Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Южная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель МО _________Шаварикова С.Б. Протокол № __ от «____»_________ 20__ г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Манджикова Т.А. «_____»_________ 20__ г. |
Утверждаю Директор МКОУ ЮСОШ ____________Найдёнова Н.И. Приказ № ______ от «____»_________ 20__ г. |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
по предмету БИОЛОГИЯ
5 класс
Составитель: учитель биологии и химии
Баянова И.А.
2020 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям линейного курса: Сонин Н.И.. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков.- М.: «Дрофа», 2012.-14- (УМК «Живой организм»). Сонин Н.И.. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А. А. Плешакова/ Н.И. Сонин.- М.: «Дрофа», 2014.- (УМК «Живой организм»).
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
· социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
· приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
· ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
· развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
· овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
· формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:
Цели курса
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 учебных часов для обязательного изучения БИОЛОГИИ в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные работы (вариативная часть 30%)
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
Лабораторная работа №5 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).
Практическая работа 1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
Лабораторная работа № 6 Измерение своего роста и массы тела.
Практическая работа №2 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время— 2 ч.
3.Требования к результатам освоения содержания предметных программ
Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
Ø формирование ответственного отношения к обучению;
Ø формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
Ø формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
Ø осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Ø формирование основ экологической культуры.
Ø формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.
Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:
Ø проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
Ø ставить учебную задачу под руководством учителя;
Ø систематизировать и обобщать разумные виды информации;
Ø составлять план выполнения учебной задачи.
Ø проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
Ø использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
Ø самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
Ø находить и использовать причинно-следственные связи;
Ø строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
Ø выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Ø работать в соответствии с поставленной задачей;
Ø составлять простой и сложный план текста;
Ø участвовать в совместной деятельности;
Ø работать с текстом параграфа и его компонентами;
Ø узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
Ø основные признаки живой природы;
Ø устройство светового микроскопа;
Ø основные органоиды клетки;
Ø основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
Ø ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Ø существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
Ø основные признаки представителей царств живой природы.
Ø основные среды обитания живых организмов;
Ø природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Ø предков человека, их характерные черты, образ жизни;
Ø основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
Ø правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
Ø простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
Ø объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
Ø характеризовать методы биологических исследований;
Ø работать с лупой и световым микроскопом;
Ø узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
Ø объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
Ø соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Ø определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
Ø устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
Ø различать изученные объекты в природе, на таблицах;
Ø устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
Ø объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Ø сравнивать различные среды обитания;
Ø характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
Ø сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
Ø выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
Ø приводить примеры обитателей морей и океанов;
Ø наблюдать за живыми организмами.
Ø объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
Ø объяснять роль растений и животных в жизни человека;
Ø обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
Ø соблюдать правила поведения в природе;
Ø различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
Ø вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
4
Тематическое планирование.
Биология. Введение в биологию. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Название темы |
Всего часов |
Из них |
Содержание |
Характеристика видов деятельности учащихся |
|
Практические и лабораторные работы |
Контрольные работы |
||||
Живой организм: строение и изучение
|
8 |
1.Знакомство с оборудованием для научных исследований. 2.Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*. 3.Строение клеток (наготовых микро-препаратах) Строение клеток кожицы чешуи лука*. 4.Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._ |
Контрольная работа №1 (Входная)
Контрольная работа № 2 по теме «Живой организм» |
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели
|
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов .Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук |
Многообразие живых организмов
|
14 |
|
Контрольная работа № 3 по теме «Многообразие живых организмов» |
Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие.беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека
|
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жинедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результатыи формулируют выводы Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. |
Среда обитания живых организмов
|
6 |
Лабораторная работа №5 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных. Практическая работа 1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения. |
Контрольная работа № 4 по теме «»Среда обитания живых организмов» |
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах
|
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред |
Человек на Земле
|
5 |
Лабораторная работа № 6 Измерение своего роста и массы тела. Практическая работа №2 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. |
|
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни
|
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленны на сохранение здоровья |
Заключение |
1 |
Контрольная работа № 5 |
Итоговое тестирование по курсу 5 класса |
|
|
всего |
34 |
|
|
|
|
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия:
1. Программа основного общего образования . Биология. 5-9 классы./ Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.- М.: Дрофа, 2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Сонин Н.И.. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков.- М.: «Дрофа», 2012.- (УМК «Живой организм»).
