Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»
Оценка 4.6

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Оценка 4.6
docx
25.11.2021
Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»
Адаптированная программа для развития учащихся с ЗПР.docx

 

Рабочая программа

«120 уроков психологического развития

младшего школьника»

в  общеобразовательной школе с учащимися ОВЗ (VII) вида

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог Мильшина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Губкинский

 2019г.

 

Пояснительная записка.

 

В последние десятилетия  20 века  остро  обозначилась  проблема  существенного роста количества   детей  с  нарушениями в  психическом и  соматическом развитии. По  данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),  только 20% рождающихся детей условно являются   здоровыми, остальные  по  своему психофизиологическому  состоянию либо занимают краевое положение между  здоровьем и болезнью, либо  страдают нарушениями  психического  развития, либо  больны. 

На  фоне снижения рождаемости увеличивается число  детей с нарушением психического развития. Так, за  период с 1995 по 1999 г., по  данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития  на 20,2 %. [12]

Большинство  современных   исследований  (Исаева Д.Н., Акимовой М.К., Козловой В.Т., Бурменской Г.В   и др.)  свидетельствуют  о  резком   усложнении  как  структуры   отклонений в  развитии, так  и  о  значительном  увеличении количества  различных сочетанных  нарушений у  детей. А  также  появлении  на  рубеже 90-х  годов 20  века новых  форм  психического   дизонтогенеза.           

Дети с отклонениями в умственном  развитии приходят  в  школу плохо  подготовленными  к учебной деятельности, у них  отсутствует  интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия  пространства и времени, что мешает им  ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности  этих детей  носят  стойкий  характер, так как являются результатом органических поражений на  разных этапах  развития.[9]

В системе психологической  помощи детям с  «отклонениями  в  развитии» на  первое место   необходимо  ставить природу дефекта, а на  второе формирование и развитие той  стороны  личности ребенка, которая способна  направить свои усилия под  руководством взрослых на компенсацию нарушений  и реализацию своих сохранных  возможностей для   успешного  вхождения в социальную  среду  (Емельянов Ю.Н., Никишина В.Б. и др.)

Актуальность проблемы  создания программы по  развитию познавательной сферы учащихся начальных  классах школ VII   и  VIII вида,  заключается  в  том, что ситуация  обучения умственно-отсталых  школьников  и  детей  с  задержкой  психического  развития осложняется низкой  потребностью  в  познании,  недостаточной  сформированностью познавательных  процессов  и  низким  уровнем  социализации. Данный  вывод   сделан,   при наблюдении за   детьми  на  протяжении  нескольких  лет.

 Традиционные  коррекционно-развивающие  программыОвчаровой Р.В. «Практическая психология  в  начальной  школе», Варга А.Я. «Психологическая  коррекция нарушений  общений младших   школьников» и др., по  которым  работают  с  детьми педагоги-психологи, направлены на  формирование  у  учащихся учебной  мотивации, развитие коммуникативных навыков и т.д. Но они не  в  полной  мере  отвечают  требованиям  формирования  познавательной  сферы умственно  отсталых  детей.

Программа, представляет    собой   серию  занятий с учащимися начальных классов  школ VII и VIII вида, направленных на   адаптацию  к обучению  в  школе, через  развитие психических  процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления   и речи. Так как развитие  психических  процессов, крайне  важно  для  получения этими детьми полных представлений об  окружающем  мире, для  их  успешной  адаптации в  социуме.

 

При  организации занятий с детьми учителю, педагогу - психологу  следует принимать во  внимание не  только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону  ближайшего  развития.

Главная  цель  занятий: психологическая  коррекция  познавательной  сферы  младших  школьников, имеющих  отклонения  в  умственном   развитии, обеспечение  максимальной  социально - психологической  адаптации  ребенка  в  образовательной  среде.

Задачи  программы  состоят  в  коррекции следующих  психических  процессов  и  функций:

  • внимание;
  • память;
  • умение  находить зависимости и закономерности, классифицировать и  систематизировать материал;
  • способность  к  комбинированию;
  • пространственное представление и  воображение;
  • способность предвидеть  результаты своих  действий;
  • способность  выполнять  последовательные  действия  по  образцу.

Кроме  того,  цикл развивающих   занятий способствуют коррекции  речи, мелкой  моторики  и исправлению других   психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей  с  задержкой психического развития.

Все  содержание  курса строится на  принципе концентричности: учащиеся  каждый  год  возвращаются  к  одним и тем же  темам, чтобы  закрепить и  по  возможности, углубить имеющиеся  знания, умения и навыки.

