Рабочая програама по географии для 5 класса
Оценка 4.9

Рабочая програама по географии для 5 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география
5 кл
04.11.2021
Рабочая програама по географии для 5 класса
Рабочая программа по географии для 5 класса
5класс.doc

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского

р.п.Каменоломни

 

 

 

 

                              Утверждаю:

    Директор МБОУ лицея  № 82

им. А.Н. Знаменского

                     Кобец О.Н.

 Приказ  № ______    от «____» августа 2021 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для 5-х классов

 

 

Составитель:

Бельских Вера Николаевна (география),

                                                                                                                                                                                      высшая  кв. категория, стаж – 21 лет.

Ф.И.О. педагога, категория, педстаж

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

                                                                                             Пояснительная записка

Начальный курс географии (5 класс)

Изучение географии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.      

Исходя из ФГОС, примерных программ, рекомендаций авторов УМК и особенностей обучающихся 5 классов изучение курса   Географии на ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:

Цели изучения географии в 5 классе:

·               формирование целостной научной картины мира, отношения к миру, представлений о единстве компонентов природы;

·               приобретение опыта творческой деятельности;

·               развитие интереса к наукам о Земле и к географии в частности;

·               воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Задачи:

·               развитие географических знаний и умений, необходимых для понимания закономерностей развития географической оболочки;

·               формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;

·                применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни

 

Основание разработки программы.

Рабочая программа по обучению географии составлена в соответствии с требованиями:

- примерной программы основного общего образования по географии;

- основной образовательной программы лицея;

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования

- учебно - методического комплекса под ред. Николиной В.В. «География 5-6 класс», 2020г

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

 

          Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии  в основной школе  280 часов, из них по 35 ч ( 1ч в неделю)  в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7,8 и 9 классах.

          В соответствии с учебным планом лицея и годовым календарным  учебным графиком на 2021-2022 учебный год рабочая программа по географии в 5-а,б  классах  рассчитана на 35 часов в год ( 1час в неделю) и в 5 –в  на 36 ч. В 5-а,б классах учебная программа будет освоена за 34 часа,в связи с выпадением учебного дня  на праздничный –  23.02,   в 5-в классе за 33 часа , в связи с выпадением учебного дня  на праздничный –  08.03, 03.05,10.05.  за счет сокращения часов на  изучение тем  на итоговое повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Личностными результатами

 

 Обучающийся научится:

формировать ответственное  отношение к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

      - формировать личностные  представления о целостности природы, населения и хозяйства Земли и ее крупных районов;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

      -формировать  коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе   образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой видов деятельности;

— признавать право каждого на собственное мнение;

-формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угорающих   жизни и здоровью людей;

 — проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-формировать экологическое сознание на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

Обучающийся получит возможность научиться:

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

 

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить практическую работу в соответствии с инструкцией.

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

— различать объем и содержание понятий;

    — определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

 

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

ü  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

ü  Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

ü  Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

ü  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

ü  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

ü  Вычитывать все уровни текстовой информации.

 Обучающийся получит возможность научиться:

ü  Умению определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

ü    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

ü    Умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Обучающийся получит возможность научиться:

ü    Умению адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметными результатами изучения предмета «Географии» являются следующие умения:

 

Обучающиеся научатся:

·         Объяснять значение ключевых понятий курса;

·         Объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

·         Называть и объяснять географические закономерности природных процессов;

·         Называть и показывать основные географические объекты;

·         Работать с основными источниками информации (глобусом, планом местности, географическими картами);

·         Работать с контурной картой;

·         Составлять описания отдельных объектов природы и природного комплекса по плану);

·         Сравнивать географические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·         Приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

·         Приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;

·         Называть меры по охране природы;

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- демонстрировать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов

-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

-уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

   ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

   учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

    проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических  статистических, геоинформационных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

                 Основной содержательной линией  «Географии» 5 класса является «География Земли».

