Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
Принята Согласовано Утверждаю
на МО учителей заместитель директора по Директор МБОУ НСОШ
_______________ УВР МБОУ НСОШ __________И.А. Губкова
МБОУ НСОШ ____________/Шереметова Т.А./ Приказ № _____
Протокол № ____
от «__»______20__г от «___»________20___г
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
5 класс, базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
По авторской программе 35 часов
По календарному учебному графику 34 часа
В неделю 1 час
Составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии для 5 класса;авторскойпрограммыВ. В. Пасечника, С.В.Суматохина, Г. С. Калиновой, Г. Г. Швецова и З. Г. Гапонюкадля общеобразовательных организаций предметной линии учебников «Линии жизни». 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2018г.
Учебник «Биология» 5-6 классыВ. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов и З. Г. Гапонюк.-М.:Просвещение, 2019 г.
Учитель биологии:
Бодрошева Елена Сергеевна,
Категория:
Стаж работы
п. Татьяновка
2019 г.
Учебно-методический комплект
1. Учебник «Биология» 5-6 классыВ. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов и З. Г. Гапонюк. - М.: Просвещение, 2019 г. с приложением на электронном носителе.
2. Рабочая тетрадь. 5 класс.
3. Уроки биологии. Пособие для учителя. 5-6 классы.
4. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. З. Г. Гапонюк. 5-6 классы. - М.: Просвещение, 2017 г.
5. Индивидуально-групповая деятельность.Поурочные разработки. 5-6 классы.
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные:
§ Осознавать жизнь как уникальную особенность.
§ Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.
§ Понимать относительность мнений, суждений и подходов к решению проблемы.
§ Формировать умение находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.
§ Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
§ Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
§ Использовать адекватныеязыковые средства для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей.
§ Осознавать необходимость бережного отношения к природе.
§ Выделять эстетические достоинства объектовживойприроды.
§ Соблюдать правила поведения в природе.
§ Понимать ценность жизни во всех ее проявлениях.
§ Формировать элементы экологической культуры.
§ Формироватьестественно-научное мировоззрение,естественно-научное мышление.
§ Развиватьпознавательный интерес на основе проведения простейших биологических исследований.
§ Осознавать общность живой и неживой природы, единство живой природы на основе химического состава клеток.
§ Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
§ Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности.
§ Развиватьпредставление о многообразииживойприродыи единстве органического мира.
§ Формироватьэкологическое сознание.
§ Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
§ Осознано соблюдать основные принципы и правилаотношения к природе.
Метапредметные:
§ Освоить основные приемы работы с учебником и электронным приложением.
§ Планировать свою учебную деятельность при работе с учебником, рабочей тетрадью и электронным приложением.
§ Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
§ Развивать читательскую компетентность.
§ Развивать ИКТ-компетентность.
§ Освоитьприемы работы с лабораторным оборудованием и посудой.
§ Планировать учебную деятельность при проведении исследования.
§ Развиватьумения самостоятельно работать с книгой, формулировать выводы.
§ Знать и соблюдатьправила техники безопасности при работе слабораторным оборудованием и посудой.
§ Преобразовывать текст в таблицу и схему.
§ Сравнивать объекты, находить черты сходства и различия.
§ Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.
§ Отображать в речи содержание совершаемых действий.
§ Аргументировать свою точку зрения при обсуждении сходства и различий живойи неживой природы.
§ Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
§ Освоитьпоисковое чтение.
§ Проводить анализ текста.
§ Переводить информацию из одной формы в другую при заполнении таблицы на основе текста параграфа.
§ Осваиватьметод наблюдения заобъектами живойприроды и заобъектами живойприроды с помощью увеличительных приборов.
§ Планировать учебную деятельность при подготовке к экскурсии ибиологического исследования.
§ Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.
§ Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
§ Освоить проведение виртуальной лабораторной работы с использованием электронного приложения.
§ Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать ее и переводить из однойформы в другую (составление схемы на основе текста).
§ Обобщать понятия, устанавливать причинно-следственные связи.
§ Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.
§ Осуществлять расширенный поиск информации.
§ Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
§ Планировать учебную деятельность при изучении темы.
§ Давать определения понятиям.
§ Анализировать полученные в ходе исследования данные и формулировать выводы.
§ Аргументировать свою точку зрения.
§ Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами, инструментами.
§ Планировать общие способы работы при осуществлении проектной деятельности.
§ Осуществлятьконтроль, коррекция, оценку собственных действий и действий партнера.
Предметные
§ Сформировать элементарные представления о биологии как науки.
§ Раскрывать роль биологии в жизни общества.
§ Оценивать практическую значимость биологических знаний.
§ Знать методы биологической науки.
§ Раскрыватьразличия между практическими и теоретическими методами познания.
§ Уметь определять метод исследования, исходя из его цели.
