Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.
Оценка 4.7

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
7 кл
20.01.2020
Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.
рабочая программа 7 класс 2019-2020.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

 

 

Принята                               Согласовано                                         Утверждаю

на МО учителей                   заместитель директора по                   Директор МБОУ НСОШ

_______________                 УВР МБОУ НСОШ                               __________И.А. Губкова

МБОУ НСОШ                     ___________/Шереметова Т.А./        Приказ № _____

Протокол № ____    

от «___»________20__г                                                                     от «___»__________20__г

 

               

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

7 класс, базовый уровень

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

По авторской программе 70 часов

По календарному учебному графику 68 часов

В неделю 2 часа

 

Составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии для 7 класса; авторской программы Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко для общеобразовательных учреждений по предмету биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011г.

 

Учебник «Биология. Разнообразие живых организмов» для 7 класса Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова - М.: Просвещение, 2014 г.

 

 

 

                                                                    Учитель биологии:

                                                                                             Бодрошева Елена Сергеевна,                                                                                                            

                                                                                                      

                                                                             Категория: нет

                                                                       Стаж работы   

 

 

 п. Татьяновка

2019 г.


Учебно-методический комплект

  1. Учебник «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2014 с приложением на электронном носителе.

2.      Тетрадь-тренажер: Биология. Разнообразие живых организмов 7, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Власова, «Сфера»      

3.      Тетрадь-практикум: Биология Разнообразие живых организмов 7, Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И. В. Тимошенко, «Сфера»      

4.      Тетрадь-экзаменатор: Биология Разнообразие живых организмов 7, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, «Сфера»

5.      Поурочные методические рекомендации: Биология Разнообразие живых организмов 7, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. «Сфера» М.: «Просвещение» 2014.               

6.      Рабочие программы Предметная линия учебников Л. Н. Сухоруков, В.С. Кучменко «Сферы», М.: «Просвещение» 2011

 

Планируемые результаты

Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные:

§  Формирование эмоционально-целостного отношения к живой природе на основе понимания её системной организации, связи всех живых систем;

§  Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования;

§  Вовлечение в экологическую или природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы;

§  Развитие личностных представлений об историческом развитии живой природы, роли естественного отбора;

§  Выражение собственного отношения к центральному положения эволюционного учения о борьбе за существование и действий естественного отбора на основе мелких наследственных изменений;

§  Приобщение к ценностям биологического познания, нормам науки как компонентам культуры на основе ознакомления с личностными качествами К. Линнея, Ч. Дарвина;

§  Формирование мотивации к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования при изучении закономерностей эволюции;

§  Освоение ценностных ориентаций об уникальности жизни на нашей планете при ознакомлении с историей развития жизни на Земле;

§  Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическим значении растений;

§  Стимулирование к осознанному построению индивидуальной траектории обучения при знакомстве с царством Растений;

§  Развитие личностных представлений о значении растений для жизни на Земле;

§  Приобщение к ценностям и нормам науки при знакомстве с именами выдающихся ботаников, важнейшими моментами в истории изучения растений;

§  Применение знаний о разнообразии растений, способах выращивания зерновых и овощных культурных растений в экологических и практических ситуациях повседневной жизни;

§  Формирование мотивации к изучению разнообразия животного мира нашей планеты, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории;

§  Развитие личностных представлений о роли животных в экологических системах, их связи с миром растений и неживой природой;

§  Приобщение к ценностям и нормам экологической культуры, правилам поведения в природе, участию в экологической деятельности;

§  Соблюдение правил и норм личной гигиены в повседневной жизни, в походах и экскурсиях в природу с целью профилактики дизентерии, лямблиоза, заражения паразитическими червями;

§  Дальнейшее формирование мотивации к обучению биологии на основе знакомства с разнообразием царств Бактерии и Грибы, разнообразием лишайников;

§  Развитие личностных представлений о роли бактерий, грибов в биосфере как разрушителях органического вещества, значении лишайников;

§  Соблюдение правил сбора грибов, личной гигиены с целью профилактики инфекционных заболеваний бактериальной природы, микозов, отравления ядовитыми грибами;

§  Развитие личностных представлений о ценности биоразнообразия и опасности его обеднения для устойчивого состояния биосферы;

§  Приобщение к ценностям и нормам экологической культуры, правилам поведения в природе;

§  Личное участие в деятельности по изучению и сохранению видового разнообразия родного края;

§  Развитие способности к самообразованию, личностному развитию на основе использования различных источников информации.

