Рабочая программа
«120 уроков психологического развития
младшего школьника»
в общеобразовательной школе с учащимися
ОВЗ (VII) вида
Педагог – психолог Мильшина О.В.
г. Губкинский
2019г.
Пояснительная записка.
В последние десятилетия 20 века остро
обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями
в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми,
остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое
положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями
психического развития, либо больны.
На фоне снижения рождаемости
увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период
с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной
отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития на 20,2 %.
[12]
Большинство современных исследований (Исаева
Д.Н., Акимовой М.К., Козловой В.Т., Бурменской Г.В и др.) свидетельствуют
о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о
значительном увеличении количества различных сочетанных нарушений у детей.
А также появлении на рубеже 90-х годов 20 века новых форм
психического дизонтогенеза.
Дети с отклонениями в умственном
развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у
них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они
испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им
ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической
деятельности этих детей носят стойкий характер, так как являются
результатом органических поражений на разных этапах развития.[9]
В системе психологической помощи детям
с «отклонениями в развитии» на первое место необходимо ставить природу
дефекта, а на второе формирование и развитие той стороны личности ребенка,
которая способна направить свои усилия под руководством взрослых на
компенсацию нарушений и реализацию своих сохранных возможностей для
успешного вхождения в социальную среду (Емельянов Ю.Н., Никишина В.Б. и др.)
Актуальность проблемы создания программы по развитию
познавательной сферы учащихся начальных классах школ VII и VIII вида, заключается
в том, что ситуация обучения умственно-отсталых школьников и детей с
задержкой психического развития осложняется низкой потребностью в
познании, недостаточной сформированностью познавательных процессов и
низким уровнем социализации. Данный вывод сделан, при наблюдении за детьми
на протяжении нескольких лет.
Традиционные коррекционно-развивающие программыОвчаровой
Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Варга А.Я.
«Психологическая коррекция нарушений общений младших школьников» и др., по
которым работают с детьми педагоги-психологи, направлены на формирование
у учащихся учебной мотивации, развитие коммуникативных навыков и т.д. Но они
не в полной мере отвечают требованиям формирования познавательной сферы
умственно отсталых детей.
Программа, представляет собой серию занятий с
учащимися начальных классов школ VII и VIII вида,
направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических
процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Так как развитие
психических процессов, крайне важно для получения этими детьми полных
представлений об окружающем мире, для их успешной адаптации в социуме.
При
организации занятий с детьми учителю, педагогу - психологу следует принимать
во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону
ближайшего развития.
Главная цель
занятий: психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников,
имеющих отклонения в умственном развитии, обеспечение максимальной
социально - психологической адаптации ребенка в образовательной среде.
Задачи программы состоят
в коррекции следующих психических процессов и функций:
- внимание;
- память;
- умение находить зависимости и закономерности,
классифицировать и систематизировать материал;
- способность к комбинированию;
- пространственное представление и воображение;
- способность предвидеть результаты своих
действий;
- способность выполнять последовательные
действия по образцу.
Кроме того, цикл
развивающих занятий способствуют коррекции речи, мелкой моторики и
исправлению других психических недостатков учащихся специальной
(коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.
Все содержание курса
строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год
возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности,
углубить имеющиеся знания, умения и навыки.
Основной формой организации и
проведения занятий является ИГРА. Этот вид деятельности в младшем
школьном возрасте, при отставании в развитии создает благоприятные
условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в
ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний
и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет.
При этом :
- задачи, решаемые игрой, должны быть расположены
в порядке возрастания сложности;
- задания должны иметь широкий диапазон
трудностей;
- постепенное возрастание трудностей позволяет
ученику идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е.
развивать свои творческие способности;
- в каждой игре должна быть организующая и
направляющая помощь со стороны взрослого.
Анализ теории и практики специальной
психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии
развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но
и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности
в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также
повышению активности и пробуждении интереса к учебе.
В занятие мы рекомендуем включать не
более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации:
- от простого к сложному;
- самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего
развития детей.
Программа состоит из 120 занятий.
По 30 занятий в каждом классе начальной школы. Занятия могут проводиться в
любой временной промежуток учебного года с сентября по май и проходят 1-2 раза в неделю. Время проведения
занятия 20 минут.
С содержанием программы для учащихся школ VII-VIII вида
ознакомлены родители на родительских собраниях. Работа по формированию и
развитию познавательной сферы УОШ продолжена на методическом
объединении учителей начальных классов школы №3. Педагогами-дефектологами
школы создана методическая база по проведению диагностики и коррекции
психических процессов умственно отсталых школьников.
Определение
результативности программы
«Развивающих занятий для детей
младшего школьного возраста
образовательных учреждений VII и VIII вида»
Данный
курс направлен на всестороннюю коррекцию и развитие умственно отсталого
ребенка, которое идет постепенно, достаточно медленно, поэтому положительный
результат достигается не сразу. Могут:
- проявляются новые положительные
формы поведения;
- раскрываются способности
выполнять ранее недоступные виды деятельности;
- расширяется позитивный
вид общения и сотрудничества.
Критерием
эффективности данной программы должна стать не оценка по предмету, а
успешное психическое и личностное развитие ребенка, степень продвижения
каждого ученика, которое может быть выявлено наиболее полно и объективно в
процессе психолого-педагогического наблюдения и тестирования.
Основные
требования к уровню развития учащихся.
Раздел I
Развитие ощущений и восприятия.