4. Введение в биологию. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.И.Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»\авт. Сост. И.В. Константинова.-Волгоград:Учитель, 2013.
5. Сонин Н.И.. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А. А. Плешакова/ Н.И. Сонин.- М.: «Дрофа», 2012.- (УМК «Живой организм»).
6. Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Введение в биологию»5кл.. – М.: Дрофа, 2012.
2. Мультимедийная поддержка.Интернет- ресурсы :
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Электронные приложения к учебникам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п\п |
Тема урока |
часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уроку |
Мультимедийные технологии |
Вид контроля |
Эл-ты доп. сод. |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Д/з |
||||||
|
Живой организм (8 часов)
|
|
|
|||||||||||||
1 |
Введение. Живой организм.
|
1 |
Ознакомление с новым материалом. Входная к.р.№1 |
Что общего в строении всех живых организмов. Основные признаки живого. Удивительное открытие в мире живой природы. |
Уметь давать определения основным признакам живых организмов. Уметь отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста.
|
Работа с CD диском. |
Предварительный. |
Удивительные объекты живой и неживой природы. |
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук |
С. 6-11 Принести удивительный объект. Оформить и рассказать. |
||||||
2
3
|
Наука о живой природе. Лаб. Раб. №1 «Знакомство с оборудованием для научныхиследований»
*Методы изучения природы. Лаб.раб. № 2 «проведение наблюдений , опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
|
1
1
1 |
Комбинированный урок. |
Биология наука о живой природе
Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.
|
Знать определения основных наук о природе
Знать основные методы изучения природы.
|
Работа с CD диском. |
Тест. Работа в тетради с.
|
Семья биологических наук
Оборудование для научных исследований
|
С. 15-17
С 17-22
С 23-26 |
|||||||
4 |
Увеличительные приборы. Живые клетки. Лаб.раб.3 строение клеток живых организмов |
|
|
Школьный световой микроскоп
|
Знать устройство микроскопа и правила работы |
|
Повторение правил работы. |
Правила работы с микроскопом |
П.4 р.т. п4 |
|||||||
5
|
Химический состав клетки. Лаб. Раб. №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. |
1
|
Урок-практикум.
|
Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, ступка, шпатель, спиртовка. Микроскоп.
|
Уметь пользоваться увеличительными приборами
Умение пользоваться микроскопом.
|
|
Проверка практической работы.
|
Большой мир маленьких клеток
|
п.5 р.т. п. 5
|
|||||||
6 |
Вещества и явления в окружающем мире |
|
комбинированный |
Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, ступка, шпатель, спиртовка
|
Описание и сравнение признаков различных веществ |
|
Лабораторная работа
|
Многообразие явлений природы |
С 39-46/ приготовить сообщения о, презентации естесствоиспытателях |
|||||||
7 |
*Великие естествоиспытатели. |
1 |
Формирование новых знаний |
Великие естествоиспытатели: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский.
|
Уметь самостоятельно готовить сообщения на 2-3 минуты. |
Просмотр презентаций учащихся.
|
Текущий. |
|
С. 47-49 |
|||||||
8 |
Контрольная работа №2 по теме «Живой организм» |
1 |
Контроль знаний |
|
Биология. Признаки и свойства живых организмов, живые клетки, тела, вещества |
|
Тестовая контрольная работа |
|
|
|
||||||
9 |
Как развивалась жизнь на Земле. |
1 |
Формирование новых знаний |
Возникновение и развитие жизни на Земле. |
Знать основные этапы развития жизни на Земле. Трилобиты, стегоцефалы,период, динозавр |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль |
Динозавры. |
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении |
С. 52-56. П. 9 р.т. п 9 |
||||||
10 |
*Разнообразие живого. |
1 |
Комбинированный урок.
