Рабочая программа «120 уроков психологического развития младшего школьника»

  • docx
  • 25.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа для развития учащихся с ЗПР.docx

 

Рабочая программа

«120 уроков психологического развития

младшего школьника»

в  общеобразовательной школе с учащимися ОВЗ (VII) вида

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог Мильшина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Губкинский

 2019г.

 

Пояснительная записка.

 

В последние десятилетия  20 века  остро  обозначилась  проблема  существенного роста количества   детей  с  нарушениями в  психическом и  соматическом развитии. По  данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),  только 20% рождающихся детей условно являются   здоровыми, остальные  по  своему психофизиологическому  состоянию либо занимают краевое положение между  здоровьем и болезнью, либо  страдают нарушениями  психического  развития, либо  больны. 

На  фоне снижения рождаемости увеличивается число  детей с нарушением психического развития. Так, за  период с 1995 по 1999 г., по  данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития  на 20,2 %. [12]

Большинство  современных   исследований  (Исаева Д.Н., Акимовой М.К., Козловой В.Т., Бурменской Г.В   и др.)  свидетельствуют  о  резком   усложнении  как  структуры   отклонений в  развитии, так  и  о  значительном  увеличении количества  различных сочетанных  нарушений у  детей. А  также  появлении  на  рубеже 90-х  годов 20  века новых  форм  психического   дизонтогенеза.           

Дети с отклонениями в умственном  развитии приходят  в  школу плохо  подготовленными  к учебной деятельности, у них  отсутствует  интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия  пространства и времени, что мешает им  ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности  этих детей  носят  стойкий  характер, так как являются результатом органических поражений на  разных этапах  развития.[9]

В системе психологической  помощи детям с  «отклонениями  в  развитии» на  первое место   необходимо  ставить природу дефекта, а на  второе формирование и развитие той  стороны  личности ребенка, которая способна  направить свои усилия под  руководством взрослых на компенсацию нарушений  и реализацию своих сохранных  возможностей для   успешного  вхождения в социальную  среду  (Емельянов Ю.Н., Никишина В.Б. и др.)

Актуальность проблемы  создания программы по  развитию познавательной сферы учащихся начальных  классах школ VII   и  VIII вида,  заключается  в  том, что ситуация  обучения умственно-отсталых  школьников  и  детей  с  задержкой  психического  развития осложняется низкой  потребностью  в  познании,  недостаточной  сформированностью познавательных  процессов  и  низким  уровнем  социализации. Данный  вывод   сделан,   при наблюдении за   детьми  на  протяжении  нескольких  лет.

 Традиционные  коррекционно-развивающие  программыОвчаровой Р.В. «Практическая психология  в  начальной  школе», Варга А.Я. «Психологическая  коррекция нарушений  общений младших   школьников» и др., по  которым  работают  с  детьми педагоги-психологи, направлены на  формирование  у  учащихся учебной  мотивации, развитие коммуникативных навыков и т.д. Но они не  в  полной  мере  отвечают  требованиям  формирования  познавательной  сферы умственно  отсталых  детей.

Программа, представляет    собой   серию  занятий с учащимися начальных классов  школ VII и VIII вида, направленных на   адаптацию  к обучению  в  школе, через  развитие психических  процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления   и речи. Так как развитие  психических  процессов, крайне  важно  для  получения этими детьми полных представлений об  окружающем  мире, для  их  успешной  адаптации в  социуме.

 

При  организации занятий с детьми учителю, педагогу - психологу  следует принимать во  внимание не  только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону  ближайшего  развития.

Главная  цель  занятий: психологическая  коррекция  познавательной  сферы  младших  школьников, имеющих  отклонения  в  умственном   развитии, обеспечение  максимальной  социально - психологической  адаптации  ребенка  в  образовательной  среде.

Задачи  программы  состоят  в  коррекции следующих  психических  процессов  и  функций:

  • внимание;
  • память;
  • умение  находить зависимости и закономерности, классифицировать и  систематизировать материал;
  • способность  к  комбинированию;
  • пространственное представление и  воображение;
  • способность предвидеть  результаты своих  действий;
  • способность  выполнять  последовательные  действия  по  образцу.

Кроме  того,  цикл развивающих   занятий способствуют коррекции  речи, мелкой  моторики  и исправлению других   психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей  с  задержкой психического развития.

