лучшедома
Пути и средства мотивации

Пути и средства мотивации

docx
12.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

пути и средства повышения мотивации.docx

Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Понятие мотивации является центральным в психологии. Все психические процессы, явления в своей совокупности обусловлены мотивацией. В самом общем плане под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность: во-вторых,  организацией учебного процесса: в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в- четвёртых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Рассматривая мотивационную сферу) применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так. в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

На мой взгляд, учителям следует учитывать, что существует много различных причин снижения мотивации учении. Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом, особенности личности учителя. Как показывает практика, учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются: низкий уровень знаний, несформированность учебной деятельности и приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

 

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии "методы стимулирования и мотивации" находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности: словесные наглядные и практические методы репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном,  так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для се успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

1. Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическою атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

2. «Линия времени».

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля: проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

3. «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

4. «Автор»

... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

.. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

5. «Фантазёр»

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

6. «Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

7. "Профи"

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему....

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

8. «Ассоциативный кроссворд»

Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов вряд ли можно назвать новаторским приёмом: учителя-словесники уже давно используют их в свое практике. Однако предлагаемый вариант оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки). Учитель вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

9. «Суд»

Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.

10. «Оценка - не отметка»

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель опенки -стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

11. «Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

12.«Кредит доверия»

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.

13. «Учебное портфолио» (портфель достижений ученика) представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке.

В целом по работе можно сделать следующие основные выводы:

1. Как показал анализ научных исследований по проблеме мотивации, этот вопрос рассматривался в разных аспектах многими исследователями и учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенная система педагогических методов и приёмов позволит учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников на уроках.

Четыре самых неэффективных мотивационных стиля

1. Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах,  которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен - скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

2. Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».

3. Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, как это - выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того, чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

4.Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы - и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

Рекомендации учителям

1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение  в процессе обучения станет более эффективным, если организовать самопреподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а так же он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относиться и к тому , кто требует действия от других

2. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты , но и внутренне приняты, то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях. Учебная деятельность всегда мотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Стратегия «Положительная мотивация». Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действии не срабатывают и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

3. Мотивация достижения и способности . Поведение , ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу не удач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избеганное не удачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи - с тревожностью. Люди , мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на не удачу склонны к экстремальным выборам (не реально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения. Ни у очень сообразительных, ни у мало способных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком лёгкой» или «слишком трудной»

4. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. Па этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.

5. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе.

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы учителя начальных классов. Формирование мотивации младших школьников

Предлагаю вам статью «Из опыта работы по формированию мотивации младших школьников», в которой акцентирую внимание в работе учителей начальной школы на формирование мотивации учения младших школьников,
умение найти оптимальные условия для развития каждого ученика, что является одной из центральных проблем школы. В статье рассказываю о методах и приемах, которые применяю в своей работе, что способствует формированию положительной мотивации, повышению качественной успеваемости учащихся.