  В содержательной линии «География Земли» у учащихся  формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь деятельность людей. Здесь происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

 

             Содержание курса географии  5 класса включает следующие тематические разделы:

 

1.Источники географической информации (20ч)

 Развитие географических знаний о Земле.    Как устроен наш мир? Как менялись представления об устройстве мира? Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия . Эпоха ВГО.   Первые кругосветные путешествия. Открытия русских путешественников. Географические методы изучения окружающей среды.  Использование инструментов и приборов.

Как древние люди представляли себе Землю?

План местности. Ориентирование.  Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Практическая работа  "Определение масштаба"

Решение практических задач по плану местности.

Глобус. Материки  и океаны на глобусе и карте полушарий.      Параллели.  Меридианы.  Градусная сетка на глобусе и картах.  Способы изображения земной поверхности.

Географическая карта. Географическая карта – особый источник информации. Чем отличается карта от плана? Легенда карты. Шкала глубин и высот.  Градусная сетка. Ориентирование и определение направлений  и расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположение географических объектов. Разнообразие карт.     Карты Ростовской области.

 

2. Природа Земли человек  ( 5а,б-14ч, 5в-13ч)

Земля — планета Солнечной системы. Солнечная.  Состав Солнечной системы. Планеты и другие небесные тела. Исследования космоса.

Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия.

Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Линии тропиков и полярных кругов.

 Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Внутреннее строение Земли.    Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.   Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы.

Рельеф Земли. Описание рельефа  территории по карте. Форма рельефа Ростовской области.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.  Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

 

п/п

Название раздела, темы

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Содержание воспитательного потенциала  раздела, темы

I.

Источники географической информации

20 часов

Развитие географических знаний о Земле.    Как устроен наш мир? Как менялись представления об устройстве мира? Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия . Эпоха ВГО.   Первые кругосветные путешествия. Открытия русских путешественников. Географические методы изучения окружающей среды.  Использование инструментов и приборов.

Как древние люди представляли себе Землю?

План местности. Ориентирование.  Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Практическая работа  "Определение масштаба"

Решение практических задач по плану местности.

Глобус. Материки  и океаны на глобусе и карте полушарий.      Параллели.  Меридианы.  Градусная сетка на глобусе и картах.  Способы изображения земной поверхности.

Географическая карта. Географическая карта – особый источник информации. Чем отличается карта от плана? Легенда карты. Шкала глубин и высот.  Градусная сетка. Ориентирование и определение направлений  и расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположение географических объектов. Разнообразие карт.     Карты Ростовской области.

 

 

Урок комплексного применения знаний (практическая работа )

Урок изучения нового материала (практическая работа)\

Урок обобщения и систематизации знаний ( конференция, круглый стол)

Урок закрепления материала (практикум, консультация, собеседование)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет)

Индивидуальные консультации online лекции

Online работа  на  платформе РЭШ по теме

 

- используют различные источники географической информации для поиска и извлечения информации для решения учебных задач;

Исследуют по картам и описывают маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносят на контурную карту маршруты путешествий

- определяют  и сравнивают качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявляют содержащуюся в них противоречивую информацию;

 - представляют  в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

 

Повышение уровня познавательной деятельности; формирование опыта ведения конструктивного диалога, командной работы; повышение внимания к обсуждаемой информации; формирование навыка аргументирования и отстаивания своей точки зрения; установление доброжелательной атмосферы на уроке в целях повышения и поддержания мотивации детей к получению знаний по теме.

 

 

II.

Природа Земли человек

5а,б-14ч.

5в-13ч

 

Земля — планета Солнечной системы. Солнечная.  Состав Солнечной системы. Планеты и другие небесные тела. Исследования космоса.

Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия.

Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Линии тропиков и полярных кругов.

 Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Внутреннее строение Земли.    Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.   Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы.

Рельеф Земли. Описание рельефа  территории по карте. Форма рельефа Ростовской области.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.  Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. 

