Пояснительная записка
1. Программа учебного курса «Математика» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования «МБОУ С(К)ОШ №57 г. Челябинска» на 2016-2025 г.г.
2. Цели и задачи рабочей программы
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие задачи:
― дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной жизни;
― коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
― воспитание положительных качеств и свойств личности.
3. Общая характеристика учебного предмета, с учетом особенностей его освоения обучающимися
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Учащиеся должны не только овладеть определённым объёмом математических знаний, но уметь использовать их при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться, использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). На уроках математики даётся геометрический материал на различение геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертёжными приборами. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Самое серьёзное внимание при обучении математике уделяется формированию у учащихся вычислительных навыков, что жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
4. Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика». На его изучение отводится в год следующее количество часов: 5 класс – 170 часов, 6 класс – 170 часов, 7 класс – 136 часа, 8 класс – 136 часа, 9 класс – 136 часа.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Класс |
Личностные результаты |
5 класс |
· Проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; · Желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; · Умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания; · Умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя); · Умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математические терминологии, и обосновать его (с помощью учителя); · Элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение учителю и одноклассникам; · Умение оказывать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания; · Умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи; · Знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертёжных) при выполнении математического задания; · Элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; · Элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; · Понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально- трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); · Элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. |
6 класс |
· Проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; · Желание и умение выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; · Умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при организации собственной деятельности по выполнению учебного задания; · Умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности; · Умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя); · Навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики (с помощью учителя); · Умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении математического задания и принять ее; · Умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность по выполнению математического задания; · Знание элементарных правил безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных), следование им при организации собственной деятельности; · Навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; · Навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; · Понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); · Элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. |
7 класс |
· Проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания и во внеурочной деятельности; · Желание и умение выполнить математическое задание правильно, в соответствии с данным образцом с использованием знаковой символики или инструкцией учителя, высказанной с использованием математической терминологии; · Умение организовать собственную деятельность по выполнению учебного задания на основе данного образца, инструкции учителя, с соблюдением пошагового выполнения алгоритма математической операции; · Умение использовать математическую терминологию в устной речи при воспроизведении алгоритма выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) в виде отчета о выполненной деятельности и плана предстоящей деятельности (с помощью учителя); · Умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических действий сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных связей и закономерностей (с помощью учителя) с использованием математической терминологии; · Навыки межличностного взаимодействия на уроке математики на основе доброжелательного и уважительного отношения к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания; · Элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении математического задания и принять ее; · Умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность на уроке математики; · Навыки самостоятельной деятельности при выполнении математической операции (учебного задания) с использованием учебника математики, на основе усвоенного алгоритма действия и самооценки, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); · Понимание связи математических знаний с жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); · Элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе (на основе сюжетов арифметических задач, содержания математических заданий), умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения; · Начальные представления об основах гражданской идентичности, семейных ценностях (на основе сюжетов арифметических задач, содержания математических заданий). |
8, 9 класс |
· Проявление учебной мотивации при изучении математики, положительное отношение к обучению в целом; · Умение организовать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с данным образцом с использованием знаковой символики или инструкцией учителя и с соблюдением усвоенного алгоритма математической операции; · Умение использовать математическую терминологию в устной речи при воспроизведении алгоритма выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) в виде отчета о выполненной деятельности и плана предстоящей деятельности; · Умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических действий сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных связей и закономерностей (с помощью учителя) с использованием математической терминологии; · Навыки позитивного, бесконфликтного межличностного взаимодействия на уроке математики с учителем и одноклассниками; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания; · Элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении математического задания и принять ее; · Умение корригировать собственную деятельность на уроке математики в соответствии с высказанными учителем и одноклассниками замечаниями (мнением), а также в результате элементарных навыков самоконтроля; · Понимание связи математических знаний с жизненными и профессионально-трудовыми ситуациями, умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду; · Элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе, семейных ценностях, гражданской идентичности (на основе сюжетов арифметических задач, содержания математических заданий). |
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Класс |
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
5 класс |
· Знание числового ряда 1—1000 в прямом порядке; · Умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); · Счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел; · Определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы); · Умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000; · Знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя); · Знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; · Выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений; · Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; · Выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка; · Выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях); · Знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать; · Выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) …?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия; · Различение видов треугольников в зависимости от величины углов; · Знание радиуса и диаметра окружности, круга. |
