Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского
р.п.Каменоломни
|
Утверждаю: Директор МБОУ лицея № 82 им. А.Н. Знаменского Кобец О.Н. Приказ № ______ от «____» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 5-х классов
Составитель:
Бельских Вера Николаевна (география),
высшая кв. категория, стаж – 21 лет.
Ф.И.О. педагога, категория, педстаж
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Начальный курс географии (5 класс)
Изучение
географии на уровне основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
-
освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем
ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее
сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
"языков" международного общения - географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения
к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для
сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Исходя из ФГОС, примерных программ, рекомендаций авторов УМК и особенностей обучающихся 5 классов изучение курса Географии на ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цели изучения географии в 5 классе:
· формирование целостной научной картины мира, отношения к миру, представлений о единстве компонентов природы;
· приобретение опыта творческой деятельности;
· развитие интереса к наукам о Земле и к географии в частности;
· воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Задачи:
· развитие географических знаний и умений, необходимых для понимания закономерностей развития географической оболочки;
· формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
· применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни
Основание разработки программы.
Рабочая программа по обучению географии составлена в соответствии с требованиями:
- примерной программы основного общего образования по географии;
- основной образовательной программы лицея;
- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- учебно - методического комплекса под ред. Николиной В.В. «География 5-6 класс», 2020г
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в основной школе 280 часов, из них по 35 ч ( 1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7,8 и 9 классах.
В соответствии с учебным планом лицея и годовым календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рабочая программа по географии в 5-а,б классах рассчитана на 35 часов в год ( 1час в неделю) и в 5 –в на 36 ч. В 5-а,б классах учебная программа будет освоена за 34 часа,в связи с выпадением учебного дня на праздничный – 23.02, в 5-в классе за 33 часа , в связи с выпадением учебного дня на праздничный – 08.03, 03.05,10.05. за счет сокращения часов на изучение тем на итоговое повторение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностными результатами
Обучающийся научится:
— формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- формировать личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства Земли и ее крупных районов;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
-формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой видов деятельности;
— признавать право каждого на собственное мнение;
-формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угорающих жизни и здоровью людей;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-формировать экологическое сознание на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить практическую работу в соответствии с инструкцией.
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
— различать объем и содержание понятий;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ü Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
ü Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
ü Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
ü Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
ü Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
ü Вычитывать все уровни текстовой информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü Умению определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
ü Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
ü Умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Обучающийся получит возможность научиться:
ü Умению адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения предмета «Географии» являются следующие умения:
Обучающиеся научатся:
· Объяснять значение ключевых понятий курса;
· Объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;
· Называть и объяснять географические закономерности природных процессов;
· Называть и показывать основные географические объекты;
· Работать с основными источниками информации (глобусом, планом местности, географическими картами);
· Работать с контурной картой;
· Составлять описания отдельных объектов природы и природного комплекса по плану);
· Сравнивать географические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· Приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
· Приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;
· Называть меры по охране природы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- демонстрировать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов
-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
-уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной содержательной линией «Географии» 5 класса является «География Земли».
В содержательной линии «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь деятельность людей. Здесь происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Содержание курса географии 5 класса включает следующие тематические разделы:
1.Источники географической информации (20ч)
Развитие географических знаний о Земле. Как устроен наш мир? Как менялись представления об устройстве мира? Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия . Эпоха ВГО. Первые кругосветные путешествия. Открытия русских путешественников. Географические методы изучения окружающей среды. Использование инструментов и приборов.
Как древние люди представляли себе Землю?
План местности. Ориентирование. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Практическая работа "Определение масштаба"
Решение практических задач по плану местности.
Глобус. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Параллели. Меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Способы изображения земной поверхности.
Географическая карта. Географическая карта – особый источник информации. Чем отличается карта от плана? Легенда карты. Шкала глубин и высот. Градусная сетка. Ориентирование и определение направлений и расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположение географических объектов. Разнообразие карт. Карты Ростовской области.
2. Природа Земли человек ( 5а,б-14ч, 5в-13ч)
Земля — планета Солнечной системы. Солнечная. Состав Солнечной системы. Планеты и другие небесные тела. Исследования космоса.
Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия.
Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Линии тропиков и полярных кругов.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Внутреннее строение Земли. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.
Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы.
Рельеф Земли. Описание рельефа территории по карте. Форма рельефа Ростовской области.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№ п/п |
Название раздела, темы |
Основное содержание |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды деятельности |
Содержание воспитательного потенциала раздела, темы |
I. |
Источники географической информации 20 часов |
Развитие географических знаний о Земле. Как устроен наш мир? Как менялись представления об устройстве мира? Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия . Эпоха ВГО. Первые кругосветные путешествия. Открытия русских путешественников. Географические методы изучения окружающей среды. Использование инструментов и приборов. Как древние люди представляли себе Землю? План местности. Ориентирование. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Практическая работа "Определение масштаба" Решение практических задач по плану местности. Глобус. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Параллели. Меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Способы изображения земной поверхности. Географическая карта. Географическая карта – особый источник информации. Чем отличается карта от плана? Легенда карты. Шкала глубин и высот. Градусная сетка. Ориентирование и определение направлений и расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположение географических объектов. Разнообразие карт. Карты Ростовской области.