 

Урок комплексного применения знаний (практическая работа )

Урок изучения нового материала (практическая работа)

Урок обобщения и систематизации знаний ( конференция, круглый стол)

Урок закрепления материала (практикум, консультация, собеседование)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет)

Индивидуальные консультации online лекции

Online работа  на  платформе РЭШ по теме

 

- Сравнивают  планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находят  дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю

- представляют  в различных формах географическую информацию необходимую.

- описывают модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой

- представляют в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

 

Повышение уровня познавательной деятельности; формирование опыта ведения конструктивного диалога, командной работы, повышение внимания к обсуждаемой информации, формирование доверия и уважения к обоснованным представлениям физической картины мира; физического обоснования явлений окружающего мира; формирование навыка аргументирования и отстаивания своей точки зрения; установление доброжелательной атмосферы на уроке в целях повышения и поддержания мотивации детей к получению знаний по теме.

 

 

 

 

ИТОГО

5а,б -34ч

5в- 33ч

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Дата проведения урока

                            Тема урока                                                                                                                                Количество

                                                                                                                                                                                      часов

 

 

5а, б

 

 

1

01.09

07.09

Зачем нам география и как мы будем ее изучать?

1

2-3

08.09

15.09

14.09

21.09

Как люди открывали Землю

2

4

22.09

28.09

География сегодня

1

5-6

29.09

06.10

05.10

12.10

Мы во Вселенной

2

7

13.10

19.10

Движения Земли

1

8

20.10

26.10

Солнечный свет на Земле

1

9

27.10

09.11

Ориентирование на местности

1

10

10.11

16.11

Практическая работа  "Определение масштаба"

1

11

17.11

23.11

Земная поверхность на плане и карте

1

12

24.11

30.11

Практическая работа "Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности"

1

13

01.12

07.12

Географическая карта

1

14

08.12

14.12

Географическая сетка

1

15-18/

13-16

15.12

22.12

  12.01

19.01

21.12

28.12

11.01

18.01

Географические координаты.

4

19/17

26.01

25.01

Решение практических задач по плану и карте

1

20/18

02.02

01.02

Как  люди заселяли Землю.

1

21-22/

19-20

09.02

16.02

08.02

15.02

Расы и народы.

2

23/21

02.03

22.02

Практическая работа "Многообразие стран мира"

1

24/22

09.03

01.03

Земная кора- верхняя часть литосферы.

1

25-26/

23-24

16.03

23.03

15.03

22.03

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

2

27-28/

25-26

06.04

13.04

05.04

12.04

Движение земной коры

2

29-30/

27-28

20.04

27.04

19.04

26.04

Рельеф Земли. Равнины.

2

31-32/

29-30

 

04.05

11.05

17.05

24.05

Рельеф Земли. Горы

2

33/31

18.05

 

31.05

 

Учимся с «Полярной звездой»

1

34/32

25.05

Литосфера и человек.

1

Итого

 

34ч / 32ч

33ч/

31ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                  СОГЛАСОВАНО 

      Протокол заседания  методического    совета                                                                                                            Заместитель директора по УВР

 

      МБОУ лицея № 82 им. А.Н. Знаменского         

                                                                                                                                                                                               ______________/Машлякевич С.Ю./

      от «    31    »  08      2021г   №   1          

       ______________/Машлякевич С.Ю./                                                                                                                           «     31      »       08     2021г

       Подпись руководителя МС, ФИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им

Пояснительная записка Начальный курс географии (5 класс)

Пояснительная записка Начальный курс географии (5 класс)

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся получит возможность научиться: — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,…

Обучающийся получит возможность научиться: — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,…

Работать с основными источниками информации (глобусом, планом местности, географическими картами); ·

Работать с основными источниками информации (глобусом, планом местности, географическими картами); ·

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Движение земной коры. Землетрясения

Движение земной коры. Землетрясения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ

Решение практических задач по плану местности

Решение практических задач по плану местности

II. Природа Земли человек 5а,б-14ч

II. Природа Земли человек 5а,б-14ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Решение практических задач по плану и карте 1 20/18 02

Решение практических задач по плану и карте 1 20/18 02

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021