РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» корреционной школы
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» корреционной школы

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
8 кл—11 кл
24.01.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» Образовательная область: «Общественно-научные предметы»   корреционной школы
Рабочая программа по биологии для 8,10,11 классов коррекционной школы
Прог биол 2019.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №30

ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

 

Рассмотрено

на заседании

методического объединения

Протокол №__ от____

Руководитель МО

_______М.А. Алексеева

 

 

 

Согласовано

Зам. директора

ГБОУ УКШИ  №30

для глухих и

и слабослышащих

обучающихся

__________ Ф.Ф.Янбаев

 

 

 

Утверждаю

Директор ГБОУ

УКШИ №30 для глухих

и слабослышащих обучающихся

_________О.Ю.Саликаева

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»

Образовательная область: «Общественно-научные предметы»

Основное общее образование

Срок реализации: 5 лет

Разработчик. Сайсанова Юлия Алексеевна,

учитель биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2019

 

 

 

1.            Пояснительная записка

1.1.            Актуальность

 

     Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

      Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне по биологии. Она построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования. Содержание программы вносит существенный вклад в биологическое образование на ступени основного общего образования и играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурам. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

     Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе государственной программы по биологии для общеобразовательных школ . И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012.

     Данная программа не является программой специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.   Поэтому в программу были добавлены дополнительные часы:

  • на повторение и обобщение учебного материала;
  • на изучение нового материала.

Данная программа была адаптирована и пролонгирована с учетом особенностей развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Учебный материал был дополнен специальными упражнениями по обогащению словарного запаса, по развитию слуха и устной речи.

     Программа учитывает особенности психофизического развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся, индивидуальные возможности и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

1.2.            Цель

·         оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования по предмету география, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников;

·         освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

               

1.3.            Задачи обучения предмету

Общие задачи образования глухих и слабослышащих обучающихся:

·         создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;

·         коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы основного общего образования по предмету география;

·         специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;

·         оказание консультативной и методической помощи родителям обучающихся с нарушением слуха

Образовательные задачи:

·         расширение круга знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

·         практическое изучение морфологии, систематики и экологии различных групп живых организмов;

·         знакомство с методами исследования, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

·         обучение технике эксперимента и способности формулировать проблему исследования;

·         ознакомление с принципами охраны природы;

·         обучение основам туристической подготовки.

Развивающие задачи:

·         развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

·         поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

·         развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы;

·         развитие памяти и внимания;

·         создание условий для творческого роста личности и выработки у каждого обучающегося своей жизненной позиции.

·         развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета;

Воспитательные задачи:

·         практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры и фауны регионов России;

·         формирование навыков бережного отношения к природе;

·         овладение учащимися правилами поведения в природе;

·         развитие чувства товарищества и создание комфортного микроклимата в группах.

1.4. Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа.

              

Предметная область

Классы

Учебн. предметы

8

10

11

Всего

Общественно-научные предметы

Биология

68

68

68

204

 

 

2.            Описание места учебного курса географии в учебном плане

 

            2.1. Предметная область, к которой относится учебный предмет.

   Биология относится к общественно-научной предметной области учебного плана.

 

2.2. Количество часов на изучение предмета в неделю.

 Биология изучается 2 ч в неделю в 8, 10, 11 классах.

 

2.3. Количество учебных недель.

Количество учебных недель в году – 34.

 

2.4.  Количество, контрольных, бесед и т.д.

 

Класс

Контрольные работы

Лабораторных работ

Экскурсии

Практические работы

8

4

7

1

-

10

4

3

-

5

11

4

5

1

-

 

3.      Основные требования к ЗУН обучающихся

        Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  •  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  •  реализация установок здорового образа жизни;
  •   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных  источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·          выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

·          овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.        В ценностно-ориентационной сфере:

•        знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.        В сфере трудовой деятельности:

•        знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.        В сфере физической деятельности:

 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

          4. Содержание учебного предмета (курса)

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы»; «Человек и его здоровье»; «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

 

8 класс

 

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

 Общие сведения о животном мире.

