Рабочая программа для 10-11 класса по географии
Оценка 4.8

Рабочая программа для 10-11 класса по географии

Оценка 4.8
docx
30.11.2021
Рабочая программа для 10-11 класса по географии
Рабочая программа 1 ГЕОГРАФИЯ СУПЕР.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена на основании следующих нормативных документов и материалов:

            •           Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N413). Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г.- приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017г. N613

            •           Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9;

            •           Федеральный государственный образовательный стандарт;

            •           Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020-2021 г.,

            •           Образовательной программы ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей – интернат» г. Белгорода.

            •           Авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной «География. Современный мир», 10-11 классы. Сборник программ «География. Программы для общеобразовательных учреждений», авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, Москва, «Просвещение», 2019.

 

Программа разработана с учётом актуальных задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и познавательных качеств обучающихся.

 

УМК:

 

1.Учебник: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2019. Гладкий. География. 10-11 классы.

2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. «Мой тренажер», УМК «Полярная звезда», 2019.

3. Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н. «География. 10-11 класс. «Конструктор текущего контроля» (УМК Полярная звезда)

4. Гладкий Юрий Никифорович, Гдалин Дмитрий Александрович, Махов Сергей Иванович «Географический атлас. 10 класс. – М. Дрофа, 2019.

5. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина «Программы общеобразовательных учреждений. 6-9, 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2018.

Место предмета в базисном учебном плане

 

В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего общего образования предшествует курс «География» на ступени основного общего образования, включающий определённые географические сведения, являющиеся базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез.

Учебный план отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения на ступени среднего общего образования, т. е. по 1 часу в 10-м и 11-м классах.(т.е 34ч в 10кл и 34 ч в 11кл).

 

 

Цели и задачи:

 

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

            •           освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

            •           овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

            •           развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

            •           воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

            •           использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

 

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда

труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

 

Общая характеристика предмета.

 

По  содержанию  данный  курс  географии  сочетает  в  себе  элементы  общей  географии  и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются  на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства  и  размещения  населения,  мирового  хозяйства  и  географического разделения труда, раскрытие географических аспектов  глобальных  и региональных явлений и процессов, разных территорий.

            Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом  мире, а также развивать у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Деятельностный  подход  реализуется  на  основе  максимального  включения  в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - практических работ, экскурсий.

 

Формы организации работы учащихся:

 

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: практические работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащегося.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: опроса, письменных практических работ.

 

Планируемые результаты обучения учебного предмета

 

Личностные:

            •           Мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

            •           Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми.

            •           Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, и других видах деятельности.

            •           Готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные:

            •           ставить учебные задачи;

            •           вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

            •           выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

            •           планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

            •           выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

            •           планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

            •           оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

            •           пользоваться различными способами самоконтроля;

            •           классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

            •           сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

            •           систематизировать и структурировать информацию;

            •           определять проблему и способы ее решения;

            •           формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

            •           владеть навыками анализа и синтеза;

            •           искать и отбирать необходимые источники информации;

            •           использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

            •           представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

            •           работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

            •           использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

            •           создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;

            •           выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

            •           находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные:

            •           сравнивать изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика.

            •           Анализировать демографическую история человечества. Динамику численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций.

            •           Раскрывать содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

            •           Сопоставлять понятия «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

            •           Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание  научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

            •           Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

            •           Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг.

            •           Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

 

Содержание программы.
10 класс

 

Раздел 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
      Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство.

Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
      Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
      Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
      Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
      Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
      Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
      Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
      Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
      Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
      Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
      Практикум. 1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

Раздел 2. Политическая карта мира (4 ч)
      Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
      Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
      Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
      Практикум. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

Раздел 3. География населения (5 ч)
      Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
      Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
      Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
      Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
      Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
      Практикум. 1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

Раздел 4. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч)
      Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
      География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
      Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
      Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
      Практикум. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).    

Раздел 5. География мировой экономики (11 ч)
      Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
      Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
      Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
      Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
      Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
      Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
      Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
      Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
      Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
      Практикум. 1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).
    