|
Урок комплексного применения знаний (практическая работа ) Урок изучения нового материала (практическая работа)\ Урок обобщения и систематизации знаний ( конференция, круглый стол) Урок закрепления материала (практикум, консультация, собеседование) Урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет) Индивидуальные консультации online лекции Online работа на платформе РЭШ по теме
|
- используют различные источники географической информации для поиска и извлечения информации для решения учебных задач; Исследуют по картам и описывают маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносят на контурную карту маршруты путешествий - определяют и сравнивают качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; - в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявляют содержащуюся в них противоречивую информацию; - представляют в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
|
Повышение уровня познавательной деятельности; формирование опыта ведения конструктивного диалога, командной работы; повышение внимания к обсуждаемой информации; формирование навыка аргументирования и отстаивания своей точки зрения; установление доброжелательной атмосферы на уроке в целях повышения и поддержания мотивации детей к получению знаний по теме.
|
II. |
Природа Земли человек 5а,б-14ч. 5в-13ч
|
Земля — планета Солнечной системы. Солнечная. Состав Солнечной системы. Планеты и другие небесные тела. Исследования космоса. Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия. Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Линии тропиков и полярных кругов. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Внутреннее строение Земли. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы. Рельеф Земли. Описание рельефа территории по карте. Форма рельефа Ростовской области. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.
|
Урок комплексного применения знаний (практическая работа ) Урок изучения нового материала (практическая работа) Урок обобщения и систематизации знаний ( конференция, круглый стол) Урок закрепления материала (практикум, консультация, собеседование) Урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет) Индивидуальные консультации online лекции Online работа на платформе РЭШ по теме
|
- Сравнивают планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находят дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю - представляют в различных формах географическую информацию необходимую. - описывают модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой - представляют в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
|
Повышение уровня познавательной деятельности; формирование опыта ведения конструктивного диалога, командной работы, повышение внимания к обсуждаемой информации, формирование доверия и уважения к обоснованным представлениям физической картины мира; физического обоснования явлений окружающего мира; формирование навыка аргументирования и отстаивания своей точки зрения; установление доброжелательной атмосферы на уроке в целях повышения и поддержания мотивации детей к получению знаний по теме.
|
|
ИТОГО 5а,б -34ч 5в- 33ч |
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата проведения урока |
Тема урока Количество часов
|
||
|
5а, б |
5в |
|
|
1 |
01.09 |
07.09 |
Зачем нам география и как мы будем ее изучать? |
1 |
2-3 |
08.09 15.09 |
14.09 21.09 |
Как люди открывали Землю |
2 |
4 |
22.09 |
28.09 |
География сегодня |
1 |
5-6 |
29.09 06.10 |
05.10 12.10 |
Мы во Вселенной |
2 |
7 |
13.10 |
19.10 |
Движения Земли |
1 |
8 |
20.10 |
26.10 |
Солнечный свет на Земле |
1 |
9 |
27.10 |
09.11 |
Ориентирование на местности |
1 |
10 |
10.11 |
16.11 |
Практическая работа "Определение масштаба" |
1 |
11 |
17.11 |
23.11 |
Земная поверхность на плане и карте |
1 |
12 |
24.11 |
30.11 |
Практическая работа "Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности" |
1 |
13 |
01.12 |
07.12 |
Географическая карта |
1 |
14 |
08.12 |
14.12 |
Географическая сетка |
1 |
15-18/ 13-16 |
15.12 22.12 12.01 19.01 |
21.12 28.12 11.01 18.01 |
Географические координаты. |
4 |
19/17 |
26.01 |
25.01 |
Решение практических задач по плану и карте |
1 |
20/18 |
02.02 |
01.02 |
Как люди заселяли Землю. |
1 |
21-22/ 19-20 |
09.02 16.02 |
08.02 15.02 |
Расы и народы. |
2 |
23/21 |
02.03 |
22.02 |
Практическая работа "Многообразие стран мира" |
1 |
24/22 |
09.03 |
01.03 |
Земная кора- верхняя часть литосферы. |
1 |
25-26/ 23-24 |
16.03 23.03 |
15.03 22.03 |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые |
2 |
27-28/ 25-26 |
06.04 13.04 |
05.04 12.04 |
Движение земной коры |
2 |
29-30/ 27-28 |
20.04 27.04 |
19.04 26.04 |
Рельеф Земли. Равнины. |
2 |
31-32/ 29-30
|
04.05 11.05 |
17.05 24.05 |
Рельеф Земли. Горы |
2 |
33/31 |
18.05 |
31.05
|
Учимся с «Полярной звездой» |
1 |
34/32 |
25.05 |
Литосфера и человек. |
1 |
|
Итого
|
34ч / 32ч |
33ч/ 31ч |
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ лицея № 82 им. А.Н. Знаменского
______________/Машлякевич С.Ю./
от « 31 » 08 2021г № 1
______________/Машлякевич С.Ю./ « 31 » 08 2021г
Подпись руководителя МС, ФИО
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.