|
Систематика, классификация, Основные царства.вид |
Знать представителей различных царств. |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. |
|
С. 57-59. П 10 р.т. п10 |
|||||||
11 |
Бактерии |
1 |
Урок изучения нового материала |
Строение и жизнедеятельность бактерий |
Знать основные особенности строения бактериальной клетки |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. |
Схема строения бактериальной клетки |
С60- 63 П.11 р.т. п11 |
|||||||
12 |
Грибы |
1 |
Урок изучения нового материала |
Строение и жизнедеятельность грибов.грибы, плодовое тело, грибница, почкование, ядовитые грибы. Грибы-паразиты |
Знать основные особенности строения грибов. Многообразие. Роль в природе |
Работа с CDдиском. |
Текущий контроль. |
Схема строения гриба, ядовитые грибы |
С64-67 п 12 р.т. п 12 |
|||||||
13 |
Растения. Водоросли. |
1 |
Урок изучения нового материала. Контроль и коррекция знаний. |
Фотосинтез.
Водоросли - низшие древние растения |
Питание растений
Познакомиться с некоторыми педставителями этой группы растений
|
Работа с CD диском |
Текущий контроль. |
Схема процесса фотосинтеза. водоросли |
С 68-73. р.т №84-92
|
|||||||
14 |
Мхи.папоротники |
1 |
Урок изучения нового материала . |
Строение и многообразие мхов, папоротников |
Познакомиться с экземплярами в гербарии. |
Работа с CD диском |
Найти мох в природе. |
Гербарии. |
С73-78 |
|||||||
15 |
Голосеменные растения |
1 |
Урок изучения нового материала . |
Строение и многообразие хвойных растений |
Познакомиться с экземплярами в гербарии. |
Работа с CD диском |
Найти хвойные растения природе. |
Гербарии. |
С79-82 |
|||||||
16 |
Покрытосеменные (цветковые) растения |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Строение и многообразие цветковых растений |
Познакомиться с экземплярами в гербарии. |
Работа с CD диском |
Найти цветковыкомнатны растения |
Гербарии. |
С83-87 |
|||||||
17 |
Значение растений в природе и жизни человека. |
1 |
Урок обобщения знаний |
Культурные, пищевые, технические, декоративные растения. |
Уметь узнавать и классифицировать растения. |
Работа с CDдиском |
Ответить на вопросы в конце параграфа |
Гербарии. |
С88-90 |
|||||||
18 |
Животные. Простейшие. |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Многообразие животных. Рисунки простейших |
Иметь представление о строении и размерах простейших |
Работа с CD диском |
Сделать рисунки. |
Микропрепараты с простейшими Микроскоп |
С 91-93 |
|||||||
19 |
Беспозвоночные животные |
1 |
Урок изучения нового материала . |
Классификация беспозвоночных животных |
Знать основные группы беспозвоночных животных |
Работа с CD диском |
Нарисовать схему. |
Животные беспозвоночные. |
С 94-96 |
|||||||
20 |
Позвоночные |
1 |
Урок изучения нового материала . |
Классификация позвоночных животных |
Знать основные группы позвоночных животных |
Работа с CD диском |
Нарисовать схему. |
Животные позвоночные. |
С 97-99 |
|||||||
21 |
Значение животных в природе и жизни человека |
1 |
Урок обобщения знаний |
Польза животных. |
Обобщить знания о многообразии живых организмов. |
|
Итоговый контроль знаний по теме. |
Основные понятия темы |
С 100-102 |
|||||||
22 |
Контрольная работа№3 по теме «Многообразие живых организмов» |
1 |
Контроль знаний |
Царство бактерии,грибы,растения и животные. |
|
|
Тестовая контрольная работа |
|
|
|
||||||
23 |
*Три среды обитания.практическая работа № 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. |
1 |
Комбинированный урок.
