Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
Принята Согласовано Утверждаю
на МО учителей заместитель директора по Директор МБОУ НСОШ
_______________ УВР МБОУ НСОШ __________И.А. Губкова
МБОУ НСОШ ___________/Шереметова Т.А./ Приказ № _____
Протокол № ____
от «___»________20__г от «___»__________20__г
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
8 класс, базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
По авторской программе 70 часов
По календарному учебному графику 68 часов
В неделю 2 часа
Составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии для 8 класса; авторской программы Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко для общеобразовательных учреждений по предмету биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011г.
Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – М.: Просвещение, 2017 г.
Учитель биологии:
Бодрошева Елена Сергеевна,
Категория: нет
Стаж работы
п.Татьяновка
2019 г.
Учебно-методический комплект
2. Тетрадь-тренажер: Биология. Человек. Культура здоровья 8, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева, «Сфера»
3. Тетрадь-практикум: Биология. Человек. Культура здоровья 8, Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Н. А. Васина, «Сфера»
4. Тетрадь-экзаменатор: Биология. Человек. Культура здоровья 8, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, М. А. Ефремова, «Сфера»
5. Поурочные методические рекомендации: Биология Человек. Культура здоровья 8, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. «Сфера» М.: «Просвещение» 2014.
6. Рабочие программы Предметная линия учебников Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко «Сферы», М.: «Просвещение» 2011
Планируемые результаты
Личностные:
· развитие мотивации к изучению нового биологического раздела на основе обращения к истории развития и современным достижениям анатомии, физиологии и гигиены человека;
· ориентация на самостоятельный поиск учебной информации и построение индивидуальной траектории образования;
· усвоение и ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на формирование эмоционального-ценностного отношения к здоровью;
· формирование уважительного отношения к истории, выдающимся отечественным и зарубежным ученым;
· развитие мотивации и познавательного интереса к изучению факторов, определяющих здоровье человека;
· повышение субъективности в учебном процессе путем включения учащихся в диалог о роли наследственности, среды и образа жизни в поддержании и укреплении здоровья;
· формирование компетентности здоровьесбережения – способности применять знания о факторах здоровья и опыт деятельности в ситуациях выбора и принятия решений;
· применение знаний о внутренней среде организма (составе и функциях тканевой жидкости, крови, лимфы), искусственном и естественном иммунитете в ситуациях повседневной жизни;
· соблюдение правил и норм личной гигиены
· развитие мотивации к изучению опорно-двигательной системы человека как основы здоровья;
· ориентирование на осознание целей и задач в личном физическом развитии; связи физического развития с эстетическим и нравственным воспитанием человека; важности тренировки воли на основе систематической двигательной активности, соблюдения режима сна и отдыха, правил и норм работы за письменным столом, компьютером;
· формирование эмоционально-ценностного отношения к физическому здоровью, эстетического отношения к гармоничному телосложению;
· применение знаний о значении правильной осанки, строении суставов, составе костей и его изменении с возрастом в ситуациях повседневной жизни;
· формирование мотивации к изучению систем органов на основе раскрытия практического значения знаний о строении и функциях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем, кожи за пределами школьного образования;
· развитие самостоятельной познавательной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории на основе использования электронного приложения, других средств учебной информации;
· приобщение к ценностям и нормам здорового образа жизни (закаливания, водные процедуры, прогулки на свежем воздухе, солнечные ванны), культуре питания, правилам и нормам выбора одежды и обуви, личной гигиены по уходу за кожей, волосами, ногтями;
