Рабочая программа деятельности музейной экспозиции в ДОУ.

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал будет полезен воспитателям и специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Иконка файла материала Рабочая программа музея 2015-2020.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«детский сад КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №20 «ЧЕБУРАШКА»

 

 

  Принято                                                                                                       «Утверждаю»                                                                              

  на заседании педагогического совета                                                                          заведующий МБДОУ                                                                                                                                                                                                                    

  Протокол  № ____ от _____________                                                                   _________ _____________

Приказ№  __________________

 

 

 

 

Рабочая программа

деятельности музейной экспозиции

 «Прошлое и настоящее Красного Сулина»

 МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №20 «Чебурашка»

на 2015-2020гг.

 

 

 

Составитель: Толоконникова О.В.

учитель-дефектолог

 

 

г. Красный Сулин

2015г.

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Цели программы:

§  Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, города, края.

§  Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

§  Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

§  Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.

Основные задачи:

1. Сбор и оформление информации о Донском казачестве, о военной славе Красного Сулина.

2. Изучить историю родного города.

3. Исследовать Донские традиции прошлого.

4.Провести поисковую работу в целях пополнения фонда музейной экспозиции.

5.Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

6. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

7. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, которые прославили свой город.

8.На базе музея проводить занятия, посвященные героической борьбе нашего народа с фашизмом, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

9. Развивать информационно-коммуникативные способности воспитанников, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Обоснование значимости программы.

Наш город имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как жили  раньше и теперь.

Необходимость развития интересов воспитанников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе и их лучших людях, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города.

Музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации воспитанников и педагогов в процессе совместной деятельности. Музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность воспитанников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором ребята могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Музей является одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между детским садом и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Музей взаимодействует с музеем района, историческим клубом «Наследие», библиотекой, интернет ресурсами.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга.

Принципы работы музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

§  Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

§  Самостоятельность, творческая инициатива детей и педагогов, выступающая важнейшим фактором развития музея;

§  Связь с общественностью, с ветеранами войны;

§  Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

§  Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

§  Систематическая связь с занятиями, со всем учебно-воспитательным процессом;

§  Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея;

§  Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм работы: музейных занятий, экскурсий , поисковой и проектной деятельности и др.

Основные виды деятельности музея:

1. Поисковая работа.

2.Экскурсионная работа.

3.Фондово-архивная работа.

4. Научно-исследовательская работа.

5. Организационно-массовая работа.

Организация поисковой работы:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Экскурсионная работа:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.;

- участие в областных, районных конкурсах;

- сотрудничество с районной газетой;

Фондово-архивная работа:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для музея;

- создание Книги Памяти «Помним, чтим, гордимся…»(воспоминания участников войны).

Научно-исследовательская работа:

Участие в районных краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.

Организационно-массовая работа:

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам музея;

- разработка методических рекомендаций по работе музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

 

Руководство работой музея.

Руководит деятельностью музея Совет музея, в состав которого входят педагоги ДОУ. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом заведующего ДОУ. В своей деятельности музей руководствуется Уставом ДОУ, Положением о музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.

Рабочий план реализации Программы.

Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

-Создание или обновление состава Совета музея.

С 2015г.

Ежегодно

2.

Фондово-архивное.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение

- Обработать воспоминания участников ВОВ и продолжить создание Книги памяти «Помним, чтим, гордимся…»»

- Создание архива музея в электронном варианте;
- Создание картотеки музейных предметов.

С 2015г.

С 2015г.   Постоянно

 

Постоянно

3.

Научно-исследовательская работа.

- Работа в районном архиве.

- Работа в библиотеках.

- Встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

Организационно-массовая работа.

Донской край – Родина моя!

Из истории нашего края.

День Героев Отечества.

14 февраля – день освобождения Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков.

День Великой Победы.

Акция «Свеча памяти».

2015-2020г.

Ежегодно

5.

Экскурсионная работа.

1. Проведение экскурсий и бесед.

2. Участие в мероприятиях:

- День города.

- День Матери-казачки.

День Героев Отечества.

- 14 февраля – день освобождения Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков.

- 22 июня – Свеча памяти.

- День Победы.

- Конкурсы исследовательских работ.

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам музея.

4. Размещение информации на сайте детского сада.

5. Сотрудничество с музеем РДК и историческим клубом «Наследие».

Ежегодно

По заявкам

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет (2015-2020 гг.)

Участники программы. Совет музея, педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ, родители воспитанников.

 

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.

Во-вторых: результатами участия в районных конкурсах.

Наличие совета музея.

Возглавляет работу музея его совет. В состав совета входят заведующий ДОУ, учителя-логопеды, воспитатели. Совет музея собирается 2-3 раза в год, определяет перспективы деятельности музея, планирует работу на год. В плане определяется исторический подход, события подлежащие исследованию, способы сбора и обработки информации, методы вовлечения коллектива в изучении той или иной темы, конкретизируется работа совета музея, распределяются обязанности среди членов совета.

Связь музея с государственными и общественными организациями.

Работа музея строится в соответствии с программой «Музей в ДОУ». Большую помощь оказывает заведующая музеем РДК, члены исторического клуба «Наследие».

Фамилия, имя, отчество руководителя музея, занимаемая должность. Руководит работой музея Толоконникова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог.

 

Литература.

Астапенко Г., «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 18-20 вв.» - Ростов-на – Дону, «Артель», 2011.

 

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А — Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Ростов-на-Дону, 2005 г.

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А - «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края); Ростов -на- Дону, 2005 г.

Интернет-ресерсы.