Из опыта работы по формированию мотивации младших школьников

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Модель выпускника современной школы – это прежде всего творческая личность человека активного мышления, находящаяся в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующаяся в новой обстановке, умеющая творчески оценить любую информацию, способная ставить цели, прогнозировать последствия, способная к самооценке и развитию. 
Современные позиции, заложенные во ФГОСах начальной школы, актуализируют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.
Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка – на смену игре приходит учение. Этот новый вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка. Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, то есть пассивная роль незнайки и неумейки, которого взрослые всему научат – только прилежно выполняй все указания учителя, очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника». Но как только прозвенит звонок с урока, этот «троечник» буквально преображается: «Звонкий командный голос, решительность и смекалка». «Неужели это Вова?» - восклицаем мы. А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать; без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера.
Мотивационная сфера учения – это то, что определяет, побуждает активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Фактором – стимулятором учебной деятельности является учебная мотивация.
Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных.
Следовательно, задача учителя начальных классов – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.
Научить детей учиться – главная задача начальной школы. Главный результат – желание детей учиться.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается во внешних впечатлениях и активности. Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. Отсюда возникает необходимость учить детей думать, упражнять в сравнении, в обобщении.
Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую, направляющую (организующую), смыслообразующую.
Побуждающая функция неустойчива, действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функции мотивации.
Сформировав побуждение к учению, то есть вызвав первичный интерес, познавательные мотивы первого учебного уровня (желание ходить в школу, удовлетворить любознательность) уступают место мотивам более высокого самообразовательного уровня. В результате учение становится потребностью.
Чтобы прийти к этому результату, необходимо различать: а) мотивы учения и б) мотивы, связанные с содержанием учения.
Мотивы учения - мотивы учебной деятельности, связанные с особенностями конкретного ученика, с его отношением и восприятием процесса учения.
Следовательно, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, учитель начальных классов должен обеспечить эмоциональный комфорт каждого ученика – значит слабого поощрить даже за малую работу, сильному дать задание по его способностям.
Поэтому постоянно работаю над задачей – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности. Учитель должен быть доброжелательным, не унижать достоинства ученика. Взаимоотношения между ученик – учитель строить на полной искренности, доверии и тепла. "Даже наилучшая методика обучения сама по себе не даст желаемого результата, если отношения между учителем - детьми формальны, холодны, если отсутствует дружная творческая работа всего классного коллектива".
В речи использую предложения, содействующие выработке положительной мотивации: "Уважаю, когда думают". "Не бойся ошибиться!" "Ничего, сейчас непременно решим вместе", "Я счастлива от такого ответа". Положительные эмоции вызывают деятельное состояние коры головного мозга".1 Этим создаю: 1) стремление преодолевать трудности, 2) стремление проявлять интеллектуальную активность, 3) развиваю познавательный интерес (это мотивы учения).
Мотивы, связанные с содержанием учения:
Большое значение имеет эмоциональный компонент. 
Ребёнок с радостью идёт в 1 класс, любит рисовать, считать. Интересы обусловлены занимательностью. Поэтому уроки должны быть с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Но, как рекомендует Н.Г. Морозова, "занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, чтобы сформировать побуждение к учению." 
Эта побуждающая функция мотивации неустойчива. Действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функции мотивации.
По данным М.Ф. Морозова, Т.С. Назаровой, младшего школьника привлекает процессуальная сторона деятельности. Они предпочитают выполнять трудные задания. 45 + - 3 = 80; 30 - 16 + = 50, 48 + > 31 - 17. "Отметка ставиться не будет", - это снимает неуверенность и повышает стремление брать трудные задания. Возникает задача всеми средствами вызвать интеллектуальную активность в процессе урока:
- стимуляция вопросов по пройденной теме,
- стимуляция вопросов по теме, которую начинают только изучать. 
Таким образом, я создаю такие условия, при которых стремление к учебной деятельности станет сильнее всех остальных, т.е. работаю над мотивацией учения; надо сформировать побуждение к учению - то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Это мотивы собственного роста, это учебно-познавательные мотивы, направленные на усвоение способов действий. Например: Зачем надо знать, что в 1м = 100см? В 1 классе дети отвечают: "Надо знать, чтобы измерять ткань столько, сколько нужно купить, " и т.д.
Исследования Г.И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Первичной его формой является любопытство, затем любознательность и увлечённость предметом. 
Устойчивый познавательный интерес формирую разными средствами: 
1. Занимательность.
2. Эмоциональность.
3. Познавательные игры. 
4. Математические сказки.
5.Использование исторического материала.
Нельзя добиться прочных знаний, если не воспитать у учащихся познавательный интерес. Здесь опираюсь на важную психолого-педагогическую закономерность: в учебной деятельности у разных учащихся могут формироваться различные качества личности в зависимости от того, какими мотивами побуждается эта деятельность. Поэтому так строю учебный процесс, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, обеспечиваю эмоциональный комфорт каждого ученика - значит слабого поощряю даже за малую работу, сильному даю задание по его способностям. "Учитель должен встать на позицию ученика, понять его состояние во время ответа, создать атмосферу заинтересованности, тактично поправить: "Ты ведь это хочешь сказать".
Одним из наиболее эффективных способов включения слабых в учебную деятельность - оказание стимулирующей помощи: - в ободрении, в разъяснении полученного задания, - помощи в организации деятельности, 
когда ученик не включился в работу или выполнил неверно; - оказание направляющей помощи: - актуализирую те знания ученика, которые
позволяют развить успеха; - оказание обучающей помощи: - указываю путь
выполнения задания. Например: 12 + 39 - 2 слагаемых
(10 + 2) + (30 + 9) - 4 слагаемых. Задача заключается в том, чтобы привести к осознанному выбору объединения слагаемых, помощь прекращаю, как только ученик делает попытку самостоятельно продолжать. Иду от детей. Вопрос задаю, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников: "Что вы сможете сказать о числе 8? Поделитесь своими мыслями". Добиваюсь, чтобы деятельность самих учащихся являлась дидактическим стержнем урока.
Такая работа формирует устойчивый интерес к поиску знаний как черту личности.
"На уроке математики использую приёмы стимулирования познавательного интереса":
1. Преднамеренные "ошибки" учителя в написании примеров, которые с увлечением исправят дети: 15 + 8 = 13 9 + 8 = 10 + 8 16 - 9 = 8
2. Операции с "больными" примерами, задачами; нужно угадать 
знак, восстановить пример: 5 ... 10 = 15 30 - (8 + 2)
3. Задания на внимание, какие фигуры учитель переместил?
4. Недорешенный пример: 30 - (15 - 8) + 7 = 30 - 7…
5. Сочинительство математических сказок.
6. Наблюдение за своей речью (приучение к анализу).