· овладение способами профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и легких, сердечно-сосудистых заболеваний, пищевых отравлений. Правилами поведения во время эпидемий
· развитие мотивации к познавательной деятельности, изучению системы воспроизведения человека как основы его репродуктивного здоровья;
· осознание целей и задач в формировании собственного репродуктивного здоровья, его важности для создания семьи и рождения здоровых детей;
· выстраивание индивидуальной образовательной траектории с целью самостоятельного поиска учебной информации об условиях сохранения репродуктивного здоровья, причинах и последствия прерывания беременности;
· формирование ответственного отношения перед будущими детьми, эмоционально-ценностного отношения к полноценной семье, участию не только матери, но и отца в воспитании детей;
· воспитание нравственного отношения к представителям противоположного пола, построение отношений на основе взаимоуважения, взаимопонимания, любви
· ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на дальнейшее формирование эмоционального-ценностного отношения к здоровью (вред длительных нервных перегрузок для физического и психического здоровья, важность режима дня, чередование учебной нагрузки, работы за компьютером с отдыхом и двигательной активностью, соблюдения гигиенических условий в помещениях);
· применение знаний о механизмах действия гормонов, лекарственных препаратов гормонального типа в ситуациях повседневной жизни;
· самостоятельный поиск учебной информации о строении и функциях нервной и эндокринной систем человека из различных источников, развитие самооценки и самоконтроля на основе работы тетрадью-тренажером и тетрадью-экзаменатором;
· развитие мотивации к изучению сенсорных систем как основы взаимосвязи организма и среды;
· формирование эмоционального-ценностного отношения к здоровью и ориентирование на осознание личных целей и задач в поддержании в здоровом состоянии сенсорных систем (понимание вредного влияния длительного просмотра телепередач, работы за компьютером, шума, музыки повышенной громкости, ее прослушивания через наушники на нервные центры головного мозга);
· применение знаний о причинах нарушения зрения и слуха с ситуациях повседневной жизни.
Метапредметные:
· приобщение к ценностям и нормам науки как компоненту культуры (верность истине, свобода критики, общность);
· раскрытие связи народной культуры (обряды, игры, традиции) со здоровым образом жизни;
· установление роли наблюдения и эксперимента в научном познании;
· подготовка сообщений и презентаций о ценности здоровья по представлениям ученых и философов Древней Греции
· развитие представлений о факторах здоровья в культуре разных народов;
· овладение методами приемами работы с увеличительными приборами;
· участие в подготовке учебных проектов практического и исторического характера, направленных на ведение здорового образа жизни;
· развитие речи, способности аргументировать свое мнение в процессе дискуссии о рискованном и здоровым образе жизни
· развитие представлений о системной организации природы, об организме человека как целостной живой системе, состоящей из взаимосвязанных компонентов – клеток, тканей, органов и систем органов;
· формирование универсальных учебных действий на основе усвоения обобщенных способов учебной деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать и описывать (анализировать и выделять существенные признаки всех компонентов организма человека), сравнивать ткани, органы и системы органов, делать выводы о связи строения с функцией;
· развитие творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах учебной деятельности, направленных на выяснение влияния ритма и нагрузки на работу мышц, системы упражнений для утренней гимнастики, на исправление сколиозов и плоскостопия;
· развитие представлений о системной организации организма, взаимосвязи опорно-двигательной и мышечной систем;
· формирование универсальных учебных действий: (анализировать и выделять существенные признаки в строении скелета и мышечной системы), ставить эксперимент, делать выводы и обобщения;
· интегрировать знания из области химии и физики об органических и минеральных веществах, механизме работы рычагов, силе и энергии;
· развитие знаний о системности живой и неживой природы, об организме как открытой системе, способной к саморегуляции своего состава и свойств;