Все  содержание  курса строится на  принципе концентричности: учащиеся  каждый  год  возвращаются  к  одним и тем же  темам, чтобы  закрепить и  по  возможности, углубить имеющиеся  знания, умения и навыки.

Основной формой организации и проведения занятий является ИГРА. Этот вид  деятельности в младшем школьном  возрасте, при  отставании   в  развитии создает благоприятные условия  для психического и личностного развития  ребенка. Поскольку в ситуации  игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения  новых  знаний и способов действия, он  сам  стремится  научиться  тому, что  еще  не  умеет.

При  этом :

  • задачи, решаемые  игрой, должны быть  расположены в порядке возрастания  сложности;
  • задания  должны  иметь  широкий  диапазон  трудностей;
  • постепенное  возрастание  трудностей позволяет  ученику идти  вперед и  совершенствоваться  самостоятельно, т.е. развивать  свои творческие  способности;
  • в каждой  игре  должна  быть организующая  и  направляющая   помощь со  стороны  взрослого.

Анализ  теории и  практики  специальной  психологии показывает, что  для  детей с отклонениями  в  психическом развитии  развивающие  игры становятся не  только формой усвоения отдельных  знаний, но и  способствуют общему  психофизиологическому  развитию ребенка,  его  личности в целом, успешной  адаптации ребенка  в  школе, детском  коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса  к  учебе.

В занятие  мы рекомендуем  включать  не более  4-6   развивающих игр соблюдая,  основные принципы  их  организации:

  • от  простого к сложному;
  • самостоятельно  по  способностям,  в зоне  ближайшего развития детей.

 

Программа состоит из  120  занятий. По 30 занятий   в каждом  классе начальной школы. Занятия могут проводиться  в любой временной  промежуток  учебного  года с сентября  по  май и  проходят 1-2 раза  в  неделю. Время проведения  занятия   20  минут.

        С   содержанием  программы для  учащихся школ VII-VIII вида ознакомлены  родители на  родительских  собраниях. Работа  по  формированию  и  развитию  познавательной  сферы  УОШ  продолжена  на  методическом  объединении  учителей  начальных  классов  школы  №3.  Педагогами-дефектологами    школы создана  методическая  база  по   проведению диагностики и  коррекции психических  процессов  умственно  отсталых школьников.

Определение  результативности программы

«Развивающих    занятий для  детей   младшего  школьного  возраста

образовательных  учреждений VII   и  VIII вида»

Данный  курс направлен на  всестороннюю коррекцию и развитие умственно  отсталого ребенка, которое идет постепенно, достаточно  медленно, поэтому  положительный результат  достигается не сразу. Могут:

  • проявляются  новые  положительные формы  поведения;
  •  раскрываются   способности выполнять ранее недоступные виды  деятельности;
  • расширяется  позитивный   вид общения  и  сотрудничества.

Критерием эффективности данной программы должна  стать не  оценка по  предмету, а  успешное психическое  и  личностное  развитие ребенка, степень  продвижения  каждого  ученика, которое может  быть выявлено наиболее полно и объективно в процессе психолого-педагогического  наблюдения и тестирования.

 

Основные  требования к  уровню  развития  учащихся.

Раздел I  Развитие ощущений и восприятия.

Учащиеся  1 – го класса должны:

  • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зе­леный, желтый;
  • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
  • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих оп­ределенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
  • сравнивать предметы по размерам;
  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать распо­ложение относительно себя или другого предмета;
  • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуа­ции.

 

Учащиеся 2-го класса должны:

  • различать звуки окружающей действительности по  высоте, силе, тембру;
  • различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
  • сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
  • сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
  • ( мяч деревянный и мяч  резиновый);
  • различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб;  уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуа­ции.

Учащиеся  3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют  умения и на­выки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):

3-й класс:

  • анализ конкретного предмета;
  • система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.

4-й  класс:

  • выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).

 

Раздел II Развитие пространственного восприятия.

Учащиеся 1-го класса должны:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в се­редине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний пра­вый, левый, нижний правый, левый углы;
  • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.