5

2

Строение тела животных.

4

3

Подцарство Простейшие.

9

4

Подцарство Многоклеточные животные.

5

5

Типы плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.

8

6

 Тип моллюски.

8

7

Тип членистоногие.

12

8

Тип хордовые.

9

9

Класс Земноводные, или Амфибии.

8

 

Итого

68

 

 

10 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Повторение

4

2

Дыхательная система

10

3

Пищеварительная система

11

4

Обмен веществ и энергии

5

5

Мочевыделительная система

3

6

Кожа

6

7

Эндокринная система

3

8

Нервная система

6

9

Органы чувств

6

10

Поведение и психика

8

11

Индивидуальное развитие

6

 

Итого

68

 

11 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Общие закономерности жизни

5

2

Закономерности жизни на клеточном уровне

10

3

Закономерности жизни на организменном уровне

19

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

21

5

Взаимоотношения организмов и среды

13

 

Итого

68

 

8 класс:

Учебник 7 класс «Биология» под ред. Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С.

Глава 1. Общие сведения о животном мире. (5ч)

Содержание темы: Зоология – наука о царстве Животных. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

    Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе. Животные растительноядные, хищники, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши. Понятие о биоценозе, экосистеме.

    Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

    Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

    Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Глава 2. Строение тела животных. (4 часа)

Содержание темы: Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Глава 3. Подцарство Простейшие (9 часов)

Содержание темы: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и кишечнике животных.

    Корненожки. Амеба протей как одноклеточный организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, образование цисты.

    Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, содержащее в себе черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

    Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

    Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

    Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа:  Изучение строения инфузории – туфельки. Наблюдение за ее движением.

Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные. (4 часа)

Содержание темы:  Краткая характеристика подцарства Многоклеточные животные.

    Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и повеление. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры, ее дыхание, раздражимость, размножение, регенерация. Значение в природе.

    Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Глава 5. Типы плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. (8 часов)

Содержание темы: Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

    Тип плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система. Органы чувств. Движение, питание, дыхание, размножение, регенерация.

    Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к жизи. Цикл развития и смена хозяев.

    Тип круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы - представители типа. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражений паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

    Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

    Тип кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитание. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биоценозах.

    Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы: Наблюдение за поведением дождевого червя: поведение, ответы на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения.

Глава 6. Тип моллюски. (8 часов)

Содержание темы:  Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков, особенности строения и поведения. Образ жизни. Роль раковины.

    Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение, питание, дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

    Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение и питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

    Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы. Особенности их строения. Передвижение, питание, поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная работа: Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев.

Глава 7. Тип Членистоногие. (12 часов)

Содержание темы:  Общая характеристика типа. Сходство и различие с кольчатыми червями.

    Класс ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание, дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

    Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биоценозах.

    Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Внешнее строение и поведение. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и для человека.

    Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие группы насекомых с неполным превращением: прямокрылые, равнокрылые (клопы и стрекозы). Важнейшие группы насекомых с полным превращением: бабочки, жесткокрылые жуки, двукрылые, перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

    Одомашнивание насекомых на примере тутового (или дубового) шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

    Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты среди представителей насекомых. Их значение в биоценозе, их практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми – вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа: Изучение внешнего строения насекомого.

Глава 8. Тип хордовые. (9 часов)

Содержание темы:  Краткая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практичес-

кое значение ланцетника.

    Общая характеристика черепных. Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение, части тела, покровы. Роль плавников в движении рыб. Органы чувств.

    Внутреннее строение костной рыбы: опорно – двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

    Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровой рыбы и меры по восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособление рыб к разным условиям обитания.

    Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др.(в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

    Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы: «Внешнее строение и особенности передвижения  рыбы». « Изучение внутреннего строения рыб».

Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (8 часов)

Содержание темы:  Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

    Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

    Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Экскурсия: Посещение выставки или контактного зоопарка с целью наблюдения за земноводными, рыбами, насекомыми, моллюсками.

