МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«детский сад КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №20 «ЧЕБУРАШКА»
Принято «Утверждаю»
на заседании педагогического совета заведующий МБДОУ
Протокол № ____ от _____________ _________ _____________
Приказ№ __________________
Рабочая программа
деятельности музейной экспозиции
«Прошлое и настоящее Красного Сулина»
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида №20 «Чебурашка»
на 2015-2020гг.
Составитель: Толоконникова О.В.
учитель-дефектолог
г. Красный Сулин
2015г.
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
Цели программы:
§ Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, города, края.
§ Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
§ Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
§ Укрепление
нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за
свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
1. Сбор и оформление информации о Донском казачестве, о военной славе Красного Сулина.
2. Изучить историю родного города.
3. Исследовать Донские традиции прошлого.
4.Провести поисковую работу в целях пополнения фонда музейной экспозиции.
5.Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
6. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
7. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, которые прославили свой город.
8.На базе музея проводить занятия, посвященные героической борьбе нашего народа с фашизмом, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
9. Развивать информационно-коммуникативные способности воспитанников, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Обоснование значимости программы.
Наш город имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как жили раньше и теперь.
Необходимость развития интересов воспитанников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе и их лучших людях, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города.
Музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации воспитанников и педагогов в процессе совместной деятельности. Музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность воспитанников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором ребята могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Музей является одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между детским садом и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство:
Музей взаимодействует с музеем района, историческим клубом «Наследие», библиотекой, интернет ресурсами.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга.
Принципы работы музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
§ Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
§ Самостоятельность, творческая инициатива детей и педагогов, выступающая важнейшим фактором развития музея;
§ Связь с общественностью, с ветеранами войны;
§ Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
§ Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
§ Систематическая связь с занятиями, со всем учебно-воспитательным процессом;
§ Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея;
§ Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм работы: музейных занятий, экскурсий , поисковой и проектной деятельности и др.
Основные виды деятельности музея:
1. Поисковая работа.
2.Экскурсионная работа.
3.Фондово-архивная работа.
4. Научно-исследовательская работа.
5. Организационно-массовая работа.
Организация поисковой работы:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях города;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий;
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея;
- Проведение экскурсионной работы в музее.
Экскурсионная работа:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.;
- участие в областных, районных конкурсах;
- сотрудничество с районной газетой;
Фондово-архивная работа:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для музея;
- создание Книги Памяти «Помним, чтим, гордимся…»(воспоминания участников войны).
Научно-исследовательская работа:
Участие в районных краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.
Организационно-массовая работа:
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам музея;
- разработка методических рекомендаций по работе музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.
Руководство работой музея.
Руководит деятельностью музея Совет музея, в состав которого входят педагоги ДОУ. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом заведующего ДОУ. В своей деятельности музей руководствуется Уставом ДОУ, Положением о музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.
Рабочий план реализации Программы.
№ |
Направление деятельности |
Сроки исполнения |
1. |
Организационная работа. - Провести инвентаризацию и оформить паспорт музея; - Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п. - Составление и утверждение календарного плана работы музея. -Создание или обновление состава Совета музея. |
С 2015г. Ежегодно |
2. |
Фондово-архивное. -
Инвентаризация имеющихся музейных предметов. - Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение - Обработать воспоминания участников ВОВ и продолжить создание Книги памяти «Помним, чтим, гордимся…»» -
Создание архива музея в электронном варианте; |
С 2015г. С 2015г. Постоянно
Постоянно |
3. |
Научно-исследовательская работа. - Работа в районном архиве. - Работа в библиотеках. - Встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. |
Ежегодно |
4. |
Организационно-массовая работа. Донской край – Родина моя! Из истории нашего края. День Героев Отечества. 14 февраля – день освобождения Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков. День Великой Победы. Акция «Свеча памяти». |
2015-2020г. Ежегодно |
5. |
Экскурсионная работа. 1. Проведение экскурсий и бесед. 2. Участие в мероприятиях: - День города. - День Матери-казачки. День Героев Отечества. - 14 февраля – день освобождения Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков. - 22 июня – Свеча памяти. - День Победы. - Конкурсы исследовательских работ. 3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам музея. 4. Размещение информации на сайте детского сада. 5. Сотрудничество с музеем РДК и историческим клубом «Наследие». |
Ежегодно По заявкам |
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет (2015-2020 гг.)
Участники программы. Совет музея, педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ, родители воспитанников.
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.
Во-вторых: результатами участия в районных конкурсах.
Наличие совета музея.
Возглавляет работу музея его совет. В состав совета входят заведующий ДОУ, учителя-логопеды, воспитатели. Совет музея собирается 2-3 раза в год, определяет перспективы деятельности музея, планирует работу на год. В плане определяется исторический подход, события подлежащие исследованию, способы сбора и обработки информации, методы вовлечения коллектива в изучении той или иной темы, конкретизируется работа совета музея, распределяются обязанности среди членов совета.
Связь музея с государственными и общественными организациями.
Работа музея строится в соответствии с программой «Музей в ДОУ». Большую помощь оказывает заведующая музеем РДК, члены исторического клуба «Наследие».
Фамилия, имя, отчество руководителя музея, занимаемая должность. Руководит работой музея Толоконникова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог.
Литература.
Астапенко Г., «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 18-20 вв.» - Ростов-на – Дону, «Артель», 2011.
Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А — Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Ростов-на-Дону, 2005 г.
Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А - «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края); Ростов -на- Дону, 2005 г.
Интернет-ресерсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.