|
Среды обитания. |
Знать характеристику сред обитания, основных представителей. |
Работа с CD диском. |
Работа в тетради с. 66-68. |
|
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред |
С. 103-108. |
||||||
24 |
*Жизнь на разных материках. |
1 |
Комбинированный урок. Урок применение знаний.
|
Жизнь на разных материках. |
Знать представителей флоры и фауны разных материков. |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. Работа в тетради с. 69-71. |
|
П 24 р.т.п24 Приготовить сообщения. |
|||||||
25 |
*Природные зоны Земли. Лаб. Раб. № 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных» |
1 |
Комбинированный урок. Урок применение знаний.
|
Природные зоны Земли: тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина, пустыня, влажный тропический лес. |
Знать представителей природных зон Земли. |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. Работа в тетради с. 72-74. |
|
С. 115-120. |
|||||||
4 четв 26 |
*Жизнь в морях и океанах.
|
1 |
Комбинированный урок. |
Жизнь в морях и океанах. |
Сообщество поверхности воды, донное сообщество,сообщество кораллового рифа, глубоуководное сообщество. |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. Работа в тетради .
|
|
С. 121-125 |
|||||||
27 |
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. |
1 |
Применение знаний |
Экология. Экологические проблемы |
Называть природные зоны Земли. Характеризовать их основные особенности. |
|
Письменный отчет о проделанной работе |
|
|
|||||||
28 |
Контрольная работа№4 по теме «Среда обитания живых организмов» |
1 |
Контроль знаний |
Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов |
|
|
Тестовая контрольная работа |
|
|
|||||||
29 |
*Появление человека на Земле. Лаб.раб. № 6 «Измерение своего роста и массы тела» |
1 |
Комбинированный урок. Урок применения знаний |
Основные этапы возникновения человека. |
Знать основные стадии развития человека. |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. |
|
|
С. 128-134 |
||||||
30 |
Как человек изменил Землю. |
1 |
Комбинированный урок. |
Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект. |
Знать основные экологические проблемы и пути их решения. |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. |
|
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
С. 135-139 |
||||||
31 |
*Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? |
1 |
Комбинированный урок. |
Редкие и исчезающие животные и растения. Причины опустынивания. |
Знать основные экологические проблемы и пути их решения. |
Работа с CD диском. |
Текущий контроль. |
|
С. 140-145 |
|||||||
32 |
Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №2 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
|
1 |
Комбинированный урок |
Правила безопасности. Вредные привычки, ЗОЖ, ядовитые растения и животные |
Знать приёмы оказания первой помощи при кровотечении., растяжении связок. |
|
|
Ядовитые животные и растения |
С146-153 |
|||||||
33 |
Обобщение и повторение изученного за год |
1 |
Систематизация знаний |
ЗОЖ. Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические и химические явления, простые и сложные вещества |
Вести ЗОЖ, бороться с вредными привычками, объяснять роль растений и животных в жизни человека,обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдать правила поведения в природе. |
|
|
|
|
|||||||
34 |
Контрольная работа № 5 Итоговое тестирование. |
1 |
Контроль знаний |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
7. Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
§ выполнил работу без ошибок и недочетов;
§ допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
§ не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
§ не более двух грубых ошибок;
§ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух-трех негрубых ошибок;
§ или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
§ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
§ или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
§ не приступал к выполнению работы;
§ или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
§ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
§ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
§ Время выполнения работы: 10-15 мин.
§ Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
§ Время выполнения работы: 30-40 мин.
§ Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
|
УСТНЫЙ ОТВЕТ |
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА |
«5» |
Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов |
91-100% |
Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» |
Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. |
71-90% |
Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» |
При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. |
50-70% |
Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» |
Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. |
Менее 50% |
Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» |
Отказ от ответа. |
Отказ от выполнения теста. |
Отказ от выполнения работы. |
8. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– использование мультимедийных пособий.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток
г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
д) Соблюдение техники безопасности при проведении практических работ и экскурсий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.