Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе (СЛАЙД 1)
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Начальная школа всегда была и остаётся тем местом и временем жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причём, не только школьной жизни.
Любовь к чтению, уважение к природе, возможность выразить себя в искусстве, спорте. Способность организовать пространство вокруг себя – ну, хотя бы на парте и в портфеле, способность делить с другом работу и взять на себя ответственность за свою часть работы. Способность ощущать гордость за свой и общий успех. Разве не эти умения, способности и чувства лежат в основе любого успеха как взрослеющего, так и взрослого человека?
Эффективное овладение материалом возможно лишь при умелой организации учебных форм сотрудничества детей и учёта особенностей проведения урока через создание на уроке ситуации успеха.
(СЛАЙД 2)
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Ситуация – это то, что способен организовать учитель.
С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (надежд), либо превзошел их.
Учебно-воспитательный процесс предполагает создание каждому ученику ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.
Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Что для этого делает учитель?
Учитель: (СЛАЙД 3,4)
· Подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что вы все напишите правильно!»
· Подбадривает, если у них что-то не получается, или они допускают ошибки.
· Использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам.
Каковы же способы и приёмы создания ситуации успеха? (СЛАЙД 5, 6)
Способы и приемы создания ситуации успеха:
1. Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.
2. Снятие чувства страха.
3. Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.
4. Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
5. Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.
6. Интерпретирование недостатка, как достоинства.
7. Педагогическое внушение(через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию.
8. Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.
9. Вселение веры ребенку в его будущие успехи.
Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учёбе. Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но и на многих других детей, которым тоже нужен успех.
Каким же может быть успех? (СЛАЙД 7)
УСПЕХ
КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Уловить момент продвижения личности, зафиксировать его, разделить радость.
РАЗДЕЛЕННЫЙ
Смысл в поддержке окружения, когда окружающие разделяют, усиливают, подчеркивают собственный успех личности
Если вы хотите узнать, когда ваш ученик будет успешным, то существует банк ситуации успеха.
Банк ситуации успеха (СЛАЙД 8)
Детям предлагается закончить неоконченные предложения.
(СЛАЙД 9)
1.Если я получаю хорошую оценку – это значит, что …
… меня похвалят родители;
… я хорошо знаю материал;
… учительница будет рада;
… у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.
(СЛАЙД 10)
2.Если я получаю плохую отметку – это значит, что …
… у меня испортится настроение;
… меня накажут;
… учительница будет недовольна;
… я расстроюсь;
… я буду считаться плохим учеником;
… у меня пропадает интерес к учёбе.
(СЛАЙД 11)
3.Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…
… меня уважают;
… обращают на меня внимание;
… меня хвалят;
… разговаривают со мной вежливо;
… доверяют мне;
… чувствуют, когда мне плохо;
… называют меня по имени;
… справедливо оценивают каждого.
(СЛАЙД 12)
4.Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что …
…у меня испортилось настроение;
… меня накажут;
… учительница будет недовольна;
… я расстроюсь;
… я буду считаться плохим учеником;
… у меня пропал интерес к предмету.
(СЛАЙД 13)
5.Я чувствую себя уверенно, когда в школе …
… меня хвалят;
… ставят хорошие оценки;
… вызывают меня к доске;
… мне помогают;
… доброжелательны ко мне;
… меня понимают и поддерживают.
Какие же можно дать рекомендации учащимся?
Рекомендации для учащихся: (Слайд14)
-будь уверен в своих
силах;
-умей сказать себе «Я должен победить»;
-не жалей себя и много работай;
-умей быть не таким как все;
-умей добиваться цели;
-умей владеть собой, добивайся того, что наметил, эмоции и настроение не должны
тебе мешать;
-преврати свою мечту в реальность, умей сконцентрировать свои силы на главном;
-не останавливайся на достигнутом;
Из чего же складывается ситуация успеха на уроке?
Формула ситуации успеха на уроке (СЛАЙД 15)
Чувства – вера в успех – вдохновение – интерес к учению
Образование предполагает: (слайд 16)
1. Поворот школы к ребенку;
2. Принятие его личностных особенностей, интересов;
3. Уважение его достоинств;
4. Доверие к нему;
5. Понимание социально– педагогической ситуации его развития;
6. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований;
7. Оказание комплексной психолого – педагогической помощи и защиты в процессе его развития.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Виктор Фёдорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.