 

Содержание программы.
11 класс

 

Раздел 1. Регионы и страны (27 ч)
      Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
      Англоязычная Америка
      Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
      Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
      Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
      Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
      Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
      Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
      Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
      Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
      Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
      Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
      Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
      Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
      Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
      Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
      Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
      Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
      Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия. 
      Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
      Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
      Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
      Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).

Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (7 ч)
      Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
      Практикум. 1
. География и глобальная проблема здоровья человека 2. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 3. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

 

Структура курса, 10 класс

 

Название темы

Часы

Практических работ

1

Человек и ресурсы Земли

10

3

2

География населения

5

3

3

География культуры, религий, цивилизаций

4

1

4

Политическая карта мира

4

1

5

География мировой экономики

11

4

 

Итого

34

12

Структура курса, 11 класс

 

Название темы

Часы

Практических работ

1

Регионы и страны

27

4

2

Глобальные проблемы человечества

7

3

 

Итого

34

7

 

Календарно-тематическое планирование по географии в 10 классе

 

Раздел, тема урока

ч

Практические работы

Содержание

Формы,

методы,

средства,

приёмы

Материально- технические условия и информационные ресурсы

Дата по плану

Дата по факту

ЧЕЛОВЕК И РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ – 10Ч

1

От древности до наших дней.

1

№1 «Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории»

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена.

Вводная лекция, составление схемы, работа с учебником, таблицей в учебнике, практическая работа.

Учебник.

 

 

2

Современные масштабы освоения планеты.

1

 

Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество – природная среда» в средневековье. Промышленная революция – качественный скачок в освоении планеты. НТР.

Опрос, работа по вопросам учебника, работа с картосхемой, проблемное обучение.

Учебник, карта мира, Интернет.

 

 

3

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества.

1

 

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

Опрос, работа с учебником.

Учебник, презентация.

 

 

4

Ископаемые природные ресурсы.

1

№2 «Определение ресурсообеспеченности стран»

Ресурсообеспеченность стран мира. Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими полезными ископаемыми различных стран и регионов. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Опрос, проблемное обучение, работа с диаграммами, объяснение, работа с картой

Карта минеральных ресурсов мира, таблица

 

 

5

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира.

1

 

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, её масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Работа с картосхемами, диаграммами

Видеофрагмент, карта земельных ресурсов мира..

 

 

6

Водные ресурсы.

1

 

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Работа с вопросами учебника, с диаграммами, статистическим материалом.

Презентация, видеофрагмент. Учебник. Карта водных ресурсов мира.

 

 

7

Лесные ресурсы.

1

 

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов на планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.

Работа с картосхемами, диаграммами.

Карта лесных ресурсов, учебник. Интернет.

 

 

8

Ресурсы Мирового Океана.

1

 

Ресурсы Мирового океана. Роль Мирового океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

Опрос, сообщения, работа с учебником. картосхемами, картами.

Видеофрагмент, учебник, Интернет, карта ресурсов Мирового океана.

 

 

9

Другие виды ресурсов.

1

 

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Географический диктант, работа с вопросами учебника, проблемное обучение, сообщения.

Видеофрагмент, учебник, Интернет, схема в учебнике.

 

 

10

Что такое природопользование.

1

№3 «Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов»

Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Опрос, работа по вопросам учебника, объяснение.

Учебник, Интернет.

 

 

ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ -5 Ч

11

Демографическая история человечества. Динамика численности населения.

1

№4 «Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации»

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Вводная лекция, практическая работа.

Учебник, картосхемы, карты.

 

 

12

Этническая и языковая мозаика.

1

 

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

Опрос, сообщения. Работа с текстом, картосхемами, диаграммами.

Видеосюжет, учебник, карта народов мира.

 

 

13

Возрастной и половой состав населения мира.

1

№5 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран»

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

Повторение по вопросам учебника, объяснение, работа с терминами, диаграммами, практическая работа.

Карты.

 

 

14

Размещение населения по территории Земли.

1

№6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира»

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

Беседа. Практическая работа.

Карта плотности населения мира, видеофрагмент

 

 

15

Миграции населения.

1

 

      Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Словарная работа, самостоятельная работа, работа с терминами, картами и картосхемами.