10 класс:

Учебник 8 класс «Биология» под ред. Драгомилова А.Г., Маша Р.Д.

Глава 1. Повторение (4 часа)

Содержание темы:  Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно – гигиеническая служба. Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

    Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Особенности человека, связанные с трудом, социальным образом жизни.

    Скелет, строение, соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

    Нарушение правильной осанки. Последствия нарушения осанки, меры профилактики.

    Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Значение крови и ее состав. Клеточные элементы и их функции. Свертываемость крови. Иммунитет.

    Сердце и сосуды – органы кровообращения. Регуляция работы сосудов сердца. Болезни сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация: Торс человека, модель сердца. Скелет.

Глава 2. Дыхательная система (10 часов)

Содержание темы:  Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Плевральная полость. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Демонстрация: Торс человека, модели гортани и легких, модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», «Дыхательные движения»

Практическая работа: Измерение обхвата грудной клетки.

Глава 3. Пищеварительная система (11 часов)

Содержание темы:  Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварения. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты. Пищеварение пищи в двенадцатиперстной кишке. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрация: Торс человека, пищеварительная система крысы (влажный препарат)

Лабораторная работа: «Действие слюны на крахмал»

Глава 4. Обмен веществ и энергии (5 часов)

Содержание темы:  Превращение белков, жиров, углеводов. Обменные процессы в организме. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергетическая емкость пищи. Норы питания. Качественный состав пищи. Витамины и их значение.

Глава 5. Мочевыделительная система (4 часа)

Содержание темы:  Роль различных систем в удалении ненужных и вредных веществ из организма. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Образование мочи. Удаление мочи из организма: роль мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

    Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим, значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Глава 6. Кожа (6 часов)

Содержание темы: Строение кожных покровов. Их значение как защиты от внешних воздействий.

    Функции эпидермиса, дермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи, меры предупреждения от заражения.

    Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция в организме. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация: Рельефная таблица строения кожи.

Глава 7. Эндокринная система (3 часа)

Содержание темы: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в обмене веществ, росте и развитии организма. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы - инсулин и заболевание сахарный - диабет. Роль гормонов надпочечников в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрация: Модель гортани и щитовидной железы, головного мозга. Рельефная таблица, демонстрирующая железы эндокринной системы.

Глава 8. Нервная система (6 часов)

Содержание темы:  Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функции автономного отдела. Симпатический и парасимпатический отделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной системы. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции.

Демонстрация: Модель головного мозга.

Практические работы: Раздражение кожи. Функции отделов головного мозга.

Глава 9. Органы чувств  (6 часов)

Содержание темы:  Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятие.

    Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании глазных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

    Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Борьба с шумовым загрязнением. Инфекции среднего уха как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ.

    Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

    Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико – синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрация: Модель черепа, глаза, уха.

Практические работы: Слепое пятно. Сужение и расширение зрачка.

Глава 10. Поведение и психика (8 часов)

Содержание темы: Безусловные рефлексы. Инстинкты, запечатление. Условные рефлексы, рассудочная деятельность.

    Открытие И.М.Сеченовым центрального торможения. Работы И.П.Павлова: открытие условного и безусловного рефлекса. Биологические ритмы, сон и его значение, фазы сна и сновидения.

    Особанности ВНД человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

    Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Воля, эмоции, внимание.

    Работоспособность, утомление. Режим дня.

Демонстрация: Модель ГМ.

Глава 11. Индивидуальное развитие (6 часов)

Содержание темы:  Роль половых хромосом в определении развития организма по мужскому или женскому типу. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Личная гигиена.

    Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем: ВИЧ, сифилис, гонорея.

    Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Развитие организма после рождения. Календарный, биологический и социальный возраст человека.

    Влияние наркотических веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрация: Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

11 класс:

Учебник 9 класс «Биология» под ред. Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М.

Глава 1. Общие закономерности жизни (5 часов)

Содержание темы: Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, размножение, движение, адаптация.

    Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Глава 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов)

Содержание темы: Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица жизни.

    Разнообразие клеток в природе. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.

    Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Их разнообразие и свойства. Ферменты и их роль. Механизм самоудвоения ДНК.

    Строение клетки. Строение и функции ядра. Хромосомы. Цитоплазма и основные органоиды клетки, их функции.

    Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Ферменты.

    Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов (фотосинтез). Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

    Размножение клетки.

Лабораторная работа: «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (19 часов)

Содержание темы: Половое и бесполое размножение организмов. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Митоз. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

    Особенности половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Зигота. Биологическая роль полового и бесполого размножения.

    Онтогенез, его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на развитие человека.

    Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип. Закономерности изменчивости организмов.

    Наследование признаков. Эксперименты Г. Менделя. Доминантные и рецессивные признаки. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

    Изменчивость, ее виды. Причины изменчивости. Мутации: положительные, отрицательные. Использование мутаций для выведения новых пород животных и сортов растений. Понятие генофонд, генетическое разнообразие.

    Основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о происхождении и разнообразии культурных растений. Селекция растений и животных.

    Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

    Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия планеты.

Лабораторные работы: «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов», «Изучение изменчивости у организмов»

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 час)

Содержание темы: Представления о возникновении жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А.И.Опарина. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

    Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение наследственности. Возникновение фотосинтеза. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция дыхания.

    Влияние живых организмов на состав атмосферы, формирование садочных пород. Возникновение биосферы.

    Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

    Появление человека.

 

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в выведении новых пород и сортов. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование. Естественный и искусственный отбор.

    Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Процессы образования новых видов. Понятие о микро – и микроэволюции. Биологический прогресс и регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

   Влияние деятельности человека на эволюционные процессы в популяциях.

    Место человека в системе органического мира. Сходства и отличия человека и животных. Происхождение человека. Речь как средство общения у человека. Социальная и природная среда. Адаптация человека.

    Человеческие расы. Человек как единый биологический вид. Этапы эволюции человека. Человек как житель биосферы, его влияние на природу Земли.

Экскурсия: «История живой природы». Посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями.

Лабораторная работа: «Приспособленность организмов к среде обитания»

Глава 5. Взаимоотношения организмов и среды (13 часов)

Содержание темы: Условия жизни на Земле. Взаимосвязи организмов с окружающей средой. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, внутри другого организма.

    Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов. Суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Экологическое разнообразие на Земле и его значение.

    Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции:  рождаемость, выживаемость, численность. Возрастная и половая структура популяции. Динамика численности популяций в природных сообществах.

    Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия вида  в устойчивости биогеоценоза. Устойчивость биогеоценозов. Разнообразие  наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

    Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ в биосфере.

    Экология как научная основа рационального использования  природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Биологическое и экологическое образование. Экологическая культура человека.

Лабораторная работа: «Оценка качества окружающей среды»

 

5.Календарно – тематическое планирование (на класс)

Биология 8 класс

 

п.п

Раздел, тема урока.

Количество

часов

Дата

План

Факт

 

Глава 1. Общие сведения о животном мире.

5

 

 

1.

Зоология – наука о животных.

 

1

 

 

2.

Животные и окружающая среда.

1

 

 

3.

Классификация животных.

1

 

 

4.

Влияние человека на животных.

1

 

 

5.

Краткая история развития зоологии.

1

 

 

 

Глава 2. Строение тела животных.

4

 

 

6

Клетка.

1

 

 

7-8.

Системы органов животных.

2

 

 

9.

Обобщение знаний по теме « Строение тела животных»

1

 

 

 

Глава 3. Подцарство Простейшие.

9

 

 

10.

Общая характеристика.

1

 

 

11-12.

Тип саркодовые.

2

 

 

13-14.

Тип жгутиконосцы.

2

 

 

15-16.

Тип инфузории.

Лабораторная работа №1.

2

 

 

17.

Значение простейших.

1

 

 

18.