Использование этих приёмов помогает снизить утомляемость, повысить работоспособность, формируется самый действенный мотив (по исследованиям Т.И. Щукиной) учебной деятельности – познавательный интерес.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников.
Поэтому создаю условия формирования мотивации совместной деятельности:
1. Когда между учителем и учащимися, между учащимися доброжелательные отношения, происходит активный обмен, совместное планирование действий;
2. Взаимопроверка. Это сотворчество, где сам ребёнок является активным участником взаимодействия со сверстниками. Такая деятельность формирует такой общественно-ценный мотив, как стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности за успех товарищей. В классах, где формируется общественное мнение, доброжелательно.
отношение к учению, к людям, снижение мотивации учения не происходит. Поощряю стремление высказываться, поддерживать в детях убеждённость, - сотворчество.
В 3, 4 классах продолжаю работать над положительной мотивацией у учащихся. Учебно-познавательные мотивы направлены на усвоение способов действий. Например: Зачем надо уметь находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата? В 3 классе дети отвечают: "Надо узнать, чтобы обить ею стены в коридоре в своей квартире. Узнать длину тесьмы, чтобы обшить салфетку" и т.д. Продолжаю работать над воспитанием учащихся познавательного интереса, чтобы добиться прочных знаний. 
С 1 класса учу учащихся оценивать достигнутые результаты: "Хорошо или плохо сделал?" Это ретроспективная самооценка. У учащихся развивается рефлексия, поэтому они учатся соотносить с ситуацией свои возможности, поэтому нужно формировать и прогностическую самооценку. С целью формирования прогностической и ретроспективной самооценки в ход урока включаю ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка: предлагаю проанализировать свою готовность к устному ответу или письменной работе, оценить насколько хорошо знает материал, что знает лучше, почему так считает. После выполнения задания предлагаю оценить свою работу, над чем ещё надо поработать.
Реализую способы повышения адекватности самооценки:
1. На протяжении года дети сами оценивают свои работы, прежде чем отдать их на проверку. Потом оцениваю, оценки сравниваем и выясняем основание сравнения оценок.
2. Классные работы раздаются на взаимное рецензирование.
3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой поручаю оказывать помощь слабоуспевающему другому (это изменяет отношение к себе).
Формирование правильной самооценки оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению, на формирование личности.
Итак, в своей работе использую следующие
Методы стимулирования и мотивации учения.1
Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности в учении
- метод познавательных игр
- создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний (например, успеха в учении)
- создание ситуаций занимательности – создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт)
- создание ситуаций познавательной новизны
- метод убеждения в значимости учения
- предъявление требований
- упражнения в выполнении требований
- поощрение в учении
- порицания недостатков в учении
Всегда помню, что успех рождает интерес, а интерес ведёт к успеху, поэтому важно, чтобы интерес, с которым дети пришли в школу, не пропал с годами, а наоборот, развивался. "Говори ему почаще, что он хороший, и он станет таким" - советовал А.М.Горький.
Предлагаю использовать при организации работы с неуспевающим учеником перечень того, что он должен знать и уметь: «+» усвоил, «-» не усвоил. Это дает ученику подниматься со ступеньки на ступеньку.
Такая организация учебной работы является важным мотивирующим фактором, вызывающим повышение активности ученика. Это то, что определяет, побуждает активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Одним из эффективных способов развития мотивации младших школьников считаю проведение нетрадиционных уроков. Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:

Творческие принципы нетрадиционного урока
1.Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2.Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3.Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4.Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5.Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7.Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Исходя из вышеизложенного, в практике работы современной школы использую эффективные приемы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты. 

См. Приложение.

