Тысячу раз был прав А.П. Чехов, когда написал свои знаменитые слова о том, что “жизнь прекрасна, если есть возможность путешествовать”.
Много в России известных городов и сёл, но наше неспешное повествование мы посвящаем городу Тарусе Калужской области. Самый проникновенный и страстный певец Тарусы и Оки – Константин Георгиевич Паустовский – её Почетный гражданин. Он поселился в Тарусе в 1955 году. Здесь им были написаны повести: “Время больших ожиданий” и “Бросок на юг”, главы из “Золотой розы”, множество новелл и статей, таких как “Уснувший мальчик”, “Городок на реке”, “Избушка в лесу”. К.Г. Паустовский не только воспевал красоту русского пейзажа, но и одним из первых пытался защищать родную природу от разорения. “Надо охранять природу во всех ее видах. Охранять самую землю, почву, растительность, воду и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужественен”, - так писал он в 1962 году. “Будем беречь такие скромные Тарусы”. А вот выдержка из письма директора Тарусского краеведческого музея, написанного уже в наше время главе администрации Тарусского района: “Прошу Вас приостановить все продажи земли вокруг Ильинского омута. Это красивое место К.Г. Паустовский ставил в один ряд с Бежиным лугом и Золотым Плесом и считал одним из самых красивых мест в мире”.
Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах
замечательных людей
Не потому ли на Оке
Иные бытия расценки,
Что все мы сведущи в рецепте:
Как, коротая век в райцентре,
Быть с вечностью накоротке.
Б.А. Ахмадулина
Тысячу раз был прав А.П. Чехов, когда написал свои знаменитые слова о том, что “жизнь прекрасна, если есть
возможность путешествовать”.
Много в России известных городов и сёл, но наше неспешное повествование мы посвящаем городу Тарусе Калужской
области. Самый проникновенный и страстный певец Тарусы и Оки – Константин Георгиевич Паустовский – её Почетный
гражданин. Он поселился в Тарусе в 1955 году. Здесь им были написаны повести: “Время больших ожиданий” и “Бросок
на юг”, главы из “Золотой розы”, множество новелл и статей, таких как “Уснувший мальчик”, “Городок на реке”,
“Избушка в лесу”. К.Г. Паустовский не только воспевал красоту русского пейзажа, но и одним из первых пытался
защищать родную природу от разорения. “Надо охранять природу во всех ее видах. Охранять самую землю, почву,
растительность, воду и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в
формировании характера русского народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужественен”, так писал он в
1962 году. “Будем беречь такие скромные Тарусы”. А вот выдержка из письма директора Тарусского краеведческого
музея, написанного уже в наше время главе администрации Тарусского района: “Прошу Вас приостановить все продажи
земли вокруг Ильинского омута. Это красивое место К.Г. Паустовский ставил в один ряд с Бежиным лугом и Золотым
Плесом и считал одним из самых красивых мест в мире”.
Выходит, что завещание Паустовского беречь здешние места мы выполняем плохо, масштаб разорения растет. А вот еще
одно письмо нашей современницы: “ В минуты отчаяния от всего, что происходит в нашей жизни и стране, я думаю:
ничего, солнце каждый день появляется, поют птицы, растут деревья, цветы ласкают глаза. Жить надо. Но если это
последнее от меня оградят, запретят ходить по любимым тропинкам, жизнь для меня потеряет смысл”.