Обобщение знаний по теме «Простейшие»

1

 

 

 

Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные.

5

 

 

19-20.

Тип кишечнополостные.

2

 

 

21.

Разнообразие кишечнополостных.

1

 

 

22.

Обобщение знаний по теме «Кишечнополостные»

1

 

 

23.

Контрольная работа №1.

1

 

 

 

Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

8

 

 

24.

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. - Планария.

1

 

 

25-26.

Разнообразие плоских червей.

2

 

 

27.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. - Человеческая аскарида.

1

 

 

28.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

 

 

29-30.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви (Дождевой червь). Класс пиявки.

Лабораторная работа № 2, № 3.

2

 

 

31.

Обобщение знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

1

 

 

 

Глава 6. Тип моллюски.

8

 

 

32-33.

Общая характеристика моллюсков.

2

 

 

34.

Класс Брюхоногие моллюски. - Большой прудовик.

1

 

 

35-36.

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 4.

2

 

 

37.

Класс Головоногие моллюски.

1

 

 

38.

Обобщение знаний по теме «Моллюски»

1

 

 

39.

Контрольная работа № 2.

1

 

 

 

Глава 7. Тип Членистоногие.

12

 

 

40.

Класс Ракообразные.

1

 

 

41-42.

Класс Паукообразные.

2

 

 

43-44.

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 5.

2

 

 

45-46.

Типы развития насекомых.

2

 

 

47-48.

Общественные насекомые.

2

 

 

49.

Насекомые – вредители.

1

 

 

50.

Обобщение знаний по теме «Членистоногие»

1

 

 

51.

Контрольная работа № 3.

1

 

 

 

Глава 8. Тип Хордовые.

9

 

 

52.

Общая характеристика хордовых.

1

 

 

53.

Бесчерепные. - Ланцетник.

1

 

 

54.

Черепные, или позвоночные. – Рыбы. Внешнее строение.

Лабораторная работа № 6.

 

1

 

 

55.

Внутреннее строение рыб.

Лабораторная работа № 7.

1

 

 

56.

Особенности размножения рыб.

1

 

 

57-58.

Основные систематические группы рыб.

2

 

 

59.

Промысловые рыбы.

1

 

 

60.

Обобщение знаний по теме «Хордовые»

1

 

 

 

Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии.

8

 

 

61-62.

Среда обитания и строение тела земноводных.

2

 

 

63.

Строение и функции внутренних органов лягушки.

1

 

 

64.

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

1

 

 

65.

Разнообразие и значение земноводных.

1

 

 

66.

Обобщение знаний по теме «Земноводные»

1

 

 

67.

Экскурсия.

1

 

 

68.

Контрольная работа № 4.

1

 

 

 

Биология 10 класс

 

п.п

Раздел, тема урока.

Количество

часов

Дата

План

Факт

 

Глава 1. Повторение.

4

 

 

1.

 

Науки об организме человека.

1

 

 

2.

Системы органов в организме.

1

 

 

3.

Опорно – двигательная система.

1

 

 

4.

Кровеносная система.

1

 

 

 

Глава 2. Дыхательная система.

10

 

 

5.

Органы дыхания.

1

 

 

6.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Лабораторная работа № 1.

1

 

 

7.

Дыхательные движения.

Лабораторная работа № 2.

1

 

 

8-9.

Регуляция дыхания.

Практическая работа.

2

 

 

10-11-12.

Гигиена дыхания.

3

 

 

13.

Первая помощь при повреждениях органов дыхания.

1

 

 

14.

Контрольная работа № 1 «Дыхание»

1

 

 

 

Глава 3. Пищеварительная система.

11

 

 

15.

Значение и состав пищи.

1

 

 

16.

Органы пищеварения.

1

 

 

17-18.

Зубы.

2

 

 

19.

Пищеварение.

Лабораторная работа № 3.

1

 

 

20-21.

Пищеварение.

2

 

 

22-23.

Регуляция пищеварения.

2

 

 

24.