§ Оцениватьроль количественных методов в биологическом научном эксперименте.
§ Знать отличительные признаки живых тел (организмов) от тел неживой природы.
§ Сформировать представления о царствах живойприроды.
§ Раскрывать взаимосвязи между объектами живойи неживой природы.
§ Знатьосновные среды обитания организмов и их условия.
§ Сформировать представления о сезонных изменениях в природе.
§ Раскрывать взаимосвязи организмов и среды обитания.
§ Оцениватьрольорганизмовв природе.
§ Знать устройство микроскопа.
§ Уметь работать с лупой и микроскопом.
§ Сформировать представления о клеточном строении всех животных организмов, о неорганических веществах и химическом составе клетки.
§ Оцениватьроль неорганических веществ и воды в клетке.
§ Сформироватьи развиватьпредставление о строении клетки.
§ Знать основные компоненты клетки и их свойства.
§ Развивать умение работать с лабораторным оборудованием.
§ Соблюдать правила работы с микроскопом.
§ Сформировать представления о процессах жизнедеятельности в клетке.
§ Сформироватьпервоначальное представление о единстве живых организмов.
§ Систематизировать знания о клеточном строении организмов.
§ Сформировать представление о классификации организмов.
§ Знать основныецарства живойприроды и их отличительные признаки.
§ Сформировать представление о бактериях как царствеживойприроды.
§ Знать особенности строения бактерий.
§ Сформировать представление о роли бактерий в природе и жизни человека.
§ Систематизировать знания обактериях как царствеживойприроды.
§ Знать и соблюдать санитарно-гигиенические правила, позволяющие предупреждать заболевания, вызываемые бактериями.
§ Сформировать представления о строении грибов.
§ Знать основных представителей ядовитых шляпочных грибов.
§ Знать основные приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
§ Сформировать представления о строении плесневых грибов и дрожжей.
§ Оцениватьрольгрибовв природе и жизни человека.
§ Развивать умение работать с увеличительными приборами.
§ Сформировать представление о многообразии царства Растения.
§ Знать характерные признаки растений, различать растения среди биологических объектов.
§ Выделять эстетические достоинства представителей царства Растения.
§ Сформировать представления о строении водорослей.
§ Определять систематическое положение представителей водорослей.
§ Сформировать представления о строении лишайников как комплексных организмов.
§ Объяснять симбиотические отношения на примере лишайников.
§ Сформировать представления о характерных признаках высших споровых растений.
§ Сформировать представления о строениисеменных растений.
§ Знать преимущества семенных растений передспоровыми растениями.
§ Определять систематическое положениеголосеменных растений.
§ Сформировать представления о характерных признаках и строениипокрытосеменных растений.
§ Знать преимущества покрытосеменных растений перед другими группами царства Растения.
§ Определять систематическое положение представителейпокрытосеменных растений.
§ Сформировать представление о многообразии царства Животные.
§ Знать характерные признаки животных, различать животных среди биологических объектов.
§ Знать место животных в системе живойприроды.
§ Обосновывать необходимость охраны животного мира.
§ Знать характерные признаки одноклеточных животных, различать среди биологических объектов.
§ Знать место одноклеточных животных в системе живойприроды.
§ Сформировать представление о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных.
§ Знать характерные признаки многоклеточных беспозвоночных животных, различать среди биологических объектов.
§ Обосновывать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными.
§ Сформировать представление о многообразии позвоночных животных.
§ Знать характерные признаки позвоночных животных, различать среди биологических объектов.
§ Знать место позвоночных животных в системе живойприроды.
§ Знать характерные признаки теплокровных позвоночных животных, различать животных среди биологических объектов.
§ Сформировать представление о многообразии организмов своего края.
Содержание учебного предмета
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология - наука о живых организмах
Биология как наука.Методы изученияживых организмов. Роль биологии впознании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушная среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растения – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среда обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Многообразие растений
Классификациярастений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразиецветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний,вызываемых бактериями. Значение робот Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов.Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, ихроль в природе и жизни человека.
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных.Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших.Значениепростейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточнымиживотными.
Лабораторные работы:
1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы.
2. Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях.
3. Обнаружение органических веществ в растениях.
4. Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
5. Пластиды в клетках листа элодеи.
6. Особенности строения мукора и дрожжей.
7. Внешнее строение цветкового растения.