Метапредметные:

§  Развитие представлений о системной организации живой и неживой природы, связи Земли и Космоса, иерархии живых систем, их свойствах, отличии от тел неживой природы;

§  Формирование УУД на основе усвоения обобщенных способов учебной деятельности практического и логического характера: наблюдать и описывать (анализировать и выделять существенные признаки объектов и явлений), сравнивать делать выводы, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать структурно-функциональные и причинные связи);

§  Раскрытие общепредметного значения экологических понятий, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой;

§  Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной деятельности;

§  Интеграция биологии и географии на основе ознакомления с путешествием Ч. Дарвина на корабле «Бигль»;

§  Освоение понятий «развитие», «историческое развитие», «эволюция» как метапредметных, выяснение особенности теории (в данном случае теории эволюции) как вида знания, её связи с фактами;

§  Раскрытие значения изучения учения Дарвина для развития биологии, естествознания и науки в целом;

§  Развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности при рассмотрении движущих сил и доказательств эволюции;

§  Формирование самооценки и самоконтроля в учебном познании на основе работы с тетрадью-экзаменатором и тетрадью-тренажёром, а также интерактивными заданиями раздела «Экзаменатор» электронного приложения;

§  Овладение методами и приёмами научного познания: наблюдение, сравнение, классификация, работа с увеличительными приборами, выбор рациональных способов решения познавательных задач;

§  Формирование УУД, связанных с отбором учебной информации из различных источников, её анализом и оценкой;

§  Развитие способности аргументировать и отстаивать свое мнение, разрешать конфликты при обсуждении значения представителей крупных таксонов в экосистемах, их происхождении;

§  Раскрытие средообразующей роли животных: образование осадочных горных пород (известняка из фораминифер, трепела из радиолярий), коралловых рифов; участие моллюсков и ракообразных в процессе самоочищения водоемов, кольчатых червей в почвообразовании, связь степного ландшафта с деятельностью копытных млекопитающих и т. д.;

§  Формирование представлений об эстетическом, познавательном, практическим значении чешуекрылых, перепончатокрылых, птиц, многих млекопитающих и других животных для человека;

§  Развитие наблюдательности, внимания, речи, способности к совместной работе на экскурсиях, лабораторных занятиях, при выполнении учебных проектов о разнообразии животного мира;

§  Осознание целей и задач учебно-исследовательской деятельности по изучению поведения животных, приспособленности к среде обитания на основе рубрики «Мои биологические исследования»;

§  Раскрытие причин разнообразия грибов в связи с разнообразием их субстратов; прогнозирование последствий развития грибов на промышленных материалах. Старинных рукописях, книгах, картинах, гобеленах, музыкальных инструментах;

§  Выяснение роли лишайников как индикаторов загрязнения природной среды;

§  Освоение целевых и целостно-смысловых установок применительно к своему здоровью, живой природе;

§  Развитие наблюдательности внимания, речи, способности к самостоятельной познавательной деятельности и совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях, при выполнении учебных проектов о разнообразии бактерий, грибов, лишайников;

§  Формирование познавательно-логических действий (анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления природы – устанавливать взаимосвязи, доказывать, строить рассуждения);

§  Развитие исследовательских учебных действий на основе рубрики «Мои биологические исследования» учебника;

§  Понимание разнообразия как основы существования живой и неживой природы и общечеловеческой культуры;

§  Развитие способности к творческой деятельности при выполнении учебных проектов о растительном и животном разнообразии;

§  Обоснование значения Красной книги и ООПТ для сохранения видового и экосистемного разнообразия для будущих поколений людей, процветания жизни на планете;

§  Развитие учебно-исследовательских действий при изучении видового и экосистемного разнообразия родного края.

