Рабочая программа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.2)
по предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для учеников 3в класса
Учитель________________________
Пояснительная записка
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Настоящая адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643);
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письма Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»;
- Письма Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. Протокол №4/15);
- Школьных локальных актов;
- Учебного плана МБОУ СОШ __ на 2021-2022 г.
Рабочая программа реализуется на основе УМК: «Школа России» Учебник: «Литературное чтение». 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2 части)/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. (с аудиоприложением на электронном носителе), в 2-х частях. - М. «Просвещение», 2020 г.; 3 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций /М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская/ - М.: «Просвещение», 2020г.
Количество часов: всего136 часов, в неделю – 4 часа.
В составе общего класса обучаются уч-я, которому рекомендовано обучение по Адаптированной основной образовательной программе для детей ЗПР (вариант 2). Для данных уч-я характерно: низкий объём внимания, памяти, частичное выполнение заданий, поэтому учебный материал для этого ребёнка адаптирован (см. КТП ).
Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающиеся с ОВЗ с ЗПР (вариант 2) получат образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Для данных уч-ся характерно: низкий объём внимания, памяти, частичное выполнение заданий, поэтому учебный материал для этого ребёнка адаптирован.
Затруднения |
Адаптированные приемы |
Трудность в переключении внимания |
Порционное объяснение учебного материала |
Быстрая утомляемость |
Частая смена деятельности |
Не сформирована самостоятельная деятельность |
Оказание индивидуальной помощи на уроке, закрепление консультантов из числа одноклассников |
Гиперактивность |
Установка на выполнение работы, поощрения, групповая работа с педагогом психологом |
Неразвитость познавательных процессов |
Включение в урочную и внеурочную работу упражнений на развитие восприятия, внимания и памяти. |
Трудности в отношениях со сверстниками |
Вовлечение в игры на переменах, распределение обязанностей по классу. |
Трудности при выполнении заданий с геометрическим материалом |
Чаще включать в урок индивидуальные практические упражнения в измерении, черчении, моделировании. |
I. Планируемые результаты изучения литературного чтения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Виды речевой и читательской деятельности. Учащиеся научатся:
самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
Учащиеся получат возможность научиться:
Творческая деятельность. Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика.Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
В результате изучения литературного чтения ученик должензнать/понимать:
· наизусть не менее 15 стихотворений;
· названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
· элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
· повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
· соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
· определять тему и главную мысль произведения;
· воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
· подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
· отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
· раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа;
· делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
· сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы
· ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
· читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
· различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
· приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
· овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 65 – 70 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
· работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
· считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ); сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения,
репродукцией картины художника; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения; сравнивать
· мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
· осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры;
· осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные;
· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
· определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД:
Личностные:
Формы и виды контроля
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
– неправильная постановка ударений (более 2);
– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
– неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
– неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
– нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
– нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
– не более двух неправильных ударений;
– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
– неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 40 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста); индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Техника чтения
Способами оценивания результативности обучения чтению являются: замер скорости чтения (не менее 65-70 слов/мин к концу 3 класса);
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
Критерии оценки по технике чтения в 3 классе
Оценки Четверть
|
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
I четверть |
более 70 слов |
55-70 слов |
40-54 слова |
меньше 40 слов |
II четверть |
более 75 слов |
60-75 слов |
45-59 слов |
меньше 45 слов |
III четверть |
более 85 слов |
70-85 слов |
55-69 слов |
меньше 55 слов |
IV четверть |
более 90 слов |
75-90 слов |
60-74 слова |
меньше 60 слов |
Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:- в третьем классе – 1/3 страницы.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
Оценка «4» ставится ученику, если он:
Оценка «3» ставится ученику, если он:
Оценка «2» ставится ученику, если он:
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Чтение наизусть
Оценка "5" – твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно читает.
Оценка "4"– знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет неточности.
Оценка "3"– читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
Оценка "5" – выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования
Оценка "3"– допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2"– допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
Оценка "5" – выполнены все требования
Оценка "4"– допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2"– допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4"– допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3"– пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2"– не может передать содержание прочитанного.
Оценка выполнения тестовых заданий
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 81 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 80%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 50%.
Оценка выполнения проектных заданий
Отметка «5»: учащийся выполнил на 85 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил на 71 – 84%.
Отметка «3»: учащийся выполнил на 51 – 70%.
Отметка «2»: не ставится, т.к. это творческая работа
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint.