Картосхема, видеофрагмент

 

 

ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ – 4Ч

16

Содержание понятия «география культуры»

1

№7 «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия»

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

Практическая работа.

Учебник, презентация.

 

 

17

География религий.

1

 

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей

Опрос, работа с презентацией, проблемное обучение, работа с картами.

Карта народов и религий, презентация.

 

 

18

Цивилизации Востока.

1

 

      Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

Рассказ, сообщение, работа с учебником.

Учебник, видеофрагмент.

 

 

19

Цивилизации Запада.

1

 

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Рассказ, сообщение, работа с учебником.

Учебник. Видеофрагмент

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА – 4Ч

20

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира.

1

 

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Вводное сообщение, работа с картой, составление схемы.

Политическая карта мира, видеофрагмент

 

 

21

Государство- главный объект политической карты.

1

 

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства.

Беседа, работа с вопросами учебника, составление тезисов по тексту учебника. составление схемы.

Политическая карта мира.

 

 

22

Типы государств.

1

№8 «Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.

Практическая работа.

Учебник, видеофрагмент

 

 

23

Политическая география и геополитика.

1

 

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Словарная работа, цифровой диктант, работа по карте, учебнику.

Политическая карта мира.

 

 

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ – 11Ч

24

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств.

1

 

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.

Вводная лекция

Учебник, презентация

 

 

25

Основное содержание научно-технической революции на современном этапе.

1

 

 Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

Опрос, объяснение, работа с терминами, текстом учебника, таблицей, схемой.

Учебник. презентация.

 

 

26

Международное разделение труда – высшая форма географического разделения труда.

1

 

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Письменная работа, работа с учебником

Учебник.

 

 

27

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность.

1

 

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира.

Работа с вопросами учебника, работа с учебником и картами.

Карта горнодобывающей промышленности.

 

 

28

Нефтяная, газовая и угольная промышленность.

1

 

Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником, картами.

Карта топливной промышленности мира, учебник. Видеофрагмент

 

 

29

Обрабатывающая промышленность. Металлургия. Машиностроение.

1

№9 «Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей промышленности (по выбору)»

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение.

Опрос, практическая работа.

Карта обрабатывающей промышленности.

 

 

30

Химическая промышленность. Другие отрасли обрабатывающей промышленности.

1

№10 «Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану»

Химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Опрос, работа с практическая работа

Карта обрабатывающей промышленности

 

 

31

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике.

1

№11 «Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Практическая работа.

Карта сельского хозяйства мира, картосхемы учебника

 

 

32

Транспорт и сфера услуг.

1

№12 «Проложение по контурной карте маршрута международного туризма»

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

Опрос, практическая работа.

Карта транспорта мира, видеофрагмент.

 

 

33

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей.

1

 

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира.

Работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

Учебник, видеофрагмент

 

 

34

Экономическая интеграция и Россия.

1

 

Экономическая интеграция и Россия.

Работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

видеофрагмент

 

 

35

Итоговое повторение (резервное время)

1

 

Итоговое повторение тем

Итоговое повторение

Учебник

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по географии в 11 классе

 

Раздел, тема урока

ч

Практические работы

Содержание

Формы,

методы,

средства,

приёмы

Материально- технические условия и информационные ресурсы

Дата по плану

Дата по факту

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ – 27Ч

1

По каким частям лучше познавать мир.

1

 

Культурно-исторические регионы мира. Принцип строения. Социально-экономическая дифференциация стран. Центры экономической мощи, вчера и сегодня

Работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

Учебник, видеофрагмент

 

 

2

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение. Население.

1

 

Территория, географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Работа с вопросами учебника, работа с учебником и картами.

Учебник. Карта, видеофрагмент, презентация

 

 

3

Соединенные Штаты Америки. Экономика.

1

 

Экономика

Работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

Учебник. видеофрагмент

 

 

4

Соединенные Штаты Америки. Внутренние различия.

1

 

Внутренние различия. Северо-Восток. Средний Запад. Юг. Запад

Работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

Учебник. видеофрагмент

 

 

5

Канада

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика

Работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

Учебник, видеофрагмент

 

 

6

Латинская Америка. Географическое положение. Население. Экономика.

