Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 1 Маслянинского района
Рабочая программа курса
«Азбука этикета»
4,5 класс
Составитель:
Бадер Любовь Артемьевна
Учитель ИЗО и технологии
Маслянино 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М., 2010) и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования (Примерное основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов/ - М., 2010).
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций:
- Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Пособия для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях, под редакцией А.Я. Данилюка.-М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
Программа по изучению курса «Азбука этикета» рассчитана на 34 часа.
Актуальность курса
Одна из актуальных задач, стоящих пред общеобразовательными учреждениями России, -подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастания жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становиться все более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – основа всех основ. От того, что вложено в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Цели и задачи курса
Цель:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.
Задачи:
- Иметь первоначальное представление о символах государства, о правах и обязанностях гражданина России.
- Знать правила поведения в школе, семье, общественных местах, природе.
-Способствовать формированию навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов.
- Способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п/ |
Тема |
Кол-во часов |
Цели и задачи |
Формы проведения |
Понятия |
Оборудование |
Планируемые результаты |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предметные |
Личностные |
|
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
1. |
Моя Родина- Россия |
1 |
Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации- России: Государственному флагу, Гербу, Гимну; воспитание любви к Родине. |
Путешествие. (Мини-сочинение «Моя малая Родина» или «Родина- это часть тебя, а ты –часть ее» или «Россия- это я». |
Родина. Гимн. Флаг. Герб. Кремль. |
Символы России, фотографии Кремля, Красной площади, стихотворение Н. Поляковой. |
Знать символы России.
|
Проявлять уважение к символам России : Флагу, Гербу, Гимну. Любить свою Родину, задуматься о том, что он частица Родины. |
|
2. |
Путешествие в страну Законию. |
2 |
Формирование представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России. |
КТД -коллективная творческая деятельность |
Закон. Гражданин. Государство. Устав школы. |
Канцелярские принадлежности, краски, ватман, текст легенды, приглашение. |
Знать, что Устав- основной закон школы, познакомиться с Уставом школы. |
Понимать, если ты часть общества, то обязан жить по его законам. |
|
3. |
Доброе слово. |
2 |
Научить детей употреблять различные формы приветствия в зависимости от ситуации. |
Игра- тренинг. (Игра «Выставка слов», игровое моделирование речевых ситуаций.) |
Жест. Мимика. Интонация. |
Слова на карточках, дидактические материалы, карточки с ситуациями. |
Знать различные формы приветствия. |
Проявлять доброе отношение к людям, используя различные формы приветствия. |
|
4. |
Дорогою добра. |
1 |
Воспитывать чувство дружбы и товарищества; развивать коммуникативные навыки, речь, учить отличать хорошее от плохого. |
Игра- путешествие. (Игра «Комплименты», свиток добрых дел) |
Сила добра. Настроение.
|
Рисунок пустыни; набор вырезанных из бумаги: семечко, капля, дерево, цветок; мягкая игрушка. |
Знать, что добрым словом, делом можно подбодрить человека, помочь в трудную минуту. |
Задуматься над смыслом жизни. |
|
5. |
«Ежели вы вежливы». |
2 |
Дать понятие «вежливость», в чем она должна проявляться. |
Игра. (Игра с последующей рефлексией «Слепой и поводырь». Диагностические ситуации). |
Вежливость. Интонация. Чувства. |
Стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы», карточки зеленого и красного цвета. |
Знать каким должен быть вежливый человек. |
Выстраивать добрые взаимоотношение с окружающими. |
|
6. |
Я- личность |
2 |
Помочь детям посмотреть на себя со стороны, показать, что каждый человек- яркая индивидуальность. |
Игра. (Интерактивная игра, я и мое настроение «Прогноз погоды»). |
Лицо. Личность. Лик. Характер. Совесть. Эмоции. |
Тест «Зебра», Тест «Самоуважение», игра «Тонус лица», альбом, цветные карандаши. |
Знать понятия лицо, личность. |
Помочь осознать ребенку как в действительности он себя чувствует: - Я в школе. - Я дома. - Я вышел из дома.
|
|
7. |
Помни о других- ты не один на свете. |
1 |
Объяснить, детям, что подразумевается под понятием «помнить о других». |
Работа в парах. Игры на эмпатию. |
Чувства. Чуткий. Уважение. Общение. Национальность. |
Дидактические материалы. |
Знать, что подразумевает понятие « помнить о других». |
Задуматься об эмоциональных состояниях другого человека. (эмпатия) |
|
8. |
Поступки твои и других ( их оценка). |
1 |
Научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих. |
Работа в парах. |
Оценивание. Оценивание поступка. Сочувствовать. Человек. Настроение. Чувство. |
Дидактические материалы. |
Научиться правильно оценивать собственные поступки. |
Понять другого человека, почувствовать его настроение. |
|
9. |
Что такое хорошие манеры. |
1 |
Познакомит с хорошими манерами. |
Игра |
Манеры. Разговор. Приветствие. Речь. Такт.
