Пути взаимодействия классного руководителя и семьи.
Оценка 4.7

Пути взаимодействия классного руководителя и семьи.

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
классное руководство
4 кл
16.01.2017
Пути взаимодействия классного руководителя и семьи.
Суть взамодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Пути взаимодействия классного руководителя и семьи.doc

Пути взаимодействия классного руководителя и семьи.

Суть взамодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи -это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  • однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями;
  • молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
  • основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребенка надо, пока он маленький и "лежит поперек лавки, а не вдоль";
  • происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;
  • осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и т. д.);
  • гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а не общение с детьми, т. е. на их воспитание не остается времени.

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:

  • по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
  • по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
  • неполная семья: только один из родителей воспитывает ребенка;
  • внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак. Исследования психологов. Социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывает отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Ю.П.Азаров делит семьи на три типа:

  • идеальная;
  • средняя;
  • негативная или скандально- раздражительная.

Исследователь М. И. Буянов называет следующие типы семей:

  • гармоничная;
  • распадающаяся;
  • распавшаяся;
  • неполная.

У педагогов- практиков деление семей принято на "благополучные" и "неблагополучные". Их признаки:

  • в "благополучной" семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • в "формально- благополучных", благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
  • "неблагополучные" семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания- постоянные окрики, наказания детей. Создается надлом в душе ребенка, это делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни;
  • рождается новый тип семьи "новых русских": высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составлении программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным.

Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

В первую очередь необходимо обращать внимание не неблагополучные семьи, выявлять в них источник отрицательного влияния на детей, где родители или не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка, или оказывают разрушительное влияние на его неокрепшую личность. К этой категории относятся семьи пьяниц, тунеядцев и других антисоциальных элементов.

Дети в них отличаются особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми. Зачастую они просто не знают, что, кроме окриков, грубости, побоев, существуют и другие формы общения между людьми, страдают от недостатка внимания взрослых. Окружающие, в том числе соседи по дому, часто с недоверием и предубеждением относятся к этим детям, запрещают своим ребятам играть с ними, приглашать их к себе домой. Повлиять на такую семью очень трудно.

Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи.

Например, такие, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, летчики и т. д.).

Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, то есть такие, в которых нет одного из родителей, или смешанные семьи, которые образуют разведенные родители и их партнеры в повторных браках. Эти семьи можно и следует выявить в результате анализа документации, которая оформляется при поступлении ребенка в школу; в дальнейшем посредством наблюдений, тактичных бесед с родителями данные о них уточняются и расширяются.

Педагогически ослабленная семья особо нуждается в помощи учителя. В отличие от неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу классного руководителя школы об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.

Итак, для предупреждения появления социально- запущенных детей классному руководителю необходима целенаправленная работа с родителями.

Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.

Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы) необходимо готовиться.

Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

  • не приходить в семью без предупреждения;
  • не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
  • не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: "Разрешите раздеться, где у Вас можно присесть и поговорить");
  • нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
  • не поучайте родителей, а советуйте;
  • желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Групповые формы.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Cсущественное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Рассмотрим более подробно организацию и структуру проведения родительского собрания. Собрания организуются 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

Тематика родительского собрания примерно может быть такой:"Первый раз в первый ... четвертый класс", "Умеете ли Вы любить своего ребенка", "Как воспитать себе помощника", "Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка", "О пользе и вреде музыки в семье", "Воспитание трудолюбия в семье" и т. д.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода "сценария", программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.


Пути взаимодействия классного руководителя и семьи

Пути взаимодействия классного руководителя и семьи

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений

Дети в них отличаются особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми

Дети в них отличаются особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми

Разрешите раздеться, где у Вас можно присесть и поговорить"); нельзя вести беседу в агрессивных тонах; не поучайте родителей, а советуйте; желательно вести беседу при ребенке,…

Разрешите раздеться, где у Вас можно присесть и поговорить"); нельзя вести беседу в агрессивных тонах; не поучайте родителей, а советуйте; желательно вести беседу при ребенке,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017