И наконец отрывок из письма – обращения В.Пескова президенту В.В. Путину: “О ландшафтах. Для русского человека
понятие Россия крепко связано с природой. Что вспоминал солдат в окопе во время грозной войны? “Клочок земли,
припавший к трем березам, далекую дорогу за леском, речонку со скрипучим перевозом, песчаный берег с низким
ивняком” так К. Симонов писал во время войны об истоках нашего патриотизма, без которого войну наши с Вами отцы
выиграть не смогли бы. Памятуя об этом, мы должны беречь наши ландшафты. Нельзя допустить, чтобы всюду глаз
упирался в заборы и столбы с колючей проволокой, которыми ограждают свое благополучие нечаянно, неправедно
разбогатевшие люди. Нельзя поощрять их алчность”. Таких заборов в Тарусе предостаточно, но попрежнему плохие
дороги, нет нормальной пристани, мелеет Ока, гибнут леса…
Следует напомнить, что с конца XIX века Таруса стала городом художников. Здесь жили и работали В.Д. Поленов,
тончайший художник В.Э. БорисовМусатов, Крымов, Ватагин и многие другие крупные художники. По инициативе
местного общественного деятеля Б.П.Аксенова открыта постоянная картинная галерея. Многие московские художники,
летом отдыхающие в Тарусе, бескорыстно восстановили церковь Воскресения, устраивая в пользу реставрации храма
выставки–продажи своих работ. Иконостас был восстановлен тремя московскими художниками: Ириной Старженецкой,
Ириной Ватагиной и скульптором Анатолием Комелиным.
В этом храме бывали Поленовы и Борисов–Мусатов, Алексей Толстой и, конечно же, Цветаевы. И.В. Цветаев и его семья
жили на городской даче Песочная с 1889 по 1913 годы. “Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и
не могу вообразить”, писала Анастасия Цветаева. Ей вторила М. Цветаева в цикле стихотворений “Ока”:
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы –
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
В 1970 году в Тарусу приезжал из Швейцарии литератор Вадим Андреев – сын и биограф Леонида Андреева. Он мечтал
побывать в городе детства М. Цветаевой, приехал и попросил показать дом Цветаевых, а дом этот с разрешения местных
властей в 1967 году был снесен, и на его фундаменте была сооружена танцплощадка. “Танцы на месте очага русской
культуры”. Здесь жили люди, внесшие огромный вклад в мировую культуру И.В. Цветаев, создавший музей, который стал
вторым после Эрмитажа хранилищем мирового искусства, М.И. Цветаева, БорисовМусатов. Три таких имени! В Европе
их хватило бы на три города, чтобы каждый из этих городов стал местом культурного паломничества. В сборнике “МирПаустовского” (№1112/1998 г.) А. Шеметов выразил уверенность, что дом Цветаевых в Тарусе будет восстановлен.
(Автобиография. с.45). Май 2006 г. Таруса. Видимо, время еще не пришло, не хватило сил и средств для восстановления
дома в Песочном. Музей семьи Цветаевых открыт в Тарусе в другом замечательном доме.
Нельзя забывать еще и то, что Таруса – это бывший 101й километр от Москвы, сюда приезжали ссыльные и в 30е, и в 40
е, и в 50е, и в 60е, и в 70е годы прошлого века. Со временем в Тарусе будет создан музей 101ого километра. Чтобы
диссиденты перевоспитывались, все тарусские улицы и до сих пор носят революционные названия: К.Маркса, Ф.Энгельса,
Р. Люксембург, К. Либкнехта и т.д., а ведь Таруса город, впервые упомянутый в летописи в 1246 году, и революционные
бури его почти не коснулись.
Бытует мнение, что диссидентская Таруса началась с выхода в 1961 году “Тарусских страниц”, где были напечатаны
подборки стихов запрещенной М. Цветаевой, бывших политзаключенных Заболоцкого, Штейнберга и Коржавина, писателя
Максимова, проза сына “врагов народа” Булата Окуджавы и др. Сборник был запрещен, однако 31 000 экземпляров успела
дойти до читателя, сейчас эти сборники библиографическая редкость.
Н.А. Заболоцкий, проведший восемь лет в лагерях, два последних лета своей жизни жил в Тарусе, снимал домик на улице
Карла Либкнехта. И эти строки написаны здесь:
В государстве ромашек у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Известно его стихотворение “Городок”:
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
Летом 1972 года в Тарусе побывал А.И. Солженицын, несколько лет жила Н.Я. Мандельштам, свое последнее
стихотворение на свободе – “Воронья песня” написал И. Бродский. Этот перечень можно продолжать еще очень долго.
Главное, чтобы этот небольшой русский городок сохранился, он сослужил великую службу русской культуре.
В завершение хотелось бы напомнить строки из письма К.Г. Паустовского: “Необходимо полное внимание к малым
городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их
возможностей”.