Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 178» г.Новосибирск
Рассмотрено на МО точных наук прот.№ __ от __ . __ . 20__ г. руководитель: |
Утверждено на пед.совете школы прот.№___ от ___.___. 20__ г. |
Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 178 Сазонова Е.И. Прик. № ___ от ___.___. 20__ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
10-11 класс
Составители:
Филимонова Наталья Тимофеевна, учитель математики
Форофонтова Елена Анатольевна, учитель математики
Добровольская наталья Витальевна, учитель математики
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике 10-11 классов составлена на основе:
ü Закона РФ «Об образовании»,
ü федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
(Приказ МО РФ от 05.03.2004г., №1089),
ü приказа МО и Н РФ от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312»,
ü программы алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.-2-е изд.,испр. Идоп. –М.:Мнемозина,2010.-63с.,
ü программы для общеобразовательных учреждений. Геомерия 10-11 классы. / составитель: Т.А. Бурмистрова. Авторы.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев- Москва: Просвещение, 2010.-с.33-38,
ü программа МБОУ СОШ 178
Программа содержит в себе два предмета алгебра и начала анализа и геометрия, которые ведутся попеременно блоками. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1.. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/А.Г. Мордкович.-2-е изд.,стереот.- М.: Мнемозина, 2014 г.
2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.2.Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/А.Г. Мордкович.- 2-е изд.,стереот.- М.: Мнемозина, 2014 г.
3. Геометрия 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др/,22-е изд.- М : Просвещение,2013.
Изучение математики среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей обучения математике:
ü формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
ü развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
ü овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
ü воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
ü приобретение математических знаний и умений;
ü овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
ü освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой и профессионально-трудового выбора.
Планируется использование элементов следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
ü технологии полного усвоения;
ü технологии обучения на основе решения задач;
ü технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
ü технологии проблемного обучения.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На преподавание математики в 10 классе отведено 6 часов в неделю(часы добавлены из учебного плана образовательного учреждения МБОУ СОШ 178), всего 216 часов в год
(36 учебных недель*6 час).
На преподавание математики в 11 классе отведено 6 часов в неделю (часы добавлены из учебного плана образовательного учреждения МБОУ СОШ 178), всего 204 часа в год
(34 учебных недель*6 час).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
ü значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
ü значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
ü универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
ü вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
ü роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе.
должны уметь:
ü выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
ü применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
ü находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
ü выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
ü проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
ü определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
ü строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
ü описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
ü решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
ü находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
ü вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;
ü исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
ü решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
ü решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
ü решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
ü доказывать несложные неравенства;
ü решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
ü изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
ü находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
ü решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
ü решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по
формуле и с использованием треугольника Паскаля;
ü вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);
ü распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
ü анализировать в взаимное расположение объектов в пространстве;
ü изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
ü строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
ü решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
ü использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
ü проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ü описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;
ü решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
ü построения и исследования простейших математических моделей;
ü анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
ü исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
ü вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Требования к математической подготовке учащихся по геометрии
Ученик должен уметь:
ü решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж.
ü описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
ü анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве.
ü изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач.
ü строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды.
ü решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
ü использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.
ü распознавать на чертежах и моделях пространственные формы.
ü описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении.
ü проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
ü вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Контрольных работ за год – 16, из них одна входная диагностическая работа и одна итоговая.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде двухчасовой итоговой контрольной работы.
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
ü систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
ü развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
ü систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие задачи;
ü расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
ü развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
ü совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
ü формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся, виды контроля, ресурсное обеспечение программы (литература), тематическое планирование уроков математики.
Курс математики 10-11 классов состоит из следующих предметов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности», которые изучаются блоками. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Изменение часов по некоторым темам основано на практическом опыте преподавания математики в 10-11 классах.
Ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Алгебры и начала математического анализа 10 класс. Геометрия 10 класс
Действительные числа
Натуральные и целые числа. Простые и составные числа. Делимость целых чисел. Основная теорема арифметики. Рациональные числа. Деление с остатком. Иррациональные числа. Бесконечная десятичная периодическая дробь. Множество действительных чисел. Модуль действительного числа. Числовые неравенства. Свойства модулей. Неравенства, содержащие модуль. Сравнения.