Критерии оценивания |
|
Параметры |
Дизайн презентации |
|
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; - диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; - текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; - списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; - ссылки – все ссылки работают Средняя оценка по дизайну |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Содержание |
|
- раскрыты все аспекты темы; |
|
|
- материал изложен в доступной форме; |
|
|
- систематизированный набор оригинальных рисунков; |
|
|
- слайды расположены в логической последовательности; |
|
|
- заключительный слайд с выводами; |
|
|
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. |
|
|
Средняя оценка по содержанию |
Защита проекта |
|
- речь учащегося чёткая и логичная; |
|
|
- ученик владеет материалом своей темы; |
|
|
Средняя оценка по защите проекта |
|
|
Итоговая оценка |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» не ставится, так как это творческая работа
II.Содержание учебного предмета, курса.
Введение (1ч)Вводный урок по курсу литературного чтения.
Устное народное творчество (17 ч)Русские народные песни. Докучные сказки. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)Ф.И.Тютчев «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». И.С.Никитин «Встреча зимы». И.З.Суриков «Детство», «Зима». Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского».
Великие русские писатели (27 ч)А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Басни И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица». Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес», «Горные вершины», «На севере диком…». Л.Н.Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», Прыжок», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели».
Литературные сказки (10 ч)Д.И.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые Глаза, Короткий хвост. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
Были-небылицы (12 ч)М.Горький(А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой».К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». А.И.Куприн «Слон».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». А.А.Блок«Сны», «Ворона». С.А.Есенин «Черемуха».М.М.Пришвин «Моя Родина».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Люби всё живое (16 ч)И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку».Б.С.Житков «Про обезьянку». В.П.Астафьев «Капалуха». В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь 2 (10 ч)С.Я Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». А.Л.Барто «Разлука», «В театре». С.В.Михалков «Если». М. Дружинина «Мамочка-мамуля…». Т. Бокова «Родина слово большое…». Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (14 ч)Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». А.П.Платонов «Цветок на земле».
М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Зарубежная литература (11 ч)». Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература
III. Тематическое планирование
С целью приобщения школьников к истории и культуре ЯНАО, формирования первоначальных представлений об особенностях округа, темы по чтению интегрированы с темами «Литературного краеведения» (на основании приказов № 916, 681, 689 от 12.04.2011.«Об изменениях в изучении предметов национально-регионального компонента»).
Стихи Л.В.Лапцуй, Р.П.Ругинао природе северного края включены в разделы: «Поэтическая тетрадь», «Люби живое», социально-бытовые и этнологические сказки – в раздел «Были и небылицы», произведения о подвижниках севера в разделе «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Данные темы представлены программой, рекомендованной Институтом проблем освоения Севера СОРАН, автора Л.В.Федоровова
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Коли- чество часов |
Практическая часть |
|||||
Проверка техники чтения |
Тесты |
Диагностическая работа |
Проект |
Проверочная работа |
Контрольная работа |
|||
1 |
Введение. Знакомство с учебником |
1 |
- |
- |
|
- |
- |
- |
2 |
Устное народное творчество |
17 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
Поэтическая тетрадь 1 |
9 |
1 |
- |
|
|
- |
1 |
4 |
Великие русские писатели |
27 |
- |
- |
|
- |
- |
1 |
5 |
Литературные сказки |
10 |
- |
- |
|
- |
1 |
- |
6 |
Были – небылицы |
12 |
- |
- |
|
- |
1 |
- |
7 |
Поэтическая тетрадь 1 |
9 |
- |
1 |
|
- |
- |
- |
8 |
Люби всё живое |
16 |
- |
- |
|
- |
- |
1 |
9 |
Поэтическая тетрадь 2 |
10 |
1 |
1 |
|
1 |
- |
- |
10 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
14 |
- |
- |
|
- |
1 |
- |
11 |
Зарубежная литература |
11 |
1 |
1 |
|
- |
- |
- |
|
Итого |
136 |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.ГоловановаЛитературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1,2 – М.: Просвещение, 2020
2. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2017 г.
3. Аудиоприложение (компакт-диск) к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. , Виноградская Л.А., Бойкина М.В. «Литературное чтение» 3 класс – М.: «Просвещение», 2020 г.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельностиобучающихся
№ п\п
|
Тема урока |
Кол- во час
|
Адаптация учебного материала для уч-ся с ЗПР |
Дата проведе ния |
Приме чание |
||||||||
план |
факт |
|
|||||||||||
Введение (1ч) |
|||||||||||||
1 |
Введение. Знакомство с учебником. |
1 |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|
|
|
|||||||
Устное народное творчество (17 ч) |
|||||||||||||
2 |
Устное народное творчество. Знакомство с разделом.