Учащиеся 1 – го класса должны:
- знать
названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
- знать
названия основных размеров: длина, ширина, высота;
- знать
название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа,
слева, вверху, внизу, далеко, близко;
- различать
звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика,
гудок автомобиля, голоса животных, людей;
- выделять
из группы предметов один или несколько, обладающих определенными
свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
- сравнивать
предметы по размерам;
- определять
положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно
себя или другого предмета;
- сравнивать
предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из
чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
- различать
геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
- применять
полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Учащиеся 2-го класса должны:
- различать
звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
- различать
все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый,
зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый,
малиновый;
- сравнивать
более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их
изображения);
- сравнивать
материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
- (
мяч деревянный и мяч резиновый);
- различать
геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать
отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на
плоскости в пространстве;
- применять
полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют
умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться
тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):
3-й класс:
- анализ
конкретного предмета;
- система
анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов
природного мира.
4-й класс:
- выделение
главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения,
состава числа, смысла прочитанного).
Раздел II Развитие
пространственного восприятия.
Учащиеся 1-го класса должны:
- определять
положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху,
внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед,
над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
- ориентироваться
на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре),
верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя,
нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый,
левый углы;
- знать
отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за,
следом за, следующий за.
Учащиеся 2-го клacca должны:
- знать
единицы времени: неделя, час;
- определять
время по часам с точностью до 1 часа.
Учащиеся 3-го клacca должны:
- знать
единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
- определять
время по часам с точностью до 5 минут;
Учащиеся 4-го класса должны:
- знать
единицы времени и соотношение между ними:
- 1
минута - 60 секунд;
- 1
месяц - 28,29,30,31 суток;
- 1
год – 12 месяцев.
- определять
взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения);
- знать
названия месяцев и их последовательность;
- ориентироваться
в пространстве времени (прошедшее, будущее).
Раздел III
Развитие памяти.
Учащиеся 1 –го класса должны:
- запоминать
несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;
- выполнять
определенное задание по образцу (время экспозиции 1 - 2 мин);
- выполнять
определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 -
2 позиции);
- удерживать
в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
- играть
в 1 - 2 игры по теме.
Учащиеся 2-го класса должны:
- запомнить
несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
- выполнять
определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек - 1 мин),
удерживаемой в памяти;
- выполнять
определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3
позиции);
- удерживать
в памяти 5 - 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
- играть
в 1 - 2 игры по теме.
Учащиеся 3-го и 4-ых классов должны:
- запоминать
до 10 предметов и порядок их размещения;
- выполнять
определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец),
удерживаемой в памяти (5 - 7 позиций);
- удерживать
в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40
мин;
- воспроизводить
(устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и
самостоятельного чтения;
- придумывать
логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
- играть
в 3 - 5 игр по теме.
Раздел IV
Развитие воображения.
В процессе курса можно продолжить работу,
используя игры и игровые упражнения для развития:
- 1-2-е
классы - наблюдательности (т.
е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей,
свойств, сторон, качеств);
- З-й
класс - расчлененности (т.е.
способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия
нескольких точек зрения на объект);
- 4-й
класс - способности к сравнению
(т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и
различия).
Раздел VI
Развитие мышления.
Учащиеся 1 -го класса должны:
- анализировать
несложные формы объектов;
- устанавливать
несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или
их признаками;
- строить
умозаключения (с помощью взрослого);
- конструировать
(по образцу) простейшие объекты;
- решать
простейшие логические загадки и задачи;
- проводить
отбор и простейшую классификацию предметов.
Учащиеся 2-го класса должны:
- анализировать
формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные
типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
- самостоятельно
строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе
анализа и синтеза;
- конструировать
по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
- решать
логические загадки.
В 3-4-х классах
помимо развития данных сторон мышления, развиваются:
- Критичность,
- Основы
логического познания,
- Решение
творческих задач разного вида.
Оценка достижений планируемых результатов осуществляется
с помощью диагностического комплекта «Исследование особенностей развития
познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» /Авт. –
сост. СемагоН.Я., Семаго М.М.: АРКТИ, (Библиотека психолога-практика)/ 1997
г.
Литература.
- Атлас для экспериментального исследования
отклонений в психической деятельности человека. Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко 2-е изд.,
– Киев: Здоровье, 1980.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая
коррекция умственного развития школьника. – М., 2000.
- Бидструп Х. Рисунки. Т.1 М.: Искусство,
1969.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология –
Ташкент: Медицина, 1976.
- Блейхер В.М., Крук И.В., Баков С.Н. Практическая
патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика
познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994.
- Бабкина
Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс
развивающих занятий для младших школьников). – М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64с.
- Бурменская
Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий //
Вопросы психологии. - №2. – 2002.
- Варга
А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников
. //Семья в психологической консультации/Под ред. А.А. Бодалева,
В.В. Столина. – М., 1989.
- Гаврилова
Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с
нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. Г.
Пермь 2001. – 72с.
- Зак
А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили. /Интеллектуальная игра
для дошкольников. – М., изд. Российского открытого ун-та, 1991. – 72с.
- Забрамная
С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей .
– М., 1995.
- Исаев
Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.Руководство.-
СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
- Локалова
Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга
для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое
общество России, 2000. – 220с.
- Нейропсихология детского возраста. Альбом. – М. 1997.
- Нейропсихологическая диагностика. Альбом. Ч.2 Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ,
1994.
- Никишина В.П. Практическая психология в
работе с детьми с задержкой психического развития . –М., Владос,
2003. – 126с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. М.,- «ТЦ СФЕРА» - 240 с.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический
комплекс методик для определения умственного развития младших школьников
– Абакан: АГПИ, 1990.
- Положение
детей в мире. М., 2001.
- Программа интенсивного умственного развития детей
дошкольного возраста.
Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга,
З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.
- Развиваем
руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов.
/ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.
Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил.
– (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Содержание занятий в I классе












Содержание занятий в IV классе