Заболевания органов пищеварения.

1

 

 

25.

Обобщение знаний по теме «Пищеварение»

1

 

 

 

Глава 4. Обмен веществ и энергии.

5

 

 

26.

Обменные процессы в организме.

1

 

 

27.

Нормы питания.

1

 

 

28-29.

Витамины.

2

 

 

30.

Контрольная работа № 2 «Пищеварение и обмен веществ»

1

 

 

 

Глава 5. Мочевыделительная система.

3

 

 

31.

Строение и работа почек.

1

 

 

32.

Предупреждение заболеваний почек.

1

 

 

33.

Обобщение знаний по теме « Мочевыделительная система»

1

 

 

 

Глава 6. Кожа.

6

 

 

34.

Значение кожи и ее строение.

1

 

 

35-36.

Поверхность кожи.

2

 

 

37-38.

Роль кожи в терморегуляции.

2

 

 

39.

Обобщение знаний по теме «Кожа»

1

 

 

 

Глава 7. Эндокринная система.

3

 

 

40.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

 

 

41.

Гормоны. Их роль для человека.

1

 

 

42.

Контрольная работа № 3 «Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система»

1

 

 

 

Глава 8. Нервная система.

6

 

 

43.

Строение нервной системы. Ее значение.

Практическая работа.

1

 

 

44.

Автономная нервная система.

Практическая работа.

1

 

 

45.

Нейрогормональная регуляция нервной системы.

1

 

 

46.

Спинной мозг.

1

 

 

47.

Отделы головного мозга. Их значение.

Практическая работа.

1

 

 

48.

Обобщение знаний по теме «Нервная система»

1

 

 

 

Глава 9. Органы чувств.

6

 

 

49.

Действие органов чувств.

1

 

 

50.

Орган зрения и зрительный анализатор.

Практические работы.

1

 

 

51.

Заболевания и повреждения глаз.

1

 

 

52.

Органы слуха и равновесия.

1

 

 

53.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

1

 

 

54.

Обобщение знаний по теме «Органы чувств»

1

 

 

 

Глава 10. Поведение и психика.

8

 

 

55.

Врожденные формы поведения.

1

 

 

56.

Приобретенные формы поведения.

1

 

 

57.

Закономерности работы головного мозга.

1

 

 

58.

Сон и его значение.

1

 

 

59.

Особенности ВНД.

1

 

 

60.

Воля и эмоции. Внимание.

1

 

 

61.

Работоспособность. Режим дня.

1

 

 

62.

Контрольная работа № 4 «Особенности НС и психики человека»

1

 

 

 

Глава 11. Индивидуальное развитие.

6

 

 

63.

Половая система человека.

1

 

 

64.

Наследственные и врожденные заболевания.

1

 

 

65.

Развитие до и после рождения.

1

 

 

66.

Вред наркогенных веществ.

1

 

 

67.

Психологические особенности человека.

1

 

 

68.

Обобщение знаний по теме «Индивидуальное развитие»

1

 

 

 

Биология 11 класс

 

п.п

Раздел, тема урока.

Количество

часов

Дата

План

Факт

 

Глава 1. Общие закономерности жизни.

5

 

 

1.

Биология – наука о живом мире.

 

1

 

 

2.

Методы биологических исследований.

1

 

 

3.

Общие свойства живых организмов.

1

 

 

4.

Многообразие форм живых организмов.

1

 

 

5.

Обобщение знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1

 

 

 

Глава 2. Закономерности жизни на клеточном уровне.

10

 

 

6.

Многообразие клеток.

Лабораторная работа № 1.

1

 

 

7.

Химические вещества в клетке.

1

 

 

8.

Строение клетки.

1

 

 

9.

Органоиды клетки и их функции.

1

 

 

10.

Обмен веществ – основа существования клетки.

1

 

 

11.

Биосинтез белка в клетке.

1

 

 

12.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

 

 

13.

Обеспечение клетки энергией.

1

 

 

14.

Размножение клетки.