|
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества; находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме; находить слова, которые помогают представить героя; соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий составлять план; рассказывать сказку |
|
|
|
|||||||
3 |
Русские народные песни. |
1 |
|
|
|
||||||||
4 |
Докучные сказки. Сочиняем докучные сказки. |
1 |
|
|
|
||||||||
5 |
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. П.Явтысый «Зов морошковой земли |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности; определять последовательность событий, составлять план; Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки) |
|
|
|
|||||||
6-7 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
2 |
|
|
|
||||||||
8-10 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
3 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности
|
|
|
|
|||||||
11-13 |
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». |
3 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. |
|
|
|
|||||||
14 |
Внеклассное чтение «В гостях у русской народной сказки». |
1 |
|
|
|
||||||||
15 |
Обобщение по теме «Устное народное творчество». |
1 |
|
|
|
||||||||
16 |
Входная проверка техники чтения. |
1 |
|
|
|
||||||||
17 |
Проект «Сочиняем волшебную сказку» |
1 |
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. |
|
|
|
|||||||
18 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество». Е.Сусой «Из глубины веков» |
1 |
Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся различать виды устного народного творчества. |
|
|
|
|||||||
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч) |
|
||||||||||||
19 |
Поэтическая тетрадь 1. Знакомство с разделом. Л.Лапцуй «Ручей», «Белые ночи». |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. |
|
|
|
|||||||
20 |
Ф.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. |
|
|
|
|||||||
21 |
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление). |
|
|
|
|||||||
22 |
И.С.Никитин «Встреча зимы». |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения. |
|
|
|
|||||||
23 |
И.З.Суриков «Детство». |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения. Иллюстрировать стихотворение. |
|
|
|
|||||||
24 |
И.З.Суриков «Зима». |
1 |
|
|
|
||||||||
25 |
Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором» |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление). |
|
|
|
|||||||
26 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Р.Ругин «Утром», «Береза» |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся объяснять интересные выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
|||||||
27 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа |
1 |
|
|
|
||||||||
Великие русские писатели (27 ч) |
|||||||||||||
28-29 |
Великие русские писатели. Знакомство с разделом Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. |
2 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, отвечать и задавать вопросы. |
|
|
|
|||||||
30 |
А.С.Пушкин«Уж небо осенью дышало…». |
1 |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом |
|
|
|
|||||||
31 |
А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». |
1 |
|
|
|
||||||||
32 |
А.С.Пушкин «Зимнее утро». |
1 |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. |
|
|
|
|||||||
33 |
А.С.Пушкин «Зимний вечер». |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся находить средства художественной выразительности в лирических текстах. |
|
|
|
|||||||
34 - 38 |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
5 |
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.
|
|
|
|
|||||||
39 |
И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. |
1 |
С помощью библиотекаря подготовить сообщение об И.А. Крылове Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. |
|
|
|
|||||||
40 |
И.А. Крылов «Мартышка и Очки». |
1 |
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. |
|
|
|
|||||||
41 |
И.А. Крылов «Ворона и лисица». |
1 |
|
|
|
||||||||
42 |
М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. |
1 |
С помощью библиотекаря подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. |
|
|
|
|||||||
43-44 |
М.Ю. Лермонтов «Утёс». «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
2 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. |
|
|
|
|||||||
45 |
Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого. |
1 |
Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. |
|
|
|
|||||||
46-47 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» |
2 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
|
|
|
|||||||
48-49 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
2 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
|
|
|
|||||||
50-51 |
Л.Н. Толстой «Прыжок» |
2 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. |
|
|
|
|||||||
52 |
Внеклассное чтение. «По станицам сказок А.С. Пушкина». |
1 |
|
|
|
||||||||
53 |
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся различать лирическое и прозаическое произведения. |
|
|
|
|||||||
54 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели». |
1 |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
|||||||
Литературные сказки (10ч) |
|||||||||||||
55 |
Литературные сказки. Знакомство с разделом. |
1 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. |
|
|
|
|||||||
56-57 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
2 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. |
|
|
|
|||||||
58-59 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
|
2 |
Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Иллюстрировать сказку. |
|
|
|
|||||||
60-61 |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
2 |
С помощью дополнительных наводящих вопросов учатся сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием событий в литературной сказке. |
|
|
|
|||||||
62 |
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». |
1 |
|
|
|
||||||||
63 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки». |
1 |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
|
|
|||||||
64 |
Внеклассное чтение «Советуем прочитать». |
1 |
|
|
|
||||||||
Были–небылицы (12 ч) |
|||||||||||||
65 |
Были-небылицы. Знакомство с разделом. Северная сказка «Хозяйка огня» |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.. |
|
|
|
|||||||
66-68 |
М. Горький «Случай с Евсейкой».
|
3 |
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
|
|
|
|||||||
69-71 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
3 |
Характеризовать героев произведения. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. |
|
|
|
|||||||
72-74 |
А.И. Куприн «Слон».
|
3 |
Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации |
|
|
|
|||||||
75 |
Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». |
1 |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
|||||||
76 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы». |
1 |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
|||||||
Поэтическая тетрадь 1 (9ч) |
|||||||||||||
77 |
Поэтическая тетрадь 1. С. Чёрный «Воробей». |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. |
|
|
|
|||||||
78-79 |
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…». «Слон».