Цель темы: создать условия для понимания признаков делимости, деления с остатком, аксиоматики действительных чисел, основной теоремы арифметики.
Учащимся необходимо знать:
o Теорему о делении с остатком,
o свойства делимости натуральных чисел,
o понятие иррационального и действительного числа,
o знают определение модуля действительного числа и свойства модуля;
o среднее арифметическое и геометрическое.
уметь:
Числовые функции
Определение числовой функции и способы ее задания. Функции. Область определения и множество значений. График функции.
Свойства функций. Функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Выпуклость функции.
Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Метод интервалов.
Сложная функция (композиция функций). Обратная функция.
Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной. Периодичность функции.
Цель темы: создать условия для формирования представлений о числовых функциях и их свойствах, обратной функции.
Учащимся необходимо
знать:
уметь:
Тригонометрические функции
Числовая окружность. Числовая окружность на координатной плоскости.
Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Тригонометрические функции числового аргумента Тригонометрические функции углового аргумента. Функции у=sinx, y=cosx, их свойства и графики. Функции у=tqx, y=ctqx, их свойства и графики. Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период. Построение графика функции у=mf(x).
Построение графика функции у=f(kx) График гармонического колебания. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Цель темы: создать условия для формирования представлений о числовой окружности на координатной плоскости, тригонометрических функциях, их графиках, свойствах, обратных тригонометрических функциях.
Учащимся необходимо знать:
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков реальных процессов.
Тригонометрические уравнения.
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. Методы решения тригонометрических уравнений. Алгоритм решения уравнения. Метод разложения на множители. Однородные тригонометрические уравнения первой и второй степени. Решение тригонометрических уравнений и неравенств. Доказательство неравенств. Использование графиков и свойств функций для решения уравнений и неравенств. Метод интервалов.
Цель темы: сформировать представление о методах решения тригонометрических уравнений.
Знать:
Уметь:
Преобразования тригонометрических выражений.
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведения тригонометрических выражений в сумму. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражения тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. Методы решения тригонометрических уравнений.
Цель темы: сформировать представление об основных тригонометрических формулах, области допустимых значений тригонометрических выражений.
Учащимся необходимо знать:
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включающих тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Производная
Числовые последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей.
Теоремы о пределах последовательностей. Переход к пределам в неравенствах. Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Предел функции. Понятие о пределе функции в точке. Поведение функций на бесконечности. Асимптоты. Определение производной. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Производные суммы, разности. Произведения и частного. Производные основных элементарных функций.
Вычисление производных.
Дифференцирование сложной функции Производные сложной и обратной функций.
Дифференцирование обратной функции. Уравнение касательной к графику функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Построение графиков функций.
Применение производной для отыскания наибольших и наименьших величин
Использование производных при решении уравнений и неравенств, текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
Цель темы: сформировать представления о понятии предела последовательности, производной функции в точке, производных основных элементарных функций. Показать значимость применения производной для решения различных задач прикладного характера.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшее и наименьшее значения с применением аппарата математического анализа
Некоторые сведения из планиметрии.
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.
Цель темы: повторить и обобщить некоторые сведения из планиметрии.
Знать:
Уметь:
Введение
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Цель темы: познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Знать:
Уметь:
Параллельность прямых и плоскостей .
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Цель темы: сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Знать:
Уметь:
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Цель темы: ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.
Знать:
Уметь:
Многогранники
Понятие многогранника. Геометрическое тело. Призма. Пространственная теорема Пифагора. Пирамида. Правильные многогранники.
Цель темы: познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
Знать:
Уметь:
Алгебры и начала математического анализа 11 класс. Геометрия 11 класс
Степени и корни. Степенные функции
Понятие корня п-й степени из действительного числа. Функции у= , их свойства и графики. Свойства корня п-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы.
Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики.
Дифференцирование и интегрирование.
Цель темы: Ввести понятие корня n-й степени из действительного числа. Рассмотреть
функции У=, их свойства и графики, свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Обобщить понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики. Изучить дифференцирование и интегрирование.
Выработать навыки извлечения корней n- й степени из комплексных чисел.
Учащимся необходимо знать:
− свойства корня n-ой степени;
− свойства функции ;
− определение степени с рациональным показателем;
− свойства степенных функций;
− иметь представление о формуле для извлечения корня n-ой степени из комплексного
числа.