· применение знаний о белковом, углеводном, солевом, водном обмене веществ, значении витаминов для составления режима и рациона питания;
· развитие наблюдательности, внимания, речи, способности к самостоятельной познавательной деятельности и совместной работе на лабораторных и практических занятия, при выполнении учебных проектов о вреде курения, алкоголя, наркотических веществ, наследственных и приобретенных заболеваниях систем жизнеобеспечения;
· осознание целей и задач учебно-исследовательской деятельности при работе с рубрикой «Мои биологические исследования»;
· развитие самооценки и самоконтроля на основе работы с тетрадью-тренажером и тетрадью-экзаменатором;
· развитие представлений о системной организации природы, об организме человека как о целостной живой системе, способной к самопроизведению, саморегуляции, поддержанию динамического равновесия со средой обитания;
· формирование универсальных учебных действий на основе дальнейшего усвоения обобщенных способов учебной деятельности интеллектуального характера: (анализировать и выделять существенные признаки органов системы воспроизведения мужского и женского организма, анализировать и абстрагировать существенные особенности нервной и эндокринной систем, сравнивать строение головного мозга, коры больших полушарий человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различия), сравнивать, объяснять и прогнозировать влияние наследственности, среды и образа жизни на репродуктивное здоровье;
· развитие творческих способностей на основе участия в подготовке учебных проектов о взаимосвязи симпатической и парасимпатической нервной системы, заболеваниях, связанных с гипо- и гиперфункциями щитовидной железы и других желез внутренней секреции, их профилактике
· развитие представлений о системной организации организма, его прямой и обратной связи с внешней и внутренней средой;
· формирование универсальных учебных действий на основе дальнейшего усвоения обобщенных способов учебной деятельности интеллектуального характера: (анализировать и выделять существенные признаки в строении зрительного, слухового и других анализаторов), ставить эксперимент, делать выводы и обобщения;
· развитие творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной учебной деятельности, направленной на выяснение слуховой, вкусовой, кожной и мышечной чувствительности, причин нарушения зрения и слуха;
· раскрытие роли отечественных ученых в лечении заболеваний глаз, пересадке роговицы и проведении других сложнейших операций.
Предметные:
· усвоить предмет, задачи нового раздела биологии, его связь с предшествовавшими разделами, требования к особенностями организации учебной деятельности;
· давать определение понятиям «здоровье», «здоровый образ жизни», раскрывать смысл понятий «физическое здоровье», «психологическое здоровье», «репродуктивное здоровье»
· раскрытие роли наследственности в обеспечении здоровья человека на основе первоначального представления о ее материальных основах, последствиях изменения генов и хромосом, наследственных заболеваний;
· определение значения факторов природной и социальной среды для здоровья человека с использованием элементарной информации по экологии человека;
· ориентация на здоровый образ жизни как ведущий фактор в поддержании здоровья;
· формирование способности к анализу (при выделении компонентов организма человека), обобщении (при установлении связи между ними);
· развитие представлений о внутренней среде организма и ее значении для обеспечения функционирования организма как целостной живой системы;
· раскрытие роли нервной и гуморальной регуляции в обеспечении целостности организма;
· формирование практических умений, например, понимать результаты общего анализа крови;
· развитие представлений об опорно-двигательной системе животных и человека, взаимосвязи строения скелета и мышечной системы с функциями;
· определение костей черепа, туловища, верхних и нижних конечностей, основных скелетных мышц;
· сравнение типов соединения костей, трубчатых и плоских костей, скелетных и гладких мышц, строение черепа, скелета туловища, верхних и нижних конечностей человека и млекопитающих животных;
· объяснение причин и прогнозирование последствий гиподинамии, нарушения осанки, правильного формирования скелета и мышц, выяснение условий, предупреждающих нарушения в развитии опорно-двигательной системы;