|
2 |
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове |
|
|
|
|||||||
80 |
А.А. Блок «Сны».
|
1 |
Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
|
|
|
|||||||
81 |
А.А. Блок «Ворона».
|
1 |
Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста. |
|
|
|
|||||||
82 |
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). |
1 |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
|
|
|||||||
83 |
С.А. Есенин «Черёмуха».
|
1 |
Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. |
|
|
|
|||||||
84 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». |
1 |
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. |
|
|
|
|||||||
85 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Л.В.Лапцуй«В краю оленьих троп» |
1 |
|
|
|
||||||||
Люби всё живое (16 ч) |
|||||||||||||
86 |
Люби живое. Знакомство с разделом. П.Явтысый «Зов морошковой земли» |
1 |
Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. |
|
|
|
|||||||
87 88 |
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
2 |
Определять жанр произведения, его идею. Понимать нравственный смысл рассказа. Составлять план произведения. |
|
|
|
|||||||
89-90 |
В.И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». |
2 |
Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. |
|
|
|
|||||||
91-92 |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
2 |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
|
|
|||||||
93 |
Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…» |
1 |
|
|
|
||||||||
94 |
В.П. Астафьев «Капалуха».
|
1 |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
|
|
|||||||
95 - 98 |
Б.С. Житков «Про обезьянку»
|
4 |
Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов |
|
|
|
|||||||
99 |
Внеклассное чтение. В.В. Бианки «Кто чем поёт?», «Мышонок Пик» |
1 |
|
|
|
||||||||
100 |
Обобщающий урок по разделу «Люби всё живое» |
1 |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
|
|
|||||||
101 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое». |
1 |
|
|
|
||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (10 ч) |
|||||||||||||
102 |
Поэтическая тетрадь 2. Запуск проекта «В мире детской поэзии».
|
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. |
|
|
|
|||||||
103 |
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. |
|
|
|
|||||||
104 |
А.Л. Барто«Разлука».
|
1 |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. |
|
|
|
|||||||
105 |
А.Л. Барто «В театре».
|
1 |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. |
|
|
|
|||||||
106 |
С.В. Михалков «Если».
|
1 |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. |
|
|
|
|||||||
107 |
М. Дружинина «Мамочка-мамуля». Т. Бокова «Родина – слово большое…» |
1 |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. |
|
|
|
|||||||
108 |
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
|
1 |
Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. |
|
|
|
|||||||
109 |
Проект: «Праздник поэзии»
|
1 |
Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть |
|
|
|
|||||||
110 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». |
1 |
Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
|||||||
111 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Л .Лапцуй«Тундра шепчет» |
1 |
|
|
|
||||||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14 ч) |
|||||||||||||
112 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Знакомство с разделом. Л.Лапцуй«Тундра шепчет» |
1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке |
|
|
|
|||||||
113 |
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
1 |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя. |
|
|
|
|||||||
114-115 |
М.М. Зощенко «Золотые слова».
|
2 |
Отвечать на вопросы по содержанию. Понимать особенности юмористических произведений; |
|
|
|
|||||||
116-117 |
М.М. Зощенко «Великие путешественники». |
2 |
Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. |
|
|
|
|||||||
118 |
Н.Н. Носов «Федина задача». |
1 |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. |
|
|
|
|||||||
119-120 |
А.П. Платонов «Цветок на земле».
|
2 |
Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения. |
|
|
|
|||||||
121 |
Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью |
1 |
|
|
|
||||||||
122 |
Н.Н. Носов «Телефон». |
1 |
Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах. |
|
|
|
|||||||
123 |
Внеклассное чтение. «Советуем прочитать». |
|
|
|
|
||||||||
124 |
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» |
1 |
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех. |
|
|
|
|||||||
125 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
1 |
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
|
|
|||||||
|
|||||||||||||
Зарубежная литература (11 ч) |
|||||||||||||
126 |
Знакомство с названием раздела. В мире книг. |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. |
|
|
|
|||||||
127 - 130 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
|
4 |
Подготовка сообщения. Определять нравственный смысл сказки |
|
|
|
|||||||
131 |
Внеклассное чтение. Г.Х Андерсен «Дюймовочка». |
1 |
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными |
|
|
|
|||||||
132 |
Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». «Брейн-ринг». |
1 |
|
|
|
||||||||
133 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».
|
1 |
|
|
|
||||||||
134-135 |
Резервные уроки |
2 |
|
|
|
||||||||
136 |
КВН «Цветик-семицветик». Задание на лето |
1 |
Составлять списки книг для чтения летом (с учителем); оценивать свой ответ;планировать возможный вариант исправления ошибок. |
|
|
|
|||||||
Лист корректировки учебной программы
2021 – 2022 учебный год
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Причина изменений в программе |
Способ корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист проектной деятельности
Дата
|
Тема урока |
Мини – проект |
Кратковременный |
Долговременный |
примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.