Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
Принята Согласовано Утверждаю
на МО учителей заместитель директора по Директор МБОУ НСОШ
_______________ УВР МБОУ НСОШ __________И.А. Губкова
МБОУ НСОШ ____________/Шереметова Т.А./ Приказ № _____
Протокол № ____
от «____»_________20___г от «____»_________20___г
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
11 класс, базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
По авторской программе 35 часов
По календарному учебному графику 33 часа
В неделю 1 час
Составлена в соответствии с авторской программы Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/ авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
Учебник биологии для 10-11 класса. Авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. - Дрофа, 2013.
Учитель биологии:
Бодрошева Елена Сергеевна
Категория:
Стаж работы
п. Татьяновка
2019 г.
Учебно-методический комплект
1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012;
2. Г. М. Пальдяева. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2009.
3. В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. Биология. Общую биология. 10-11 классы, методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.
Планируемые результаты
В результате изучения биологии ученик должен
Знать / понимать:
· основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина);учение В.И.Вернадского о биосфере;сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
· строение биологических объектов:клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)биологическую терминологию и символику;
· сущность биологических процессов:размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах биосфере;
· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
· биологическую терминологию и символику;
Уметь:
· объяснять:роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное воздействие алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
· решать: элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
· описывать особей видов по морфологическому критерию;
· выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
· сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (искусственный и естественный отбор, бесполое и половое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
· изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
· оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
· оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета
35 часов (33 часа + 2 часа резерв)
Раздел 1.Вид (20 часов)
Тема 1.1. История эволюционных идей (4 часа)
История эволюционныхидей.ЗначениеработК.Линнея,ученияЖ.Б.Ламарка,эволюционнойтеорииЧ.Дарвина.Рольэволюционнойтеориивформированиисовременнойестественнонаучнойкартинымира.
Тема 1. 2. Современное эволюционное учение (9 часов)
Вид, егокритерии.Популяция — структурнаяединицавида,единицаэволюции.Движущиесилыэволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическаятеорияэволюции.Результаты эволюции.Сохранениемногообразиявидовкакосноваустойчивогоразвитиябиосферы.Причинывымираниявидов.Биологическийпрогрессибиологическийрегресс.
Тема 1. 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Гипотезыопроисхождениижизни. Отличительные признаки живого. УсложнениеживыхорганизмовнаЗемлевпроцессеэволюции.
Тема 1. 4. Происхождениечеловека(4 часа)
Гипотезы происхождениячеловека.Доказательства родствачеловекасмлекопитающимиживотными.Эволюциячеловека.Происхождениечеловеческихрас.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека»,
«Происхождение человеческих рас».
Лабораторные и практические работы.
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия1
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
Раздел 2. Экосистемы (11 часов)
Тема 2. 1. Экологические факторы (3 часа)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 2. 2. Структура экосистем (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевыесвязи,круговоротвеществипревращенияэнергиивэкосистемах.Причиныустойчивостиисменыэкосистем.Искусственныесообщества — агроэкосистемы.
Тема2. 3. Биосфера — глобальная экосистема(2 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (напримере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Тема2. 4. Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера и человек .Глобальныеэкологическиепроблемыипутиихрешения.Последствиядеятельностичеловекадляокружающейсреды.Правилаповедениявприроднойсреде.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек»,
«Заповедники и заказники России».
Лабораторные и практические работы.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах и агроэкосистем своей местности.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Заключение (1 час)
Резерв времени – 2 часа.
___________________________
1Экскурсии проводятся по усмотрению учителя при наличии свободного времени.