· формирование практических умений оказания первой помощи при ушибах, вывихах суставов, переломов костей
· наблюдение, описание. Распознавание, сравнение, классификация органов и систем органов жизнеобеспечения;
· объяснение механизмов регуляции дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеобразования;
· применение знаний о наследственной изменчивости, факторах природной и социальной среды, об образе жизни для поддержания в здоровом состоянии органов жизнеобеспечения;
· формирование практических умений: чтение аннотаций к лекарственным препаратам и определение основного действующего вещества, измерение пульса, кровяного давления и жизненной емкости легких, оказание доврачебной помощи;
· наблюдение с помощью микроскопа строения яйцеклетки и сперматозоидов, сравнение их, формулирование выводов о связи строения с функцией;
· применение знаний из предшествующих разделов о половом размножении и оплодотворении;
· описание особенностей строения женской и мужской половых систем, процессов оплодотворения, внутриутробного развития, рождения ребенка;
· обоснование последствий: беременности и родов у несовершеннолетних, влияние рискованного образа жизни матери, венерических заболеваний на развитие плода, мер профилактики заболеваний органов репродуктивной системы
· актуализация знаний о рефлекторной дуге, рефлекторном характере нервной регуляции, гуморальной регуляции, строении и функции нервной ткани, связи ее строения с функцией;
· выделение существенных особенностей строения ЦНС, отделов спинного и головного мозга, коры больших полушарий, соматического и вегетативного отделов нервной системы, желез внутренней секреции, установление взаимосвязи между ними;
· обоснование механизмов нервной и гуморальной регуляции, их тесной взаимосвязи, обеспечивающей функционирование организма человека как целостной живой системы;
· формирование практических умений, связанных с распознаванием отделов головного мозга, зон больших полушарий на рисунках и муляжах;
· определение понятий сенсорные системы, анализатор, органы чувств, ощущения, восприятие;
· описание работы сенсорных систем и формулирование выводов о взаимосвязи строения с функцией;
· конкретизация знаний о рефлекторной деятельности нервной системы новыми примерами;
· объяснение причин и прогнозирование последствий нарушения одного из элементов любого анализатора;
· обоснование правил и норм гигиены органов чувств, профилактики заболеваний органов зрения (близорукость, дальнозоркость), органов слуха (отит);
· овладение комплексом упражнений, направленных на поддержание здорового состояния сенсорных систем.
Содержание учебного предмета
Человек и его здоровье
(70 часов, 2 часа в неделю)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культура труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Прием оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровье.
Тематический план
учебного предмета «Биология» 8 класс
(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 3 ч – резервное время)
Номер урока |
Тема урока |
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) |
Количество часов |
Дата проведения
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Введение (2 ч) |
||||
1(1) |
Наука об организме человека. |
|
1 |
04.09 |
2(2) |
Культура здоровья – основа полноценной жизни. С. 1 «Определение оптимального веса», С. 2 «Исследование ногтей» |
Самонаблюдение 1, 2 |
1 |
06.09 |
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч) |
||||
3(1) |
Клетка – структурная единица организма. |
|
1 |
11.09 |
4(2) |
Соматические и половые клетки. |
|
1 |
13.09 |
5(3) |
Наследственность и здоровье. |
|
1 |
18.09 |
6(4) |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. |
|
1 |
20.09 |
7(5) |
Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование. |
|
1 |
25.09 |
8(6) |
Факторы окружающей среды и здоровье. П. р. 1 «Состав домашней аптечки» |
Практическая работа 1 |
1 |
27.09 |
9(7) |
Образ жизни и здоровье. |
|
1 |
02.10 |
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельность (7 ч) |
||||
10(1) |
Компоненты организма человека. Л. р. 1 «Ткани организма человека» |
Лабораторная работа 1 |
1 |
04.10 |
11(2) |
Строение и принципы работы нервной системы. |