Тематический план
учебного предмета «Биология»
(1 ч в неделю; 34 учебных недели)
Номер урока |
Тема урока |
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) |
Количество часов |
Дата проведения
|
Введение. Биология как наука (5 ч) |
||||
1(1) |
Биология - наука о живой природе |
|
1 |
05.09 |
2(2) |
Методы изучения биологии |
|
1 |
12.09 |
3(3) |
Как работают в лаборатории |
|
1 |
19.09 |
4(4) |
Разнообразие живой природы |
|
1 |
26.09 |
5(5) |
Среды обитания организмов |
|
1 |
03.10 |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов(9 ч) |
||||
1(6) |
Увеличительные приборы. Лабораторная работа 1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» |
Лабораторная работа 1 |
1 |
10.10 |
2(7) |
Химический состав клетки. Неорганические вещества.Лабораторная работа 2 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях» |
Лабораторная работа 2 |
1 |
17.10 |
3(8) |
Органические вещества. Лабораторная работа 3 «Обнаружение органических веществ в растениях» |
Лабораторная работа 3 |
1 |
24.10 |
4(9) |
Строение клетки |
|
1 |
07.11 |
5(10) |
Лабораторная работа4 «Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом» |
Лабораторная работа4
|
1 |
14.11 |
6(11) |
Жизнедеятельность клетки |
|
1 |
21.11 |
7(12) |
Пластиды. Хлоропласты. Лабораторная работа 5 «Пластиды в клетках листа элодеи» |
Лабораторная работа 5 |
1 |
28.11 |
8(13) |
Деление клеток |
|
1 |
05.12 |
9(14) |
Обобщающий урок «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» |
|
1 |
12.12 |
Многообразие организмов(15 ч) |
||||
1(15) |
Классификация организмов |
|
1 |
19.12 |
2(16) |
Строение и многообразие бактерий |
|
1 |
26.12 |
3(17) |
Строение и многообразие грибов |
|
1 |
16.01 |
4(18) |
Лабораторная работа 6 «Особенности строения мукора и дрожжей» |
Лабораторная работа 6 |
1 |
23.01 |
5(19) |
Характеристика царства Растения |
|
1 |
30.01 |
6(20) |
Водоросли |
|
1 |
06.02 |
7(21) |
Лишайники |
|
1 |
13.02 |
8(22) |
Мхи, папоротники, плауны, хвощи |
|
1 |
20.02 |
9(23) |
Семенные растения. Голосеменные растения |
|
1 |
27.02 |
10(24) |
Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Лабораторная работа 7 «Внешнее строение цветкового растения» |
Лабораторная работа 7 |
1 |
05.03 |
11(25) |
Царство Животные |
|
1 |
12.03 |
12(26) |
Подцарство Одноклеточные |
|
1 |
19.03 |
13(27) |
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные |
|
1 |
02.04 |
14(28) |
Позвоночные животные |
|
1 |
09.04 |
15(29) |
Обобщающий урок «Многообразие живой природы. Охрана природы» |
|
1 |
16.04 |
Резервное время (5 ч) |
||||
1(30) |
Повторение и обобщение |
|
1 |
23.04 |
2(31) |
Повторение и обобщение |
|
1 |
30.04 |
3(32) |
Повторение и обобщение |
|
1 |
07.05 |
4(33) |
Повторение и обобщение |
|
1 |
14.05 |
5(34) |
Повторение и обобщение |
|
1 |
21.05 |
Итого: |
||||
Всего уроков - 34 |
|
|
|
|
Лабораторные работы – 7 |
|
|
|
|
Контрольные работы- 2 |
|
|
|
Лабораторные работы и тестовый контроль размещены в рабочей печатной тетради.
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
ДАТА
|
Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение +контрольная работа)
|
Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) |
|
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) |
Урока, который содержит коррекцию |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания утверждены на РМО учителей Протокол № 1 от 28августа 2019 года(Приложение)
Приложение
Положение о критериях оценивания учащихся
по общеобразовательному предмету «биология»
1. Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
3. Оценка умений проводить наблюдения
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
Классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
11. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
Оценка личностных результатов.
Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса:
- по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на
основе портфолио и на основе наблюдений педагогических работников, описанных в
дневнике психолого-педагогических наблюдений;
- на основе данных мониторинга динамики уровней сформированности духовно-
нравственного развития и воспитания;
- в психологической диагностике при согласии родителей (законных представителей):
-сформированность внутренней позиции учащегося;
-ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности;
-сформированность самооценки;
- сформированность мотивации учебной деятельности.
Оценка метапредметных результатов
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры:
- текущие и промежуточные проверочные работы, включающие задания на проверку
метапредметных результатов обучения;
- диагностические работы по определению уровня сформированности метапредметных
умений и навыков;
- комплексные диагностические работы на межпредметной основе;
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность.
Особенности оценки предметных результатов в соответствии с ФГОС
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся
планируемых результатов.
Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут
отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений. Установлены пять
уровней достижений.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения наследующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяем следующие два уровня,
превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и
высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих
учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному
предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в
проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в
старших классах по данной направленности (профилю) образования.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового,
выделяем также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.