1

 

 

15.

Контрольная работа № 1 «Общие закономерности жизни»

1

 

 

 

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне.

19

 

 

16.

Организм – открытая живая система.

1

 

 

17.

Примитивные организмы.

1

 

 

18.

Растительный организм и его особенности.

1

 

 

19.

Многообразие растений и их значение в природе.

1

 

 

20.

Организмы царства грибов и лишайников.

1

 

 

21.

Животный организм и его особенности.

1

 

 

22.

Разнообразие животных.

1

 

 

23.

Сравнение свойств организма человека и животных.

1

 

 

24.

Размножение живых организмов.

1

 

 

25.

Индивидуальное развитие.

1

 

 

26.

Образование половых клеток. Мейоз.

1

 

 

27.

Изучение механизма наследственности.

1

 

 

28-29.

Основные закономерности наследования признаков у организмов.

Лабораторная работа № 2.

2

 

 

30.

Закономерности изменчивости.

1

 

 

31-32.

Ненаследственная изменчивость.

Лабораторная работа № 3.

2

 

 

33.

Основы селекции организмов.

1

 

 

34.

Контрольная работа № 2 «Закономерности жизни на организменном уровне»

1

 

 

 

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.

21

 

 

35.

Представления о возникновении жизни на Земле.

1

 

 

36.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

 

 

37.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

 

 

38.

Этапы развития жизни на Земле.

1

 

 

39.

Идеи развития органического мира в биологии.

1

 

 

40.

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира.

1

 

 

41.

Современные представления об эволюции органического мира.

1

 

 

42.

Вид, его критерии и структура.

1

 

 

43.

Процессы образования видов.

1

 

 

44.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

1

 

 

45.

Основные направления эволюции.

1

 

 

46.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

1

 

 

47.

Основные закономерности эволюции.

Лабораторная работа № 4.

1

 

 

48.

Человек – представитель животного мира.

1

 

 

49.

Экскурсия.

1

 

 

50.

Эволюционное происхождение человека.

1

 

 

51-52.

Эволюция человека.

2

 

 

53.

Человеческие расы.

1

 

 

54.

Влияние человека на природу Земли.

1

 

 

55.

Контрольная работа № 3 «Происхождение и развитие жизни на Земле»

1

 

 

 

Глава 5. Взаимоотношения организмов и среды.

13

 

 

56.

Условия жизни на Земле.

1

 

 

57.

Действие факторов среды на организмы.

1

 

 

58-59.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

Лабораторная работа № 5.

2

 

 

60.

Биотические связи в природе.

1

 

 

61.

Популяция.

1

 

 

62.

Функционирование (жизнь) популяции в природе.

1

 

 

63.

Природные сообщества.

1

 

 

64.

Биогеоценозы и биосфера.

1

 

 

65.

Развитие и смена биогеоценозов.

1

 

 

66.

Основные законы устойчивости живой природы.

1

 

 

67.

Охрана природы.

1

 

 

68.

Контрольная работа № 4 «Организм и окружающая среда»

1

 

 

 

 

6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

6.1. Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе.

 

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

3. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.

4. Б. Н. Медников. Биология: формы и уровни жизни.- М., «Просвещение», 1995

5. Кристиан дн Дюв. «Путешествие в мир живой клетки».- М., «Мир»,  1987.

6. Ващенко О.Л. Биология 11 класс Поурочные планы.  Волгоград. Изд.  «Учитель», 2009г.

7. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы. М. «Эксмо», 2009г.

8. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. - М.: Дрофа, 2005.        

9. Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – 5-е изд., перераб. – М. : Вентана – Граф, 2017. – 288 с. : ил. Учебник входит в систему учебно – методических комплектов «Алгоритм успеха».

    Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.)

10. Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – 6-е изд., стереотип. – М. : Вентана – Граф, 2019. – 288 с. : ил. – (Российский учебник). Учебник входит в систему учебно – методических комплектов «Алгоритм успеха».

    Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.)

