Рабочая программа дефектолога "Адаптация к школе"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по дефектологии «Адаптация к школе» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана для детей-первоклассников и детей 2 класса впервые пришедших в школу из других школ, чтобы облегчить период адаптации в новом коллективе.
Иконка файла материала 3 адаптация к школе.docx

 

           Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

 

Приложение

к  основной адаптированной  образовательной программе, утверждённой 

приказом №  от  «    »        2019 г.

 

 

 

Рабочая программа по дефектологии

«Адаптация к школе»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 (вариант 1)

  2-1 класс и 1-1

                                                                                                                  

                                                                                                       Разработчик программы:  Лазарева Любовь Геннадьевна,

 

«Рассмотрена»

на методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

 «­­­­­20 » мая2019г.

 

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

 

 

 

 

Пояснительная записка

      

Дефектологическая программа составлена для новеньких учащихся 2-1 класса(только что пришедших из массовых школ) с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 и для учеников 1-1 класса Петровой и Волянюк. . Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

       Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

       Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений  на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

        Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

       Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

        Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут.       В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться, сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

 

 

Цели и задачи программы:

 

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

·климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

·развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;

·ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

 

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

·опора на личный опыт ученика;

·обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

·индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

·использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

·организация взаимодействия со сверстниками.

 

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

·стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

·использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

 

Программа занятий включает следующие основные направления:

·Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

·Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

·Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

·Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

·Формирование учебной мотивации;

·Ликвидацию пробелов знаний;

·Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

·Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

-сформированность внутренней позиции школьника, мотивации учения.

-положительное отношение к одноклассникам и школе

-осознание успешности своего пребывания в школе

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;

- переключаться с одного действия на другое.

           - анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;

 

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;

- переключаться с одного действия на другое.

           - анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;

- классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;

- находить логические ошибки;

- запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;

переключиться с одного действия на другое.

 

 

Содержание учебных тем

 

 

         Развитие аналитико-синтетической сферы

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,

Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Развитие внимания

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).

 

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.

Развитие памяти

Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз.

Упражнения  с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

 

Тематический план:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

 

 

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

·              Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

·              Развитие навыков каллиграфии;

·              Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

·              Развитие зрительного восприятия и узнавания;

·              Развитие зрительной памяти и внимания;

·              Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

·              Развитие пространственных представлений и ориентации;

·              Развитие представлений о времени;

·              Развитие слухового внимания и памяти;

·              Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

·              Навыков соотнесенного анализа;

·              Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

·              Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

·              Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

·              Развитие наглядно-образного мышления;

·              Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

на 2019-2020 учебный год

Коррекционно-практические занятия по дефектологии .

«Адаптация к школе»

Учитель: Лазарева Л.Г..

Количество часов 34 ч., 1 час в неделю.

    

Дата проведения

факт

Тема занятия

Методы и формы контроля

6.09

 

«Найди отличия».

Осень

 

13.09

 

Зарисовки на листе.

Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

 

20.09

 

Труд людей осенью. предложение.

 

27.09

 

«Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между

 

04.10

 

«Школа».

Чтение по слогам.

 

11.10

 

«Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10

 

18.10

 

«Дом» зарисовки.

Геометрические фигуры.

 

25.10

 

«Найди отличия» Десяток

 

08.11

 

«Угадай слово».. «Моя семья».

 

15.11

 

«Сходство и различие». Нумерация

 

22.11

 

«Сгруппируй предметы». Словарь. Одежда, обувь

 

 Дата проведения

факт

Тема занятия

 

6.09

 

«Исключи лишнее».

. Словарь. Овощи

 

13.09

 

«Что перепутал художник».

Состав двузначного числа

 

20.09

 

«Зрительный диктант».

. Фрукты

 

27.09

 

«Запутанные дорожки».

Единицы измерения

 

04.10

 

«Найди отличия».

Овощи и фрукты - разные продукты

 

11.10

 

Лабиринты.

.Единицы длины. См

 

18.10

 

«Снежный ком».

. Зима. Зимние забавы

 

25.10

 

«Внимательный художник».

Единицы длины. Дм

 

08.11

 

«Продолжи логический ряд».

ПДД зимой

 

15.11

 

«Зрительный диктант».

Второй десяток

 

22.11

 

«Что перепутал художник?».

Жизнь зверей зимой

 

 

 

Шнуровочки

 Сложение чисел.

 

 

 

«Составление рассказа».

Деревья

 

 

 

«Продолжи логический ряд».

 

 

 

 

«Найди отличия».

 Комнатные растения

 

20.03

27

Лабиринты..Числа

 

 

 

 

03.04

28

«Сходство и различие». Зима.

 

 

 

 

10.04

30

«Продолжи числовой ряд».

 

 

 

 

 

17.04

31

Поиск ошибок в тексте.

.ПДД весной

 

 

 

 

24.04

32

«Исключи лишнее».

 

 

 

 

 

15.05

33

«Зашифрованный рисунок».

 

 

 

 

 

22.05

34

«Лабиринты».

Углы