уметь:
− находить значение корня натуральной степени;
− проводить преобразования числовых и буквенных выражений, содержащих радикалы;
− пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
− строить графики функции выполнять преобразования графиков;
− решать уравнения и неравенства,
− используя свойства функции ее графическое представление;
− находить значение степени с рациональным показателем;
− проводить преобразования числовых и буквенных выражений, содержащих степени;
− строить графики степенных функций, выполнять преобразования графиков;
− описывать по графику и формуле свойства степенной функции;
− решать уравнения и неравенства, используя свойства степенных функции и их
графическое представление.
Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на
число. Компланарные векторы.
Цель темы: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и
действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть
вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Учащимся необходимо знать:
− основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве;
− понятие компланарных векторов в пространстве;
− правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов.
уметь:
− выполнять действия над векторами в пространстве;
− раскладывать любой вектор по трем некомпланарным векторам.
Метод координат в пространстве. Движения
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное
произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Цель темы: сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод
к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между
двумя точками, от точки до плоскости.
Учащимся необходимо знать:
− алгоритмы: разложения векторов по координатным векторам; сложения двух и более
векторов; произведения вектора на число; разности двух векторов;
− признаки коллинеарности и компланарности векторов;
− формулы: координат середины отрезка; длины вектора; расстояния между двумя
точками;
− формулу нахождения скалярного произведения векторов.
Иметь представление: об угле между векторами, скалярном квадрате вектора; о каждом из
видов движения.
уметь:
− строить точки по их координатам, находить координаты векторов;
− находить сумму и разность векторов;
− применять формулы: координат середины отрезка; длины вектора; расстояния между
двумя точками для решения задач координатно-векторным способом;
− находить угол между прямой и плоскостью;
выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра
симметрии, плоскости, при параллельном переносе.
Показательная и логарифмическая функции
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения и неравенства.
Понятие логарифма. Показательная и логарифмическая функции , ее свойства и график.
Свойства логарифмов.
Логарифмические уравнения и неравенства. Дифференцирование показательной и
логарифмической функций.
Цель темы: Изучить показательную функцию, ее свойства и график. Выработать навыки
решения показательных уравнений и неравенств. Ввести понятие логарифма, показательной и логарифмической фуикций , ее свойства и график. Изучить свойства логарифмов, логарифмические уравнения
и неравенства, дифференцирование показательной и логарифмической функций.
Учащимся необходимо знать:
− определение показательной функции;
− свойства показательной функции;
− способы решения показательных уравнений и неравенств;
− определение логарифма;
- свойства логарифмической функции;
− способы решения логарифмических уравнений и неравенств;
− определение натурального логарифма;
− формулы производных показательной и логарифмической функций.
уметь:
− находить значение логарифмов;
− строить графики логарифмической и показательной функций, выполнять преобразования графиков;
− описывать по графику и формуле свойства логарифмической и показательной функций;
− решать уравнения и неравенства, используя свойства показательных и логарифмических функции и их графическое представление;
− решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства и их системы.
− проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;
− вычислять производные показательной и логарифмической функций.
Цилиндр, конус, шар
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Цель темы: дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Учащимся необходимо иметь представление о цилиндре.
знать:
− формулы площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;
− элементы конуса;
− элементы усеченного конуса;
− формулы площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса.
− определение сферы и шара;
− свойства касательной к сфере;
− уравнение сферы;
− формулу площади сферы.
уметь:
− выполнять чертежи по условию задачи;
− строить осевое сечение цилиндра и находить его площадь;
− решать задачи на нахождения площади боковой и полной поверхности цилиндра.
− уметь выполнять построение конуса и усеченного конуса и их сечений;
− находить элементы конуса и усеченного конуса;
− решать задачи на нахождение площади поверхности конуса и усеченного конуса;
определять взаимное расположение сфер и плоскости;
− составлять уравнение сферы по координатам точек;
− уметь решать типовые задачи на нахождение площади сферы .
Первообразная и интеграл
Первообразная и неопределенный интеграл. Определенный интеграл, его вычисление и свойства. Вычисление площадей плоских фигур. Примеры применения интеграла в физике.
Цель темы: ввести понятия первообразной, неопределенного интеграла, определенного интеграла. Выработать умение вычисления интеграла, площадей плоских фигур. Рассмотреть примеры применения интеграла в физике.
Учащимся необходимо знать:
− определение первообразной;
− правила отыскания первообразных;
− формулы первообразных элементарных функций;
− определение криволинейной трапеции.