 

Предметные

§  Формирование способности к обобщению при выделении общих свойств живых организмов, определяя понятия об организме;

§  Развитие первоначальных представлений о связи и разнообразии живых организмов, видов, природных сообществ и экосистем;

§  Ознакомление в доступной форме с понятиями «природное сообщество» и «экосистема», раскрытие их значения для биологического познания;

§  Формирование предметных познавательных учебных действий - описания и сравнения живых систем;

§  Получить представление о положениях эволюционного учения Ч. Дарвина о движущих силах и результатах эволюции, принципах систематики, классификации растений и животных;

§  Связывать положения учения Дарвина в целостную теоретическую систему, определять понятия о наследственности, борьбы за существование, естественном отборе друг через друга;

§  Овладевать классификацией растений и животных, применять бинарную номенклатуру к названию вида;

§  Наблюдать явления приспособленности живых организмов к условиям среды обитания, описывать приспособления к разным экологическим факторам, объяснять возникновение отдельных приспособлений, например, покровительственной и предостерегающей окраски, формы клюва птиц, отличающихся способом питания, и т. д.;

§  Объяснять причины разнообразия видов в природе с позиции учения Дарвина;

§  Систематизация учебной информации о разнообразии растений на основе классификации царства Растения, проведения эволюционной и экологической идей о растениях как производителей органического вещества, историческом развитии растительного мира;

§  Работа с определителями растений (тетрадь-практикум), составление гербария;

§  Распознавание, сравнение и классификация растений крупных таксонов (отделов, классов Однодольные и Двудольные);

§  Овладение агротехническими приемами выращивания культурных и комнатных растений;

§  Применение понятий экологии, эволюционного учения, систематики при описании разнообразия царства Животные;

§  Наблюдение, описание, сравнение типов беспозвоночных животных, классов хордовых, формирование выводов и обобщений об усложнении их организации в процессе эволюции;

§  Раскрытие роли представителей крупных таксонов в конкретных экосистемах, ценности разнообразия животных для устойчивого существования биосферы;

§  Применение знаний о разнообразии животных, развитии насекомых-вредителей культурных растений, экто- и эндопаразитов человека и домашних животных в практических ситуациях повседневной жизни;

§  Актуализировать знания из предшествующего раздела о бактериях и грибах как разрушителях органического вещества;

§  Описывать – выделять существенные признаки бактерий, грибов, лишайников, сравнивать их, классифицировать бактерии (по способу питания и добывания энергии), грибы (по способу питания, зависимости от субстратов), лишайники (по внешнему виду слоевища);

§  Объяснять разнообразие лишайников, бактерий и грибов с позиции эволюционного учения, обосновывать их роль в экосистемах;

§  Систематизация знаний о экосистемной сущности жизни, растительном, животном разнообразии, разнообразии грибов, бактерий, лишайников на основе введения понятия биологическом разнообразии;

§  Выяснение причин и прогнозирование последствий сокращения видового и экосистемного разнообразия своего региона, страны и всей планеты;

§  Объяснение причины видового разнообразия с позиции знаний о движущих силах эволюции и экологических закономерностей;

§  Обоснование путей сохранения биологического разнообразия.

 

Содержание учебного предмета

I.                  Организация живой природы (5 ч)

Уровни организации живой природы. Организм – единое целое. Общие свойства организмов: обмен веществ, наследственность, изменчивость, воспроизведение, индивидуальное развитие. Средообразующая роль организмов. Вид. Общие признаки вида. Ареал вида. Приспособленность особей вида к конкретным условиям среды обитания. Популяция - часть вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

Экосистема — часть биосферы. Разнообразие экосистем.

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.
экскурсия: 1. Разнообразие видов в сообществе.

II.               Эволюция живой природы (4 ч)

Возникновение жизни на Земле и её существование в форме экосистемы.
Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. Приспособленность организмов к условиям среды обитания, разнообразие видов. Возникновение высших форм жизни на основе более простых - результат эволюции. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

III.            Царство Растения (22 ч)

Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений в жизни нашей планеты как производителей органического вещества. Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.
Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения – риниофиты.

Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения. Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Средообразующая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей и плаунов, их роль в древних леммах каменноугольного периода и образовании каменного угля. Разнообразие современных папоротников и их значение. Семенные растения, общие признаки.

Отдел Голосеменные — более древняя группа семенных растений.

Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные – саговниковые и гинкговые. Разнообразие современных хвойных.

Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Черты более высокой организации по сравнению с голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С. Г. Навашин – выдающийся отечественный ботаник. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Классификация покрытосеменных. Классы: Однодольные и Двудольные. А. Л. Тахтаджян, его вклад в изучение систематики покрытосеменных.

Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения). Класс Однодольные, семейства: Лилейные и Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство – основа земледелия. Пшеница – основная хлебная культура. Разнообразие пшениц: твердые и мягкие, озимые и яровые. Особенности выращивания пшеницы. Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.
Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:
1. Изучение одноклеточных водорослей.
2. Изучение многоклеточных водорослей.
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4*. Строение мха сфагнум.
5. Строение папоротника.
6. Строение побегов хвойных растений.
7. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.
8. Признаки однодольных и двудольных растений.
9—13. Признаки растений изучаемых семейств.
Практические работы:
1—3. Определение растений изучаемых семейств.
Экскурсия:
2. Выращивание овощных растений в теплице.

IV.            Царство Животные (28 ч)

Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.

Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков – паразитов человека и животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками.

Тип Инфузории. Особенности строения. Признаки более высокой организации по сравнению с другими простейшими.
Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Исследования И. И. Мечникова. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, разнообразие.

Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие.

Классы Ресничные черви. Особенности организации в связи с обитанием в морских и пресных водоемах. Класс Сосальщики. Приспособления к паразитическому образу жизни. Цикл развития и смена хозяев у печёночного сосальщика. Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, черты приспособленности к паразитизму. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Цикл развития аскариды человеческой. Меры профилактики заражения круглыми червями.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Прогрессивные черты организации по сравнению с плоскими и круглыми червями. Разнообразие.

Классы: Многщетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей в почвенных, пресноводных и морских экосистемах. Герудотерапия.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие.

Класс Брюхоногие. Роль брюхоногих моллюсков в экосистемах. Виды-паразиты и вредители сельского хозяйства. Класс Двустворчатые.  Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. Класс Головоногие. Прогрессивные черты строения.

Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Разнообразие. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. Разнообразие насекомых, их отряды (тараканы, стрекозы, клопы, жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые). Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс Ланцетники.  
Строение ланцетника.  Подтип Черепные, или Позвоночные, общая характеристика.
Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. Класс Костные рыбы. Прогрессивные черты строения по сравнению с хрящевыми. Древние костные рыбы – лопастепёрые. Подкласс Лучепёрые – наиболее разнообразная группа рыб. Основные отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Промысловые рыбы.

Класс Земноводные, или Амфибии. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности строения, связанные с выходом на сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Отряды: Круглоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые (гаттерия). Многообразие видов. Особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в экосистемах и жизни человека.
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц. Птицы наземных и водных экосистем. Лесные птицы. Птицы отрытых пространств. Птицы водоемов и побережий.

Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего строения. Скелет и мускулатура. Особенности внутреннего строения. Размножение и развитие. Яйцекладущие, сумчатые и плацентарные млекопитающие. Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов. Млекопитающие почвы.

Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: молочные, мясные и мясомолочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство. Птицеводство.

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
14. Внешнее строение дождевого червя.
15. Строение раковины моллюска.
16. Внешнее строение насекомого.
17. Внешнее строение рыбы.
18. Внутреннее строение рыбы.
19. Внешнее строение птицы.
Экскурсия:
3. Лесные млекопитающие родного края (краеведческий музей).

I.                  Бактерии, грибы, лишайники (4 ч)

Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Бактерии-автотрофы. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии-гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии – возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общие признаки. Роль грибов в жизни нашей планеты как разрушителей органического вещества. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Плесневые и шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы. Разнообразие шляпочных грибов: съедобные, условно съедобные, ядовитые. Профилактика отравления грибами. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.
Лишайники. Общие признаки. Компоненты лишайников, их взаимоотношения. Разнообразие лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.

Лабораторная работа:
20. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практическая работа:
4. Определение съедобных и ядовитых грибов.

II.               Биологическое разнообразие и пути его сохранения (5 ч)

Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия. Вид – результат эволюции. Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека.

Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы. Видовое разнообразие – основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие – основа устойчивости

биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.

Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды живых организмов, заповедные территории.

Экскурсия:
4. Разнообразие птиц леса родного края.

Резервное время (3 ч). Использование резервного времени на изучение разнообразия и средообразующей деятельности представителей местной флоры и фауны.

Тематический план

учебного предмета «Биология»

(2 ч в неделю; 34 учебных недели)

 

 

Номер

урока

 

 

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

 

 

Количество часов

 

 

Дата проведения

 

1

2

3

4

5

Организация живой природы (5 ч)

1(1)

Организм

 

1

03.09

2(2)

Вид

 

1

06.09

3(3)

Природное сообщество

 

1

10.09

4(4)

Разнообразие видов в сообществе

Экскурсия 1

1

13.09

5(5)

Экосистема

 

1

17.09

Эволюция живой природы (4 ч)

6(1)

Эволюционное учение

 

1

20.09

7(2)

Доказательства эволюции

 

1

24.09

8(3)

История развития жизни на Земле

 

1

27.09

9(4)

Систематика растений и животных

 

1

01.10

Растения – производители органического вещества (22 ч)

10(1)

Царство Растения

 

1

04.10

11(2)

Подцарства Настоящие водоросли, Багрянки

 

1

08.10

12(3)

Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.

