ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года, № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26ноября, 2010 года, № 1241, от 22 сентября 2011 года, № 2357, от 18 декабря
2012 года, № 1060, от 29 декабря 2014 года, №1643, от 16 июня 2015 года, №507, от 31декабря 2015 года, № 1576 (далее – ФГОС НОО);
- примерной основной образовательной программой начального общего образования;
(одобрено федеральным учебно-методическим объединением по общему и образованию протокол №3от 28 октября 2015 года)
- авторской программы «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1—4 классы — М.: Просвещение, 2015.
В соответствии с:
- Положением о рабочей программе учебных предметов, элективных курсов, спецкурсов, индивидуальных и групповых занятий;
- Учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа № 7 на 2020-2021 учебный год.
Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами,
Согласно учебному плану МКОУ СОШ №7 на 2020-2021 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Отличий рабочей программы от авторской программы, на основе которой разработана рабочая программа, нет.
Сроки реализации рабочей программы предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса – 1 год.
Используемый УМК «Школа России» содержит:
- Е. И. Коротеева, Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2017.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания
и средств его выражения.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
- понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении
с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
2 класс
Искусство и ты (34 часа)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей сто с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Как и чем работает художник (8 ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чем говорит искусство (11 ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство (8 ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков изобразительного искусства 2 класс 34 ч
№ п/п |
Наименование раздела программы, тема урока |
Дата |
Примечание (стр. учебника) |
Как и чем работают художник - 8 ч |
|||
1 |
1. Три основных цвета - желтый, красный, синий. Цветочная поляна. |
|
с.24-27 |
2 |
2. Гуашь. Белая и чёрная краски. Природная стихия. |
|
с.28-31 |
3 |
3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Волшебный осенний лес. |
|
с.36-39 |
4 |
4. Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев. |
|
с.50-53 |
5 |
5. Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица. Зимний лес. |
|
с.40-43 |
6 |
6. Выразительность материалов для работы в объеме. |
|
с.44-47 |
7 |
7. Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка из объёмных форм. |
|
с.48-49 |
8 |
8. Выразительный материал художника. Изображение родного города. |
|
с.54-57 |
Реальность и фантазия -7 ч |
|||
9 |
1. Изображение и реальность. «Мир вокруг нас» - изображение любимого животного. |
|
с.58-61 |
10 |
2. Изображение и фантазия. Сказочная птица. |
|
с.62-65 |
11 |
3. Украшение и реальность. Паутинка с росой, веточками деревьев при помощи линий. |
|
с.66-69 |
12 |
4. Украшение и фантазия. Украшение кокошника и сарафана. |
|
с.70-73 |
13 |
5. Постройка и реальность. Подводный мир. |
|
с.74-75 |
14 |
6. Постройка и фантазия. Макет сказочного города. |
|
с.76-77 |
15 |
7. Ёлочные игрушки, изображающие людей, зверей, растения. |
|
с.78-87 |
О чем говорит искусство -11 ч |
|||
16 |
1. Природа в различных состояниях. Тревожное море. «Сказка о рыбаке и рыбке». |
|
с.88-91 |
17 |
2. Характер животных. Четвероногий герой. |
|
с.96-99 |
18 |
3. Характер человека: женский образ. «Добрый сказочный герой». |
|
с.100-101 |
19 |
4. Характер человека: мужской образ. «Злой сказочный герой». |
|
с.102-105 |
20 |
5. Образ человека в скульптуре. Изображение «Скульптура человека». |
|
с.106 |
21 |
6. Образ человека в скульптуре. Изображение «Скульптура человека». |
|
с.107 |
22 |
7. Образ животного в скульптуре. Изображение «Скульптура животного». |
|
с.108 |
23 |
8. Человек и его украшение. Изображение «Богатырские доспехи». |
|
с.108-111 |
24 |
9. Украшение. Украшение сказочных флотов. |
|
с.112-113 |
25 |
10. Образ здания. Изображение «Замок Снежной Королевы». |
|
|
26 |
11. Выставка творческих работ. |
|
с.114-117 |
Как говорит искусство - 8 ч |
|||
27 |
1. Теплые и холодные цвета. Изображение «Огонь в ночи». |
|
с.124-129 |
28 |
2. Тихие и звонкие цвета. Изображение «Весенняя земля». |
|
с.130-131 |
29 |
3. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение «Весенний пейзаж». |
|
с.136-137 |
30 |
4. Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево. |
|
с.138-139 |
31 |
5. Ритм пятен как средство выражения. Изображение «Поляна цветов». |
|
с.134-135 |
32 |
6. Пропорции. Изображение «Сказочные птицы». |
|
с.141 |
33 |
7. Итоговая контрольная работа (творческая работа). |
|
|
34 |
8. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Коллективное панно «Весна. Шум птиц». |
|
с.140 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.