уметь:
− вычислять первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления первообразных;
− вычислять площадь криволинейной трапеции.
Элементы теории вероятностей и математической статистики
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий. Вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Правило суммы. Правило умножения. Вероятность суммы. Комбинированные задачи. Перестановки и факториалы. Выбор нескольких элементов. Биномиальные коэффициенты.
Случайные события и их вероятности.
Цель темы: рассмотреть независимые повторения испытаний с двумя исходами, статистические методы обработки информации, закон больших чисел.
Учащимся необходимо знать:
− формулу независимых испытаний с двумя исходами;
− закон больших чисел.
уметь:
− решать простейшие комбинаторные задачи с использование известных формул;
− использовать знания в практической деятельности для анализа числовых данных, представленных в виде диаграмм и графиков; для анализа информации статистического характера.
Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Цель темы: ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Учащимся необходимо знать:
− формулы объемов прямоугольного параллелепипеда, прямой и наклонной призм, цилиндра, конуса, шара;
− знать метод вычисления объема через определенный интеграл;
− формулу площади сферы;
− иметь представление шаровом сегменте, шаровом секторе, слое.
уметь:
− решать задачи на нахождение объемов;
− решать задачи на вычисление площади сферы.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений неравенств
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений. Уравнения с модулями. Иррациональные уравнения. Доказательство неравенств. Решение рациональных неравенств с одной переменной. Неравенства с модулями.
Цель темы: изучить понятие равносильности уравнений, общие методы решения уравнений, решение уравнений и неравенств с модулем, иррациональных уравнений и неравенств, решение
рациональных неравенств с одной переменной, уравнений и неравенств с двумя переменными. Уравнения и неравенства с параметрами.
Учащимся необходимо знать:
− определение равносильности уравнений и неравенств;
− способы решения уравнений и систем уравнений;
− понятия системы и совокупности неравенств.
уметь:
− решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений и свойств функций;
− доказывать несложные неравенства;
− изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКОВ
1. А.Г. Мордкович.Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Учебник;М-2013
2. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Задачник;М-2013
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия в 10-11 класс. М., 2013;
2. В.И. Глизбург. Контрольные работы по курсу алгебры, 10 (под ред. А.Г. Мордковича);
3. Александрова. Самостоятельные работы по алгебре и началам анализа 10 класс;
4. Зив. Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М., 2005;
5. Звавич Л.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии 10-11 класс. М., 2010;
А также дополнительных пособий:
для учителя:
1) А.Г. Мордкович Алгебра. 10-11.Методическое пособие для учителя
2) Ивлев Б.И., Саакян С.И., Шварцбург С.И., Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса, М., 2008.
3) Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Якунина И.С., Устные упражнения по алгебре и началам анализа, М.1989. Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2009.
4) Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. - М., «Дрофа», 2002.
5) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //»Вестник образования» - 2004 - № 14 - с.107-119.
6) А.П. Ершова, В.В. Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 кл. (разноуровневые дидактические материалы) / М.: Илекса, 2003.
7) Р.Д.Лукин, Т.К. Лукина Устные упражнения по алгебре и началам анализа: Книга для учителя / М.: Просвещение, 1989.
8) Б.Г. Зив Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. / М.: Просвещение, 2004.
9) С.М. Саакян, В.Ф. Бутусов Изучение геометрии в 10 – 11 кл. : методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / М.: Просвещение, 2004.
10) Б.Г. Зив и др. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов / М.: Просвещение, 1991.
11) Е.М. Рабинович Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия / М.: Илекса, 2001.
12) Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
13) Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
для учащихся:
14) Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ / 2013
15) Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии, 10 класс, М., 2005.
16) Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1998.