Урок математики во 2 классе
Тема урока: «Путешествие в Математическую Галактику»
(Решение задач изученных видов. Закрепление табличного умножения и деления на 2-7) 
Умение найти оптимальные условия для развития каждого ученика, искусство формирования положительных мотивов учения определяет уровень профессионального мастерства учителя.

Литература
1. Амонашвили Ш.А. Как живёте дети? М., Просвещение, 1986.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Просвещение, 1989.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968.
5. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., Просвещение, 1984.
6. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М., Просвещение, 1991г.
7. Занков Л.В. Математика в 1 классе. М., Просвещение, 1990.
8. Крутецкий В.А. Психология обучения воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.-159с.
10. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., Прометей, 1982.
11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., Педагогика, 1988.
12. Организация современного урока. Под ред. Пидкасистого П.И. М., Просвещение, 1984.
13. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., Просвещение, 1982
14. Смолеусова Т.В. Идеи гуманизации на уроках. Сибирский учитель. 2001г., № 1.
15. Смолеусова Т.В. Воспитание мысли у младших школьников. Математика. Новосибирск, 2005.
16. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М., Просвещение, 1980.
17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Педагогика, 1988.

Приложение

Урок математики во 2 классе

Тема урока: «Путешествие в Математическую Галактику»
(Решение задач изученных видов. Закрепление табличного умножения и деления на 2-7) 
Цели урока: 
*обучающая – совершенствование вычислительных навыков;
- закреплять умения в решении задач разными способами и выборе рационального способа; 
- формировать умения применять таблицу умножения и деления на 2-9;
*развивающие - развитие творческих способностей, воображения, смекалки; развивать математическую речь учащихся в ходе комментирования, объяснения смысла выражений; 
- развивать внимательность и умение работать в быстром темпе.
*воспитательные – формирование ответственности, интереса к математике.
Планируемые результаты: решать задачи изученных видов, преобразовывать одни единицы длины в другие, выполнять задания творческого и поискового характера. 
Оборудование:
1.Петерсон Л.Г. Математика.2 класс. Часть 3.- М.: Баласс, 2015. С.28-29.
2.Петерсон Л.Г., Барзунова Э.Р., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы работы для начальной школы. Выпуск 2. - М.: Баласс, 2016. С.28-29.
3.Компьютер. Проектор. Экран.
4. У учащихся досточки с фломастером («бортовые журналы»), геометрические фигуры.
5.Карта «Солнечная система» (с названиями планет), картинки Луны, Земли (вид из Космоса).

Ход урока
1.Организационный. Мотивация к учебной деятельности.
Ученик: Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь!
И при этом, и при этом вы заметьте-ка,
Очень важная наука Математика!
Командир экипажа сдает рапорт: «Экипаж «Солнышко» к полету готов!

2.Сообщение цели: 
Молодцы! Сегодня мы отправимся в Математическую Галактику, в которой много звезд – задач и примеров. Ваша задача на остановках – станциях – повторить изученные виды задач, таблицу умножения и деления, чтобы быть грамотным второклассником, хорошо написать контрольные работы. В Математике тропинки одолеем без запинки!

2. Актуализация знаний. 
Станция Чистоград. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут.
1. Запишите и расскажите все, что знаете о числе 108.
- трехзначное:
- 1 сот., 8ед.;
- предыдущее 107;
- последующее 109;
- сумма цифр равна 9;
- сумма разрядных слагаемых равна 100+8
2.Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли? (1ч 48мин) 
4. Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. И сейчас каждый будет прыгать с парашюта, для этого каждый должен быстро и правильно решить примеры
Математический диктант на бортовых журналах (у каждого ученика досточка с фломастером)
- Запишите только ответы.(Учитель читает по-разному и видит, кто решил правильно, а кто допустил ошибку)
7х7 ..... 3х7 ..... 9х7 ..... 7х5
6х7 ..... 2х7 ..... 56:7 ..... 42:6
14:7 ..... 49:7 ..... 21:7 ..... 35:7
- Найдите закономерность в числовом ряду:
…, 14, 21, 28, 35, …, ….
Фронтальная работа.
- Решите задачи в стихах. (Используются картинки)

7 бельчат маму белку 
Ждали около дупла. 
Им на завтрак мама-белка 
42 шишки принесла. 
Разделила на семерых. 
Сколько каждому из них? 

На пригорке возле елок
Ежик яблоки делил.
Было яблок 49,
А ежей всего лишь 7. 
Еж не может разобраться
Как же яблоки раздать?

