Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
Принята Согласовано Утверждаю
на МО учителей заместитель директора по Директор МБОУ НСОШ
_______________ УВР МБОУ НСОШ __________И.А. Губкова
МБОУ НСОШ ____________/Шереметова Т.А./ Приказ № _____
Протокол № ____
от «___»________20__г от «___»__________20__г
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
6 класс, базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
По авторской программе 35 часов
По календарному учебному графику 34 часа
В неделю 1 час
Составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии для 6 класса; авторской программы Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко для общеобразовательных учреждений по предмету биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011г.
Учебник «Биология. Живой организм» для 5-6 классов Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. - М.: Просвещение, 2015 г.
Учитель биологии:
Бодрошева Елена Сергеевна,
Категория: нет
Стаж работы _____
п. Татьяновка
2019 г.
Учебно-методический комплект
1. Учебник Биология Живой организм 5-6, Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Москва «Просвещение» 2015 с приложением на электронном носителе
2. Тетрадь-тренажер: Биология Живой организм 5-6, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, «Сфера»
3. Тетрадь-практикум: Биология Живой организм 5-6, Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, «Сфера»
4. Тетрадь-экзаменатор: Биология Живой организм 5-6, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, «Сфера»
5. Поурочные методические рекомендации УМК Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. «Сфера» Москва «Просвещение» 2011.
6. Рабочие программы Предметная линия учебников Л. Н. Сухоруков, В.С. Кучменко «Сфера» Москва «Просвещение» 2011
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные:
1. Формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования.
2. Развитие личностных представлений о клетках, тканях, органах и системах органов как взаимосвязанных частях целостного организма – живой системы; представлений о процессах жизнедеятельности, связи с круговоротом веществ в природе, средообразующей роли живых организмов.
3. Приобщение к ценностям и нормам экологической культуры, правилам поведения в природе на весенней экскурсии.
4. Формирование уважительного отношения к истории, выдающимся отечественным и зарубежным ученым.
Метапредметные:
1. Развитие наблюдательности, внимания, речи, способности к самостоятельной познавательной деятельности и совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях, при выполнении учебных проектов.
2. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности.
3. Развитие способности выбирать целевые и целостно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе.
4. Формирование интеллектуальных учебных действий (анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления природы – устанавливать взаимосвязи, доказывать, строить рассуждения).
5. Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью-экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании.
Предметные:
1. Познакомить с разнообразием вегетативных и генеративных органов растений.
2. Учить наблюдать, описывать, сравнивать генеративные и вегетативные почки, простые и сложные листья, видоизмененные побеги и корни растений, системы органов животных, процессы почвенного и воздушного питания растений, фотосинтез и дыхание, половое и бесполое размножение; объяснять причины видоизменения органов у растений, взаимосвязь органов и их функций; устанавливать причины, влияющие на испарение, дыхание, скорость размножения.
3. Дать первоначальные представления о системах органов животных, об их основных компонентах, значении для обеспечения целостности организма.
4. Дать представления о сущности процессов жизнедеятельности (дыхания, питания, выделения, транспорта веществ, размножения и развития, ритмичности), их общности для всех живых организмов.
5. Ориентировать на готовность называть и определять на рисунках системы органов, описывать их основные функции.
6. Учить применять знания о процессах жизнедеятельности организмов в повседневной жизни.
7. Развивать представления об эстетическом, практическом, познавательном значении органов и систем органов животных и растений.
8. Учить применять знания о разнообразии органов растений, видоизмененных побегах, корнях, системах органов животных в повседневной жизни и практической деятельности человека.
Содержание учебного предмета
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Органы и системы органов живых организмов
Орган. Системы органов.
Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.
Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.
Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.
Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Лабораторные работы:
1. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.
2. Строение стебля.
3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
4. Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы.
5. Видоизменения подземных побегов.
Строение и жизнедеятельность организмов
Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.
Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К. А. Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.
Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.
Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.
Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.
Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.
Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.
Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.
Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.
Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия.
Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.
Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.
Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости.
Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.
Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов.
Расселение животных. Миграция, ее значение.
Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. Биоритмы. Длина светового времени суток как сигнальный фактор, ориентирующий живые организмы на формирование приспособлений к сезонным изменениям.
Весенние и осенние явления в жизни живой природы. Фенологические наблюдения, их практическое значение.
Лабораторные работы:
6. Строение цветка.
7. Строение яйца птицы.
8. Определение плодов.
9. Развитие насекомых.
Практические работы.
1. Вегетативное размножение растений.
2. Способы проращивания семян.
3. Агротехнические приемы выращивания семян.