· Знание числового ряда 1—1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000; · Умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); · Счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел; · Знание класса единиц, разрядов в классе единиц; · Умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы; · Умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000; · Выполнение округления чисел до десятков, сотен; · Знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII; · Знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений; · Знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; · Выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000); · Выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; · Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; · Выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком; · Выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений; · Знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби; · Выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) …?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя); · Знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; · Умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; · Знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений; · Вычисление периметра многоугольника. |
6 класс |
· Знание числового ряда 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя); · Умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора); · Получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 10 000; определение разрядов в записи четырехзначного числа, умение назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы); · Умение сравнивать числа в пределах 10 000; · Знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII; · Выполнение преобразований чисел (небольших), полученных при измерении стоимости, длины, массы; · Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; · Выполнение умножения и деления чисел в пределах 10000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; · Выполнение сложения и вычитания чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); · Умение прочитать, записать смешанное число, сравнить смешанные числа; · Выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа (в знаменателе числа 2—10, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности; · Выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного слагаемого; · Узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; · Выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; · Знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; · Умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; · Вычисление периметра многоугольника. |
· Знание числового ряда 1— 10000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000; · Умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000 (в том числе с использованием калькулятора); · Знание разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел: чертить нумерационную таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в нее числа и читать их, записывать вписанные в таблицу числа вне ее; · Получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; разложение чисел в пределах 1 000000 на разрядные слагаемые; · Умение сравнивать числа в пределах 1 000 000; · Выполнение округления чисел до любого заданного разряда в пределах 1 000 000; · Умение прочитать и записать числа с использованием цифр римской нумерации в пределах XX; · Записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей (с помощью учителя); · Выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000 000 приемами устных вычислений; · Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; · Выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; деление с остатком в пределах 10 000 с последующей проверкой; · Выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; · Знание смешанных чисел, умение получить, обозначить, сравнить смешанные числа; · Умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами; · Выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа; · Знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем; · Выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа; на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше) …?»; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя); · Выполнение решения и составление задач на встречное движение двух тел; · Узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выполнение построения перпендикулярных прямых, параллельных прямых на заданном расстоянии; · Умение построить высоту в треугольнике; · Выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и бруса. |
7 класс |
· Знание числового ряда 1— 10000 в прямом порядке; · Счет в пределах 10 000, присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100, 1 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); · Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; · Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; · Знание алгоритма выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; умение использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); · Выполнение умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; · Знание десятичных дробей, умение их записать, прочитать, сравнить; · Выполнение сложения и вычитания десятичных дробей (с помощью учителя); · Выполнение решения простых арифметических задач на определение продолжительности события; · Знание свойств элементов куба, бруса; · Узнавание симметричных предметов, геометрических фигур; нахождение оси симметрии симметричного плоского предмета. |
· Знание числового ряда в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000; · Счет в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000, 100000) устно и с записью чисел; · Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1000000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; · Знание алгоритма выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; умение использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); · Выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений; · Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи); · Знание десятичных дробей, умение их записать, прочитать, сравнить, выполнить преобразования десятичных дробей; · Умение записать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; · Выполнение сложения и вычитания десятичных дробей; · Выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи); · Выполнение умножения и деления чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно; · Выполнение решения и составление простых арифметических задач на определение продолжительности, начала и окончания события; · Выполнение решения составных задач в три арифметических действия; · Знание видов четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; · Узнавание симметричных предметов, геометрических фигур; нахождение оси симметрии симметричного плоского предмета; умение расположить предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. |
8 класс |
· Счет в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет в пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250; · Выполнение сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; · Выполнение сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей; · Знание способов проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами письменных вычислений, и умение их выполнить с целью определения правильности вычислений; · Знание единиц измерения (мер) площади, умение их записать и прочитать; умение вычислить площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя). |
· Счет в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц и равных числовых групп; · Выполнение сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (полученных при счете и при измерении величин), обыкновенных и десятичных дробей; выполнение умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1 000; · Нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; · Умение находить среднее арифметическое чисел; · Выполнение решения простых арифметических задач на пропорциональное деление; · Знание величины 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника; · Умение строить и измерять углы с помощью транспортира; · Умение строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; · Знание единиц измерения (мер) площади, их соотношений; умение вычислить площадь прямоугольника (квадрата); · Знание формул вычисления длины окружности, площади круга; умение вычислить длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; · Умение построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии. |
9 класс |
· Знать таблицы сложения однозначных чисел; · Знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; · Знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; · Знать числовой ряд чисел в пределах 100 000; · Знать дроби обыкновенные и десятичные, их получение, запись, чтение; · Знать геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм); · Знать названия геометрических тел: куб, шар, параллелепипед. читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 100 000; · Выполнять письменно действия с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий, с использованием микрокалькулятора; · Выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; · Выбирать единицу для измерения величины (стоимости, длины, массы, площади, времени); · Выполнять действия с величинами; · Находить доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); · Решать простые арифметические задачи и составные в 2 действия; · Распознавать, различать и называть геометрические фигуры и тела.