|
1 |
09.10 |
12(3) |
Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция |
|
1 |
11.10 |
13(4) |
Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь. |
|
1 |
16.10 |
14(5) |
Форменные элементы крови. Кроветворение. Л. р. 2 «Строение крови лягушки и человека». П. р. 3 «Изучение результатов анализа крови». |
Лабораторная работа 2 Практическая работа 3 |
1 |
18.10 |
15(6) |
Иммунитет. |
|
1 |
23.10 |
16(7) |
Иммунология и здоровье. |
|
1 |
25.10 |
Опорно-двигательная система и здоровье (7 ч) |
||||
17(1) |
Значение опорно-двигательной системы. Л. р. 3 «Химический состав костей» |
Лабораторная работа 3. |
1 |
06.11 |
18(2) |
Общее строение скелета. Осевой скелет. С. 3 «Определение гибкости позвоночника» |
Самонаблюдение 3 |
1 |
08.11 |
19(3) |
Добавочный скелет. Соединение костей. Л. р. 4 «Строение и функции суставов» |
Лабораторная работа 4. |
1 |
13.11 |
20(4) |
Мышечная система. Строение и функции мышц. Л. р. 5 «Утомление мышц» С. 4 «Оптимальные условия для отдыха мышц», С. 5 «Выявление снабжения кровью работающих органов» |
Лабораторная работа 5 Самонаблюдения 4,5. |
1 |
15.11 |
21(5) |
Основные группы скелетных мышц. С. 6 «Координация работы мышц» |
Самонаблюдение 6 |
1 |
20.11 |
22(6) |
Осанка. Первая помощь при травмах скелета. С. 7 «Выявление плоскостопия» |
Самонаблюдение 7. |
1 |
22.11 |
23(7) |
Обобщающий урок |
|
1 |
27.11 |
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч) |
||||
24(1) |
Строение сердечно-сосудистой системы. |
|
1 |
29.11 |
25(2) |
Работа сердца. Л. р. 6 «Саморегуляция сердечной деятельности» |
Лабораторная работа 6. |
1 |
04.12 |
26(3) |
Движение крови по сосудам. С. 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа» |
Самонаблюдение 8 |
1 |
06.12 |
27(4) |
Регуляция кровообращения |
|
1 |
11.12 |
28(5) |
Первая помощь при обмороках и кровотечениях. П. р. 2 «Приемы остановки артериального кровотечения» |
Практическая работа 2 |
1 |
13.12 |
29(6) |
Лимфатическая система |
|
1 |
18.12 |
30(7) |
Строение и функции органов дыхания |
|
1 |
20.12 |
31(8) |
Этапы дыхания. Лёгочные объёмы |
|
1 |
25.12 |
32(9) |
Регуляция дыхания. Л. р. 7 «Функциональные возможности дыхательной системы» |
Лабораторная работа 7. |
1 |
27.12 |
33(10) |
Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. П. р. 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам» |
Практическая работа 4 |
1 |
15.01 |
34(11) |
Обобщающий по темам «сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания». |
|
1 |
17.01 |
35(12) |
Обмен веществ. Питание. Пищеварение. |
|
1 |
22.01 |
36(13) |
Органы пищеварительной системы. |
|
1 |
24.01 |
37(14) |
Пищеварение в полости рта. Л. р. 8 «Расщепление веществ в ротовой полости» |
Лабораторная работа 8 |
1 |
29.01 |
38(15) |
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. |
|
1 |
31.01 |
39(16) |
Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени. |
|
1 |
05.02 |
40(17) |
Регуляция пищеварения. |
|
1 |
07.02 |
41(18) |
Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. |
|
1 |
12.02 |
42(19) |
Витамины и их значение для организма. |
|
1 |
14.02 |
43(20) |
Культура питания. Особенности питания детей и подростков. П. р. 5 «Составление суточного пищевого рациона», С. 9 «Определение достаточности питательных веществ» |
Практическая работа 5
Самонаблюдение 9 |
1 |
19.02 |
44(21) |
Пищевые отравления и их предупреждение. П. р. 6 «Определение качества пищевых продуктов» |
Практическая работа 6 |
1 |
21.02 |
45(22) |
Обобщающий по теме «Пищеварительная система». |
|
1 |
26.02 |
46(23) |
Строение и функции мочевыделительной системы. |
|
1 |
28.02 |
47(24) |
Мочеобразование и его регуляция. |
|
1 |
04.03 |
48(25) |
Строение и функции кожи. |
|
1 |
06.03 |
49(26) |
Культура ухода за кожей. Болезни кожи. |
|
1 |
11.03 |
50(27) |
Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание. П. р. 7 «Измерение температуры тела», С. 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов» |
Практическая работа 7 Самонаблюдение 10 |
1 |
13.03 |
51(28) |
Обобщающий. |
|
1 |
18.03 |
Репродуктивная система и здоровье (3 ч) |
||||
52(1) |
Строение и функции репродуктивной системы. |
|
1 |
20.03 |
53(2) |
Внутриутробное развитие и рождение ребенка. |
|
1 |
01.04 |
54(3) |
Репродуктивное здоровье. |
|
1 |
03.04 |