Интернет ресурсы:
17) Открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
Учебно-тематический план 10 класс
№ урока |
Тема раздела /содержание |
Кол-во часов |
|
Повторение материала (7ч) |
|
1-6 |
Повторение материала по алгебре 7 – 9 классов. |
6 |
7 |
Входная контрольная работа |
1 |
|
Действительные числа (14ч) |
|
8,9,10 |
Натуральные и целые числа. Делимость чисел. |
3 |
11,12 |
Рациональные числа. |
2 |
13,14,15 |
Иррациональные числа. |
3 |
16,17,18 |
Множество действительных чисел. |
3 |
19,20 |
Модуль действительного числа. |
2 |
21 |
Контрольная работа №1 |
1 |
|
Числовые функции (10 ч) |
|
22,23,24 |
Определение числовой функции и способы ее задания. |
3 |
25,26,27 |
Свойства функций. |
3 |
28,29,30 |
Обратные функции. |
3 |
31 |
Контрольная работа № 2. |
1 |
|
Некоторые сведения из планиметрии (7 ч) |
|
32,33,34,35 |
Углы и отрезки, связанные с окружностью |
4 |
36,37,38 |
Решение треугольников |
3 |
|
Аксиомы геометрии и их следствие ( 5ч) |
|
39 |
Предмет стереометрии. Практическая работа |
1 |
40 |
Аксиомы стереометрии. |
1 |
41 |
Некоторые следствия из аксиом. |
1 |
42,43 |
Решение задач. Самостоятельная работа. |
2 |
|
Параллельность прямых и плоскостей (16ч) |
|
44,45,46,47 |
Параллельность прямых, прямой и плоскости |
4 |
48,49,50 |
Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. |
3 |
51 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
52,53 |
Параллельность плоскостей. |
2 |
54,55,56, 57,58 |
Тетраэдр и параллелепипед. |
5 |
59 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
|
Тригонометрические функции (30ч) |
|
60,61 |
Числовая окружность. |
2 |
62,63 |
Числовая окружность на координатной плоскости. |
2 |
64 |
Контрольная работа № 5 |
1 |
65,66,67,68 |
Синус и косинус. Тангенс и котангенс. |
4 |
69,70,71 |
Тригонометрические функции числового аргумента. |
3 |
72,73 |
Тригонометрические функции углового аргумента. |
2 |
74,75 |
Формулы приведения |
2 |
76 |
Контрольная работа № 6 |
1 |
77,78,79 |
Функция у= sin x ,ее свойства и график |
3 |
80,81,82 |
Функция y = cos x, ее свойства и график |
3 |
83 |
Периодичность функций у= sin x , y = cos x |
1 |
84,85,86 |
Преобразование графиков тригонометрических функций |
3 |
87,88 |
Функции y = tgx, y= ctgx , их свойства и графики. |
2 |
89 |
Контрольная работа № 7 |
1 |
|
Тригонометрические уравнения (15ч) |
|
90,91,92 |
Арккосинус. Решение уравнения cos t = a |
3 |
93,94,95 |
Арксинус. Решение уравнения sin t = a |
3 |
96,97,98 |
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg t = a , ctg t = a |
3 |
99,100,101 102,103 |
Тригонометрические уравнения |
5 |
104 |
Контрольная работа № 8 |
1 |
|
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17ч) |
|
105,106, 107,108, 109 |
Перпендикулярность прямой и плоскости. |
5 |
110,111, 112,113, 114,115 |
Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью |
6 |
116,117, 118,119, 120 |
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей |
5 |
121 |
Контрольная работа. № 9. |
1 |
|
Преобразование тригонометрических выражений (18ч) |
|
122,123, 124,125 |
Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
4 |
126,127 |
Тангенс суммы и разности аргументов. |
2 |
128,129, 130,131, 132 |
Формулы двойного аргумента. |
5 |
133,134, 135 |
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение |
3 |
136,137, 138 |
Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму |
3 |
139 |
Контрольная работа № 10. |
1 |
|
Многогранники (14 ч) |
|
140,141, 142,143 |
Понятие многогранника. Призма. |
4 |
144,145, 146,147, 148 |
Пирамида. |
5 |
149,150 151,152 |
Правильные многогранники |
4 |
153 |
Контрольная работа № 11 |
1 |
|
Производная (36ч) |
|
154,155 |
Числовые последовательности. Предел числовой последовательности. |
2 |
156,157 |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии |
2 |
158,159, 160 |
Предел функции. |
3 |
161,162, 163 |
Определение производной. |
3 |
164,165, 166,167, 168 |
Вычисление производных |
5 |
169 |
Контрольная работа № 12 |
1 |
170,171, 172 |
Уравнение касательной к графику функции. |
3 |
173,174, 175,176, 177 |
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. |
5 |
178,179, 180,181 |
Построение графиков функций. |
4 |
182 |
Контрольная работа № 13 |
1 |
183,184, 185 |
Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин. |
3 |
186,187, 188 |
Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин |
3 |
189 |