|
· Знать таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; · Знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; · Знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; · Знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000 · Знать дроби обыкновенные и десятичные, их получение, запись, чтение; · Знать геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда; · Знать названия геометрических тел: куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус; · Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; · Выполнять устно арифметические действия с числами и числами, полученными при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000; · Выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000; · Выполнять арифметические действия с десятичными дробями; · Выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора; · Находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту); · Решать все простые задачи в соответствии с программой, составные задачи в 2-3 арифметических действия; · Вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба); · Различать геометрические фигуры и тела; · Строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; · Применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
|
6. Содержание учебного предмета
6.1. Содержание предмета
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: копейка (1 к.), рубль (1 р.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1 м), километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц), тонна (1 т). Единица измерения емкости – литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда (1 с), минута (1 мин), час (1 ч), сутки (1 сут.), неделя (1нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1 в.).Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв. см),
квадратный дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв. км). Единицы измерения объема: кубический миллиметр (1 куб. мм), кубический сантиметр (1 куб. см), кубический дециметр (1 куб. дм), кубический метр (1 куб. м), кубический километр (1 куб. км).
Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в виде
десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности результата).
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 100 000.
Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное число.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3-4 арифметических действий.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.
Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.
Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел неправильными дробями. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи).
Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Нахождение одной или нескольких частей числа.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи).
Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью.
Нахождение десятичной дроби от числа.
Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 3-4 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на пропорциональное деление. Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Задачи на нахождение части целого.
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Планирование хода решения задачи.
Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Геометрический материал. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб. Использование чертежных документов для выполнения построений.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) и линий (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в том числе параллельные).
Углы, виды углов, смежные углы. Градус как мера угла. Сумма смежных углов. Сумма углов треугольника.
Симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы, геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. Построение геометрических фигур, симметрично расположенных относительно оси симметрии.
Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.
Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Геометрические тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус. Узнавание, называние. Элементы и свойства прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Развертка и прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).
Объем геометрического тела. Обозначение: V. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).
Геометрические формы в окружающем мире.
6.2. Региональный компонент
Реализация регионального компонента по курсу математики не предусмотрен.
6.3. Система оценивания
Знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов.
«5» - даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила; умеет самостоятельно с минимальной помощью учителя решить задачу, умеет производить письменные и устные вычисления;
«4» - при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, при вычислении нуждается в дополнительных промежуточных записях, опоре на образы реальных предметов; при решении задачи нуждается в дополнительных вопросах учителя; с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры.
«3» - при помощи учителя и учащихся даёт правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; вычисления проводит с опорой на счётный материал; решение задачи после обсуждения с учителем.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя или учащихся.
Оценка письменных работ.
«5» - работа выполнена без ошибок.
«4» - в работе имеются 2 – 3 негрубые ошибки.
«3» - решены простые задачи, но не решена составная; или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
«2» - не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
6.4. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (программы, учебники, учебные пособия, ТСО, наглядность и т.д.)
- комплект учебников: «Математика» 5-9 класс, рабочая тетрадь 5-9 класс;
- мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья для учащихся;
- программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя;
- технические средства обучения (планшеты);
- печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты, репродукции, настольные игры.
Учебно - методический комплекс
Предметная область |
Учебный предмет |
Программа |
Учебники и учебные пособия |
Математика |
Математика |
Рабочие программы по учебному предмету. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. «Математика» / Т.В.Алышевой, А.А.Антропов, Д.Ю.Соловьёва – М.: Просвещение, 2018г.
|
1. М.Н.Перова, Г.М.Капустина, Математика 5-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.Н. Перова, Г.М. Капустина, – М.: «Просвещение», 2021 2. М.Н.Перова, И.М.Яковлева Математика Рабочая тетрадь для 5-9 класса. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2021 3. Математика. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / М. Н. Перова, Т. В. Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю. Соловьева. — М.: Просвещение, 2017 4. М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе». Учебник для ВУЗов. – М,: ВЛАДОС, 2001 5. В.В.Эк «Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», - Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005 6. О.А. Бибина «Изучение геометрического материала в 5 – 6 классах СКОУ VIII вида». Пособие для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2005 7. И. В. Барякина, Е.С. Будникова…Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике (к учебным планам для С(К)ОУ VIII вида) часть 1 – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2015 |
7. Календарно-тематическое планирование
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.