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика

Работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

Учебник. видеофрагмент

 

 

7

Латинская Америка. Регионы.

1

 

Карибский регион, регион Андских стран, Атлантический регион

Работа с вопросами учебника, работа с учебником и картами

Карта. Учебник, видеофрагмент

 

 

8

Практическая работа

1

№ 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Письменная практическая работа

Опрос, практическая работа.

Учебник. видеофрагмент

 

 

9

Западная Европа

1

 

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником, картами.

Учебник. видеофрагмент, презентация

 

 

10

Германия

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником, картами.

Учебник. видеофрагмент

 

 

11

 Великобритания

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

12

 Франция

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

13

Италия

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

14

Центрально-Восточная Европа

1

 

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником, картами.

Учебник. видеофрагмент, презентация

 

 

15

Постсоветский регион. Экономические связи

1

 

Сравнение экономической мощи. Украина, Белоруссия, Молдавия, страны Закавказья

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

16

Постсоветский регион. Специфика стран

1

 

Ценральноазиатский регион. Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

17

Практическая работа

1

№2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору).

Письменная практическая работа

Опрос, практическая работа.

Учебник. видеофрагмент, презентация

 

 

18

Зарубежная Азия

1

 

Природное разнообразие и ресурсы. Население. Экономика и регионы

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник, видеофрагмент

 

 

19

КНР

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Работа с вопросами учебника, работа с учебником и картами

Карта, учебник. видеофрагмент, презентация

 

 

20

Япония

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник, видеофрагмент

 

 

21

Юго-Восточная Азия

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник, видеофрагмент

 

 

22

Южная Азия

1

 

Формирование политической карты региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

23

Практическая работа

1

№3 «Выбираем страну для туристической поездки»

Письменная практическая работа

Опрос, практическая работа.

Учебник. видеофрагмент

 

 

24

Юго-Западная Азия и Северная Африка

1

 

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

25

Тропическая Африка и ЮАР

1

 

Территория. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Южно-африканская республика

Работа с вопросами учебника, работа с учебником и картами.

Карта. видеофрагмент, презентация

 

 

26

Австралия и Океания

1

 

Австралия: природа, население. Экономика и внутренние различия Австралии. Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия Океании

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

27

Практическая работа

1

№4. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).

Письменная практическая работа

Опрос, практическая работа.

Учебник. видеофрагмент

 

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 7Ч

28

Глобальные проблемы

1

 

Какие проблемы называют глобальными. Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

29

Отсталость, голод, болезни

1

 

Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

30

Практическая работа

1

№5. «География и глобальная проблема здоровья человека»

Письменная практическая работа

Опрос, практическая работа.

Учебник. видеофрагмент

 

 

31

Энергетическая и сырьевая проблемы

1

 

Почему эти проблемы стали глобальными. Пути решения проблем

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

32

Экологическая проблема

1

 

Кризис взаимоотношения общества и природы. Деградация глобальной экологической среды

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Учебник. видеофрагмент

 

 

33

Практическая работа

1

№6. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения.

Письменная практическая работа

Опрос, практическая работа.

Учебник. видеофрагмент

 

 

34

Практическая работа

1

№7. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

Письменная практическая работа

Опрос, практическая работа.

Учебник. видеофрагмент

 

 

35

Итоговое повторение (резервное время)

1

 

Итоговое повторение тем

Итоговое повторение

Учебник

 

 

 

 

                                                                                    Требования к уровню подготовки учащихся

      В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
      1) знать / понимать:
      этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
      важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
      необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
      особенности научно-технической революции;
      понятие «природопользование», виды природопользования;
      идеи устойчивого развития общества;
      особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
      этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
      занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
      крупнейшие города и агломерации мира;
      причины и виды миграций;
      культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
      этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
      секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
      понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
      крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
      географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
      2) уметь:
      анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
      определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
      определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
      определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
      определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
      характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
      определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
      составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
      уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
      выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
      устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
      составлять развернутый план доклада, сообщения;
      составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
      строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
      составлять и презентовать реферат;
      участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
      работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
      3) оценивать:
      обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
      рекреационные ресурсы мира;
      современное геополитическое положение стран и регионов;
      положение России в современном мире;
      влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
      экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
      тенденции и пути развития современного мира.