Контрольная работа № 14 |
1 |
190-191 |
Итоговая контрольная работа |
2 |
192-202 |
Обобщающее повторение по геометрии ( 11ч ) |
11 |
203-216 |
Обобщающее повторение по алгебре и началам анализа (14ч ) |
14 |
Учебно-тематический план 11 класс
№ п/п |
Тема раздела/содержание |
Кол-во часов |
Повторение материала (7ч) |
||
1-6 |
Повторение материала алгебры 10 класс |
6 |
7 |
Входная контрольная работа |
1 |
Степени и корни. Степенная функция (26 ч) |
||
8-10 |
Понятие корня n-ой степени из действительного числа |
3 |
11-14 |
Функции у=, их свойства и графики |
4 |
15-18 |
Свойства корня п-й степени |
4 |
19-22 |
Преобразование выражений, содержащих радикалы |
4 |
23 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
24-28 |
Обобщение понятия о показателе степени |
5 |
29-32 |
Степенные функции, их свойства и графики |
4 |
33 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
|
Векторы в пространстве (6ч) |
|
34 |
Понятие вектора в пространстве. |
1 |
35,36 |
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. |
2 |
37,38 |
Компланарные векторы |
2 |
39 |
Зачет № 1 |
1 |
|
Метод координат (15 ч) |
|
40-45 |
Координаты точки и координаты вектора. |
6 |
46 |
Зачет № 2 |
1 |
47-50 |
Скалярное произведение векторов |
4 |
51-53 |
Движения |
3 |
54 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
|
Показательная и логарифмическая функции ( 42 ч) |
|
55-58 |
Показательная функция, ее свойства и график |
4 |
59-62 |
Показательные уравнения |
4 |
63-66 |
Показательные неравенства |
4 |
67,68 |
Контрольная работа № 4 |
2 |
69,70 |
Понятие логарифма |
2 |
71-73 |
Функция y=logax, ее свойства и график |
3 |
74-77 |
Свойства логарифмов |
4 |
78 |
Зачет №3 |
1 |
79-83 |
Логарифмические уравнения |
5 |
84-87 |
Логарифмические неравенства |
4 |
88,89 |
Контрольная работа № 5 |
2 |
90,91 |
Переход к новому основанию логарифма |
2 |
92-95 |
Дифференцирование показательной и логарифмической функций |
4 |
96 |
Зачет №4 |
1 |
|
Цилиндр, конус, шар (16 ч) |
|
97-99 |
Цилиндр |
3 |
100-102 |
Конус |
3 |
103-105 |
Сфера |
3 |
106-110 |
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, сферу |
5 |
111,112 |
Контрольная работа № 6 |
2 |
|
Первообразная и интеграл (12 ч) |
|
113-116 |
Первообразная |
4 |
117-122 |
Определенный интеграл |
6 |
123,124 |
Контрольная работа №7 |
2 |
|
Элементы теории вероятностей и математической статистики (15 ч) |
|
125-127 |
Статистическая обработка данных |
3 |
128-130 |
Простейшие вероятностные задачи |
3 |
131-133 |
Сочетания и размещения |
3 |
134,135 |
Формула бинома Ньютона |
2 |
136-138 |
Случайные события и их вероятности |
3 |
139 |
Контрольная работа №8 |
1 |
|
Объемы тел (17 ч) |
|
140-142 |
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда |
3 |
143,144 |
Объем прямой призмы и цилиндра |
2 |
145-149 |
Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса |
5 |
150-154 |
Объем шара и площадь сферы |
5 |
155,156 |
Контрольная работа № 9 |
2 |
|
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (23 ч ) |
|
157-159 |
Равносильность уравнений |
3 |
160-163 |
Общие методы решения уравнений |
4 |
164-167 |
Решение неравенств с одной переменной |
4 |
168-170 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными. |
3 |
171-174 |
Системы уравнений |
4 |
175-178 |
Задачи с параметрами |
3 |
179,180 |
Контрольная работа № 10 |
2 |
|
Заключительное повторение курса алгебры и начал анализа. Подготовка выпускников к итоговой аттестации (24 ч) |
|
181-204 |
Решение заданий ЕГЭ базового и повышенного уровня |
24 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нормы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по математике
Критерии и нормы оценки по алгебре и началам анализа.
1. Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не
является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: - допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; - допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; - имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; - при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; - допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах.
Отметка «3» ставится, если: - допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; - допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; - имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; - при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.