Рабочая программа деятельности музейной экспозиции в ДОУ.
Оценка 4.8

Рабочая программа деятельности музейной экспозиции в ДОУ.

Оценка 4.8
docx
воспитание
01.02.2020
Рабочая программа деятельности музейной экспозиции в ДОУ.
Материал будет полезен воспитателям и специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Рабочая программа музея 2015-2020.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«детский сад КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №20 «ЧЕБУРАШКА»

 

 

  Принято                                                                                                       «Утверждаю»                                                                              

  на заседании педагогического совета                                                                          заведующий МБДОУ                                                                                                                                                                                                                    

  Протокол  № ____ от _____________                                                                   _________ _____________

Приказ№  __________________

 

 

 

 

Рабочая программа

деятельности музейной экспозиции

 «Прошлое и настоящее Красного Сулина»

 МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №20 «Чебурашка»

на 2015-2020гг.

 

 

 

Составитель: Толоконникова О.В.

учитель-дефектолог

 

 

г. Красный Сулин

2015г.

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Цели программы:

§  Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, города, края.

§  Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

§  Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

§  Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.

Основные задачи:

1. Сбор и оформление информации о Донском казачестве, о военной славе Красного Сулина.

2. Изучить историю родного города.

3. Исследовать Донские традиции прошлого.

4.Провести поисковую работу в целях пополнения фонда музейной экспозиции.

5.Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

6. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

7. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, которые прославили свой город.

8.На базе музея проводить занятия, посвященные героической борьбе нашего народа с фашизмом, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

9. Развивать информационно-коммуникативные способности воспитанников, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Обоснование значимости программы.

Наш город имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как жили  раньше и теперь.

Необходимость развития интересов воспитанников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе и их лучших людях, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города.

Музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации воспитанников и педагогов в процессе совместной деятельности. Музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность воспитанников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором ребята могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Музей является одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между детским садом и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Музей взаимодействует с музеем района, историческим клубом «Наследие», библиотекой, интернет ресурсами.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга.

Принципы работы музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

§  Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

§  Самостоятельность, творческая инициатива детей и педагогов, выступающая важнейшим фактором развития музея;

§  Связь с общественностью, с ветеранами войны;

§  Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

§  Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

§  Систематическая связь с занятиями, со всем учебно-воспитательным процессом;

§  Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея;

§  Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм работы: музейных занятий, экскурсий , поисковой и проектной деятельности и др.

Основные виды деятельности музея:

1. Поисковая работа.

2.Экскурсионная работа.

3.Фондово-архивная работа.

4. Научно-исследовательская работа.

5. Организационно-массовая работа.

Организация поисковой работы:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Экскурсионная работа:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.;

- участие в областных, районных конкурсах;

- сотрудничество с районной газетой;

Фондово-архивная работа:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для музея;

- создание Книги Памяти «Помним, чтим, гордимся…»(воспоминания участников войны).

Научно-исследовательская работа:

Участие в районных краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.

Организационно-массовая работа:

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам музея;

- разработка методических рекомендаций по работе музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

 

Руководство работой музея.

Руководит деятельностью музея Совет музея, в состав которого входят педагоги ДОУ. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом заведующего ДОУ. В своей деятельности музей руководствуется Уставом ДОУ, Положением о музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.

Рабочий план реализации Программы.

Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

-Создание или обновление состава Совета музея.

С 2015г.

Ежегодно

2.

Фондово-архивное.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение

- Обработать воспоминания участников ВОВ и продолжить создание Книги памяти «Помним, чтим, гордимся…»»

- Создание архива музея в электронном варианте;
- Создание картотеки музейных предметов.

С 2015г.

С 2015г.   Постоянно

 

Постоянно

3.

Научно-исследовательская работа.

- Работа в районном архиве.

- Работа в библиотеках.

- Встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

Организационно-массовая работа.

Донской край – Родина моя!

Из истории нашего края.

День Героев Отечества.

14 февраля – день освобождения Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков.

День Великой Победы.

Акция «Свеча памяти».

2015-2020г.

Ежегодно

5.

Экскурсионная работа.

1. Проведение экскурсий и бесед.

2. Участие в мероприятиях:

- День города.

- День Матери-казачки.

День Героев Отечества.

- 14 февраля – день освобождения Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков.

- 22 июня – Свеча памяти.

- День Победы.

- Конкурсы исследовательских работ.

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам музея.

4. Размещение информации на сайте детского сада.

5. Сотрудничество с музеем РДК и историческим клубом «Наследие».

Ежегодно

По заявкам

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет (2015-2020 гг.)

Участники программы. Совет музея, педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ, родители воспитанников.

 

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.

Во-вторых: результатами участия в районных конкурсах.

Наличие совета музея.

Возглавляет работу музея его совет. В состав совета входят заведующий ДОУ, учителя-логопеды, воспитатели. Совет музея собирается 2-3 раза в год, определяет перспективы деятельности музея, планирует работу на год. В плане определяется исторический подход, события подлежащие исследованию, способы сбора и обработки информации, методы вовлечения коллектива в изучении той или иной темы, конкретизируется работа совета музея, распределяются обязанности среди членов совета.

Связь музея с государственными и общественными организациями.

Работа музея строится в соответствии с программой «Музей в ДОУ». Большую помощь оказывает заведующая музеем РДК, члены исторического клуба «Наследие».

Фамилия, имя, отчество руководителя музея, занимаемая должность. Руководит работой музея Толоконникова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог.

 

Литература.

Астапенко Г., «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 18-20 вв.» - Ростов-на – Дону, «Артель», 2011.

 

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А — Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Ростов-на-Дону, 2005 г.

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А - «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края); Ростов -на- Дону, 2005 г.

Интернет-ресерсы.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Пояснительная записка. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные,…

Пояснительная записка. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные,…

Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою

Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою

Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса…

Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса…

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: §

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: §

Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов

Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов

Руководство работой музея. Руководит деятельностью музея

Руководство работой музея. Руководит деятельностью музея

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Экскурсионная работа. 1. Проведение экскурсий и бесед

Экскурсионная работа. 1. Проведение экскурсий и бесед

Связь музея с государственными и общественными организациями

Связь музея с государственными и общественными организациями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020