 

Планируемые результаты.

 

1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

– изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

- ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;

- темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;

- темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

2. Объяснять:

- причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;

- закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

- различия в естественном приросте населения темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);

- различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;

- миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

-направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского языков, языка хинди;

- причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле;

-особенности размещения основных отраслей хозяйства;

-особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

3. Описывать:

- одну из отраслей мирового хозяйства;

- один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.

4. Определять (измерять):

- принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;

- ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;

Особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;

- крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции крупнейших городов мира;

- условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

5. Называть и (или) показывать:

- крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;

- мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно- информационные, финансовые, торговые, рекреационные;

- основные средства и методы получения географической информации;

- основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

- крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;

- примеры крупнейших старопромышленных районов мира;

- меры по охране вод Океана и суши;

- тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

- основные формы международных экономических отношений;

- крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.

 

Перечень практических работ в 10 классе.

 

№ 1 «Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории»

№ 2 «Определение ресурсообеспеченности стран»

№ 3 «Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов»

№ 4 «Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации»

№ 5 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран»

№ 6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира»

№ 7 «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия»

№ 8 «Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

№ 9 «Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей промышленности (по выбору)»

№ 10 «Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану»

№ 11 «Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»

№ 12 «Проложение по контурной карте маршрута международного туризма»

 

Перечень практических работ в 11 классе.

 

№ 1 «Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека»

№ 2 «Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору)»

№ 3 «Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов»

№ 4 «Сравнительная характеристика двух стран (по выбору)»

№ 5 «География и глобальная проблема здоровья человека»

№ 6 «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения»

№ 7 «На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества»

Критерии оценивания.

 

отметка «5»

Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показал необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем.

отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимся в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая карты, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимся с помощью учителя. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащийся показал знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с картами, статистическими материалами, географическими инструментами.

отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащийся оказался неподготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя неэффективно из-за плохой подготовки учащегося.

 

Особые образовательные потребности:

у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса. В связи с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения, современных образовательных технологий;

- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- коррекция произносительной стороны речи

Потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка;

-Потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций  (соблюдение ортопедического режима);

-Потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;

-Потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;

-Потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;

-Потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;

-Потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

 

Для детей с ЗПР:

Планирование  коррекционной работы по предмету предусматривает восполнение пробелов в знаниях, подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы, развитие высших психических функций и речи обучающихся.

Содержание учебного материала по географии, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для учащихся с задержкой психического развития. Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать полученные на уроках географии знания в практической деятельности. При планировании учебного процесса по географии для таких детей необходимо определять базовые элементы содержания учебного материала и способы контроля знаний, регулировать темп обучения. Контролирующие задания для учащихся с ЗПР не должны содержать большой текстовый формат.

Особое внимание следует обратить на формирование знаний и умений, необходимых в практической деятельности. При организации занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий.

Реализация коррекционно-развивающей цели включает в урок специальные коррекционно-развивающие упражнения для развития высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

УМК:

 

1.Учебник: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2019. Гладкий. География. 10-11 классы.

2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. «Мой тренажер», УМК «Полярная звезда», 2019.

3. Гдалин Д.А., Гладкий Ю.  Н. «География. 10-11 класс. «Конструктор текущего контроля» (УМК Полярная звезда)

4. Гладкий Юрий Никифорович, Гдалин Дмитрий Александрович, Махов Сергей Иванович «Географический атлас. 10 класс. – М. Дрофа, 2019 г.

5. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина «Программы общеобразовательных учреждений. 6-9, 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2018.

Литература

 

1. Верещагина Н.О. «Поурочные разработки».

2. О.И. Ануфриева «Экономическая и социальная география мира. 10 класс», поурочные планы, Волгоград, «Учитель», 2017.