11. Биология : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. И.Н.Пономаревой. – 6-е изд., перераб. – М. : Вентана – Граф, 2018. – 272 с. : ил. – (Российский учебник). Учебник входит в систему учебно – методических комплектов «Алгоритм успеха».

    Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.)

 

6.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Кабинет биологии удовлетворяет следующим требованиям:

Кабинет биологии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, рабочим столом.

         Кабинет оснащен специальными средствами обучения: 

·   моделями (муляж строения человека, строения глаза и др.);

·   коллекциями (различные виды растений, представители животного мира и др.);

·   картинами (портреты биологов);

·   таблицами (законы генетики, состав питания и др.).

·   макетами (кровеносная система человека и др.)

·   плакатами (мышечная система человека и др.)

В кабинете биологии есть экспозиционные материалы, организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.

         В кабинете есть литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно-методические пособия; образцы практических и самостоятельных работ учащихся; подборки олимпиадных заданий и т.д.

         В кабинете биологии средства обучения систематизированы: по видам (схемы, таблицы, плакаты  и т.п.); по классам (8-11 классы).

         В кабинете находятся раздаточные материалы:

·   для организации индивидуальной и групповой работы;

·   фронтальной самостоятельной учебной работы;

·   для проверки знаний, умений (карточки-задания); 

·   для подготовки опережающих заданий; 

·   коллекции, показывающие разнообразие растительного мира, внутреннего и внешнего строения животных и т.п.

         Кабинет биологии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

 

6.3. Компьютерные технологии

1. Фильмы «Природные сообщества» раздела базового курса «Биология»., изд. «Видеостудия «КВАРТ» Видеоэнциклопедия для народного образования.

2. Фильмы «Насекомые. Птицы», изд. «Видеостудия «КВАРТ». Видеоэнциклопедия для народного образования.

3. Поурочные презентации по отдельным темам.

 

6.4. Интернет-ресурсы

1. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

2. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/ 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка 1.1.

Пояснительная записка 1.1.

Данная программа была адаптирована и пролонгирована с учетом особенностей развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Данная программа была адаптирована и пролонгирована с учетом особенностей развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Воспитательные задачи: · практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры и фауны регионов

Воспитательные задачи: · практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры и фауны регионов

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: знание основных принципов и правил отношения к живой…

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: знание основных принципов и правил отношения к живой…

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в…

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в…

Поведение и психика 8 11

Поведение и психика 8 11

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, содержащее в себе черты животных и растений

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, содержащее в себе черты животных и растений

Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия

Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы

Легкие. Плевральная полость. Газообмен в легких и тканях

Легкие. Плевральная полость. Газообмен в легких и тканях

Содержание темы : Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Содержание темы : Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Глава 11. Индивидуальное развитие (6 часов)

Глава 11. Индивидуальное развитие (6 часов)

Онтогенез, его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

Онтогенез, его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

Человеческие расы. Человек как единый биологический вид

Человеческие расы. Человек как единый биологический вид

Системы органов животных. 2 9

Системы органов животных. 2 9

Обобщение знаний по теме «Плоские черви,

Обобщение знаний по теме «Плоские черви,

Черепные, или позвоночные. –

Черепные, или позвоночные. –

Кровеносная система. 1

Кровеносная система. 1

Строение и работа почек. 1 32

Строение и работа почек. 1 32

Обобщение знаний по теме «Органы чувств» 1

Обобщение знаний по теме «Органы чувств» 1

Обобщение знаний по теме «Общие закономерности жизни» 1

Обобщение знаний по теме «Общие закономерности жизни» 1

Изучение механизма наследственности

Изучение механизма наследственности

Человеческие расы. 1 54

Человеческие расы. 1 54

Ващенко О.Л. Биология 11 класс

Ващенко О.Л. Биология 11 класс

Компьютерные технологии 1. Фильмы «Природные сообщества» раздела базового курса «Биология»

Компьютерные технологии 1. Фильмы «Природные сообщества» раздела базового курса «Биология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020