Тематический план
учебного предмета «Биология»
(1 ч в неделю; 34 учебных недели)
Номер урока |
Тема урока |
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) |
Количество часов |
Дата проведения
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Органы и системы органов живых организмов (12 ч) |
|||||||
1(1) |
Организм – единое целое |
|
1 |
06.09 |
|||
2(2) |
Органы и система органов растений. Побег |
|
1 |
13.09 |
|||
3(3) |
Строение побега и почек. «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек» |
Лабораторная работа 1.
|
1 |
20.09 |
|||
4(4) |
Строение и функции стебля. «Строение стебля» |
Лабораторная работа 2. |
1 |
27.09 |
|||
5(5) |
Внешнее строение листа. «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья» |
Лабораторная работа 3. |
1 |
04.10 |
|||
6(6) |
Клеточное строение листа |
|
1 |
11.10 |
|||
7(7) |
Строение и функции корня. «Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы» |
Лабораторная работа 4. |
1 |
18.10 |
|||
8(8) |
Видоизменения надземных побегов. |
|
1 |
25.10 |
|||
9(9) |
Видоизменения подземных побегов и корней «Видоизменения подземных побегов» |
Лабораторная работа 5. |
1 |
08.11 |
|||
10-11 (10-11) |
Органы и системы органов животных |
|
2 |
15.11, 22.11 |
|||
12(12) |
Контрольная работа № 1 по теме «Органы и системы органов живых организмов». |
Контрольная работа №1 |
1 |
29.11 |
|||
Строение и жизнедеятельность организмов (21 ч) |
|||||||
13(1) |
Движение живых организмов |
|
1 |
06.12 |
|||
14(2) |
Почвенное питание растений |
|
1 |
13.12 |
|||
15-16 (3-4) |
Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений |
|
2 |
20.12, 27.12 |
|||
17(5) |
Испарение воды растениями. Листопад |
|
1 |
17.01 |
|||
18(6) |
Питание животных |
|
1 |
24.01 |
|||
19(7) |
Питание бактерий и грибов |
|
1 |
31.01 |
|||
20(8) |
Дыхание растений, бактерий и грибов |
|
1 |
07.02 |
|||
21(9) |
Дыхание и кровообращение животных |
|
1 |
14.02 |
|||
22(10) |
Транспорт веществ |
|
1 |
21.02 |
|||
23(11) |
Выделение. Обмен веществ |
|
1 |
28.02 |
|||
24(12) |
Размножение организмов. Бесполое размножение |
|
1 |
06.03 |
|||
25(13) |
Вегетативное размножение растений «Вегетативное размножение растений». «Агротехнические приемы выращивания растений». |
Практическая работа 1. Практическая работа 3. |
1 |
13.03 |
|||
26(14) |
Половое размножение растений «Строение цветка» |
Лабораторная работа 6. |
1 |
20.03 |
|||
27(15) |
Опыление |
|
1 |
03.04 |
|||
28(16) |
Оплодотворение у цветковых растений. Семена и плоды «Определение плодов» |
Лабораторная работа 7. |
1 |
10.04 |
|||
29(17) |
Размножение многоклеточных животных |
|
1 |
17.04 |
|||
30(18) |
Индивидуальное развитие растений «Способы проращивания семян» |
Практическая работа 2. |
1 |
24.04 |
|||
31(19) |
Индивидуальное развитие животных «Развитие насекомых» |
Лабораторная работа 8. |
1 |
08.05 |
|||
32(20) |
Расселение и распространение живых организмов |
|
1 |
15.05 |
|||
33(21) |
Контрольная работа №2 «Строение и жизнедеятельность организмов». |
Контрольная работа №2 |
1 |
22.05 |
|||
34(22) |
Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. |
|
1 |
29.05 |
|||
Итого: |
|||||||
Всего уроков - 34 |
|
|
|
||||
Лабораторные работы – 8 ч. |
|
|
|
||||
Контрольные работы - 2 ч. |
|
|
|
||||
Лабораторные работы размещены в тетради-практикуме.
Контрольные работы размещены в тетради-экзаменаторе.
Критерии оценивания утверждены на РПМО учителей Протокол № 1 от 28 августа 2019 года (Приложение)
Приложение
Положение о критериях оценивания учащихся по общеобразовательному предмету «биология»
1. Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
3. Оценка умений проводить наблюдения
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
Классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
11. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
Оценка личностных результатов.
Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса:
- по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на
основе портфолио и на основе наблюдений педагогических работников, описанных в
дневнике психолого-педагогических наблюдений;
- на основе данных мониторинга динамики уровней сформированности духовно-
нравственного развития и воспитания;
- в психологической диагностике при согласии родителей (законных представителей):
-сформированность внутренней позиции учащегося;
-ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности;
-сформированность самооценки;
- сформированность мотивации учебной деятельности.
Оценка метапредметных результатов
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры:
- текущие и промежуточные проверочные работы, включающие задания на проверку
метапредметных результатов обучения;
- диагностические работы по определению уровня сформированности метапредметных
умений и навыков;
- комплексные диагностические работы на межпредметной основе;
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность.
Особенности оценки предметных результатов в соответствии с ФГОС
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся
планируемых результатов.
Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут
отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений. Установлены пять
уровней достижений.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения наследующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяем следующие два уровня,
превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и
высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих
учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному
предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в
проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в
старших классах по данной направленности (профилю) образования.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового,
выделяем также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.