3. Е.В. Толмачёва «География. 10 класс», поурочные планы, Волгоград, «Учитель», 2018.

4. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко «Школьные олимпиады по географии. 6-10 классы», Москва, «Айрис-пресс», 2015.

5. В. Максаковский, Н. Петрова «Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география мира», Москва, «Айрис-пресс», 2014.

6. Е.А. Жижина, Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира», Москва, «Вако», 2015.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

1. Карты по разделам курса.

2. Интернет-ресурсы.

3. Икт-ресурсы: презентации, видеофрагменты.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

            •           Компьютерное оборудование.

            •           Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения среднего общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ГБОУ «БИЮЛИ».

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат

«Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»

Центр дистанционного образования детей-инвалидов

 

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №____

_________  Сопина В.В.

от «___» августа 2020г.

Согласовано

Заместитель директора 

 

________ Ерёмина И.В.

от «____»_________2020г.

 

Утверждаю

Директор ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»

____________Н.И. Визирякина

Приказ № ____

от «____» сентября 2020 г.

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по предмету «География»

для обучающихся с ОВЗ

(НОДА, ЗПР)
10-11 класс

 

 

2020 - 2021 учебный год

 

 

Составитель:

Лебедев В.В., учитель географии

 

 

 

 

 

г. Белгород

2020 г.


 

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена на основании следующих нормативных документов и материалов: •

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена на основании следующих нормативных документов и материалов: •

Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н. «География

Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н. «География

Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в

Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте

Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми

Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми

Интернет; • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы…

Интернет; • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы…

Раскрывать содержание понятия «география культуры»

Раскрывать содержание понятия «география культуры»

Ойкумена. Начало освоения человеком планеты

Ойкумена. Начало освоения человеком планеты

Раздел 2. Политическая карта мира (4 ч)

Раздел 2. Политическая карта мира (4 ч)

Осевые линии распространения цивилизации

Осевые линии распространения цивилизации

Основные показатели развития мирового транспорта

Основные показатели развития мирового транспорта

Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов

Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов

Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы

Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

География населения 5 3 3

География населения 5 3 3

Название темы Часы Практических работ 1

Название темы Часы Практических работ 1

Практические работы Содержание

Практические работы Содержание

Современные масштабы освоения планеты

Современные масштабы освоения планеты

Ископаемые природные ресурсы. 1 №2 «Определение ресурсообеспеченности стран»

Ископаемые природные ресурсы. 1 №2 «Определение ресурсообеспеченности стран»

Водные ресурсы. 1 Водные ресурсы

Водные ресурсы. 1 Водные ресурсы

Ресурсы Мирового Океана. 1

Ресурсы Мирового Океана. 1

Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов»

Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов»

Этническая и языковая мозаика

Этническая и языковая мозаика

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира»

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира»

Описание одного из памятников

Описание одного из памятников

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты

Понятие «политическая карта мира»

Понятие «политическая карта мира»

Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда

Нефтяная, газовая и угольная промышленность

Нефтяная, газовая и угольная промышленность

Карта обрабатывающей промышленности 31

Карта обрабатывающей промышленности 31

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей

Итоговое повторение (резервное время) 1

Итоговое повторение (резервное время) 1

Дата по плану Дата по факту

Дата по плану Дата по факту

Соединенные Штаты Америки. Экономика

Соединенные Штаты Америки. Экономика

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Работа с вопросами учебника, работа с учебником и картами

Работа с вопросами учебника, работа с учебником и картами

Германия 1 Географическое положение

Германия 1 Географическое положение

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником, картами

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником, картами

Практическая работа 1 №2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору)

Практическая работа 1 №2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору)

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Опрос, объяснение, самостоятельная работа с учебником

Юго-Западная Азия и Северная Африка 1

Юго-Западная Азия и Северная Африка 1

Австралия: природа, население.

Австралия: природа, население.

Какие проблемы называют глобальными

Какие проблемы называют глобальными

Опрос, практическая работа. Учебник

Опрос, практическая работа. Учебник

Практическая работа 1 №6.

Практическая работа 1 №6.

Итоговое повторение (резервное время) 1

Итоговое повторение (резервное время) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021