Учащиеся 2-го клacca должны:

  • знать единицы времени: неделя, час;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Учащиеся 3-го клacca должны:

  • знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
  • определять время по часам с точностью до 5 минут;

Учащиеся 4-го класса должны:

  • знать единицы времени и соотношение между   ними:
  • 1 минута -  60 секунд;
  • 1 месяц - 28,29,30,31 суток;
  • 1 год – 12 месяцев.
  • определять взаимное положение на плоскости  геометрических фигур (пересечение,  точки пересечения);
  • знать  названия  месяцев  и  их  последовательность;
  • ориентироваться  в  пространстве времени (прошедшее, будущее).

 

Раздел III   Развитие памяти.

Учащиеся  1 –го  класса  должны:

  • запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по образцу (время  экспозиции 1 - 2 мин);     
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удержи­ваемой в памяти (1 - 2 позиции);
  • удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 - 2 игры по теме.

Учащиеся 2-го класса  должны:

  • запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их  размещения:
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек - 1 мин), удерживаемой  в памяти;
  • выполнять определенное задание по сложной инструкции, удержи­ваемой в памяти (2 – 3 позиции);
  • удерживать в памяти 5 - 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 - 2 игры по теме.

Учащиеся 3-го и 4-ых классов  должны:

  • запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опо­ры на образец), удерживаемой в памяти (5 - 7 позиций);
  • удерживать в памяти 10  слов, предметов,  событий и воспро­изводить их спустя 30-40 мин;
  • воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
  • придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
  • играть в 3 - 5 игр по теме.

 

Раздел  IV  Развитие воображения.

       В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:

  • 1-2-е классы -  наблюдательности (т. е. способности подмечать  в ис­следуемом объекты многообразие деталей, свойств,   сторон, качеств);
  • З-й класс - расчлененности  (т.е. способности видеть объ­ект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
  • 4-й класс - способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предме­тов и явлений, установлению их сходства и различия).

 

Раздел VI   Развитие мышления.

Учащиеся 1 -го класса должны:

  • анализировать несложные формы объектов;
  • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • строить умозаключения (с помощью взрослого);
  • конструировать (по образцу) простейшие объекты;
  • решать простейшие логические загадки и задачи;
  • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие за­кономерности на основе анализа и синтеза;
  • конструировать по словесной инструкции или по собственному за­мыслу знакомые объекты;
  • решать логические загадки.

В 3-4-х классах  помимо развития данных  сторон мышления, развиваются:

  • Критичность,
  • Основы логического  познания,
  • Решение  творческих  задач  разного  вида.

 

Оценка достижений  планируемых результатов осуществляется с помощью диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» /Авт. – сост. СемагоН.Я., Семаго М.М.: АРКТИ, (Библиотека психолога-практика)/ 1997 г.

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко 2-е изд., – Киев: Здоровье, 1980.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая  коррекция  умственного  развития  школьника. – М., 2000.
  3. Бидструп Х. Рисунки. Т.1 М.: Искусство, 1969.
  4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология – Ташкент: Медицина, 1976.
  5. Блейхер В.М., Крук И.В., Баков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994.
  7. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64с.
  8. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных  различий // Вопросы  психологии. - №2. – 2002.
  9. Варга А.Я. Психологическая  коррекция  нарушений  общения младших  школьников . //Семья  в  психологической  консультации/Под ред. А.А. Бодалева,  В.В. Столина. – М., 1989.
  10. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей  с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. Г. Пермь 2001. – 72с.
  11. Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили. /Интеллектуальная игра для дошкольников. – М., изд. Российского открытого ун-та, 1991. – 72с.
  12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей . – М., 1995.
  13. Исаев Д.Н. Умственная   отсталость  у  детей  и  подростков.Руководство.- СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
  14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220с.
  15. Нейропсихология детского возраста. Альбом. – М. 1997.
  16. Нейропсихологическая диагностика. Альбом. Ч.2 Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1994.
  17. Никишина В.П. Практическая  психология в  работе  с  детьми с  задержкой психического  развития . –М.,  Владос, 2003. – 126с.
  18. Овчарова Р.В. Практическая  психология  в  начальной  школе. М.,- «ТЦ СФЕРА» - 240 с.
  19. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения умственного развития младших школьников – Абакан: АГПИ, 1990.
  20. Положение детей в мире. М., 2001.
  21. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга, З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.
  22. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

 

 

Содержание занятий в I классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

111

22

333

 

444

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  занятий в IV классе

1

2

3

4