На кормушке 5 синиц.
Раздели-ка корм для птиц
20 зернышек на 5
Ну, попробуй сосчитать!

3.Самоопределение к деятельности. Станция Определяй-ка.
(У каждого ученика на столе геометрические фигуры.)
- Положите 8 треугольников. Ниже положите 2 кружка.
- На сколько надо увеличить число кружков, чтобы их стало столько же, сколько треугольников? (на 6).
- А во сколько раз? (В 4 раза, так как 2х4=8.)
- Значит, во сколько раз 8 больше 2? (В 4 раза.)
- А во сколько раз 2 меньше 8? ( Тоже в 4 раза.)
- Каким действием можно ответить на эти вопросы, не выкладывая фигуры? Почему? (Делением, так как надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 8.)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Решать задачи, в которых нужно узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого.)
- Такие задачи называются задачами на кратное сравнение.

4. Работа по теме урока. 
1.Внимание! Астероиды! 
Работа по учебнику: 3 часть, с.28. 
Мы вышли в открытый космос и разбиваем астероиды, освобождая себе путь, выполняя задание №1 с комментированием по цепочке: Найди числа, кратные 7, запиши их в виде 7хk
7х2 ..... 7х6 ..... 7х9 ..... 7х7 ..... 7х8 ..... 7х1 ..... 7х3 ..... 7х4 ..... 7х5 ..... 7х10 
2.Станция «Вспоминай-ка» . Работа в малых группах (по 2 ч.)№2. Составь программу действий в буквенных выражениях. 
Взаимопроверка. Учителю рассказывают 2 ученика по очереди.
3.Станция «Задачкино» БЛИЦтурнир Это задачки-Молнии предвещают какие-то космические бури. Все решаем на досточках и показываем мне №3
а) y : x
б) b х4 –b
в) n: ( n – 9)
г) m + m:5
4. Внимание!Метеритный дождь Дождь смыл все знаки арифметических действий: +, - , х, : . Миролюбивые птички просят о помощи. Поэтому быстро решаем №4, с.28 – спасаем птичек: 4 ученика выполняют на боковых сторонах классной доски. (Дети становятся так, что никто не увидит их решения, а все остальные ученики самостоятельно записывают выражения и вычисляют.) 
а) На сколько 42>6? ..... 42 –6=36 
б) Во сколько раз 56>8? ..... 56:8=7
в) Во сколько раз 7<49? ..... 49:7=7
г) На сколько 9<63? ..... 63 – 9=54
Учитель проверяет 4-х учащихся, которые решили у доски, остальные учащиеся проверяют у себя. Самоконтроль.
5. Станция Спортивная (Это физминутка) Мы попали в невесомость и увидели Луну. (Все встают) Хором: 
На Луне жил Звездочет.
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
3 – Земля,
4 – Марс,
5 – Юпитер,
6 – Сатурн,
7 – Уран,
8 – Нептун, 
9 – дальше всех Плутон.
Кто всё видит, - Чемпион!
6.Закрепление изученного материала. 
6.Планета «Альфа ошибок» №5, с.28. Незнайка решал и получил такие ответы: (картинка Незнайки) 15, 105, 37, 35, 45. Что посоветуем Незнайке? 
- Внимательно смотреть на знаки, выучить таблицу умножения.
7.Планета «Рассуждай-ка» №6, с.28
а-b - На сколько сантиметров длина прямоугольника больше ширины?
а:b - Во сколько раз длина прямоугольника больше ширины?
а х b - Так вычисляют площадь прямоугольника.
ах2 + bх2 - Так вычисляют периметр прямоугольника.
8.Планета «Сообразительная» №7, с.29
4х(18 –12) – 35: (40:8) – (21 – 4х4) = 24 –17–5=12 

9.Приземление. Самостоятельная работа по вариантам№8, с.29. 
1 вариант а) (17+15):4=32:4=8 (б.) – банок потребовалось.
2 вариант б) (17+15):4=8(к.)- команд получилось.
Взаимопроверка
10. Рефлексия
- С каким видом задач мы сегодня встретились и повторили решение задач?
(На кратное сравнение, деление на части по содержанию)
- Каким действием решаются задачи на кратное сравнение?
- Оцените свою работу на уроке. (Самооценка на полях тетради).
- Кто хорошо разобрался в решении задач?
- Кому нужна помощь?
11. Подведение итогов урока.
- Где могут пригодиться полученные знания? 
12.Домашнее задание
Стр. 29, №9, №10(а). 
Дополнительно: Стр.29, №11


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)