Основной формой организации и проведения занятий является ИГРА. Этот вид  деятельности в младшем школьном  возрасте, при  отставании   в  развитии создает благоприятные условия  для психического и личностного развития  ребенка. Поскольку в ситуации  игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения  новых  знаний и способов действия, он  сам  стремится  научиться  тому, что  еще  не  умеет.

При  этом :

  • задачи, решаемые  игрой, должны быть  расположены в порядке возрастания  сложности;
  • задания  должны  иметь  широкий  диапазон  трудностей;
  • постепенное  возрастание  трудностей позволяет  ученику идти  вперед и  совершенствоваться  самостоятельно, т.е. развивать  свои творческие  способности;
  • в каждой  игре  должна  быть организующая  и  направляющая   помощь со  стороны  взрослого.

Анализ  теории и  практики  специальной  психологии показывает, что  для  детей с отклонениями  в  психическом развитии  развивающие  игры становятся не  только формой усвоения отдельных  знаний, но и  способствуют общему  психофизиологическому  развитию ребенка,  его  личности в целом, успешной  адаптации ребенка  в  школе, детском  коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса  к  учебе.

В занятие  мы рекомендуем  включать  не более  4-6   развивающих игр соблюдая,  основные принципы  их  организации:

  • от  простого к сложному;
  • самостоятельно  по  способностям,  в зоне  ближайшего развития детей.

 

Программа состоит из  120  занятий. По 30 занятий   в каждом  классе начальной школы. Занятия могут проводиться  в любой временной  промежуток  учебного  года с сентября  по  май и  проходят 1-2 раза  в  неделю. Время проведения  занятия   20  минут.

        С   содержанием  программы для  учащихся школ VII-VIII вида ознакомлены  родители на  родительских  собраниях. Работа  по  формированию  и  развитию  познавательной  сферы  УОШ  продолжена  на  методическом  объединении  учителей  начальных  классов  школы  №3.  Педагогами-дефектологами    школы создана  методическая  база  по   проведению диагностики и  коррекции психических  процессов  умственно  отсталых школьников.

Определение  результативности программы

«Развивающих    занятий для  детей   младшего  школьного  возраста

образовательных  учреждений VII   и  VIII вида»

Данный  курс направлен на  всестороннюю коррекцию и развитие умственно  отсталого ребенка, которое идет постепенно, достаточно  медленно, поэтому  положительный результат  достигается не сразу. Могут:

  • проявляются  новые  положительные формы  поведения;
  •  раскрываются   способности выполнять ранее недоступные виды  деятельности;
  • расширяется  позитивный   вид общения  и  сотрудничества.

Критерием эффективности данной программы должна  стать не  оценка по  предмету, а  успешное психическое  и  личностное  развитие ребенка, степень  продвижения  каждого  ученика, которое может  быть выявлено наиболее полно и объективно в процессе психолого-педагогического  наблюдения и тестирования.

 

Основные  требования к  уровню  развития  учащихся.

Раздел I  Развитие ощущений и восприятия.

Учащиеся  1 – го класса должны:

  • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зе­леный, желтый;
  • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
  • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих оп­ределенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
  • сравнивать предметы по размерам;
  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать распо­ложение относительно себя или другого предмета;
  • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуа­ции.

 

Учащиеся 2-го класса должны:

  • различать звуки окружающей действительности по  высоте, силе, тембру;
  • различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
  • сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
  • сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
  • ( мяч деревянный и мяч  резиновый);
  • различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб;  уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуа­ции.

Учащиеся  3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют  умения и на­выки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):

3-й класс:

  • анализ конкретного предмета;
  • система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.

4-й  класс:

  • выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).

 

Раздел II Развитие пространственного восприятия.

Учащиеся 1-го класса должны:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в се­редине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний пра­вый, левый, нижний правый, левый углы;
  • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.

Учащиеся 2-го клacca должны:

  • знать единицы времени: неделя, час;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Учащиеся 3-го клacca должны:

  • знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
  • определять время по часам с точностью до 5 минут;

Учащиеся 4-го класса должны:

  • знать единицы времени и соотношение между   ними:
  • 1 минута -  60 секунд;
  • 1 месяц - 28,29,30,31 суток;
  • 1 год – 12 месяцев.
  • определять взаимное положение на плоскости  геометрических фигур (пересечение,  точки пересечения);
  • знать  названия  месяцев  и  их  последовательность;
  • ориентироваться  в  пространстве времени (прошедшее, будущее).

 

Раздел III   Развитие памяти.

Учащиеся  1 –го  класса  должны:

  • запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по образцу (время  экспозиции 1 - 2 мин);     
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удержи­ваемой в памяти (1 - 2 позиции);
  • удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 - 2 игры по теме.