 Л. р. 1. «Изучение одноклеточных водорослей» Л. р. 2. «Изучение многоклеточных водорослей»

 

 

Лабораторная работа 1.

Лабораторная работа 2.

1

11.10

13(4)

Роль водорослей в водных экосистемах

 

1

15.10

14(5)

Подцарство Высшие растения.

 

1

18.10

15(6)

Отдел Моховидные

 

1

22.10

16(7)

Изучение строения мхов

Л. р. 3. «Строение зелёного мха кукушкин лён»

 

 

Лабораторная работа 3.

 

1

25.10

17(8)

Роль мхов в образовании болотных экосистем

Л. р. 4. "Строение мха сфагнум"

 

Лабораторная работа 4.

1

08.11

18(9)

 Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.  

Л. р. 5. «Строение папоротника»

 

 

Лабораторная работа 5.

1

12.11

19(10)

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов 

 

 

1

15.11

20(11)

Отдел Голосеменные

Л. р. 6. «Строение побегов хвойных растений»

 

Лабораторная работа 6.

1

19.11

21(12)

Разнообразие хвойных

Л. р. 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

 

Лабораторная работа 7.

1

22.11

22(13)

Роль голосеменных в экосистеме тайги

 

1

26.11

23(14)

Отдел Покрытосеменные или Цветковые

Л. р. 8. «Признаки однодольных и двудольных растений»

 

 

Лабораторная работа 8.

1

29.11

24(15)

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

Л. р. 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные»

П. р. 1. «Определение растений семейства Крестоцветные»

 

 

Лабораторная работа 9.

 

Практическая работа 1.

1

03.12

25(16)

Семейство Бобовые

Л. р. 10. «Признаки растений семейства Бобовые»

П. р. 2. «Определение растений семейства Бобовые»

 

Лабораторная работа 10.

 

Практическая работа 2.

1

06.12

26(17)

Семейство Паслёновые

Л. р. 11. «Признаки растений семейства Паслёновые»

 

Лабораторная работа 11.

1

10.12

27(18)

Класс Однодольные. Семейство Лилейные Л. р. 12. «Признаки растений семейства Лилейные»

П. р. 3. «Определение растений семейства Лилейные»

 

Лабораторная работа 12.

 

Практическая работа 3.

1

13.12

28(19)

Семейство Злаки

Л. р. 13. «Строение пшеницы»

Лабораторная работа 13.

1

17.12

29(20)

Выращивание овощных растений в теплице

Экскурсия 2

1

20.12

30(21)

Роль покрытосеменных в развитии земледелия

 

1

24.12

31(22)

Обобщающий урок

Контрольная работа №1

1

27.12

Животные- потребители органического вещества (28 ч)

32(1)

Царство Животные

 

 

14.01

33(2)

Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы.

 

1

17.01

34(3)

Тип Инфузории. Тип Споровики.

 

1

21.01

35(4)

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

 

1

24.01

36(5)

Тип Кишечнополостные

 

1

28.01

37(6)

Тип Плоские черви

 

1

31.01

38(7)

Тип Круглые черви

 

1

04.02

39(8)

Тип Кольчатые черви

Л. р. 14. «Внешнее строение дождевого червя»

 

Лабораторная работа 14.

1

07.02

40(9)

Тип Моллюски

Л. р. 15. «Строение раковины моллюска»

 

Лабораторная работа 15.

1

11.02

41(10)

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

 

1

14.02

42(11)

Класс паукообразные

 

1

18.02

43(12)

Тип Членистоногие. Класс насекомые. Л. р. 16. «Внешнее строение насекомого»

 

Лабораторная работа 16.

1

21.02

44(13)

Тип Членистоногие. Класс насекомые. Размножение, развитие, разнообразие

 

1

25.02

45(14)

Тип Хордовые. Позвоночные животные

 

1

28.02

46(15)

Надкласс Рыбы. Л. р. 17. «Внешнее строение рыбы» Л. р. 18. «Внутреннее строение рыбы»

Лабораторная работа 17.

