Педагог – психолог Мильшина О.В.
г. Губкинский
2019г.
Пояснительная записка.
В последние десятилетия 20 века остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.
На фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития на 20,2 %. [12]
Большинство современных исследований (Исаева Д.Н., Акимовой М.К., Козловой В.Т., Бурменской Г.В и др.) свидетельствуют о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества различных сочетанных нарушений у детей. А также появлении на рубеже 90-х годов 20 века новых форм психического дизонтогенеза.
Дети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности этих детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития.[9]
В системе психологической помощи детям с «отклонениями в развитии» на первое место необходимо ставить природу дефекта, а на второе формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих сохранных возможностей для успешного вхождения в социальную среду (Емельянов Ю.Н., Никишина В.Б. и др.)
Актуальность проблемы создания программы по развитию познавательной сферы учащихся начальных классах школ VII и VIII вида, заключается в том, что ситуация обучения умственно-отсталых школьников и детей с задержкой психического развития осложняется низкой потребностью в познании, недостаточной сформированностью познавательных процессов и низким уровнем социализации. Данный вывод сделан, при наблюдении за детьми на протяжении нескольких лет.
Традиционные коррекционно-развивающие программыОвчаровой Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Варга А.Я. «Психологическая коррекция нарушений общений младших школьников» и др., по которым работают с детьми педагоги-психологи, направлены на формирование у учащихся учебной мотивации, развитие коммуникативных навыков и т.д. Но они не в полной мере отвечают требованиям формирования познавательной сферы умственно отсталых детей.
Программа, представляет собой серию занятий с учащимися начальных классов школ VII и VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Так как развитие психических процессов, крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной адаптации в социуме.
При организации занятий с детьми учителю, педагогу - психологу следует принимать во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону ближайшего развития.
Главная цель занятий: психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников, имеющих отклонения в умственном развитии, обеспечение максимальной социально - психологической адаптации ребенка в образовательной среде.
Задачи программы состоят в коррекции следующих психических процессов и функций:
Кроме того, цикл развивающих занятий способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.
Все содержание курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.
Основной формой организации и проведения занятий является ИГРА. Этот вид деятельности в младшем школьном возрасте, при отставании в развитии создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет.
При этом :
Анализ теории и практики специальной психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса к учебе.
В занятие мы рекомендуем включать не более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации:
Программа состоит из 120 занятий. По 30 занятий в каждом классе начальной школы. Занятия могут проводиться в любой временной промежуток учебного года с сентября по май и проходят 1-2 раза в неделю. Время проведения занятия 20 минут.
С содержанием программы для учащихся школ VII-VIII вида ознакомлены родители на родительских собраниях. Работа по формированию и развитию познавательной сферы УОШ продолжена на методическом объединении учителей начальных классов школы №3. Педагогами-дефектологами школы создана методическая база по проведению диагностики и коррекции психических процессов умственно отсталых школьников.
Определение результативности программы
«Развивающих занятий для детей младшего школьного возраста
образовательных учреждений VII и VIII вида»
Данный курс направлен на всестороннюю коррекцию и развитие умственно отсталого ребенка, которое идет постепенно, достаточно медленно, поэтому положительный результат достигается не сразу. Могут:
Критерием эффективности данной программы должна стать не оценка по предмету, а успешное психическое и личностное развитие ребенка, степень продвижения каждого ученика, которое может быть выявлено наиболее полно и объективно в процессе психолого-педагогического наблюдения и тестирования.
Основные требования к уровню развития учащихся.
Раздел I Развитие ощущений и восприятия.
Учащиеся 1 – го класса должны:
Учащиеся 2-го класса должны:
Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):
3-й класс:
4-й класс:
Раздел II Развитие пространственного восприятия.
Учащиеся 1-го класса должны:
Учащиеся 2-го клacca должны:
Учащиеся 3-го клacca должны:
Учащиеся 4-го класса должны:
Раздел III Развитие памяти.
Учащиеся 1 –го класса должны:
Учащиеся 2-го класса должны:
Учащиеся 3-го и 4-ых классов должны:
Раздел IV Развитие воображения.
В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
Раздел VI Развитие мышления.
Учащиеся 1 -го класса должны:
Учащиеся 2-го класса должны:
В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:
Оценка достижений планируемых результатов осуществляется с помощью диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» /Авт. – сост. СемагоН.Я., Семаго М.М.: АРКТИ, (Библиотека психолога-практика)/ 1997 г.
Литература.
Содержание занятий в I классе
Содержание занятий в IV классе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.