Учащиеся 2-го класса  должны:

  • запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их  размещения:
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек - 1 мин), удерживаемой  в памяти;
  • выполнять определенное задание по сложной инструкции, удержи­ваемой в памяти (2 – 3 позиции);
  • удерживать в памяти 5 - 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 - 2 игры по теме.

Учащиеся 3-го и 4-ых классов  должны:

  • запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опо­ры на образец), удерживаемой в памяти (5 - 7 позиций);
  • удерживать в памяти 10  слов, предметов,  событий и воспро­изводить их спустя 30-40 мин;
  • воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
  • придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
  • играть в 3 - 5 игр по теме.

 

Раздел  IV  Развитие воображения.

       В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:

  • 1-2-е классы -  наблюдательности (т. е. способности подмечать  в ис­следуемом объекты многообразие деталей, свойств,   сторон, качеств);
  • З-й класс - расчлененности  (т.е. способности видеть объ­ект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
  • 4-й класс - способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предме­тов и явлений, установлению их сходства и различия).

 

Раздел VI   Развитие мышления.

Учащиеся 1 -го класса должны:

  • анализировать несложные формы объектов;
  • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • строить умозаключения (с помощью взрослого);
  • конструировать (по образцу) простейшие объекты;
  • решать простейшие логические загадки и задачи;
  • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие за­кономерности на основе анализа и синтеза;
  • конструировать по словесной инструкции или по собственному за­мыслу знакомые объекты;
  • решать логические загадки.

В 3-4-х классах  помимо развития данных  сторон мышления, развиваются:

  • Критичность,
  • Основы логического  познания,
  • Решение  творческих  задач  разного  вида.

 

Оценка достижений  планируемых результатов осуществляется с помощью диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» /Авт. – сост. СемагоН.Я., Семаго М.М.: АРКТИ, (Библиотека психолога-практика)/ 1997 г.

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко 2-е изд., – Киев: Здоровье, 1980.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая  коррекция  умственного  развития  школьника. – М., 2000.
  3. Бидструп Х. Рисунки. Т.1 М.: Искусство, 1969.
  4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология – Ташкент: Медицина, 1976.
  5. Блейхер В.М., Крук И.В., Баков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994.
  7. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64с.
  8. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных  различий // Вопросы  психологии. - №2. – 2002.
  9. Варга А.Я. Психологическая  коррекция  нарушений  общения младших  школьников . //Семья  в  психологической  консультации/Под ред. А.А. Бодалева,  В.В. Столина. – М., 1989.
  10. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей  с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. Г. Пермь 2001. – 72с.
  11. Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили. /Интеллектуальная игра для дошкольников. – М., изд. Российского открытого ун-та, 1991. – 72с.
  12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей . – М., 1995.
  13. Исаев Д.Н. Умственная   отсталость  у  детей  и  подростков.Руководство.- СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
  14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220с.
  15. Нейропсихология детского возраста. Альбом. – М. 1997.
  16. Нейропсихологическая диагностика. Альбом. Ч.2 Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1994.
  17. Никишина В.П. Практическая  психология в  работе  с  детьми с  задержкой психического  развития . –М.,  Владос, 2003. – 126с.
  18. Овчарова Р.В. Практическая  психология  в  начальной  школе. М.,- «ТЦ СФЕРА» - 240 с.
  19. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения умственного развития младших школьников – Абакан: АГПИ, 1990.
  20. Положение детей в мире. М., 2001.
  21. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга, З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.
  22. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

 

 

Содержание занятий в I классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

111

22

333

 

444

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  занятий в IV классе

1

2

3

4


 

Рабочая п рограмма «120 уроков психологического развития младшего школьника» в общеобразовательной школе с учащимися

Рабочая п рограмма «120 уроков психологического развития младшего школьника» в общеобразовательной школе с учащимися

Пояснительная записка. В последние десятилетия 20 века остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии

Пояснительная записка. В последние десятилетия 20 века остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии

Задачи программы состоят в коррекции следующих психических процессов и функций: внимание; память; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; пространственное…

Задачи программы состоят в коррекции следующих психических процессов и функций: внимание; память; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; пространственное…

Определение результативности программы «

Определение результативности программы «

Раздел II Развитие пространственного восприятия

Раздел II Развитие пространственного восприятия

Раздел IV Развитие воображения

Раздел IV Развитие воображения

Литература. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека

Литература. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека

Содержание занятий в I классе

Содержание занятий в I классе

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Содержание занятий в IV классе

Содержание занятий в IV классе

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2021