почему? Дети: Потому что вода это жидкость, она может течь и разливаться. Воспитатель: Верно. 5.Итог непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Посмотрите на  доску, где висят наши символы и вспомните, что нового о воде сегодня вы  узнали. Дети смотрят на доску и называют по символам свойства воды:  жидкость, бесцветная, не имеет запаха, вкуса. Воспитатель: А что вам запомнилось и понравилось больше всего в  нашем путешествии? Дети вспоминают яркие и интересные моменты  путешествия и отвечают на вопросы. Воспитатель: Где могут пригодиться новые знания? Дети отвечают на вопрос воспитателя. Воспитатель: А как вы считаете, как вы справлялись с заданиями ? Дети: Хорошо, отлично и др. Воспитатель: Дети вы сегодня молодцы ! Благодарю вас за внимание.  910