|
Диагностические ситуации. |
Знать как вести себя в обществе. |
Стараться, что бы хорошие манеры стали привычкой; уметь сдерживать себя. |
|
10. |
Как вести себя в гостях. |
1 |
Познакомить с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых можно оказаться. |
Работа в группах. |
Приглашение. Подарок. |
Правила как вести себя в гостях, дидактические материалы. |
Знать правила поведения в гостях. |
Помнить. Что приняв приглашение, каждый дает согласие « включиться» в праздник, общее веселое настроение. |
|
11. |
У нас сегодня гости. |
2 |
Познакомить детей с правилами приема гостей. |
Практическое занятие. (Сервировка стола) |
Салфетка. Скатерть. Посуда. |
Салфетки, разовая посуда, муляжи фруктов. |
Знать правила сервировки стола. |
Использовать знания в быту. |
|
12. |
Стань другом природы. |
2 |
Помочь детям понять, что мы должны бережно относиться к природе и ее обитателям. |
Работа в группах. |
«Живая природа». Человек часть природы. «Венец природы». |
Дидактические материалы. В. Орлов «Живой букварь». Упражнение «Лес», игра «Веселые животные» |
Знать правила поведения в природе. |
Осознать свое отношение к природе, понять почему надо к ней бережно относиться. |
|
13. |
Поведение в общественных местах. |
1 |
Изучить основные правила поведения в общественных местах. |
Работа в группах. Игровое моделирование ситуации. |
Общественное место. Кафе. Транспорт.
|
Дидактические материалы.
|
Знать правила поведения в общественных местах. |
Проявлять внимание, сдержанность, вежливость в общении с людьми. |
|
14. |
Правила поведение в театре, кино, музее, на выставке. |
1 |
Познакомить детей с правилами поведения в театре, кино, музее, на выставке |
Игра «Мы в театре», или «Немое кино».
|
Антракт. Аплодисменты. Внешкольный этикет. Вовремя. |
Дидактические материалы.
|
Знать правила поведения в общественных местах |
Использовать знания в повседневной жизни. |
|
15. |
Правила поведения в школе (гардеробе, столовой, на школьном дворе). |
2 |
Объяснить детям, как надо вести себя на школьном дворе, в гардеробе и столовой. |
Работа в группах. (Игровое моделирование ситуации.) |
Верхняя одежда. Сменная обувь. |
Дидактические материалы.
|
Знать правила поведения в гардеробе, столовой, на школьном дворе. |
Проявлять уважение к окружающим. |
|
16. |
Нравственные отношения в коллективе. |
2 |
Показать разнообразие отношений между людьми. Доказать необходимость дружеских и товарищеских отношений в коллективе. |
Игра. (Игровое моделирование воспитательных ситуаций) |
Коллектив. Знакомые. Приятельские. Товарищеские. Дружеские.
|
Игра, тренинг, карточки. |
Знать о разнообразии отношений между людьми. |
Ценить отношения которые имеешь и дорожить ими, уметь слышать и слушать окружающих. |
|
17. |
Трудолюбие. |
2 |
Вызвать у детей желание быть самостоятельными. |
Практическое занятие «Подарок своими руками». |
Труд. Помощь. Взаимопомощь. |
Картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш. |
Знать, что труд приносит радость. |
Проявлять инициативу, стремиться к самостоятельному выполнению различных дел. |
|
18. |
Бережливость. |
1 |
Показать значение бережливости в жизни человека. |
Работа в группах. |
Бережливость. Бережливый.
|
Дидактические материалы.
|
Знать, что бережливость помогает человеку быть собранным, экономит время. |
Уважать и ценить свое и чужое время, средства, считаться с интересами окружающих. |
|
19. |
«У меня зазвонил телефон…» |
1 |
Показать детям необходимость соблюдения определенных правил пользования телефоном. |
Работа в парах. |
«Пустой» разговор. «Деловой» разговор. 01 02 03 |
Дидактические материалы, телефон.
|
Знать необходимость пользования телефоном. |
Проявлять тактичность и уважение при разговоре по телефону. |
|
20. |
Правила культуры поведения на улице и дома. |
1 |
Познакомить с основными правилами поведения на улице и дома. |
Работа в группах. (Игровое моделирование ситуации). |
Семья. Взрослые. Адрес. Незнакомец. |
Дидактические материалы. |
Знать правила поведения на улице и дома. |
Проявлять уважение к окружающим, ценить то, что они делают. Помнить, о том, что родители всегда должны знать куда пошел их ребенок и когда должен вернуться. |
|
21. |
Культура внешнего вида. |
1 |
Убедить детей в важности содержания в порядке своего гардероба. |
Работа в группах. (Игровые ситуации). |
Гардероб. Товарный ярлык. Будничная одежда. Праздничная одежда. Обувь. |
Дидактические материалы. |
Знать из чего складывается культура внешнего вида. |
Содержать в порядке свой гардероб. |
|
22. |
Мода и школьная одежда. |
2 |
Развитие вкуса, чувства меры в одежде. |
Работа в группах. (Эскизы школьной формы). |
«К лицу». «По возрасту». «По фигуре». Мода. Одежда. Форма. |
Дидактические материалы, бумага, карандаши, фломастеры. |
Знать, что одежда должна не только соответствовать моде, а быть удобной, опрятной, «по фигуре» и «к лицу». |
Учитывать особенности своей фигуры и внешности. |
|
23. |
Живописные просторы Родины. |
2 |
Формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству. |
Работа в парах. Игры на формирование душевной красоты. |
Русский пейзаж. Натюрморт. |
Репродукции картин Левитана, Шишкина, Поленова, Стожарова. |
Знать произведения художников. |
Видеть красоту окружающего мира, чувствовать, переживать |
|
Перечень литературы:
1. Методические рекомендации. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Под редакцией А.Я. Данилюка, Москва «Просвещение» 2011.
2. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №.7, 8 -2004г.; № 1, 5- 2005г. № 5, 7, 9- 2006г.
3. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» № 4, 5, 6 - 2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.