Лабораторная работа 18.

1

03.03

47(16)

Класс Хрящевые рыбы

 

1

06.03

48(17)

Класс Костные рыбы

 

1

10.03

49(18)

Класс Земноводные, или Амфибии

 

1

13.03

50(19)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

 

1

17.03

51(20)

Класс Птицы.  Л. р. 19. «Внешнее строение птицы»

Лабораторная работа 19.

1

20.03

52(21)

Птицы наземных и водных экосистем.

 

1

31.03

53(22)

Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности строения

 

1

03.04

54(23)

Особенности размножения и развития млекопитающих

 

1

07.04

55(24)

Млекопитающие различных экосистем

 

1

10.04

56(25)

Млекопитающие родного края

Экскурсия

1

14.04

57(26)

Роль птиц и млекопитающих в жизни человека

 

1

17.04

58(27)

Обобщающий

Контрольная работа №2

1

21.04

Бактерии, грибы, разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч)

59(1)

Царство Бактерии

 

1

24.04

60(2)

Царство Грибы Л. р. 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа 20.

1

28.04

61(3)

Роль грибов в природе и жизни человека. П. р. 4 «Определение съедобных и ядовитых грибов»

Практическая работа 4.

1

05.05

62(4)

Лишайники

 

1

08.05

Биоразнообразие (5 ч)

63(1)

Видовое разнообразие

 

1

12.05

64(2)

Экосистемное разнообразие

 

1

15.05

65(3)

Пути сохранения биоразнообразия

 

1

19.05

66(4)

Учётно-проверочный урок

Итоговая проверка

1

22.05

67(5)

Разнообразие птиц леса родного края

Экскурсия

1

26.05

68(6)

Резерв

 

1

29.05

Итого:

Всего уроков - 68

 

 

 

Лабораторные работы – 20

 

 

 

Контрольные работы - 3

 

 

 

 

Лабораторные работы размещены в тетради-практикуме.

Контрольные работы размещены в тетради-экзаменаторе.

 

      Критерии оценивания утверждены на РПМО учителей Протокол № 1 от 28 августа 2019 года (Приложение)

Приложение

Положение о критериях оценивания учащихся по общеобразовательному предмету «биология»

1. Критерии и нормы устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи  преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ  конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.  Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал.

 

2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

3. Оценка умений проводить наблюдения

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.
  3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
  3. Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
  4. Не владеет умением проводить наблюдение.

Классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения;
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  9. нарушение техники безопасности;

10.  небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

11. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

 

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;

5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.

 

Недочетами являются:

  1. нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
  2. ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
  3. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  4. орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

 

Оценка личностных результатов.

Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса:

-  по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на

основе портфолио и на основе наблюдений педагогических работников, описанных в

дневнике психолого-педагогических наблюдений;

-  на основе данных мониторинга динамики уровней сформированности духовно-

нравственного развития и воспитания;

-  в психологической диагностике при согласии родителей (законных представителей):

-сформированность внутренней позиции учащегося;

-ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности;

-сформированность самооценки;

- сформированность мотивации учебной деятельности.

Оценка метапредметных результатов

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие

процедуры:

-   текущие и промежуточные проверочные работы, включающие задания на проверку

метапредметных результатов обучения;

- диагностические работы по определению уровня сформированности метапредметных

умений и навыков;

-   комплексные диагностические работы на межпредметной основе;

-   решение задач творческого и поискового характера;

-  проектная деятельность.

 

Особенности оценки предметных результатов в соответствии с ФГОС

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся

планируемых результатов.

Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов

образовательной деятельности — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями

Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-

практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием

способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе

метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом

уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня

достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации

индивидуальной работы с учащимися.

Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут

отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и

инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к

представлению и интерпретации результатов измерений.  Установлены   пять

уровней достижений.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение

учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения наследующей ступени образования, но не по профильному направлению.  Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний

на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о

кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяем следующие два уровня,

превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»

(отметка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»

(отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения

планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и

высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих

учащихся и их планов на будущее.  При наличии устойчивых интересов к учебному

предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в

проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в

старших классах по данной направленности (профилю) образования.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового,

выделяем также два уровня:

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

 

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа 7 класс Сухорукова Л.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020