Системы регуляции жизнедеятельности и здоровья (7 ч) |
||||
55(1) |
Центральная нервная система. Спинной мозг. |
|
1 |
08.04 |
56(2) |
Головной мозг: задний и средний мозг. |
|
1 |
10.04 |
57(3) |
Промежуточный мозг. Конечный мозг. Л. р. 9 «Строение головного мозга» |
Лабораторная работа 9. |
1 |
15.04 |
58(4) |
Соматический и вегетативные отделы нервной системы. |
|
1 |
17.04 |
59(5) |
Эндокринная система. Гуморальная регуляция. |
|
1 |
22.04 |
60(6) |
Строение и функции желёз внутренней секреции. |
|
1 |
24.04 |
61(7) |
Обобщающий. |
|
1 |
29.04 |
Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч) |
||||
62(1) |
Органы чувств. Анализаторы. |
|
1 |
06.05 |
63(2) |
Зрительный анализатор. С. 11 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», С. 12 «Работа хрусталика» |
Самонаблюдения 11, 12 |
1 |
08.05 |
64(3) |
Слуховой и вестибулярный анализаторы. С. 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полости на давление в среднем ухе» |
Самонаблюдение 13 |
1 |
13.05 |
65(4) |
Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Л. р. 10 «Значение органов осязания» |
Лабораторная работа 10 |
1 |
15.05 |
66(5) |
Гигиена органов чувств. |
|
1 |
20.05 |
67(6) |
Итоговый контроль |
Проверочная работа |
1 |
22.05 |
68-70 (7-10) |
Резерв |
|
3 |
27.05, 29.05 |
Итого: |
||||
Всего уроков – 68 |
|
|
|
|
Лабораторные работы – 10 |
|
|
|
|
Практические работы – 7 |
|
|
|
|
Самонаблюдения - 13 |
|
|
|
Лабораторные работы размещены в тетради-практикуме.
Контрольные работы в тетради – экзаменаторе.
Критерии оценивания утверждены на РПМО учителей Протокол №1 от 28 августа 2019 года (Приложение)
Приложение
Положение о критериях оценивания учащихся по общеобразовательному предмету «биология»
1. Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
3. Оценка умений проводить наблюдения
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
Классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
11. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
Оценка личностных результатов.
Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса:
- по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на
основе портфолио и на основе наблюдений педагогических работников, описанных в
дневнике психолого-педагогических наблюдений;
- на основе данных мониторинга динамики уровней сформированности духовно-
нравственного развития и воспитания;
- в психологической диагностике при согласии родителей (законных представителей):
-сформированность внутренней позиции учащегося;
-ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности;
-сформированность самооценки;
- сформированность мотивации учебной деятельности.
Оценка метапредметных результатов
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры:
- текущие и промежуточные проверочные работы, включающие задания на проверку
метапредметных результатов обучения;
- диагностические работы по определению уровня сформированности метапредметных
умений и навыков;
- комплексные диагностические работы на межпредметной основе;
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность.
Особенности оценки предметных результатов в соответствии с ФГОС
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся
планируемых результатов.
Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут
отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений. Установлены пять
уровней достижений.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения наследующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяем следующие два уровня,
превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и
высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих
учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному
предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в
проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в
старших классах по данной направленности (профилю) образования.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового,
выделяем также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
ДАТА
|
Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение +контрольная работа)
|
Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) |
|
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) |
Урока, который содержит коррекцию |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.