Тематический план
учебного предмета «Биология» 11 класс
(1 ч в неделю; 34 учебных недели)
Номер урока |
Тема урока |
Виды деятельности учащихся (практические, контрольные работы) |
Количество часов |
Дата проведения |
Раздел 1. Вид Тема 1.1. История эволюционных идей- 4 ч. |
||||
1(1) |
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка |
|
1 |
06.09 |
2(2) |
Эволюционное учение Ч. Дарвина |
|
1 |
13.09 |
3(3) |
Борьба за существование и ее формы |
|
1 |
20.09 |
4(4) |
Естественный отбор и его формы. Л. р. № 1«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.» |
Лабораторная работа 1 |
1 |
27.09 |
Тема 1.2. Современное эволюционное учение - 8 ч. |
||||
5(1) |
Вид и его критерии. Л. р. № 2 «Описание особей вида по морфологическому критерию» |
Лабораторная работа 2 |
1 |
04.10 |
6(2) |
Популяция – структурная единица вида и единица эволюции. Л. р. № 3 «Выявление изменчивости у особей одного вида» |
Лабораторная работа 3 |
1 |
11.10 |
3(7) |
Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции |
|
1 |
18.10 |
4(8) |
Результаты эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция |
|
1 |
25.10 |
5(9) |
Биологический прогресс и биологический регресс |
|
1 |
08.11 |
6(10) |
Синтетическая теория эволюции |
|
1 |
15.11 |
7(11) |
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе |
Экскурсия (окрестности школы) |
1 |
22.11 |
8(12) |
Многообразие видов |
|
1 |
29.11 |
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле - 3 ч. |
||||
1(13) |
Гипотезы происхождения жизни на Земле. П. р. 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» |
Практическая работа 1
|
1 |
06.12 |
2(14) |
Основные этапы развития жизни на Земле |
|
1 |
13.12 |
3(15) |
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции |
|
1 |
20.12 |
Тема 1.4. Происхождение человека – 4 ч. |
||||
1(16) |
Положение человека в системе животного мира. П. р. 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» |
Практическая работа 2 |
1 |
27.12 |
2(17) |
Основные стадии антропогенеза |
|
1 |
17.01 |
3(18) |
Движущие силы антропогенеза. П. р. 3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах и агроэкосистем своей местности» |
Практическая работа 3 |
1 |
24.01 |
4(19) |
Происхождение человеческих рас |
|
1 |
31.01 |
Раздел 2. Тема 2.1. Экосистемы - 3 ч. |
||||
1(20) |
Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы |
|
1 |
07.02 |
2(21) |
Экологические ниши и типы экологических взаимодействий. |
|
1 |
14.02 |
3(22) |
Конкурентные взаимодействия |
|
1 |
21.02 |
Тема 2.2. Структура систем- 4 ч. |
||||
1(23) |
Экологические сообщества. Видовая и пространственная структура экосистем |
|
1 |
28.02 |
2(24) |
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистему. П. р. 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)» |
Практическая работа 4 |
1 |
06.03 |
3(25) |
Причины устойчивости и смены экосистем. П. р. 5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» |
Практическая работа 5 |
1 |
13.03 |
4(26) |
Естественные и искусственные экосистемы |
Экскурсия (окрестности школы) |
1 |
20.03 |
Тема 2.3. Биосфера – глобальная экосистема - 2 ч. |
||||
1(27) |
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Л. р. 4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» |
Лабораторная работа 4 |
1 |
03.04 |
2(28) |
Биологический круговорот. Эволюция биосферы |
|
1 |
10.04 |
Тема 2.4. Биосфера и человек – 4 ч. |
||||
1(29) |
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде |
|
1 |
17.04 |
2(30) |
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. П. р. 6 «Решение экологических задач» |
Практическая работа 6 |
1 |
24.04 |
3(31) |
П. р. 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения» |
Практическая работа 7 |
1 |
08.05
|
4(32) |
Обобщающий урок по теме «Экосистемы» |
|
1 |
15.05
|
5(33) |
Повторение и обобщение тем всего курса |
|
1 |
22.05 |
Итого: |
||||
Всего уроков – 33 |
|
|
|
|
Лабораторные работы – 4 |
|
|
|
|
Практические работы – 7 |
|
|
|
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
ДАТА
|
Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение +контрольная работа)
|
Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) |
|
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) |
Урока, который содержит коррекцию |
||
08.03 |
01.03 |
23(2) и 24(1) объединение тем |
праздничный день |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания лабораторных и практических работ взяты из образовательного сайта «Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru» и приняты на ШМО.
Критерии оценивания утверждены на РПМО учителей Протокол № 1 от 28 августа 2019 года (Приложение)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.